Дополнительная модульная образовательная программа «Школа организаторского мастерства»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МС
протокол № от«____» ____20 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ ДОД «КЦ ДОД»
______________ Т.А. Ермакова
«____»_________________20 г.
Дополнительная модульная образовательная программа
«Школа организаторского мастерства»
Возраст детей: 12 – 17 лет
Сроки реализации: 3 года
Педагог дополнительного образования: Вильданова И.Л.
с. Красноселькуп - 2013 г.
Каждого полюби, каждого вызнай,
каждого на ноги поставь и вслед ему,
когда по житейской дороге отправится,
улыбнись, чтоб легче путь был.
А.Н. Раменский
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования предъявляются определённые требования к профессиональной компетентности педагогических работников. Участник детского актива должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные и профессиональные задачи. От уровня подготовки участников актива во многом зависит успех воспитательной работы в образовательном учреждении. Работа с детьми требует активистов самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития личности ребёнка и детского коллектива. Участник детского актива должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту.
Молодежная субкультура определяет особое коммуникативное поле, одним из важных составляющих которого является досуг. Свободное время и его организация играют важную роль в развитии личности. От удовлетворенности молодого человека качеством досуга зависит общая удовлетворенность жизнью. Подростки, не найдя той среды, в которой почувствуют искреннее внимание к своим интересам, мыслям, переживаниям, где могут реально подтвердить свою непохожесть и неповторимость, испытывают дискомфорт, раздражение, нарастающее чувство неуверенности в завтрашнем дне, проявляют цинизм, агрессивность. Именно поэтому досуг должен быть подвергнут серьезному педагогическому воздействию.
Проблема воспитания детей остается одной из самых главных проблем нашего общества. Резкая дифференциация доходов семьи, коммерциализация сфер культуры и образования, социальное сиротство, ослабление роли семьи, как гаранта экономической безопасности и развития детей – все эти процессы не могли не сказаться на самоощущении ребенка в обществе и на снижении позитивного потенциала некоммерческого сектора.
В результате социально-экономического развития общества, внедрения новых стандартов образования не только в младшей школе, но и в среднем звене возникла необходимость обновления дополнительного образования. Основная идея обновления - заключается в том, что дополнительное образование должно стать более функциональным и эффективным.
Образовательная программа «Школа организаторского мастерства» способствует решению обучения подростков средней и старшей ступени. На актуальность введения обучения указывают следующие обстоятельства:
к 15 – 16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности;
Большинство подростков считают, что для успешной карьеры и выбора профессии необходимо еще в школе познакомиться работой педагога, для гарантии успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры.
Программа рассчитана на три года обучения по двум модулям самостоятельных подпрограмм по социально-педагогическому направлению деятельности: подпрограмма досуговой деятельности «Лидер» и подпрограмма для старшеклассников «Школа вожатого». Обучающиеся, имеют право поступить на любой модуль обучения. Окончив годичный модуль образовательной подпрограммы «Лидер», воспитанники имеют право закончить обучение и получить итоговый сертификат или перейти на второй двухгодичный модуль обучения подпрограммы для старшеклассников «Школа вожатого». Воспитанники, прошедшие обучение и успешно закончившие полный курс и два модуля обучения образовательной программы «Школа организаторского мастерства», имеют право на получение итогового свидетельства.
Образовательная программа «Школа организаторского мастерства» рассчитана на учащихся 12-17 лет, желающих получить дополнительное образование и в будущем выбрать профессию педагога: вожатых и организаторов для работы в пришкольных лагерях летом, а также возродить шефскую работу в Центре дополнительного образования детей.
Цель программы – возрождение шефской работы в Центре дополнительного образования детей, подготовка вожатских и организаторских кадров для работы в детских пришкольных и каникулярных лагерях, молодежных организациях, дополнительном образовании.
Задачи:
Развитие организаторских и коммуникативных навыков;
Обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской и организаторской работы;
Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
Формирование организаторских умений в процессе педагогической практики.
Объем программы:
1 год обучения: 144 часа
2 год обучения: 144 часа
3 год обучения: 144 часа
ІІ. Предполагаемый результат программы
В процессе освоения программы «Школа организаторского мастерства», учащиеся приобретают следующие знания и умения.
Знания:
Основные приемы эффективного общения.
Особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и подростков.
Нормативно-правовые основы работы вожатого.
Особенности временного детского коллектива.
Логики развития лагерной смены, методики организации тематических дней.
Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.
Игровая и тренинговая деятельность, возможности игры.
Охрана жизни и здоровья детей.
Умения:
Диагностические умения;
Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в группе, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;
Организаторские (организация жизнедеятельности в коллективе, команде, отряде, организация работы в группе и подгруппе, координация собственной деятельности)
Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)
Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)Прикладные (оформление уголка, изготовление призов, атрибутов и т.д.)
ІІІ. ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ ОБУЧЕНИЯ.
Подпрограмма досуговой деятельности «Лидер»
Пояснительная записка
Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нём может участвовать не каждый – нужна специальная подготовка, нужны опыт и искреннее желание работать с детьми. Краткосрочные семинары, эпизодические занятия не обеспечивают в полной мере высокого уровня готовности к работе с подростками.
Именно поэтому и возникла необходимость в создании подпрограммы «Лидер», которая предполагает круглогодичную подготовку участников актива подростков, воспитанников Центра дополнительного образования детей. Данная программа поможет повысить качество воспитательной работы и профессиональное мастерство.
В настоящее время актуальными проблемами обучения детского актива является проблема интереса к занятиям в школьном самоуправлении. Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к лидерству в частности. Под его влиянием развивается наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.
Досуговая деятельность — это сфера самовоспитания и самоопределения Подросток в соответствии с собственными установками и предпочтениями выбирает определенный вид деятельности. Развитие навыков и способностей, умственная и физическая активность в свободное время - все это формирует определенные социальные качества и влияет на творческий потенциал и нравственную основу не только личности, но и общества. В этом смысле! умелая организация свободного времени выступает фактором развития не только личности, но и общества в целом.
Проблема организации свободного времени детей, подростков и молодежи не нова. Еще К.Д. Ушинский писал, что «у человека портятся голова и сердце, если он не знает, что ему делать». Что позволит подростку ощутить свою значимость, почувствовать себя взрослым? Это - общее дело подростков и взрослых, где взрослый - соратник, сподвижник творческих идей и проводник детской инициативы. При этом действует закон свободы выбора: подросток сам определяет, где и чем ему заниматься в свободное время.
Отличительной особенностью данной подпрограммы является то, что она позволяет детям понять, какой огромный вклад внесло развитие лидерских качеств.
Содержание подпрограммы ориентировано на изучение и сохранение культурного и духовного наследия России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Новизна подпрограммы в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребёнка, включённого в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и родителей. Программа имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.
Накопленный педагогический опыт, знание возрастных особенности; индивидуальные подросткового периода и тенденций молодежной субкультуры, понимание необходимости организации совместной досуговой деятельности детей, подростков, молодежи, родителей и педагогов привели к осознанию необходимости разработки данной подпрограммы.
