Дидактический материал к промежуточной аттестации по русскому языку в 8 классе.


Промежуточная аттестация по русскому языку в 8 классе
(контрольная работа: сжатое изложение с тестовым заданием).
Часть I (сжатое изложение).
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей - это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим : пожалуйста. Просьба - это порыв души. Отказать человеку в помощи - значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи - это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в окружающем нас мире - в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д.С.Лихачёву).
Часть II (тестовая работа в 4 вариантах,
состоящая из 16 заданий по программе изученного
в 8 классе).
I часть - сжатое изложение ( можно под аудиозапись) - проводится для всего класса по критериям ОГЭ 9 класса(за содержание с учётом сжатия текста максимальное количество баллов - 7, за грамотность - по таблице критериев одного вида письменных работ ОГЭ - максимально : 6 баллов). Можно использовать печатный текст писателя (публициста) в объёме 130-200 слов.
II часть - тестовая работа в 4-ёх вариантах, состоящая из 16 заданий за курс 8 класса, приближённая к комплексной работе с текстом, подобная заданиям на ОГЭ.В основном это тесты по тексту. За каждое верно выполненное задание - 1 балл. Максимальное количество баллов - 16.
Максимальное количество баллов за всю работу, состоящую из 2-ух частей, -
29 баллов.
Критерии оценивания контрольной работы на промежуточной аттестации :
0 - 11 баллов "2"
12 - 19 баллов "3"
20 - 25 баллов "4"
26 - 29 баллов"5"
Время, отведённое на контрольную работу - 90 минут ( 2 урока).
Часть II (тестовая работа).
ВАРИАНТ № 1.
По данному тексту выполните тестовые задания.
1).Мы шли по левому берегу реки. 2).Вдруг впереди, на валежнике, показалась белка. 3).Она сидела на задних лапах и , заложив хвостик на спинку, грызла шишку. 4).Вдруг она схватила свою добычу и бросилась на дерево. 5).Это животное, представитель грызунов, имеет удлинённое тело и длинный хвост-метёлку. 6).Небольшие закруглённые уши, оканчивающиеся пучками длинных чёрных волос, расположены веерообразно.7).Ох, до чего же забавно наблюдать за этим зверьком! 8).Только в темноте она лежит на боку, то свернувшись, то закинув хвост на голову. 9). Кажется, движение ей так же необходимо, как вода, пища и воздух.
1. Из предложения № 3 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
2.Определите вид подчинительной связи в словосочетании
ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ.
3. Выпишите из предложения № 2 словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
4. Выпишите из предложения № 8 словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5.Замените словосочетание со связью "согласование" ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ словосочетанием со связью "управлением". Напишите полученное словосочетание.
6.Выпишите грамматическую основу предложения № 9.
7. Укажите количество грамматических основ предложения № 6.
8. Среди предложений 3 - 5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 4 - 7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 8 - 9 найдите предложение, осложнённое вводным словом. Укажите его номер.
11. Перечислите номера предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием или деепричастным оборотом.
12. Перечислите номера предложений, осложнённые однородными членами.
13.Среди предложений 6 - 8 укажите номер односоставного безличного предложения.
14. В данном тексте встречаются предложения по своему строению :
А) простые;
Б) осложнённые;
В) сложные.
15. Укажите предложения с распространённым обращением (знаки препинания не расставлены ).
А). Сыпь ты черёмуха снегом.
Б). О жизнь моя как ты мне дорога!
В). Откуда ж приятель песня твоя?
Г). Люди мира на минуту встаньте!
16. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(цифры), обозначающую (обозначающие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Берёшь ящичек,(1) проводишь по нему палочкой, (2) и вдруг ящичек начинает петь. Если захочешь, (3) он поёт тоненько-тоненько и так жалобно, (4) что самой плакать хочется.
Часть II (тестовая работа).
ВАРИАНТ № 2.
По данному тексту выполните тестовые задания.
1). Горело с той стороны, где ещё утром были дома. 2). Пламя стремилось ввысь, перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим. 3). Толик разглядел, как к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных. 4). Собрав силы, Толик кинулся вперёд и , обогнав отца, вскочил в дом. 5). Но Тёмки там уже не было. 6). Тёма сбросил куртку, но тут же красный уголёк - сгоревшая тополиная ветка - упал ему на рубашку, и рубашка загорелась. 7). Подбежав к машине скорой помощи, Толик стал вытаскивать из-за пазухи Тёмки спасённых им перепуганных цыплят. 8). Разглядывая рану на Тёмкиной спине, Толик плакал и ругался : 9). - Что же ты наделал, юный натуралист! 10). В самом деле, этот пожар как бы разделил их.
1. Из предложения № 2 выпишите все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
2.Выпишите из предложения №3 словосочетание с подчинительной связью УПРАВЛЕНИЕ.
3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании УМЕВШИЙ МОЛЧАТЬ.
4.Замените словосочетание со связью "управление"СМОТРЕЛ С ТОСКОЙ словосочетанием со связью "примыкание".
5. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения № 1.
6. Укажите количество грамматических основ предложения № 6.
7. Найдите сложное предложение, в котором простые предложения соединены подчинительной связью. Укажите номер этого предложения.
8. Среди предложений 5 - 7 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите номер этого предложения.
9. Найдите в прочитанном тексте предложение с распространённым обращением. Напишите его номер.
10.Среди предложений 8 - 10 найдите предложение, осложнённое вводным словом. Укажите его номер.
