Название | Международные отношения России и ЕС |
Количество страниц | 66 |
ВУЗ | МГИУ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | Введение
1. История возникновения направленности внешнеполитического курса России на Евросоюз 1.1.Отношения Советского союза и Европейского Экономического Сообщества 1.2 Образование Российской Федерации и развитие отношений с Евросоюзом 2. Эволюционные изменения отношения России и Евросоюза 2.1. Вектор военного сотрудничества 2.2 Политическое сотрудничество 2.3 Развитие экономических отношений 2.4 Культурно-гуманитарное направление отношений 3. Проблемы и перспективы отношений России и Евросоюза в контексте эволюционного развития 3.1 Перспектива сотрудничества России и Евросоюза 3.2. Кризисные моменты в отношениях России с Евросоюзом Заключение Список литературы Приложение Введение Современная модернизация России охватывает все важнейшие сферы жизни общества, и, в первую очередь, политическую и экономическую. Политические решения и изменения создают новые условия для экономического развития, а преобразования экономического характера закрепляют, а также стимулируют политические действия. Это общее правило, но каждый раз оно реализуется своеобразно. Будущее России целиком зависит от результатов проводимой уже полтора десятилетия масштабной модернизации, а итог самой модернизации – от специфики взаимодействия экономики и политики. Существенное воздействие на модернизационные процессы оказывает внешнеэкономическая деятельность России. Она непосредственно связана с обеспечением национальных интересов страны, и, прежде всего, с национальной безопасностью, с укреплением позиций и расширением влияния России в современном мире, с осуществлением эффективных преобразований в экономике, с повышением жизненного уровня населения. Эти важнейшие стратегические задачи российского государства на современном этапе обоснованы в посланиях Президента РФ В.В. Путина, развернуты и утверждены в документах России. Сами по себе эти задачи имеют политическую направленность, но они также мотивируют внешнеэкономические отношения России, придавая им политическую значимость. Наряду с этим на характер и направленность внешнеэкономических связей РФ серьезно воздействуют политические процессы и развитие экономики в стране. Для понимания логики этого воздействия важно учесть, что политические процессы, характеризующие развитие России последних лет, представляют собой сочетание демократических и административных начал. С одной стороны, продолжается дальнейшее развитие демократической политической системы, укрепление различных ее элементов. С другой стороны, усиливается централизация государственного управления, а вместе с ней – административные механизмы осуществления политической власти. Все это своеобразно проявляет себя в разработке государственной политики по обеспечению интересов страны, в формировании законодательной базы деятельности государства и частного бизнеса за рубежом, в конкретной работе с внешнеэкономическими партнерами. Экономические процессы в России сложны и неоднозначны. В первой половине девяностых годов российская экономика пережила глубочайший спад, вызванный последствиями масштабного перехода от централизованной экономики к рыночной, но вместе с тем значительно усугубленный рядом политических факторов. По своим внешнеэкономическим возможностям Россия резко отстала от многих стран мирового сообщества. Со второй половины девяностых годов началось некоторое оживление российской экономики, но, к сожалению, оно обусловливалось не модернизацией производства, а использованием международных займов на организацию добычи и вывоза за границу природных ресурсов, на приобретение в других странах товаров народного потребления. Только с началом XXI века в российской экономике начался реальный подъем, появилась финансовая стабилизация, стал повышаться жизненный уровень населения. Однако появление этих позитивных результатов в значительной степени связано с благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители. В таких условиях политические цели и задачи государства становятся особенно важным мотивом всей внешнеэкономической деятельности. Они существенно влияют на выбор региональных направлений и конкретных партнеров по внешнеэкономическим связям, на характер и масштабы взаимоотношений с различными странами, на формы использования международного