Цели подпрограммы:
•формирование общечеловеческих ценностей, повышение
внутренней культуры подростков;
•развитие творческих, организаторских, коммуникативных способностей воспитанников;
• содействие в профессиональной ориентации подростков и юношества через формирование у них знаний, умений, навыков организатора культурного досуга.
Задачи:
1.Создать условия для формирования системы общечеловеческих ценностей, повышения уровня внутренней культуры подростков.
2.Создать условия для удовлетворения потребности в самовыражении, самореализации и самоутверждении воспитанников. Поддерживать детскую инициативу.
3.Оказывать педагогическую поддержку в решении проблемных ситуаций подростков и молодежи.
4. Способствовать развитию у воспитанников навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии.
5.Создать условия для социально-профессионального самоопределения подростков и юношества, содействовать их профессиональному выбору.
6.Пропагандировать здоровый образ жизни посредством проводимых занятий и мероприятий.
Подрограмма «Лидер» рассчитана на 1 год обучения и предусматривает групповые (в том числе занятия в малой группе), индивидуальные занятия.
Возраст воспитанников от 12 до 18 лет.
Занятия проводятся по следующей схеме:
Учебный план
№
п/пНаименование
темы Всего часов
Вводные занятия по ТБ, ПДТП, ПБ 2
Тренинги 22
Индивидуальная работа 8
Сценическое мастерство 34
Массовая работа 26
Игры 18
Беседы 14
Работа с аппаратурой 10
Фотосессии, фотоколлажи 10
ИТОГО: 144
Учебно-тематическое планирование
№
п/пНаименование
темы Всего часов
Вводные занятия по ТБ, ПДТП, ПБ 2
1.1 Инструктаж 1
1.2 «Ледоколы» 1
Тренинги 16
2.1 Коммуникативный тренинг 10
2.2 Тренинг на самоактуализацию 6
Индивидуальная работа 8
Сценическое мастерство 34
4.1 Сценическая речь 12
4.2 Сценическое движение 12
4.3 Творческая импровизация 10
Массовая работа 26
5.1 Подготовка мероприятий 8
5.2 Оформление 4
5.3 Проведение мероприятий (практикум) 14
5.4 Выездные занятия 6
Игры 18
6.1 Психологические игры 8
6.2 Обучающие игры 8
6.3 Профориентационные игры 2
Беседы 14
7.1 Этикет 4
7.2 Профилактические 10
Работа с аппаратурой 10
8.1 Микрофон 8
8.2 Запись фонограмм 2
Фотосессии, фотоколлажи 10
9.1 Участие в конкурсах 4
9.2 Оформление фотоколлажей 4
9.3 Фотоотчеты 2
ИТОГО: 144
Содержание
Раздел I. Вводные занятия
Инструктаж по технике безопасности, профилактике дорожно-транспортных происшествий, пожарной безопасности.
Инструктаж при работе с инструментами, красками, клеями, колющими и режущими предметами.
Раздел II. Тренинги
Тема 2.1. Коммуникативный тренинг
Теория: Коммуникация. Тренинг. Общение: вербальное, невербальное. Интерактив. Обратная связь. Эмоция. «Эмоциональный разогрев». Напряжение. Взаимодействие. Игра. Партнерство.
Практика: Упражнения на эмоциональный и физический разогрев. Упражнения на интеграцию тренинговой группы. Упражнения на развитие партнерского взаимодействия. Обратная связь и её функции в коммуникации. Развитие вербальной и невербальной коммуникации. Упражнения на снятие напряжения.
Тема 2.1. Тренинг на самоактуализацию
Теория: Тренинг. Общение. Интерактив. Обратная связь. Напряжение. Взаимодействие. Игра. Релаксация. Аутотренинг. Тест. Идеал. Самооценка.
Практика: Развитие вербальной и невербальной коммуникации. Упражнения на снятие напряжения. Занятие «Я - идеальное, Я - реальное». Занятие «Я - это я, или как добиться успеха». Использование методики «Проективный рисунок». Упражнения на «Разыгрывание ролевых ситуаций». Аутотренинг (техника релакс). Тестирование «Шкала самооценки по Дембо – Рубинштейну». Терапевтические сказки. Куклотерапия.
Раздел III. Индивидуальная работа
Углубленное погружение в тему занятия. Индивидуальные репетиционные занятия, работа с ролью. Работа с персональными проблемами воспитанников. Подготовка к конкурсам, мероприятиям.
Раздел IV. Сценическое мастерство
Тема 4.1. Сценическая речь
Теория: Выразительность. Тембр. Эмоциональная окраска. Интонация, Повышение-понижение голоса. Имитация. Озвучивание. Текст. Стихотворение Роль.
Практика: Упражнения на имитацию голоса. Техника чтения. Упражнения на выразительность речи. Занятия со скороговорками. Заучивание стихотворений.
Тема 4.2. Сценическое движение
Теория: Роль. Имитация. Координация. Движение. Сцена. Пространство Мимика. Пантомимика. Пластика.
Практика: Упражнения на имитацию движений. Техника движения в сцене. Упражнения на пространственное воображение. Сценический «бой». Упражнения на снятие зажимов и барьеров. Упражнения на развитие мимики пантомимики. Упражнения на развитие пластики.
Тема 4.3. Творческая импровизация
Теория: Творчество. Импровизация.
Практика: Упражнения на развитие творческой импровизации. Игры. Тренинги. Репетиции.
Раздел V. Массовая работа
Тема 5.1. Подготовка мероприятий
Теория: Мероприятие: общие понятия. Виды мероприятия (игра, конкурс, КВН, диспут, викторина, концерт и т.п.). Сценарий. Набросок. Схема. Идея. Цель. Задачи. Предварительный этап. Организационный этап. Ведущий. Репетиция. Роль. Реквизит. Раздаточный материал.
Практика: Написание сценария. Составление схемы мероприятия. Распределение ролей. Подбор стихов, текстов. Поиск фонограмм. Репетиция. Подбор реквизитов. Подбор раздаточного материала.
Тема 5.2. Оформление
Теория: Мероприятие (игра, конкурс, КВН, диспут, викторина, концерт и т.п.). Макет. Костюм. Маска. Реквизит. Раздаточный материал. Реклама (организация «флеш-моб», агитка, буклет, эмблема и т.п.).
Практика: Проведение инструктажа по ТБ. Изготовление макетов к мероприятию. Изготовление костюмов. Изготовление реквизита и раздаточного материала. Изготовление «флеш-мобов», агиток, буклетов, эмблем. Изготовление оформления сцены и зала. Оформление сцены и зала.
Тема 5.3. Проведение мероприятий
Теория: Мероприятие (игра, конкурс, КВН, диспут, викторина, концерт и т.п.). Сценарий. Ведущий. Репетиция. Роль.
Практика: Генеральная репетиция. Проведение инструктажа по ТБ. Проведение мероприятия по сценарию. Рефлексия мероприятия (круглый стол).
Тема 5.4. Выездные занятия
Теория: Конкурс. Фестиваль. Выставка. Экскурсия. Сбор. Акция. День Здоровья и пр.
