Название Место ЕС в мировой экономической системе
Количество страниц 83
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2009
Содержание ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________________
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЕВРО
1.1 Эволюция формирования и развитие Экономического и Валютного Союза___________
1.2 Объективные экономические причины появляения ЕВРО__________________________
1.3 Организационная структура наднациональной финансовой системы ЕС__________
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЕВРО НА МИРОВУЮ ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ
2.1 Текущее положение ЕвроСоюза в мировой экономике ___________________________
2.2 Взаимодействие евро со странами с переходной экономикой________________________
2.3 Роль евро в создании трехвалютной мировой структуры_________________________
2.4 Евро и рынки международного ссудного капитала_____________________________
2.5 Ближайшие перспективы ЕВРО_______________________________________________
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
РОССИЕЙ И ЕВРОЗОНОЙ
3.1 Евро и экономическая безопасность России____________________________________
3.2 Правовой аспект операций с общей валютой в России___________________________
3.3 Внешний долг и внешние заимствования России _______________________________
3.4 Курсовая политика Банка России______________________________________________
3.5 Валютные операции с ЕВРО в СНГ_____________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________________________
БИБЛИОГРАФИЯ______________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ________________________________________________________________



ВВЕДЕНИЕ.
В декабре 1991 г. руководители государств - членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты. После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств - членов Европейского Союза - Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Были присоединены к ЭВС и другие страны Евросоюза - Великобритания, Греция и др.
1 января 1999 г. страны - участницы ЭВС ввели единую валюту евро. Была создана и действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с Европейским центральным банком. Новая валюта заменила ЭКЮ и заняла преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и валютного союза (“зоне евро”). Хотя национальные валюты еще сохраняли физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность. Процесс создания новой валюты был окончательно завершен через три года, когда были введены в обращение банкноты и монеты евро, а национальные валюты полностью прекратили свое существование.
Политическое и экономическое влияние ЭВС не ограничивается рамками Европейского Союза. В процессе подготовки к вступлению в ЕС стран-кандидатов Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья их валюты все более тесно привязываются к евро. Конечная цель ЕС состоит в том, чтобы создать новую мировую валюту, адекватную экономическому потенциалу Союза.
Появление евро изменило объективные условия интеграции России в мировую экономику и требует должного учета во внешнеэкономической и валютной политике страны. Действительно ли евро имеет все шансы потеснить доллар на мировых валютных рынках? Какое влияние оказывает создание Экономического и валютного союза на экономическую безопасность и стратегические интересы России? Насколько широко распространятся расчеты в евро во внешнеторговых операциях? Какие изменения происходят в механизме курсообразования и курсовой политике России? Требуется ли изменить структуру валютных резервов страны? Какие последствия повлечет становление евро в области зарубежных заимствований и обслуживания внешнего долга? Стоит ли в интересах преодоления долларизации внутренней экономики пойти на ее “евроизацию”?
Вокруг этих вопросов в российских правительственных, банковских и научных кругах, а также на страницах печати в последнее время разворачиваются оживленные дискуссии, в ходе которой высказывалось несколько точек зрения. Согласно одной из них Россия еще слишком далека от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо сильно изменить в ее внутренней жизни или внешнеэкономических связях. Поэтому появление евро не требует никаких специальных мер со стороны России: следует просто предоставить событиям идти своим чередом. Сторонники другой точки зрения, напротив, видят в единой европейской валюте магическое средство вывода России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных позиций. Они высказывают опасение, что Россия запаздывает с “освоением” евро, выступают за целенаправленное “внедрение” новой валюты в российскую экономику.
Цель данного работы состоит в том, чтобы, не вступая в полемику, дать обоснованные ответы на актуальные вопросы, возникающие в связи с появлением евро, предложить экспертные оценки и прогнозы, необходимые для выработки оптимального курса России в отношении единой европейской валюты.
Следует отметить, что целый ряд проблем в работе обозначен общими контурами. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, введение евро - это не одномоментная операция, а длительный динамический процесс с высокой степенью неопределенности. Соответственно и организация работы с евро в России развертывается постепенно, по мере накопления объективных предпосылок. Во-вторых, любые меры, которые могут стать необходимыми в связи с распространением евро, потребуют тщательной проработки в контексте общей экономической и валютной политики России.
Список литературы Заключение.
1. Появление евро – это важный этап в развитии мировой политики и экономики. Лежащий в основе новой европейской валюты Экономический и валютный союз государств - членов ЕС представляет собой высшую форму международной экономической интеграции, итог почти полувекового процесса интеграционного строительства в Западной Европе. Впервые за последние полвека на мировых валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США. В мировой валютной системе происходит сдвиг в
сторону биполярности.
2. Введение евро непосредственно затрагивает стратегические интересы России и
