«Использование семи модулей на уроках географии»
Бейсенова Жамиля Жумабаевна Учитель истории и географии школы-гимназии № 50 имени Ахмета Байтурсынова города Шымкента Южно-Казахстанской области
Методическая тема: «Использование новых технологий на уроке географии с целью повышения научно-познавательного интереса к предмету».
«Использование семи модулей на уроках географии»
«Разум, однажды расширивший свои границы,
Никогда не вернётся в прежние».
Альберт Эйнштейн
На протяжении всей своей педагогической деятельности я использовала традиционные методы обучения, но всегда старалась чтобы мои уроки были интересными и познавательными для учащихся. Проводила уроки с использованием ИКТ, уроки в виде – путешествий, викторин, урок – дебаты, и так далее.
После прохождения уровневых трехмесячных курсов, я поняла, что проводить уроки по - старому уже не получится, надо разрабатывать уроки так, чтобы учитывались все требования программы. Хочу сказать, что у меня изменились взгляды о преподавании, как можно донести свой предмет до учащихся. На курсах с коллегами я познакомилась с семью модулями программы. Все семь модулей взаимно дополняют друг друга и являются пазлами, одной мозаики, убери один, и вся картинка рассыплется, потому что каждый вносит свою лепту, то есть определенную функцию в образовательном процессе. Мне было тяжело отказаться от проведения традиционных уроков, где учащиеся работают над заданиями заданными мною на уроке, где всегда работали в индивидуальном порядке.
Вернувшись с уровневых трехмесячных курсов я, стала рассматривать предложенные в Программе модули обучения.
В данное время моей главной задачей, является, на уроках географии научить учащихся анализировать, уметь высказывать своё мнение, делать выводы, оценивать. Раньше на своих уроках я использовала виды групповой работы, но я никогда не задумывалась о создании коллаборативной среды, формировать цели урока с позиции ученика, у меня на уроках были формативное оценивание и суммативное оценивание, но самооценивание и взаимооценивание я не использовала, видимо не осознавала об результативности данных оценивании, так же не знала о рефлексии и о его результативности, что нужно иметь обратную связь с учениками. Поэтому использование на уроках такой формы работы уже с другим подходом, новым взглядом и сознанием у меня вызвало большой интерес. Барнс [1971] утверждал: речь, используемая в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. . На своих уроках я стараюсь проводить уроки так, что учащиеся все время меняются в группах, в парах, где главную работу выполняют они самостоятельно, зная ответственность за ее выполнение. Они чувствуют себя на уроках очень комфортно, хотя где обучение основывается на групповом обучении, некоторые учащиеся проявляют осторожность, так как учащиеся с высокой мотивацией не желают каждый раз менять группу, хотят быть вместе со своими одноклассниками с которыми ведут близкое общение. Но слабоуспевающие учащиеся проявляют себя совсем по-другому, так как у них это вызывает положительные эмоции.
При планировании и разработке уроков, я тщательно обдумываю применение активных методов обучения. Во время ознакомления с семью модулями в преподавании, я узнала что, при подаче готовых знаний учителем, не все ученики усваивают эту информацию. Для более полного усвоения знаний, мне нужно задействовать всех учеников на своих уроках. Во-первых, чтобы заинтересовать их, мне необходимо создавать коллаборативную среду при помощи различных игр, физминуток и тренингов. Я применяю разнообразные игры и разминки, такие, как «Прилагательное Я», «Волшебный маг», «Жавжалеть», «Подари улыбку» и т. д. , которые помогают мне настроить моих учеников на урок. До курсов я никогда не применяла такие приёмы, соответственно считая этот аспект не важным для создания атмосферы. А сейчас я понимаю, что благоприятная среда является неотъемлемой частью успешного урока. Дети становятся более дружелюбными и открытыми, так как, настраивая их на урок, создавая коллаборативную среду, дети начинают лучше сотрудничать друг с другом, активнее включаться в работу.
Для большей результативности в обучении применяю групповую, парную, индивидуальную формы работ, где учащиеся при помощи диалога, взаимодействия, обсуждения активно работают на уроках. Благодаря такой форме работы они понимают, что главное преимущество совместной работы, быстрое и правильное выполнение заданий. В самом начале наших уроков мы совместно с детьми составили правило работы в группах и парах, осознавая, что от соблюдения которых зависит качество урока и более эффективно использовать урочное время. Работе в группе дети, несомненно рады, в классе «стоит рабочий шум». Сначала они не воспринимали урок всерьез думали что мы просто играемся, вели себя свободно, но когда поняли, что это процесс урока со своими правилами, где ученики должны заниматься, стали более ответственны.
Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учащимися, учителем и учеником помогает учащимся развить собственное мышление. А что же ещё способствует выработке ответственности учеников за своё самостоятельное обучение. На каждом уроке я подвожу учеников к самостоятельному определению темы и цели. Когда правильное решение найдено самостоятельно, такой процесс обучения, несомненно, приносит радость и лучше запоминается тема. А самостоятельно поставленное целеполагание, мотивирует их к достижению поставленной цели. В процессе урока детям с повышенной мотивацией предоставляется возможность обучать слабых учеников, тем самым сильные ученики решают сложные задания, через обучение слабых. Слабые ученики развивают свои способности с помощью своих одноклассников. Раньше никогда не задумывалась о значимости применения разноуровневых заданий, но теперь поняла, что применив такой приём, я сподвигну каждого ученика поставить цель посильную ему одному.
Основным модулем на моих уроках является «Обучение критическому мышлению», который под различными акцентами проходит через все уроки и этапы урока. Сама окончательно вникнув в суть этого модуля, я считаю, что в полной мере смогу развивать навыки по его внедрению. Этот модуль позволяет, как и другие, поменять привычную структуру урока. Посредством применения различных стратегий и приёмов критического мышления сделала упор на развитие навыков самостоятельного приобретения знаний, умений путём анализа, синтеза и сравнения приходить к правильным ключевым идеям. Поэтому при составлении плана уроков для развития критического мышления стараюсь применить стратегии и приёмы, которые будут доступны моим ученикам, такие, как «Мозговой штурм», «Футбольное поле», «Лови ошибку», «Аквариум», «Постер», «Кластер», «Шесть шляп» Эдварда де Бона, «Фишбоун», «Заполни таблицу», разноуровневые задания, карточки и т. д. Для большей заинтересованности учеников с высокой мотивацией, которые с лёгкостью справляются с заданиями средней сложности, стараюсь давать задания, для выполнения которых следовало поразмыслить, провести анализ.
Соответственно трудности стимулируют их, а роль наставника и помощника, приносят им удовольствие и радость от помощи более слабым ученикам. Сама так же научилась ставить вопросы сложного порядка и стараюсь обучить этому своих учеников, применив приёмы «Лови ошибку», «Футбольное поле», «Кроссворд», «Аквариум», «Своя игра» и т. д.
Для корректировки и уточнения ответов учеников я научилась выжидать от трёх до семи секунд. Раньше у меня не хватало терпения дождаться ответа ученика, спешила быстрее назвать ответ сама. Благодаря таким заданиям у них развивается способность мыслить, анализировать, делать выводы, чего ранее за ними не наблюдалось. Этот модуль, я считаю, развивает в человеке качества, которое наиболее важно в наше время. Он помогает продумывать каждое своё действие, направлять и выбирать наилучший ход. Формулирует взгляды на будущее с наилучшим исходом действий. Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» помог мне оценивать достижения моих учеников формативно и суммативно. Если дети являются активными учащимися, формирующие собственное понимание в процессе обучения, следовательно, они должны иметь представление, как и за что их оценивают. Зная критерии оценивания и слыша поощрение от учителя, ученики самостоятельно предпринимают шаги в обучении. Такое отношение к обучающимся действительно улучшают взаимоотношения между учителем и учеником, упрочняется доверие между ними. Причём используя методы формативного оценивания и обратной связи как например, «Смайлик», «Ладонь», «Две звезды и одно пожелание» ,«ЗУХ» и т.д. таким образом они оценивают не только выполненные задания, но и эмоциональную атмосферу в классе, мою работу на уроке и весь урок в целом, что соответственно приводит к определённым действиям и мерам для улучшения среды на моих предметах
При использовании на своих уроках идеи модуля «Обучение талантливых и одарённых» помогает мне выявить наиболее сильных учеников в классе. Это ученики, которые обычно быстрее всех справляются с заданиями, а остальную часть урока им приходилось скучать. Конечно же это был мой недочёт в работе. Я не подбирала задания, которые способствовали бы развитию более высокого уровня мышления. Что соответственно не вызывало у них внутренней мотивации к обучению. Сейчас я осознаю, что для заинтересованности таких учеников мне нужно подходить к разработке заданий более тщательно, поэтому стала использовать разноуровневые и усложнённые задания, а так же опережающие и творческие задания. Более того предложила роль руководителя в группе, где им предоставлялась возможность помочь и поддержать более слабых учеников. В дальнейшей моей педагогической практике постараюсь уделять больше внимания таким ученикам, подбирать работу, которая будет способствовать дальнейшему развитию их талантов. И здесь я хочу поделиться со своими наблюдениями за учениками А.В.С. Ученик А. на традиционных уроках была всегда активной, приходила подготовленной, первой заканчивала все задания и выходила отвечать. Ученик В. Всегда выполняла домашние задания, выполняла письменные и практические работы на отлично, но выходить отвечать не всегда просилась, чувствовалось неуверенность. Ученик С. иногда отвечал на поставленные вопросы, был неактивен и никогда не выходил отвечать к доске.