Практика: Участие в выездных мероприятиях (зрители, участники). Инструктаж по ПДТП и безопасности жизни в дороге перед выездом. Беседа о культуре поведения в общественных местах. Участие в мероприятиях совместно с МОУ КСОШ «Радуга», домом милосердия, социальным приютом для детей, дошкольными учреждениями.
Раздел VI. Игры
Тема 6.1. Психологические игры
Теория: Игра. Положительные эмоции. Напряжение. Сопереживание. Контакт. Активность. Агрессия. Деструктивная (разрушающая) энергия. Стресс. Мышечное расслабление. Самооценка.
Практика: Проведение игр на снятие агрессии. Упражнения на выход деструктивной энергии. Занятия на развитие активности в группе, упражнения на мышечное расслабление. Упражнения на повышение самооценки.
ТЕМАТИКА ИГР:
«Лучший среди лучших»
«Чтобы быть быстрее всех»
«Внимание, только внимание»
«Общаемся играя»
«Управляем эмоциями»
«Во власти чувств»
«Зеркало»
«Карниз»
«Крепость»
Тема 6.2. Обучающие игры
Теория: Энергетика. Аудитория. Ведущий. Совместное действие. Пауза. Заминка. Аплодисменты.
Практика: Разучивание и проведение игр со зрителями («У оленя дом большой!», «Рыбка», «У меня есть бабушка в Бразилии», «Мобильник» и т.п.).
Тема 6.3. Профориентационные игры
Теория: Профессия. Самоопределение. Выбор. Игра. Ценности
ориентация. Социум. Культура.
Практика: Беседы о выборе профессии. Проведение профориентационных игр.
ТЕМАТИКА ИГР:
«Самая-самая»
«Подарок»
«Маскарад»
«Один день из жизни»
«Цепочка профессий»
Раздел VII. Беседы
Тема 7.1. Этикет
Теория: Этика. Этикет. Культура. Общественное место. Манера поведения. Имидж.
Практика: Проведение бесед по воспитанию культуры поведения. Беседы об имидже и его роли в жизни человека. Ролевые упражнения. Проигрывание ситуаций.
Тема 7.2. Профилактические беседы
Теория: Профилактика. Злоупотребление. Наркотик. Алкоголь. Интоксикация. Токсины. Отравление. Психоактивные вещества. Никотин. Правонарушение. Закон. Уголовный Кодекс РФ.
Практика: Проведение дискуссий «Ценности свободного человека». Дискуссия «Искусство против наркотиков». Конвенция о правах ребенка. Работав малых группах «Мозговой штурм». Упражнение «Мифы о молодежи». Интервьюирование. Анкетирование.
Раздел VIII. Работа с аппаратурой
Тема 8.1. Работа с микрофоном
Теория: Аудиотехника. Видеотехника. CD, DVD-плееры. Микрофон. Микшер. Колонки. Стойка. Удлинитель.
Практика: Инструктаж по ТБ. Репетиции. Свободное владение микрофоном. Проведение мероприятий с использованием микрофона. Движение, дыхание.
Тема 8.2. Запись фонограмм
Теория: Аудиотехника. Видеотехника. CD, DVD-плееры, CD-, DVD-, MP 3 диски. Аудио-, видеокассеты и диски. Запись. Фонограмма.
Практика: Инструктаж по ТБ. Запись фонограмм. Монтаж. Обработка.
Раздел IX. Фотосессии. Фотоколлажи
Тема 9.1. Участие в фотоконкурсах
Теория: Конкурс. Фотоаппарат. Фотография. Снимок. Компьютер. Диски. Зарядка. Запись. Монтаж.
Практика: Фотосъемка. Выставка. Посещение конкурсов и участие в них. Работа на компьютере в программе «Fotoshop».
Тема 9.2. Оформление фотоколлажей
Теория: Коллаж. Фототсоллаж. Паспарту. Творчество.
Практика: Выбор темы фотоколлажа. Нарезка фрагментов коллажа. Склейка. Демонстрация.
Тема 9.3. Фотоотчеты
Теория: Фотография. Компьютер. Диски. Запись. Монтаж. Творчество.
Практика: Изготовление фотоотчетов. Использование программ» «Power Point». Представление на отчетном мероприятии в печатном варианте, на электронном носителе, на компьютере.
Характеристика образовательного процесса подпрограммы
«Лидер» призван содействовать совместной творческой деятельности педагога-организатора и воспитанников и организации интересного, культурного досуга всего коллектива Центр! Подрограмма предполагает теоретическое освоение материала и практическую деятельность по разработке сценариев и проведению зрелищно-игровых массовых досуговых мероприятий силами воспитанников.
Подрограмма решает другую немаловажную задачу - оказание педагогической поддержки подростка в решении проблем взросления и становления личности.
Подрограмма предусматривает групповые (в том числе занятия в малой группе) и индивидуальные формы работы, консультирование, собеседование. Индивидуальная работа проводится с воспитанниками с целью углубленного погружения в тему занятия, для достижения лучшего результата, а также как элемент репетиции (например, если нужно отработать роль индивидуально), как работа над развитием умений и навыков перед конкурсом или мероприятием. Часы индивидуальной работы фиксируются в журнале учета в разделе «Учет индивидуальной работы» с указанием даты, времени проведения, фамилии воспитанника. Индивидуальная работа проводится в соответствии с учебным планом подпрограммы.
В процессе реализации подпрограммы используются следующие методы организации образовательного процесса:
словесные методы: лекция, беседа, рассказ, инструктаж;
практические методы: упражнения, тренировка;
активные игровые методы: игра, тренинг, метод мозгового штурма, дискуссия;
метод свободного выбора;
метод открытого коллективного анализа;
метод коллективного творческого дела (КТД).
Коррекционно-развивающие занятия, коммуникативные тренинги и тренинги самоактуализации личности, упражнения на снятие психологических «жимов решают проблему мотивации личности подростка к самореализации и саморазвитию.
Все виды деятельности, в каких бы они формах не осуществлялись, приводят к результату с различной степенью социальной значимости. В одних случаях результатом является создание общего настроения и эмоциональной приподнятости, в других - приобщение к общественной деятельности, общественным ценностям и духовное обогащение. Поэтому коллективное творческое дело, как одна из составляющих подпрограммы «Лидер» и способ достижения воспитательных целей, лежит в основе организации групповой досуговой деятельности.
Предполагаемый результат подпрограммы
Для подростков:
приобретение опыта построения отношений во временном и разновозрастном коллективе;
построение личной перспективы дальнейшей деятельности в Центре, личностного роста;
приобретение опыта самореализации через проигрывание новых социальных ролей;
профессиональная ориентация;
приобретение знаний, умений и навыков организатора культурного досуга (знания способов организации досуга детей, подростков I молодежи, методов и этапов проведения КТД; умения использовать их на практике; навыки составления сценария игровой (развлекательной) программы и проведения ее в среде сверстников).
Для педагогов:
Апробация новой формы организации досуга.
Сохранение постоянного контингента воспитанников.
Работа по самообразованию: приобретение новых знаний о формах активного досуга подростков.