меняет условия интеграции России в мировую экономику. В целом последствия происходящих перемен благоприятны для нашей страны. Во всех областях валютных отношений и валютной политики открываются более широкие возможности для решения стоящих перед Россией внешнеэкономических задач.
Геополитическое положение России и интересы ее экономической безопасности диктуют необходимость максимального использования этих возможностей. Вместе с тем практическая политика Российской Федерации в отношении евро должна строиться с учетом как геополитической целесообразности, так и объективных экономических возможностей, в увязке стратегических целей и тактических задач. В связи с этим все шаги в направлении диверсификации (расширении) валютных отношений должны быть осмотрительными и постепенными, ориентированными на поступательное решение конкретных экономических задач, должны предприниматься по мере накопления необходимых объективных предпосылок.
3. Работа с единой европейской валютой в России начинается в условиях слабого
состояния национальной кредитно-денежной системы, слабости рубля и глубокой
долларизации экономики. Главной задачей экономической политики правительства являются
завершение реформ в валютно-финансовой сфере и последовательное укрепление
национальной валюты. Этой задаче и должны быть подчинены все шаги в отношении евро.
Главный принцип государственной политики на этом направлении должен состоять в том,
чтобы последовательно преодолевать фактическое неравенство евро (как и других валют) в
отношении доллара США на внутреннем валютном рынке России.
4. В стратегической перспективе использование евро в России пройдет, по-видимому,
через несколько этапов.
Первоначально должен возрасти удельный вес евро во внешнеторговых расчетах.
Роль Правительства и Центрального банка Российской Федерации на этом направлении ограничена и сводится в основном к информационному обеспечению и совершенствованию расчетных механизмов, способствующих использованию евро.
Рано или поздно возобновится процесс государственных и частных заимствований на западноевропейских финансовых рынках. Возможности этих заимствований зависят в первую очередь от решения проблемы внешних заимствований России, улучшения хозяйственной конъюнктуры внутри страны и восстановления национального кредитного рейтинга. Вместе с тем Правительство Российской Федерации располагает определенными возможностями, чтобы в рамках этого процесса вести переговоры со странами ЭВС о создании дополнительных финансовых инструментов, способствующих российским заимствованиям в евро.
Третьим сегментом расширяющихся операций в евро может стать досрочная конвертация российских долгов в национальных валютах стран ЭВС в евро. Эта операция носит по преимуществу технический характер: условия частных займов не подлежат пересмотру, а возможность ревизии условий суверенных заимствований должна быть предметом дополнительных переговоров. Поэтому было бы неправильно форсировать этот процесс. В то же время при прочих равных условиях не следует его и затягивать. В пользу этого говорят политическая целесообразность и вероятные экономические выгоды для государства в связи с неизбежным увеличением доли евро в валютной выручке. Что касается долларовой части задолженности, то экономических оснований добиваться ее перевода в евро пока не прослеживается. Любые шаги в области внешнего долга и внешних заимствований, связанные с введением евро, должны, разумеется, планироваться и осуществляться в строгом соответствии с общей линией Российской Федерации на переговорах о реструктуризации российского долга.
По мере развития этих процессов будет расширяться и использование евро в межбанковских платежах, прежде всего в отношениях российских банков и их западноевропейских партнеров.
5. Лишь после того, как на товарных и финансовых рынках накопится определенная "критическая масса" операций в евро, возникнут объективные предпосылки для изменения положения на валютных рынках и соответственно коррекции механизма образования курса и
курсовой политики. Пока операции с евро не достигли необходимых объемов во внешнеэкономических и валютных операциях России.
6. В рамках общих стратегических целей в отношении евро можно было бы предложить
Европейскому Союзу и государствам-членам провести переговоры по всему спектру
конкретных вопросов, связанных с внедрением единой европейской валюты (сотрудничество
в информационном обеспечении работы с евро в России; развитие и углубление связей
между центральными банками; взаимодействие спецслужб, правоохранительных органов и
органов валютного контроля в борьбе с попытками транснациональных криминальных
сообществ использовать введение евро в своих интересах; содействие возвращению
российских заемщиков на западноевропейские финансовые рынки; заблаговременное
согласованное решение вопросов, связанных с появлением наличных евро, и т.д.).
7. На базе уже принятых нормативных документов Банку России предстоит
продолжить отслеживание и решение возникающих в практической деятельности правовых
проблем, связанных с евро в России:
• Было целесообразно, в частности, провести ревизию действующего российского
законодательства и международных договоров России в валютно-финансовой сфере с
целью определения их соответствия правовым нормам Европейского Союза,
касающимся евро.
Как уже отмечалось, заключенные экономическими операторами сделки в
национальных валютах стран — членов ЕС как до введения евро, так и после остаются
действительными для сторон. После прекращения хождения национальных валют
стран — членов ЕС платежи были переведены исключительно в евро с
применением установленных обменных соотношений. Российские валютные власти
приняли организационные и экономические меры для обеспечения
выполнения этих норм.
• После того как в январе 2002 г. стало возможным приобретение банкнот и монет в
евро, был отработать порядок действий в том случае, если российский гражданин или другое лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации, по какой-либо причине не обменяет наличную валюту стран— членов ЕС на наличные евро и предъявит свои требования на это в России после 1июля 2002 г.



