Конспект урока Строение и грамматическое значение предложений
Утверждено:__________________________
Учитель: Учитель русского языка и литературы II категории III(базового) уровня:
Вдовина Татьяна Александровна
Класс: 8 русский
Предмет: Русский язык
Дата: 23.10.14
Тема урока: Строение и грамматическое значение предложений.
Цели урока: Расширение знаний учащихся о предложении как основной синтаксической единице.
Задачи урока: дать понятие о грамматическом значении предложения; закрепить знания о делении предложений по цели высказывания, интонации, строению (по наличию – отсутствию главных, второстепенных членов);
Ожидаемые результаты научатся анализировать строение предложения и определять его грамматическое значение
Оборудование раздаточный материал (тест, ) презентация к уроку, схемы, таблицы, карточки с заданиями, яблочки для рефлексии урока, стикеры.
Содержание урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент
1.Создание коллаборативной среды
Тренинг
«Мы с тобой похожи…» Организационный момент:
Приветствие;
Проверка наличия учебных принадлежностей;
отметка отсутствующих учеников.
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...».
Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...»
Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга. проверяют наличие учебных принадлежностей.
принимают участие в тренинге
2. Проверка Д\з:
Тест по теме словосочетание Раздаю ученикам тест на повторение по теме словосочетание
отвечают на вопросы по пройденному материалу.
3.Формативное оценивание Каждый правильный ответ оцениваю в один бал, а к концу урока подсчитываем.
Подсчитываем, сколько баллов набрал каждый из учеников
Ответы:
Вариант 1
1-1, 2-2, 3-3, 4-2, 5-2, 6-1, 7-2, 8-1, 9-2, 10-3, 11-2, 12-1,
13-2, 14-2, 15-1, 16-1, 17-2, 18-1,2, 19-1, 20-2, 21-1, 22-2,
23-1, 24-1, 25-1, 26-1, 27-1.
Вариант 2
1-1, 2-2, 3-3, 4-2, 5-2, 6-1, 7-2, 8-1, 9-2, 10-3, 11-3, 12-1, 13-2,
14-2, 15-1, 16-1, 17-1, 18-1,2, 19-1, 20-2, 21-1, 22-2,
23-1, 24-1, 25-1, 26-3, 27-2
Оцени: 1-10 правильных ответа- не совсем удачный результат. Возможно ты отвлекся на что-то другое. 11-19 правильных ответа- в целом неплохой показатель. Уверена, что в следующий раз будет еще лучше. 20-27 правильных ответов - молодец! Ты внимателен на уроке, тема для тебя понятна.
II. Стадия вызова. Прежде чем начать освоение новой темы, стоит с ребятами повторить те сведения о предложении, которые уже известны. Для этого удобна следующая схема.
1.Работа со схемой рассматривают схему и разбирают ее
2.Работа по таблице «Предложение»
парная работа ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. Роль в языке Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определенных условиях
2. Строение и виды предложений по количеству главных членов Имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов (двусоставные предложения) или из одного (односоставные предложения)
3. Виды предложений по количеству грамматических основ Простые — одна грамматическая основа, сложные — две и более грамматических основ4. Виды предложений по цели высказывания Повествовательные (содержат сообщение); вопросительные (содержат вопрос), побудительные (содержат побуждение к действию, приказ или просьбу)
5. Виды предложений по интонации Восклицательные (сопровождаются сильным чувством, экспрессией) и невосклицательные
6. Виды предложений по наличию - отсутствию второстепенных членов Распространенные (есть второстепенные члены ) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы, второстепенные члены отсутствуют)
7. Виды предложений по осложненно
стиОсложненные предложения (имеются обращения, или вводные слова, или однородные члены, или обособления)
Учащиеся с помощью учителя составляют и заполняют таблицу.
3.Словарная работа Проводится Словарная работа, предполагающая проверку зрительной памяти и внимания учащихся.
Спортсмен, цитаты, однообразный, приамурский, пловцы, поздний, поредевший, горизонт, далеко-далеко, огненный, колхозники, гражданин, телефон, командир, хищница, приказание, бассейн, эскадроны, беспокойно, тренироваться.работают у доски
III. Стадия осмысления 1.Составление Диаграммы Венна Предлагаю ученикам составить Диаграмму Венна об отличии и сходстве словосочетания и предложения. составляют Диаграмму Венна
2. Работа с учебником Читаем правила, анализируем и приступаем к выполнений упражнений читают правило и выполняют задания
3.Физминутка Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Ножками потопали ,
Ручками похлопали.
Покрутились , повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем ,
Дружно до пяти считаем
открываем, поморгаем
И работать продолжаем. Выполняют движение физминутку5. Игра "Слабое звено": Ученикам предлагается сыграть Игру "Слабое звено": с целью закрепления пройденного материала, подготовка к выполнению тренировочных упражнений.
Определите, какими частями речи выражено подлежащее в следующих предложениях и каково значение грамматической основы:
Сытый голодного не разумеет.
Семеро одного не ждут.
Опоздавшие не допускаются в класс.
Пришло и послезавтра.
Из-за, из-под пишутся через черточку.
Учиться – всегда пригодится слушают задание и приступают к его выполнению
IV.Стадия Рефлексии
1 .Д\з: Выучить правило и выполнить упражнение в учебнике ___ на стр ___ Записывают д/з
2.Формативное оценивание
метод «ПОПС» после выступления каждой группы оценивание проводится с помощью метода «ПОПС» с определенными критериями оценивания оценивают своих сверстников
3.Рефлексия урока
«Дерево успеха». На доске вывешиваю «Дерево успеха». И раздаю ученикам разноцветные листочки, на которых пишут рефлексию урока.