Для Центра:
Организация культурного досуга воспитанников творческих объединяя Центра.
Реализация плановых мероприятий Центра с привлечением
воспитанников, развитие детского движения.
Участие в масштабных мероприятиях поселка, района.
Привлечение детей села к занятиям в ДТО Центра.
Для оценки эффективности программы предусмотрена диагностическая работа, в ходе которой определяется уровень знаний, умений и навыков участников программы в начале и конце учебного года:
результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников
№ Ф. И. Проведение игр. Методика игровых программ п/пвоспитанника Методика проведения игр Умение организовать игру Умение работать с микрофоном Написание сценария режиссура Актерское мастерство Итоговая оценка
1 2 3 1 - 3-низкий уровень %
3- 4- средний уровень %
5 - высокий уровень %
В течение учебного года заполняется таблица учета достижений.
№
п/пФ.И. воспитанника Наименование награды Год Степень участия (за что выдано) Где и кем выдано
ІV. ВТОРОЙ МОДУЛЬ ОБУЧЕНИЯ.
Подпрограмма для старшеклассников
«Школа вожатого»
Пояснительная записка
Гражданское становление ребенка, раскрытие его талантов, способностей, реализация потребностей в творчестве, романтической жизни, дружбе, познания мира происходит эффективнее всего через школу. Но в школьном возрасте самостоятельная деятельность нуждается в определённой педагогической помощи, внимательной поддержке профессиональных педагогов. Процесс воспитания эффективнее осуществляется в детских общественных организациях и объединениях (ДОО), члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
Руководитель детской общественной организации, как правило - старший вожатый. Это, прежде всего, человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой. Особенности современного подростка и условия, в которых работает вожатый, школа, общественное объединение, требуют от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе. Но профессионализм и мастерство, как известно, не приходит само. Интересной и творческой работе старших вожатых в школе должна предшествовать серьёзная образовательная подготовка. Профессии вожатого не учат ни в одном ВУЗе. Существующие семинары и курсы не позволяют охватить все стороны его многогранной деятельности. Они носят эпизодический характер. Для успешной работы с детьми в современном образовательном учреждении, которое реагирует на все изменения в обществе, вожатому необходимо постоянно обновлять свои знания в области воспитательной работы. Поэтому и возникла необходимость в написании образовательной программы дополнительного образования «Школа вожатого»
Программа направлена на теоретическую, методическую и практическую подготовку вожатских кадров, содействие самореализации и раскрытие творческого потенциала вожатых. Занятия предполагают пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому обучение органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы, методике организации досуга детей.
Цель подпрограммы: повышение уровня подготовки вожатых
Задачи:
Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
развитие вожатских умений в процессе педагогической практики и приобретение новых теоретических знаний.
Создание условий для непрерывного взаимодействия и обмена лучшим опытом работы старших вожатых.
Обновление и совершенствование работы детских общественных организаций, введение инновационных практик
Направленность подпрограммы: социально-педагогическая
Срок реализации: 2 года
Формы занятий: При обучении вожатых запланированы различные формы и методы работы: семинары, лекции, диспуты, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в фестивалях. Учебный план 1 год обучения.
№
п/пТема Всего часов
Вводное занятие. 2
Нормативно-правовая основа работы старшего вожатого 2
Секреты делопроизводства 8
Планирование работы старшего вожатого 8
Методика коллективно-творческой деятельности 12
Организация самоуправления в школе 12
Игровые технологии 12
Праздники и массовые мероприятия в школе 12
ДОО в воспитательном пространстве 12
Особенности возрастного развития детей 6
Всё о детском коллективе 10
Оформительский практикум 10
Аналитическая деятельность старшего вожатого 6
Гигиена самосбережения6
Школа интересных каникул 14
Участие в мероприятиях 10
Итоговое занятие 2
Итого часов: 144
Учебно-тематический план одного года обучения
№
п/пТема Всего часов
Вводное занятие. 2
Знакомство. Правила техники безопасности. Ввод в тематику занятий. Входное тестирование Нормативно-правовая основа работы старшего вожатого 2
Указы и другие правовые акты. Региональные нормативные документы. Секреты делопроизводства 8
Перечень необходимой документации вожатого. Тематические папки. 4
Дневники, летописи интересных дел, фотоотчеты. Протоколы сборов, тетрадь решений. Оформление документации 4
Планирование работы вожатого 8
Методика планирования. Назначение, функции, структура планов. Постановка целей и задач. 4
Виды планов: перспективный, календарный, ежедневный, план подготовки конкретного дела. Требования к оформлению 2
Практическая работа 2
Методика коллективно-творческой деятельности 12
Основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. 2
Предварительная работа. Планирование. 2
Практическая работа. 2
Подготовка. Проведение. Подведение итогов. Последействие. 2
Виды КТД: спортивные, трудовые, интеллектуальные, творческие. 2
Создание банка КТД. 2
Организация самоуправления в школе 6
Цели ученического самоуправления. Нормативно-правовая база ученического самоуправления. Структура. 2
Модель школьного самоуправления. 2
Обязанности членов органа самоуправления. Поручения. 2
Организация работы в лагере 6
Личность вожатого. Психология общения. 2
Логика развития лагерной смены.
Проектирование собственной деятельности. 2
Основные приемы формирования команды.
Малые формы работы. 2
Игровые технологии 12
Теоретические основы использования игровых технологий в процессе воспитания. 2
Специфика игровых технологий, применяемых в работе с детьми разного возраста. 2
Классификация игр. Игры на знакомство, на взаимодействие. Игры на развитие лидерских качеств. Кричалки. Подвижные игры. 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Праздники и массовые мероприятия 12
Методика проведения праздничных мероприятий. Формы массовых мероприятий. 2
Этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ. 2
Подготовка ведущих, музыкальное оформление. Работа над сценарием. Конкурсная программа. Жюри. Болельщики. Работа со зрителями. Призы. 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
ДОО в воспитательном пространстве 12
Цель и задачи ДОО. Роль ДОО в формировании детей. 2
Практическая работа 2
Название, нормативные документы ДОО в ОУ 2
Практическая работа 2
Членство. Информационный стенд ДОО 2
Практическая работа 2
Особенности возрастного развития детей 6
Основные характеристики. 2
Психолого-педагогические доминанты развития. 2
Принцип сотрудничества Младшее школьное детство (7-11 лет). Подростковое детство (11-15 лет. Старшее детство (15-18 лет) 2
Всё о детском коллективе 10
Понятие коллектива. Стадии развития коллектива. Командообразование. 2
Практическая работа 2
Алгоритм формирования коллектива. Педагогика временных детских коллективов. 2
Особенности работы с разновозрастным коллективом. 2
Практическая работа Оформительский практикум 10
Стенная газета. Отрядный уголок. Стенд. Объявление. 2
Материалы для оформления. Шрифты. Фон, способы наложения фона 2
Детская газета 2
Изготовление призов, дипломов. 2
Оформление сцены, зала. 2
Аналитическая деятельность вожатого 6
Целеполагание. Выбор темы, направления, объекта анализа. Составление четкой программы действий, выбор методов. 2
Собственно аналитическая деятельность. Подведение итогов, обобщение. Выводы. 2
Различные виды анализа 2
Гигиена самосбережения4
Профессиональное здоровье педагога. 2
Проф. заболевания. Причины заболеваний. Рекомендации. Методика саморегуляции. 2
Стажировка (осенняя, зимняя, весенняя) 14
Организация работы каникулярного лагеря «Лидер». Что провести в каникулы. Идеи для мероприятий. Тематические периоды . 2
практика 2
Организация работы каникулярного лагеря «Лидер». Что провести в каникулы. Идеи для мероприятий. Тематические периоды .2
практика 2
Организация работы каникулярного лагеря «Лидер». Что провести в каникулы. Идеи для мероприятий. Тематические периоды .2
практика 2
Практика в пришкольном оздоровительном лагере 2
Участие в мероприятиях 12
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Итоговое занятие 2
Итоговая аттестация 2
Итого часов: 144
Содержание
Раздел I. Вводные занятия
Инструктаж по технике безопасности, профилактике дорожно-транспортных происшествий, пожарной безопасности.