8. Введение евро затронуло не только Россию, но и все другие государства СНГ. Хотя в силу объективных причин предпосылки для эффективной координации их валютной политики в отношении евро находятся в процессе созревания, создание Европейского Экономического и Валютного Союза, исторический опыт валютной интеграции в рамках ЕС содержит ценные уроки для совместной разработки перспективных проблем экономической интеграции в послесоветском пространстве.



1. "Экономические перспективы" Доклад ОЭСР, 01/2002. Стр. 39 - 46.
2. Борко Ю. «Россия и Европейский союз определяются в выборе стратегического
партнера» ЕВРО, © "Хроникер", 04/2001. Стр. 11-19.
3. Делягин М. «Заряд ЕВРОоптимизма» Эксперт, Москва, 28/02/2003. Стр. 27.
4. Макаревич Л. «Доллар идет в бой против евро.» ЕВРО, © "Хроникер", Москва,
02/2002. Стр. 11.
5. Макаревич Л. «Евро свое возьмет» Коммерсант, Москва, 25/02/2003. Стр. 5.
6. Малаха В. «Кризис вынуждает Россию и ЕС менять ориентиры программы
технического содействия», ЕВРО, © "Хроникер", 02/2007. Стр. 44 -49.
7. Руджеро Р., «Глобальной экономике нужна глобальная стабильность» доклад в
Институте международных банкиров (Нью-Йорк) 11/01/2007. © "Колумб-медиа",
2007. Стр. 25.
8. Сорос Дж. «Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности» М.:
Инфра-М,2002.
9. Статья 8 (4) Регламента Совета о введении евро. Москва, Консалтбанкир, 2007. Стр.
78 - 96.
10. Шемятенков В., Буторина О., Бутаков Д., Ершов М «Доклад для Правительства и ЦБ
РФ «Единая европейская валюта ЕВРО и национальные интересы России», Деп.
МФЭО ЦБ РФ, Москва, 07/2002. Стр. 1 - 33.
11. Элис Джеймс, «Перспективы ЕЭВС», информагентство "Эф-Даблью-Эн", © "Колумб-
медиа", 2007, © "Хроникер", 2007.

12. Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. Объединенная Европа на пути к лидерству. # МЭ и МО - 2002 - №4 - С.З -15
13. Малони Джон. Старые и новые теории валютных союзов # Глобализация и Россия: проблемы и перспективы. Сбор. материал Международной конференции.
Ярославль: МУБиНТ. - 2002. - С. 27 - 33
14. Пефтиев В.И. Глобализация и ТНК. # Размышления гуманитария о прошлом и настоящем. Ярославль: Аверс - пресс - 2002. - С.7 - 44.

15. Силютина Л.А. Валюта одна - экономик пятнадцать. # Тезисы У1 межрегиональной научной конференции " Молодежь и экономика " том 1. -2002г.-С. 146-147.

16.Доклад для Правительства и Центрального банка Российской Федерации Москва, июль 2007 года

17.В.Я. Иохин « Экономическая теория», Москва, ЮРИСТЪ , 2004



18. "The Wold Economic Outlook" , Statistical Appendix, IМF 2007, стр 101 - 145.

19. "The World Economic Outlook" Сh.1 Countries on the EuropeanUnion Accession Track,
IМF 2007. Стр 12-27.

20. "The World Economic Outlook", IMF 2007. Стр. 1-173.

21. "Convergence Report - Report required by Article 109j of the Treaty establishing the European
Community", ЕU Press March 2004. Стр. 9.

22."Differeces between national changeover scenarios and potential need for harmonazed action:
Common polisy messages", ЕСI Мarch 2007. Стр. 9-11.

23. "ЕU securities settlement systems - Issues related to Stage Three of EMU", ЕСI
February 2007. Стр. 51.
24. "Еurоре: external aspects of economic and monetary union." Commission of the
European Communities, Brusses, 23.04.2007 5ЕС(97) 803. Стр. 19.