пишут рефлексию урока
Тест на повторение по теме «Словосочетание»
Вариант 1
1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и. его признак:
1) новая книга; 2прочитать книгу 3;читать громко.
2. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) любимый фильм 2;смотреть фильм; 3интересный роман.
3. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) большой успех; 2успехи в работе; 2выступить успешно.
4. Определите словосочетание со значением признака признака:
1) быстро бежать; 2очень красивый; 3весенняя пора.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово:
Темная аллея, картинная галерея, субботний вечер.
1) именем прилагательным;
2) именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: разговаривать с друзьями, писать письма, собирать грибы.
1) глаголом; 2)именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: оченьхолодно (встречать), весьма интересно (рассказывать).
1) кратким прилагательным; 2)наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово:
по-прежнему красивый, очень умный, давно известный.
1) именем прилагательным; 2наречием.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
1) красивый джемпер;
2) джемпер брата;
3) связать джемпер.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ.в В. п.:
1) украсить цветами; 2) подарить брату 3);постелить ковер.
11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ.в Т. п.:
1) прийти на помощь; 2)увлекаться чтением;3) рассказать сказку.
12.Укажите словосочетание со способом подчинительной связи -согласование:
1) первый ученик; 2)цветок липы; 3)дом отца.
13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи -управление:
1) весенний вечер; 2)встретить друзей; 3)созревший плод.
14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи -примыкание:
1) золотое кольцо; 2)учиться плавать; 3)учиться плаванию.
15. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - примыкание:
1) Чтение «Капитанской дочки» на уроках было счастливымиминутами, поэтому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
2) Есть у Куприна одна заветная тема (Паустовский).
16. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - управление:
1) Хлынувшая вода прорвала плотину.
2) Окрестности здесь очень живописны.
17. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - согласование:
1) Слова механика показались москвичу неуважительными.
2) Семь маленьких зверьков испуганно глядят на свет (Песков).
18. Укажите синонимичные словосочетания:
1) девушка высокого роста;
2) высокорослая девушка;
3) длинноногая девушка.
19. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:
1) кафе при дороге;
2) машина на ремонте.
20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять в парке:
1) по смыслу;
2) предлогом и окончанием;3)окончанием.
21. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять долго:
1) по смыслу; 2)окончанием.
22. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании веселая прогулка:
1) по смыслу; 2) окончанием.
23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:
1) прилагательное, причастие, местоимение;
2) наречие, деепричастие.
24. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:
1) существительное, местоимение;
2) деепричастие, наречие.
25. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:
1) наречие, деепричастие;
2) существительное, местоимение.
26. Укажите правильное словосочетание:
1) одеть ребенка;
2) одеть пальто.
27. Употребите правильно падеж существительного при глаголе оплатить:
1) оплатить проезд;
2) оплатить за проезд.
Вариант 2
1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:
1) длинная дорога; 2)нарисовать картину 3);рисовать долго.
2. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) красивый закат; 2)писать письмо; 3)очень красивый.
3. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) высокая гора 2);победить страх; 3) хорошо учиться.
4. Определите словосочетание со значением признака признака:
1) идти медленно; 2)очень умный; 3)осенний день.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: воскресный день, спортивный зол, зеленая дубрава.
1) именем прилагательным; 2)именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: пилить дрова, убирать урожай, белить стены.
\) глаголом;2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: оченьгромко (говорить), весьма небрежно (писать).
1) кратким прилагательным; 2)наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: весьма далекий, совсем старый, очень короткий.
1) именем прилагательным; 2)наречием.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
1) любимый костюм; 2)костюм сестры; 3)сшить костюм.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ в В. п.:
1) увлекаться чтением; 2подарить маме; 3построить дом.
11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ в Т. п.:
1) прийти в гости; 2кататься на лыжах; 3заниматься с увлечением.
12. Укажите словосочетание со способом подчини тельной связи - согласование:
1) отличная оценка; 2цветение вишни;
3говорить по телефону.
13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - управление:
1) морозное утро; 2упасть на землю;
3хорошо отдохнуть.
14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи -примыкание:
1) приятное лицо; 2быстро делать; 3) приказ командира
15. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - примыкание:
1) Снега кругом ослепительно сверкали (Шишков).
2) На траве лежала черпалка из бересты (Тургенев).
16. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь управление:
1) Роняет лес багряный свой убор (Пушкин).
2) Медленно гасли последние звезды (Поповкин).
17.Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь согласование:
1) Глянцевая зыбь отражала чистое небо (Катаев).
2) Мимо день и ночь проносились к фронту эшелоны (Поповкин).
18. Укажите синонимичные словосочетания:
1) тропинка через лес; 2 лесная тропинка; 3тропинка через овраг.
19. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:
1) город на море; 2промокающая обувь.
20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании играть в куклы:
1) по смыслу; предлогом и окончанием; 2)окончанием.
21. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании любить читать:
1) по смыслу; 2окончанием.
22. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании курортный город:
1) по смыслу; 2)окончанием.
23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:
1) прилагательное, причастие, местоимение;
2) наречие, деепричастие.
24. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:
1) существительное, 2местоимение; 3деепричастие, 4наречие.
25. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:
1) наречие, 2 деепричастие; 3 существительное, 4 местоимение.
26. Укажите словосочетание с ошибкой:
1) пренебрегшего правилами; 2разговор откровенен;
3 пара ботинков; 4в восьмидесяти четырех городах.
27. Употребите правильно падеж существительного при глаголе заплатить:
1) заплатить проезд;
2) заплатить за телефон.