Инструктаж при работе с инструментами, красками, клеями, колющими и режущими предметами. Ввод в тематику занятий. Входное тестирование.
Раздел . Нормативно-правовая основа работы вожатого
Теория: Обзор действующего законодательства в сфере организации деятельности детских общественных объединений. Закон об образовании, Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребёнка, федеральные законы, указы и другие правовые акты. Региональные нормативные документы.
Практика: самостоятельная работа с документами. Подробное изучение Конвенции ООН о правах ребёнка
Раздел . Секреты делопроизводства
Теория: Изучение документации вожатого. Дневники, летописи интересных дел, фотоотчеты. Протоколы сборов, тетрадь решений. Оформление документации
Практика: Составление тематических папок. Оформление документации
Раздел IV. Планирование работы вожатого
Теория: Методика планирования. Назначение, функции, структура планов. Постановка целей и задач. Виды планов: перспективный, календарный, ежедневный, план подготовки конкретного дела. Требования к оформлению.
Практика: Составление примерного плана работы по видам.
Раздел V. Методика коллективно-творческой деятельности
Теория: Основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов. Последействие. Виды КТД: спортивные, трудовые, интеллектуальные, творческие. Создание банка КТД.
Практика: Составление плана одного из видов КТД, проведение КТД.
Раздел VI. Организация самоуправления в школе
Теория: Цели ученического самоуправления. Нормативно-правовая база ученического самоуправления. Структура. Модель школьного самоуправления. Функции и полномочия. Определение уровня развития школьного самоуправления. Обязанности членов органа самоуправления. Поручения.
Практика: Создание модели самоуправления. Распределение обязанности членов органа самоуправления, поручений.
Раздел VII. Организация работы в лагере
Теория: Личность вожатого. Моральные качества личности вожатого.
В человеке все должно быть прекрасно. Конфликтология: Почему люди ссорятся
Польза критики. Нетерпимость или агрессивность? Декларация толерантности.
Формы взаимодействия субъектов воспитательного процесса.
Практика: Каким ты выглядишь в глазах других
«Привет, индивидуальность!», «Построй свою вселенную», «Ярмарка достоинств»
Раздел VIII. Игровые технологии
Теория: Теоретические основы использования игровых технологий в процессе воспитания. Специфика игровых технологий, применяемых в работе с детьми разного возраста. Классификация игр. Игры на знакомство, на взаимодействие. Игры на развитие лидерских качеств. Кричалки. Подвижные игры.
Практика: Проведение игровых перемен.
Раздел IX. Праздники и массовые мероприятия в школе
Теория: Методика проведения праздничных мероприятий. Формы массовых мероприятий. Этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ. Подготовка ведущих, музыкальное оформление. Работа над сценарием. Конкурсная программа. Жюри. Болельщики. Работа со зрителями. Призы.
Практика: Самостоятельное составление сценарного плана, написание сценария по сценарному плану. Проведение мероприятия. Зачет.
Раздел X. ДОО в воспитательном пространстве
Теория: Цель и задачи ДОО. Роль ДОО в формировании детей. Название, нормативные документы ДОО в школе. Членство. Информационный стенд ДОО.
Практика: игра «Моя детская организация»
Раздел XI. Особенности возрастного развития детей
Теория: Основные характеристики. Психолого-педагогические доминанты развития. Принцип сотрудничества Младшее школьное детство (7-11 лет). Подростковое детство (11-15 лет. Старшее детство (15-18 лет)
Практика: Работа с литературой, работа с карточками.
Раздел XII. Всё о детском коллективе
Теория: Понятие коллектива. Стадии развития коллектива. Алгоритм формирования коллектива. Педагогика временных детских коллективов. Особенности работы с разновозрастным коллективом.
Практика: Организация временных детских коллективов (работа в подгруппах)
Раздел XIII. Оформительский практикум
Теория: Материалы для оформления. Шрифты. Фон, способы наложения фона. Стенная газета. Отрядный уголок. Стенд. Объявление. Изготовление призов, дипломов. Оформление сцены, зала.
Практика: Изготовление стенгазеты, отрядного уголка, дипломов. Создание эскизов оформления сцены, зала.
Раздел XIV. Аналитическая деятельность вожатого
Теория: Целеполагание. Выбор темы, направления, объекта анализа. Составление четкой программы действий, выбор методов. Собственно аналитическая деятельность. Подведение итогов, обобщение. Выводы. Различные виды анализа: Оперативный. Тематический (отдельные направления деятельности), аспектный. Поэтапный. Общий. Анализ по формам (КТД, этическая беседа, воспитательное мероприятие, занятие с активом и т.д.). Итоговый.
Практика: Постановка целей и задач, программы действий, выбор методов. Анализ просмотренного мероприятия (работа по карточкам)
Раздел XV. Гигиена самосбереженияТеория: Профессиональное здоровье педагога. Проф. заболевания. Причины заболеваний. Рекомендации. Методика саморегуляции.
Практика: иры: «Будь здоров», «Найди причины». Написание рекомендаций для педагогов.
Раздел XVI. Стажировка (осенняя, зимняя, весенняя)
Теория: Организация работы каникулярного лагеря «Лидер». Что провести в каникулы. Идеи для мероприятий. Тематические периоды . Практика: Работа вожатыми в каникулярной школе ученического самоуправления «Лидер»
Раздел XVII. Участие в мероприятиях
Практика: Концерт ко Дню Учителя, Фестиваль «Все краски Ямала», новогодние утренники, вечер встречи выпускников «Встреча звездных поколений», игровая программа «Посвящение в юные пожарные»
Раздел XVIII. Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов работы. Тестирование. Анкетирование. Итоговая аттестация. Вручение свидетельств.
Для оценки эффективности программы предусмотрена диагностическая работа, в ходе которой определяется уровень знаний, умений и навыков участников программы в начале и конце учебного года:
результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников
№ Ф. И. Нормативно-правовая основа работы вожатого Методика
коллективно-творческой
деятельности Итоговая оценка
п/пвоспитанника Планирование работы вожатого документация вожатого
Конвенция о правах ребенка.