25. "European Union Balance of Payments (Capital and Financial Account) Statistical Methods ", EU

26. "Final List of Monetary Financial Institutions", IMF March 2001. Стр. 1 - 29.
27. "Legal convergence in the Member States of the European Union - As at August 1997",
ECU press release October 2007. Стр. 13.
28. "List of Monetary Financial Institutions - As at December 1997", IMF April 2002. Стр.
1.
29. "Money and Banking Statistics Sector Manual - Guidance for the statistical classification of customers", DB Press April 2002. Стр. 22 - 29.
30. "Progress towards convergence 1996", ECI November 2007. Стр. 3-9.
31. "Progress towards convergence", ECI November 1998. Стр. 4-15.
32. "Sponsoring by the ESCB of an overnight reference interest rate in Stage Three of
EMU", ESCB September 2007. Стр. 1.
33. "Standards for the use of Securities Settlement Systems in ESCB credit operations",
ESCB January 2001. Стр. 23 - 32.
34. "The changeover to the single currency. Historical comparisons.", European Monetary
Institute, November 2007. Стр. 10-15.
35. "The single monetary policy in Stage Three - Elements of the monetary policy strategy of
the ESCB", ESCB, February 1997. Стр. 1.

36. "The single monetary policy in Stage Three - Specification of the operational
framework", ECB January 2001. Стр. 3 - 48.
37. "The single monetary policy in Stage Three: General documentation on ESCB monetary
policy instruments and procedures", ECB September 2001. Стр. 2-15.
38. "The statistical requirements for Monetary Union", ECB July 2002. Стр. 8.
39. A bibliography of surveys concerning the changeover to the single currency,' European
Monetary Institute, May 2001. Стр. 1 - 79.
40. Alessandro Prati, Garry J. Schinasi. European Monetary Union and international capital
markets: Structural Implications and risks. IMF Working paper No. 62, IMF, May 2007.
Стр. 7.
41. Article 109f of the Treaty establishing the European Community: Economic and monetary
policy (Title VI). Стр. 10-16.
42. Bayoumi, Tamim; Kenen, Peter B; Research Department Series: Using an EC-Wide
Monetary Aggregate in Stage Two of EMU : Working Paper WP/92/56, IMF 2003. Стр. 12
-40.
43. Bayoumi, Tamim; Masson, Paul R; Research Department Series: Liability-Creating Versus
Non-Liability-Creating Fiscal Stabilization Policies - Ricardian Equivalence, Fiscal
Stabilization, and EMU: Working Paper WP/98/112, IMF 1998. Стр. 11.
44. Bayoumi, Tamim; Research Department Series: Who Needs Bands? Exchange Rate Policy Before EMU : Working Paper WP/95/43, IMF 2007. Стр. 23.
45. Begg, David; Research Department Series: The Design of EMU : Working Paper WP/98/99, IMF 1997. Стр. 4-9.
46.http://www.chronicle.ru – сервер издательского дома «Хроникер».
47.http://www.chronicle.ru/index2.htm 29/05/2007 «EBPO» Nº 5 2003, изд. XPOHHKEP.
48.http://www.chronicle.ru/publish/magazine/euro/2007-el/contents.htm 12/11/2007 «EBPO»
Nº 1 2007, Изд. ХРОНИКЕР
49.http://www.chronicle.ru/publish/magazine/euro/2007-e4/contents.htm 13/11/2007 «EBPO»
Nº 4 20079, Изд. ХРОНИКЕР
50.http://www.chronicle.ru/publish/magazine/euro/2003-e6/contents.htm 10/11/2003 «EBPO»
Nº 6 2003, Изд. ХРОНИКЕР
51.http://www.chronicle.ru/publish/magazine/euro/2004-e8/contents.htm 14/11/2004 «EBPO»
N° 8 2004, Изд. ХРОНИКЕР
52.http://www.chronicle.ru/publish/magazine/euro/2007-el/contents.htm 15/01/2007 «EBPO»
Nº 1 2007, Изд. ХРОНИКЕР
53.http://www.chronicle.ru/publish/magazine/euro/2007-e2/contents.htm 17/02/2007 «EBPO»
Nº 2 2007, Изд. ХРОНИКЕР
54.http://www.chronicle.ru/publish/magazine/euro/2007-e3/contents.htm 17/03/2007«EBPO»
N°3 2007, Изд. ХРОНИКЕР

55.http://www.deutschebank.de – сервер Дойчебанка.
56.http://www.dbresearch.com/docs-en/topics/emu/index.html 04/03/2007
57.http://www.dbresearch.com/docs-de/Wirtschaftstrends/HWWA-Report_188.html
18.03.2007
58.http://www.deutschebank.de/reports/index.shtml 15/12/2005
59.http://www.dbkprivateequity.com/main/research/euro.htm 25/11/2005
60. http://www.diplomat.ru - сервер Министерства Иностранных дел РФ.
61.http://selena2.diplomat.ru/russian/izdan_mfa/interlife/ISSUES/398/4.htm 26/04/2005
62.http://www.ecb.int - сервер Европейского центробанка.
63.http://www.ecb.int/scripts/rwisapi.dll/@rware.env 28/04/2005
64.http://www.ecb.int/statistics/report/01122445000.shtml 28/11/2007
Цена: Договорная