сотрудничества в интересах социально-экономического развития России. Исследование этих аспектов взаимодействия политики и экономики во внешней деятельности российского государства имеет актуальное значение. Оно позволяет глубже понять взаимодействие внутреннего развития страны с возможностями ее международной активности, оценить эффективность внешнеэкономической деятельности с позиций национальных интересов России. В 90-х гг. Россия сделала существенные шаги в налаживании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в 90-х гг. были страны Западной Европы, и прежде всего страны ЕС. Поэтому развитие экономических отношений между Россией и Европейским Союзом является одной из многочисленных актуальных для России темой. Тема дипломного проекта звучит как: «Эволюция внешнеполитического курса России в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007годы». Целью работы является освящение эволюционных изменений внешнеполитического курса России по отношению к странам Евросоюза с 1992 по 2007 годы. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: • Выявление предпосылок направленности вектора внешней политики России на страны Евросоюза; • Освятить эволюционные изменения экономического сотрудничества России и ЕС в период с 1992 по 2007 годы; • Показать трансформацию сотрудничества России и Евросоюза в политической сфере в рассматриваемые временные рамки; • Охарактеризовать наличие проблем и перспектив российско-европейского сотрудничества на примере Евросоюза с 1992 по 2007 годы Объектом исследования являются эволюционные изменения внешнеполитического курса российского государства в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007 годы. Предметом исследования выступают особенности и проблемы трансформации вектора внешней политики России в контексте развития отношений со странами Евросоюза. Методология исследования. Основными методами исследования, использованными в работе, являются сравнение, анализ и синтез, которые позволили выявить особенности изменения внешнеполитической направленности России во взаимоотношениях с европейской общественностью Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений. |
Список литературы | Заключение
Развитие сотрудничества с Евросоюзом и его государствами-членами занимает одно из центральных мест в международных отношениях Российской Федерации. Отношения между Россией и Европейским союзом можно характеризовать в терминах энергетической взаимозависимости. Поэтому неудивительно, что энергетическая безопасность является предметом общей озабоченности. Европейские лидеры боятся попасть в зависимость от одного поставщика, а их российские коллеги не хотят полагаться лишь на один рынок. Вероятно, каждая из сторон постарается избежать такой ситуации, однако практические проблемы производства и поставок энергии легче решать совместными усилиями. ЕС столкнулся с тем, что в международные отношения возвращается логика силы, и оказался не готов к тем изменениям в своем окружении, которые не вписываются в рамки общеевропейских ценностей и не оправдывают надежд переходного периода. Такая ситуация приводит европейцев к осознанию необходимости срочно пересмотреть отношения с Россией. Сближение со странами Европейского Союза требует от России разделять общие ценности политической культуры или хотя бы стремиться к их развитию. Несмотря на то, что общепринятая парадигма в международных отношениях нацелена на поиск общих интересов, они подвержены изменениям, и в случае их несовпадения именно общность ценностей действует как связующая основа. При формировании позитивного внешнеполитического имиджа следует учитывать и различия в восприятии истории Россией и странами Евросоюза. Построение правового государства на основе демократических ценностей, развитие гражданского общества должны стать базой для развития отношений с Евросоюзом, их стабильности и предсказуемости. А благоприятному внутриполитическому имиджу государства будет соответствовать позитивный внешнеполитический имидж России. Укрепляя свои позиции за рубежом, российским представителям власти стоит больше внимания уделять не только разъяснению сути происходящих в России политических реформ, но и способствовать привлечению внимания к России с помощью некоммерческих организаций, и таким образом создавать равные стартовые возможности в конкурентной борьбе за влияние. В 90-х гг. Россия сделала существенные шаги в налаживании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в 90-х гг. были страны Западной Европы, и прежде всего страны ЕС. Поэтому развитие экономических отношений между Россией и Европейским Союзом является одной из многочисленных актуальных для России темой. Тема дипломного проекта звучит как: «Эволюция внешнеполитического курса России в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007годы». Целью работы является освящение эволюционных изменений внешнеполитического курса России по отношению к странам Евросоюза с 1992 по 2007 годы. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: • Выявление предпосылок направленности вектора внешней политики России на страны Евросоюза; • Освятить эволюционные изменения экономического сотрудничества России и ЕС в период с 1992 по 2007 годы; • Показать трансформацию сотрудничества России и Евросоюза в политической сфере в рассматриваемые временные рамки; • Охарактеризовать наличие проблем и перспектив российско-европейского сотрудничества на примере Евросоюза с 1992 по 2007 годы В рамках раскрытия цели и задач дипломного проекта, мы пришли к некоторым выводам. Россия и Евросоюз обладают довольно стабильной база взаимоотношений, доставшей ся России от Советского союза. Но вместе с тем кроме развитых отраслей сотрудничества, необходимо помнить и о проблемах имевших место быть в отношениях с Советским Союзом. Если говорить о военном сотрудничестве с Евросоюзом, как об организации в целом, наблюдается трансформация сотрудничества в сторону его упрочнения, усложнения характера связей. А если рассматривать процесс эволюционной трансформации в рамках отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается некоторые различия. Хотя военное сотрудничество и развивается, но вот характер его эволюционирования не везде одинаков. Так в одном случае, это изменение явилось следствием изменения характера международных отношений. В другом отношении сотрудничество военного характера является лишь составляющей на фоне других видов сотрудничества. Говоря об эволюции внешней политики России по экономическим вопросам в отношении Евросоюза, как организации в целом. Следует отметить, что развитие экономического диалога не представляется без учета обстановки в мире. Сотрудничество России со странами, входящими в Евросоюз, представляет собой долгосрочные перспективы. Этот вид сотрудничества развивается весьма динамично. Что касается эволюционных изменений экономического сотрудничества, то можно сказать, что в условиях современной мировой торговли, оно имеет достаточно стабильное развитие. Отношения России и Евросоюза как организации в целом, то в рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций, которая помогает поддерживать тесный политический диалог. Если же посмотреть на эволюционное развитие отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается немного иная картина. С одной стороны эволюционное развитие внешнеполитической ориентации России идет довольно уверенными темпами, упрочняя связи между российской стороной и странами участницами Евросоюза. Но с другой стороны изменения во внешней политике страны Евросоюза ведет к кардинальным изменениям политических отношений с российской стороной. И., конечно же, нельзя забывать о ситуации на международной арене, которая влияет на направленность внешнеполитического курса России и эволюцию отношений со странами Евросоюза. Что касается эволюции в области культурно-гуманитарного сотрудничества, то отношения России и Евросоюза представляются весьма перспективным и продолжительным. Если рассматривать культурно-гуманитарное сотрудничество в контексте отношений между России и стран, входящих в Евросоюз. Данный вид сотрудничества видится как прочное и перспективное направление сотрудничества. Перспективы отношений России и Евросоюза весьма неоднозначны. Россия все настойчивее отстаивает свои собственные национальные интересы так, как она их понимает, стремится пользоваться теми конкурентными стратегическими преимуществами, которые у нее есть. Евросоюз и партнер, и конкурент, и в этом вся сложность отношений. Несмотря на существующие политические разногласия, Россия и Европейский Союз остаются постоянными экономическими партнерами. Но экономическая взаимозависимость не гарантирует полное согласие по политическим вопросам и наоборот. Экономика сильное средство урегулирования политической нестабильности, но она не может быть вечным «камнем преткновения», необходимо какое-либо решение. Энергетическое сотрудничество не может подменить политические ориентиры дальнейшего развития отношений. Более тесное российско-европейское экономическое сотрудничество наталкивается на политические преграды. 