Стадии КТД. Виды КТД: 1 2 3 1 - 3-низкий уровень %
3- 4- средний уровень %
5 - высокий уровень %
В течение учебного года заполняется таблица учета достижений.
№
п/пФ.И. воспитанника Наименование награды Год Степень участия (за что выдано) Где и кем выдано
Учебный план 2 год обучения.
№
п/пТема Всего часов
Вводное занятие. 2
Секреты делопроизводства 8
Планирование работы старшего вожатого 8
Методика коллективно-творческой деятельности 14
Организация самоуправления в школе 12
Игровые технологии 12
Праздники и массовые мероприятия в школе 12
ДОО в воспитательном пространстве 12
Особенности возрастного развития детей 6
Всё о детском коллективе 10
Оформительский практикум 10
Аналитическая деятельность старшего вожатого 6
Гигиена самосбережения6
Школа интересных каникул 14
Участие в мероприятиях 10
Итоговое занятие 2
Итого часов: 144
Учебно-тематический план одного года обучения
№
п/пТема Всего часов
Вводное занятие. 2
Правила техники безопасности. Секреты делопроизводства 8
Перечень необходимой документации вожатого. Тематические папки. 4
Дневники, летописи интересных дел, фотоотчеты. Протоколы сборов, тетрадь решений. Оформление документации 4
Планирование работы вожатого 8
Методика планирования. Назначение, функции, структура планов. Постановка целей и задач. 4
Виды планов: перспективный, календарный, ежедневный, план подготовки конкретного дела. Требования к оформлению 2
Практическая работа 2
Методика коллективно-творческой деятельности 14
Основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. 2
Предварительная работа. Планирование. 2
Практическая работа. 2
Подготовка. Проведение. Подведение итогов. Последействие. 2
Виды КТД: спортивные, трудовые, интеллектуальные, творческие. 2
Создание банка КТД. 2
Практическая работа 2
Организация самоуправления в школе 6
Цели ученического самоуправления. Нормативно-правовая база ученического самоуправления. Структура. 2
Модель школьного самоуправления. 2
Обязанности членов органа самоуправления. Поручения. 2
Организация работы в лагере 6
Личность вожатого. Психология общения. 2
Логика развития лагерной смены.
Проектирование собственной деятельности. 2
Основные приемы формирования команды.
Малые формы работы. 2
Игровые технологии 12
Теоретические основы использования игровых технологий в процессе воспитания. 2
Специфика игровых технологий, применяемых в работе с детьми разного возраста. 2
Создание банка по классификации игр. 2
Практическая работа (Игровые переменки) 2
Практическая работа (Игровые переменки) 2
Практическая работа (Игровые переменки) 2
Праздники и массовые мероприятия 12
Методика проведения праздничных мероприятий. Формы массовых мероприятий. 2
Этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ. 2
Подготовка ведущих, музыкальное оформление. Работа над сценарием. Конкурсная программа. Жюри. Болельщики. Работа со зрителями. Призы. 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
ДОО в воспитательном пространстве 12
Цель и задачи ДОО. Роль ДОО в формировании детей. 2
Практическая работа 2
Название, нормативные документы ДОО в ОУ 2
Практическая работа 2
Членство. Информационный стенд ДОО 2
Практическая работа 2
Особенности возрастного развития детей 6
Основные характеристики. 2
Психолого-педагогические доминанты развития. 2
Принцип сотрудничества Младшее школьное детство (7-11 лет). Подростковое детство (11-15 лет. Старшее детство (15-18 лет) 2
Всё о детском коллективе 10
Понятие коллектива. Стадии развития коллектива. Командообразование. 2
Практическая работа 2
Алгоритм формирования коллектива. Педагогика временных детских коллективов. 2
Особенности работы с разновозрастным коллективом. 2
Практическая работа Оформительский практикум 10
Стенная газета. Отрядный уголок. Стенд. Объявление. 2
Материалы для оформления. Шрифты. Фон, способы наложения фона 2
Детская газета 2
Изготовление призов, дипломов. 2
Оформление сцены, зала. 2
Аналитическая деятельность вожатого 6
Целеполагание. Выбор темы, направления, объекта анализа. Составление четкой программы действий, выбор методов. 2
Собственно аналитическая деятельность. Подведение итогов, обобщение. Выводы. 2
Различные виды анализа 2
Гигиена самосбережения4
Профессиональное здоровье педагога. 2
Проф. заболевания. Причины заболеваний. Рекомендации. Методика саморегуляции. 2
Стажировка (осенняя, зимняя, весенняя) 14
Организация работы каникулярного лагеря «Лидер». Что провести в каникулы. Идеи для мероприятий. Тематические периоды . 2
практика 2
Организация работы каникулярного лагеря «Лидер». Что провести в каникулы. Идеи для мероприятий. Тематические периоды . 2
практика 2
Организация работы каникулярного лагеря «Лидер». Что провести в каникулы. Идеи для мероприятий. Тематические периоды . 2
практика 2
Практика в пришкольном оздоровительном лагере 2
Участие в мероприятиях 12
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Практическая работа 2
Итоговое занятие 2
Итоговая аттестация 2
Итого часов: 144
Содержание
Раздел I. Вводные занятия
Инструктаж по технике безопасности, профилактике дорожно-транспортных происшествий, пожарной безопасности.
Инструктаж при работе с инструментами, красками, клеями, колющими и режущими предметами. Ввод в тематику занятий. Входное тестирование.
Раздел . Секреты делопроизводства
Теория: Изучение документации вожатого. Дневники, летописи интересных дел, фотоотчеты. Протоколы сборов, тетрадь решений. Оформление документации
Практика: Составление тематических папок. Оформление документации
Раздел . Планирование работы вожатого
Теория: Методика планирования. Назначение, функции, структура планов. Постановка целей и задач.
Практика: Написание всех видов плана работы по направлению работы. Оформление документации.
Раздел IV. Методика коллективно-творческой деятельности
Теория: Основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Виды КТД: спортивные, трудовые, интеллектуальные, творческие. Создание банка КТД.
Практика: Составление плана одного из видов КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов. Последействие.
Раздел V. Организация самоуправления в школе
Теория: Цели ученического самоуправления. Нормативно-правовая база ученического самоуправления. Структура. Модель школьного самоуправления. Функции и полномочия.
Практика: Создание модели самоуправления. Распределение обязанности членов органа самоуправления, поручений.
Раздел VI. Организация работы в лагере
Теория: Личность вожатого. Моральные качества личности вожатого.
В человеке все должно быть прекрасно. Конфликтология: Почему люди ссорятся
Польза критики. Нетерпимость или агрессивность?
Формы взаимодействия субъектов воспитательного процесса.
Практика: Каким ты выглядишь в глазах других
«Привет, индивидуальность!», «Построй свою вселенную», «Ярмарка достоинств» и т.д. Написание декларация толерантности.
Раздел VII. Игровые технологии
Теория: Теоретические основы использования игровых технологий в процессе воспитания. Специфика игровых технологий, применяемых в работе с детьми разного возраста. Классификация игр. Игры на знакомство, на взаимодействие. Игры на развитие лидерских качеств. Кричалки. Подвижные игры.