Что же изменилось на уроках после уровневых трехмесячных курсов ,
ученик А. всегда первая во всем, от своей команды всегда выходит на защиту постера, кластера, вот например при использовании стратегии «Фишбоун» на закрепление урока, только ее группа правильно вывела факты, аргументы, показала причинно-следственные связи и правильно пришла к выводу. А на одном из уроков были разноуровневые задания, ученикам с повышенной мотивацией надо было написать эссе на тему «Путешествие по природным зонам Австралии». В итоге она организовала девочек и с написанием эссе придумали и показали сценку по теме.
Ученик В. стала одним из первых заканчивать задания и просилась выступать, выступает она уверенно, в своей группе являлается организатором, и проявляются в своей группе лидерские качества. И видно , что ей это нравится.
Ученик С. начал выполнять задания, одним из первых отвечать, на одном из уроков были разноуровневые задания, у учеников с пониженной мотивацией было задание по тестам он первым поднял руку и попросился отвечать, но давал неполные ответы, были и неправильные ответы, но прогресс в том, что он начал поднимать руку и отвечать. А на одном уроке в парной работе он работал в паре с учеником А., и что вы думаете произошло. Он вышел к доске отвечать, с учеником А. показал, все объекты по карте при этом давал, разъяснения. Это и есть ЗБР по Выготскому – «это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития». Преодолеть это расстояние ученику С. помогла более способный ученик А. Здесь важна методика «установления подмостков» первоначально разработанная Жеромом Брунером. Это постепенно увеличивающаяся, а затем уменьшаемая помощь в овладевании знаниями. При этом очень важно учесть опыт ученика и мнение учащегося. Увидев продуктивность данного вида работы, я решила внедрять парную работу на свои уроки на постоянство. Ученик С. сейчас первое любит мой предмет географию, выполняет все классные и домашние задания, первым поднимает руку отвечать и в журнале у него только уверенные пятерки. Стал более общительным и уверенным в себе человеком.
Также эти наблюдения и анализы приводят к выводу, что мы должны готовить задания, учитывая уровень учеников.
При планировании уроков соответственно при составлении заданий мне приходится учитывать их возрастные особенности.
Ранее на своих уроках часто старалась использовать интерактивную доску, как одну из форм ИКТ, в основном сама показывала презентации и видеоролики на уроках детям. Но в полной мере возможности ИКТ осознала на уроках при использовании моими учениками своих сотовых телефонов, планшетов, ноутбуков. Так они добывают из Интернета нужную информацию по уроку. И это повышает мотивацию и заинтересованность учащихся к обучению, а уроки стали продуктивнее и интереснее. Таким образом, используя ИКТ, мои дети обогатили свою цифровую грамотность. Лидерство в обучении, помогает правильно определить роль учителя в обучении. Видеть и оценивать себя не только с центральной позиции, выслушивать мнение учеников, адекватно реагировать на них. При этом объективно направлять, контролировать и оценивать своих учащихся.
Что же касается модуля «Лидерство в обучении» лидеры среди учащихся выявляются в упражнениях приветствия, при работе в группах. Поскольку я планирую, организовываю, направляю, координирую и провожу уроки сама, я также являюсь лидером.
Семь модулей программы стараюсь реализовывать постепенно на всех уроках. Применяя на практике все семь модулей, их взаимном интегрировании, я понимаю важность в их необходимости использования на уроках, таким образом совершенствуя свое преподавание и обучать учеников к новым подходам в обучении. В процессе проведения урока я меньше говорю и больше направляю учащихся, продолжаю самообразовательную деятельность по своему предмету. После уровневых курсов я пересмотрела с другой стороны свою преподавательскую деятельность, ознакомившись с новыми технологиями в преподавании и обучения. Мне кажется, что проводимое мною исследование и выбранная форма работы в классе, оказывает большое значение на оценку работы учителя новой формации, добиваясь тем самым наилучших результатов в преподавании и обучении учащихся.
Использованная литература:
«Руководство для учителя», (АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». 2013г)
Ресурсы, (АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». 2013г)