1. Кузьмин Ю.С. Общая Ассамблея Европейского сообщества угля и стали (1952-1958 гг.): партийный и институциональный аспекты начального этапа европейской интеграции // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 1997. Сер. 6. Вып. 3. С. 138-150. 2. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век. П./р. Д.Тренина. М., 2005. 3. Ткаченко С.Л. Некоторые аспекты экономических отношений России и ЕС в 1990-1995 гг. //Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Серия 6. №1. С. 103-113. 4. Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998. 5. Хартли Т.К. Основы права ЕС. М., 1998. 6. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М., 2003. 7. 8Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. М., 1986. 8. Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе: Некоторые вопросы теории и практики. М., 1983. 9. Батурин Ю.М. Европейский парламент в политико-правовом механизме Сообществ. М., 1985. 10. Борко Ю., Буторина С. Европа: поиск новой идентичности. - Космополис, 2005, № 1. 11. 5Борко Ю.А. Отношения России с Европейским союзом и их перспективы. - 12. Доклады Института Европы РАН № 73. - М., 2005. 13. 6Боровик М.А., Шемберко Л.В. Современные миграционные процессы в Европе // Европа на пороге 21 века: ренессанс или упадок? Под ред. Пархалиной. – М.,1998. 14. Буторина О.В. В странах Центральной и Восточной Европы по-разному встручают новую валюту // Европа №3. 1999. 15. Ерохов С.В. Эволюция Европейского парламента - представительного органа Европейского союза. М., 1994. 16. Заславская Н.Г. Эволюция отношений между Европейским парламентом и Европейской комиссией // Россия в глобальном мире. Санкт-Петербург, 2005 17. Иванов И.С. Новая российская дипломатия: десять лет внешней политики страны. М., 2005. 18. 1Кацы Д.В. Отношения Европейского Союза с Беларусью и Украиной (1994-1997). Санкт-Петербургский государственный университет, “Библиотека европейских исследований” № 1. 1998 19. Кишилов Н.С. Западноевропейская интеграция: политические аспекты. М., 1985. 20. Крашевский А.А. Северное измерение Европейского Союза: логика процесса // Россия в глобальном мире. Санкт-Петербург, 2005 21. Кузьмин Ю.С., Ломагин Н.А. Европейский парламент // Вестник Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 1994. № 4. С.197-217. 22. Максимычев И. Германский фактор европейской безопасности // Международная жизнь. 1998. № 7 23. Малаха В. Кризис вынуждает Россию и ЕС менять ориентиры программы технического содействия // Европа. №2. 1999. 24. Матвеевский Ю. Проблемы экологии играют важную роль в отношениях в Европейским союзом // Европа. №3.1999. 25. Померанц Г.С. Европа в диалоге культур // Актуальные проблемы Европы. - М.,1998 26. Портанский А. ЕС делает ставку на стабильную Россию // Европа. №3, 1999. 27. Рогов С.М. Россия и Запад после 11 сентября 2005 года. // США и Канада: экономика, политика, культура, 2005, № 6. 28. Ротфельд, А.Д. Европа: процесс многосторонней безопасности // Мировая экономика и междунар. отношения. - М., 1996. - N 1. - С. 49-68 29. Ткаченко С.Л. Европейский центральный банк: от открытия до введения евро. //Вестник Санкт-Петербургского университета. 1999. Серия 6. №3. С. 94-100. 30. Ткаченко С.Л. Полномочия Европейского парламента в бюджетной сфере //Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 1995. №2. C. 189-197. 31. Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992. 32. Сорок лет Римским договорам: Европейская интеграция и Россия. Санкт-Петербург, 1998. 33. Ушаков, Ю. Европа на пути к новой модели безопасности // Междунар. жизнь. - М., 1996. - N 4/5. - С. 11-15 34. Фридмен, Л. Силовой потенциал и вакуум безопасности в Европе // Мировая экономика и междунар. отношения. -М., 1995. - N 2. - С. 23-36 35. Энтин М.Л. Суд европейских сообществ: Правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции. М., 1987. 36. Ягья В.С. Взаимоотношения Европейского союза и России на рубеже XX-XXI веков // Россия в глобальном мире. Санкт-Петербург, 2005. |
Цена: | Договорная |