Практика: Проведение игровых перемен, игровых программ, мастер-классов.
Раздел VIII. Праздники и массовые мероприятия в школе
Теория: Методика проведения праздничных мероприятий. Формы массовых мероприятий. Этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ. Подготовка ведущих, музыкальное оформление. Работа над сценарием. Конкурсная программа. Жюри. Болельщики. Работа со зрителями. Призы.
Практика: Самостоятельное составление сценарного плана, написание сценария по сценарному плану. Проведение выездных мероприятия. Зачет.
Раздел IX. ДОО в воспитательном пространстве
Теория: Цель и задачи ДОО. Роль ДОО в формировании детей. Название, нормативные документы ДОО в школе. Членство. Информационный стенд ДОО.
Практика: игра «Моя детская организация»
Раздел X. Особенности возрастного развития детей
Теория: Основные характеристики. Психолого-педагогические доминанты развития. Принцип сотрудничества Младшее школьное детство (7-11 лет). Подростковое детство (11-15 лет. Старшее детство (15-18 лет)
Практика: Работа с литературой, работа с карточками.
Раздел XI. Всё о детском коллективе
Теория: Понятие коллектива. Стадии развития коллектива. Алгоритм формирования коллектива. Педагогика временных детских коллективов. Особенности работы с разновозрастным коллективом.
Практика: Создание временных детских коллективов (работа в подгруппах)
Раздел XII. Оформительский практикум
Теория: Материалы для оформления. Шрифты. Фон, способы наложения фона. Электронная газета. Отрядный уголок на сайте. Стенд. Объявление. Изготовление призов, дипломов в формате Microsoft Office Publisher, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word. Оформление сцены, зала.
Практика: Изготовление электронной газеты, отрядного уголка, дипломов. Создание эскизов оформления сцены, зала.
Раздел XIII. Аналитическая деятельность вожатого
Теория: Целеполагание. Выбор темы, направления, объекта анализа. Составление четкой программы действий, выбор методов. Собственно аналитическая деятельность. Подведение итогов, обобщение. Выводы. Различные виды анализа: Оперативный. Тематический (отдельные направления деятельности), аспектный. Поэтапный. Общий. Анализ по формам (КТД, этическая беседа, воспитательное мероприятие, занятие с активом и т.д.). Итоговый.
Практика: Постановка целей и задач, программы действий, выбор методов. Анализ просмотренного мероприятия (работа по карточкам)
Раздел XIV. Гигиена самосбереженияТеория: Профессиональное здоровье педагога. Проф. заболевания. Причины заболеваний. Рекомендации. Методика саморегуляции.
Практика: игры: «Будь здоров», «Найди причины». Написание рекомендаций для педагогов.
Раздел XV. Стажировка (осенняя, зимняя, весенняя)
Теория: Организация работы каникулярного лагеря «Лидер». Что провести в каникулы. Идеи для мероприятий. Тематические периоды . Практика: Работа вожатыми в каникулярной школе ученического самоуправления «Лидер»
Раздел XVI. Участие в мероприятиях
Практика: Концерт ко Дню Учителя, Фестиваль «Все краски Ямала», новогодние утренники, вечер встречи выпускников «Встреча звездных поколений», игровая программа «Посвящение в юные пожарные»
Раздел XVII. Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов работы. Тестирование. Анкетирование. Итоговая аттестация. Вручение свидетельств.
Для оценки эффективности программы предусмотрена диагностическая работа, в ходе которой определяется уровень знаний, умений и навыков участников программы:
результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников
№ Ф. И. Планирование работы
вожатого Организация самоуправления в школе Методика
коллективно-творческой
деятельности Итоговая оценка
п/пвоспитанника Планирование работы вожатого документация вожатого Нормативно-правовая база ученического самоуправления. Структура. Модель школьного самоуправления. Функции и полномочия. Стадии КТД. Виды КТД: 1 2 3 1 - 3-низкий уровень %
3- 4- средний уровень %
5 - высокий уровень %
В течение учебного года заполняется таблица учета достижений.
№
п/пФ.И. воспитанника Наименование награды Год Степень участия (за что выдано) Где и кем выдано
Формы контроля: наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, конкурсы, открытые мероприятия.
Формы подведения итогов: конкурсы, участие в каникулярной школе ученического самоуправления «Лидер», участие в дискуссионной площадке.
Ожидаемые результаты:
На предметном уровне
Знания:
Основные приемы эффективного общения.
Возможности детских общественных объединений
Особенности организации детского самоуправления в школе
Особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и подростков.
Нормативно-правовые основы работы вожатого.
Особенности детского коллектива.
Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.
Игровые технологии.
Охрана жизни и здоровья детей.
Умения:
Диагностические умения;
Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;
Организаторские (организация жизнедеятельности в классе, отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)
Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)
На личностном уровне
проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;
проявлять силу воли, упорство в достижении цели;
владеть навыками работы в группе;
понимать ценность здоровья;
уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека.
На метапредметном уровне
выделять главное;
понимать творческую задачу;
работать с дополнительной литературой, разными источниками
информации;
соблюдать последовательность;
работать индивидуально, в группе;
оформлять результаты деятельности;
представлять выполненную работу.
Характеристика образовательного процесса программы
«Школа организаторского мастерства»
Для успешной реализации программы необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков. Подростковый возраст - это возраста "пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергия бурной активности, инициативности, жажды деятельности".
С учетом таких особенностей личности подростка выбраны следующие принципы воспитательного взаимодействия:
Принцип целостности предполагает направленность усилий педагога обеспечение развития участников программы как сложной и целости системы. Причем, действия должны быть сосредоточены не на развитии каю то отдельных сторон и качеств личности (например, коммуникабельность инициативность), а на развитие системообразующего комплекса качеств I свойств, придающего человеку целостность.
Принцип бинарности (бинарный - «двойной, двуединый, состоящий двух частей»). Принцип бинарности предполагает, что в результате грамотно простроенного процесса воспитания у детей и подростков возник потребность в саморазвитии, и запускается процесс самовоспитания.
Принцип доминанты. Принцип реализуется совместными усилия разных специалистов - психолога, социального педагога и др. Внимательное наблюдение специалистов за воспитанниками, тщательный анализ I поступков способствует выявлению, осознанию и пониманию личностных особенностей подростков, помогает создать условия для проявления и развил сильных сторон личности воспитанников.
Принцип вариативности. Принцип вариативности требует от педагога организатора умений проектировать и создавать не только ситуацию успеха, также «индивидуальную траекторию развития» и ситуацию выбора, без которого невозможно развитие способностей подростка. Принцип предполагает принятие ребенка как уникальной, неповторимой личности. В связи с этим важно тщательно планировать индивидуальную работу с участниками программы.
Принцип помогающих отношений предполагает развитие у воспитанников способностей, реализации личностных ресурсов при наличии следующих условий, способствующих построению помогающих отношений:
•конгруэнтность педагога,
•положительное отношение взрослого к подростку,
•эмпатийное понимание подростка,
•восприятие подростком себя как человека, столкнувшегося с проблемой,
•ощущение подростком принятия и эмпатии педагога.
Принцип творческой активности призван развивать креативные способности воспитанников, стимулировать у них желание стать субъектами индивидуального и группового жизнетворчества. Умелая поддержка творческих устремлений будет способствовать формированию у воспитанников индивидуального стиля деятельности.
Принцип рефлексии способствует формированию у подростков навыков самоанализа и самооценки.
В коллективе формируются и совместно принимаются законы и традиции.
Законы
Закон «ноль-ноль» (не опаздывай).
Закон «поднятой руки».
Закон доброго отношения друг к другу.
Закон открытого общения друг с другом и с педагогом.
Закон «стоп!».
Заповеди
Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
Строй свои отношения с людьми на доверии.
Культивируй в себе смелость.
Заботься о своем здоровье.
Достигни успеха в том, что ты любишь.
Развивай свои творческие способности.
Старайся мыслить позитивно.
Не теряй веру в себя.
Материально-техническое обеспечение программы
№
п/пМатериалы и оборудование Количество
Актовый зал на 80 мест 1/80
Сцена 1
Игровой реквизит Флагшток 1
Флаг РФ 1
Флаг детской организации «СОКОЛ» 1
Канцелярские товары Аппаратура: Компьютер 1
Стойка к микрофону 2
Радиомикрофон 4
Колонки 2
Микшерский пульт 1
Удлинитель 2
Телевизор 1
Видеокамера 1
Методическое обеспечение
№
п/пМатериалы
Методические разработки по специализации, сборники игр, сценариев и т.п.
Фонотека и видеозаписи
Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
Анкеты
Тестовые методики
Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на развитие креативности
Разработки тренингов
Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы)
Вспомогательная литература
Кадровое обеспечение
В реализации модульной программы «Школа организаторского мастерства» педагог-организатор является ключевой фигурой. Он должен обладать хорошими организаторскими, коммуникативными и ораторскими навыками. Очень важно «быть рядом со своими воспитанниками, но чуть впереди», общаться на равных, уважая личность подростков, не допуская панибратства. Педагог-организатор должен владеть знаниями педагогики и анимации, так как главным содержанием его работы являются:
■содействие развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры детей, подростков и молодежи;
■подготовка и реализация программ социально-педагогической деятельности по месту жительства, массовых мероприятий, отвечающих требованиям современности.
В реализации модульной программы «Школа организаторского мастерства» неоценимы профессиональные знания педагога — психолога.
Работа с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, решающая проблемы социального и культурного воспитания, является актуальной. Составными частями социального и культурного воспитания являются профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, досуг и система занятости детей, подростков и молодежи. Важно при этом решать задачи социальной реабилитации, патриотического воспитания, физического развития, нравственного и духовного становления подрастающего поколения.
Литература
Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие /Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. - СПб.: «Речь», 2003.
Горшков М.К., Тихонова Н.В. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи У/Вестник РАН 1998. -№6. -С.504-510. Данилов СВ., Илюшин Л.С. Праздник длиною в учебный год: Материалы для организатора внеклассной работы.— СПб.: КАРО, 2002.
Игры на каждый день: пособие для организаторов развивающего досуга / A.A. Данилков, Н.С. Данилкова. - 2-е изд. стер.— Новосибирск Сиб. унив. изд., 2004.
Играем с пользой: организаторам развивающего досуга /А.А. Данилюш Е.М. Литвиченко, Новосибирск: Сиб. унив.изд., 2005.
Кипнис М. Тренинг коммуникации. - М.: Ось-89, 2004.
Коган М.С.Игровая кладовая. - Новосибирск: Сиб. унив. изд., 2004.
Королева 3. «Говорящий» рисунок: 100 графических тестов Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Ю.Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах.
Новосибирск: Сиб.унив. изд., 2004.
Каменская Е.Н. Педагогика./ Курс лекций. Ростов н/Д: «Феникс»,
Левашова С.А.Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг / сост. A.A. Селиванов. - Ярославль: Академия развития. Холдинг, 2004.
Лабиринты души: Терапевтические сказки / Под ред. Хухлаевой 0.8.-; М.: Академический Проект Гаудеамус, 2003.
Монина Г.Б., Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействие с детьми. - СПб.: ООО «Речь», 2001.
Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2005. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности экзаменам / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. - М.: Вако, 2005.
П.Панфилова М.А. Игротерапия общения: коррекционные игры. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
Психологический тренинг с подростками /Л.Ф. Анн.— СПб.: Питер, 2003.
Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. - М.: АСТ-ПРЕССКНИГА, 2005.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук и др. - СПб.: Питер, 2003.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003.
Рогов Е.И. Психология общения. -М.: ВЛАДОС, 2003.
Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».— Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Спортивные праздники круглый год / Прибыщенко М.Н., Колесник В.И.—М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2005.
Формирование здорового образа жизни российских подростков / Под ред. Л.В. Баль, СВ. Барканова. - М.: ВЛАДОС, 2002.
Иоваши Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников.— М.: Педагогика, 1983.
Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности,—М.: Педагогика, 1988. 29,Школа программистов-2 (методический сборник в помощь педагогам дополнительного образования) / Под ред. Новиковой И.В. Тюмень:
«Вектор Бук», 2001.
Школа программистов или опыт, который полезен всем (методический сборник в помощь педагогам дополнительного образования) / Под ред. ИВ. Новиковой, Тюмень: «Вектор Бук», 2001.
Школа программистов-3 (сборник программ, разработанных педагогами УДО) / Под ред. ЮГ. Мясниковой, Тюмень: ООО «Тюмень НИИгипроГоризонты лета: Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре
для детей и подростков / Под ред. А.В. Волохова. М., 1997.
Горохова Е.В. хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление», Н. Новгород, 2000 г.
Культяпова Ж.В., Криворотова Т.А. Хочу быть лидером. Выпуск №3 из серии «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Нижний Новгород : ООО «Педагогические технологии», 2004.
Лысюк Г.П. Образовательные программы в учреждениях дополнительного образования детей / Сургут: МОУ ДО “Центр развития образования”, 2004.
Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
Программа курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова). – Орловский государственный университет. Кафедра общей педагогики, Орел.
Программа “Лидер” / НПЦ СПО-ФДО. М., 1992.
Программа профильной подготовки организаторов летнего отдыха “Пятая четверть” (автор А.В. Клименко), Оренбург, 1999.
Программа центра подготовки вожатых “Перспектива”. – Башкирский государственный педагогический университет, Уфа, 2000.
Сердюкова О.А. Программа профильного курса «Школа вожатого» // Классный руководитель № 4/2007 г.
Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.
Сборник материалов «В помощь вожатому». Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 14. Чебоксары, 2005 г.
Сергеева В.П. Классный руководитель. Планирование работы от А до Я. Москва, «Педагогическое общество России», 2001 г.
Тихомирова Е. Воспитание лидера. Журнал «Воспитание школьников» № 4, 5, 2003 г.
«Я – лидер». Сборник материалов СДиМД, Ростов-на-Дону, 2000 г.