11. Среди предложений 1 - 3 найдите предложение с обособленным определением. Укажите номер этого предложения.
12. Перечислите номера предложений с однородными членами.
13. Среди предложений 3 - 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер(а) этого (этих) предложения( ий).
14. Определите вид сказуемого в предложении № 7.
15. Напишите, какое односоставное предложение ( определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное, обобщённо-личное ) входит в состав сложноподчинённого предложения № 1.
16. Укажите пример, не являющийся словосочетанием :
1) очень интересно;
2) совсем рядом;
3) мы бежим;
4) ночная фиалка.


Часть II (тестовая работа).
ВАРИАНТ № 3.
По данному тексту выполните тестовые задания.
1). Кипучий родник бьёт на склоне горы в роще, именуемой Копыловкой. 2). Вода в нём в постоянном волнении, как кипяток в чайнике. 3). Выбиваясь из земли, она шевелит мелкие камушки и песок, промытый до сахарной белизны, и сильной хрустальной струёй с шумом бежит вниз, в сады. 4). Отрадно жарким днём, напившись воды из родника, посидеть в холодке, слушая шум ручья и глядя, как он бежит, прячась в зарослях дягиля, буйно разросшегося по его течению. 5). Сидя на берегу реки, неподалёку от родника, наблюдаем за ребятишками, купавшимися и стиравшими бельё. 6). Один карапуз лет пяти - шести, не раздеваясь, не снимает кувшин с головы, а , войдя в реку, двинулся вперёд и , погружаясь в воду, скрылся под водой. 7).Только сосуд, казалось, чудом скользил по поверхности, и он вскоре исчез. 8). Но вот кувшин показался опять, и вынырнула голова мальчика. 9). Мальчик, превратившийся в розового снеговика, окунулся, смыл пену и , выйдя на берег, не спеша поднялся вверх по скале.
1.Выпишите из предложения № 3 подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
2.Замените словосочетание со связью "примыкание" ГОТОВИТСЯ ПРЫГНУТЬ словосочетанием со связью "управление". Напишите получившееся словосочетание.
3.Укажите верное утверждение :
Я ВЕРНУЛСЯ -
1) это словосочетание со связью примыкание ;
2) это словосочетание со связью управление;
3) это словосочетание со связью согласование;
4) не является словосочетанием.
4.Выпишите грамматическую основу предложения № 5. Определите вид этого односоставного предложения ( определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, назывное или безличное ).
5. Укажите количество грамматических основ предложения № 7.
6.Среди предложений 1 - 3 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите номер этого предложения.
7.Среди предложений 7 - 9 найдите предложение, осложнённое вводной конструкцией. Укажите номер этого предложения.
8.Среди предложений 7 - 9 найдите сложные предложения, части которых соединены сочинительной связью. Напишите номера этих предложений.
9. Перечислите номера предложений с обособленным определением.
10. Перечислите номера предложений с обособленным обстоятельством.
11. Среди предложений 1 - 3 найдите предложение с ОБОСОБЛЕННЫМ УТОЧНЯЮЩИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ МЕСТА. Укажите номер этого предложения.
12. Перечислите номера предложений с однородными членами.
13. В каком предложении для оформления вставной конструкции следует использовать СКОБКИ (знаки препинания не расставлены) ?
А). По мнению врача больного выпишут через неделю.
Б). Окрестные горы можно сказать совершенно оголены от древесной растительности.
В). Дядя Павел привечал всех бродячих собак а им здесь не было числа они жили у него и не чаяли в нём души.
Г). Полевая клубника я уверен уже поспела.
14. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым :
А). Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
Б). Стану сказывать я сказки.
В). Я буду учителем в вашей школе.
Г). Я буду строить новый дом.
15. Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А). Красота есть обещание счастья.
Б). Познание и жизнь неотделимы.
В). Жизнь прожить не поле перейти.
Г). Волк коню не товарищ.
Д). Голова без ума что фонарь без света.
16. Найдите ОПРЕДЕЛЁННО - ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ :
А). Нет дыма без огня. Б). Егорушке дали ложку. В). В книге ищи не буквы, а мысли.
Часть II (тестовая работа).
ВАРИАНТ № 4.
По данному тексту выполните тестовые задания.
1).Красноватые, освещённые солнцем стройные стволы сосен стоят, как колонны какого-то прекрасного здания. 2).Лёгкий ветер пробегает в высоте, и зелёная листва переливается, колышется, шумит, играет. 3). Но вы больше смотрите вниз, себе под ноги, почти не замечая красот меняющейся растительности. 4). Под соснами вы нашли рыжики и маслята, под осиной - красные подосиновики, в дубравах - грузди. 5). Но посмотрите хорошенько - и в этом месте, наверное, найдёте остатки старых пней. 6). Собирая мелкие белые грибы, конечно, заметили белые нити, образующие под грибами плотные сплетения. 7). Это грибница. 8). Действительно, из-под шляпок старых грибов высыпаются мелкие споры. 9). Из спор в почве вырастают грибные нити, образующие грибницу.
1.Выпишите из предложения № 6 подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
2. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ЕЁ ДЕТИ.
3. Замените словосочетание, построенное на основе "управления", - фильмы для юношества синонимичным словосочетанием со связью "согласование". Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую (ие) основу (ы) предложения № 2.
5. Укажите количество грамматических основ в предложении № 3.
6. Среди предложений 6 - 9 найдите предложения с обособленным определением. Укажите номера этих предложений.
7. Среди предложений 3 - 5 найдите обособленное уточняющее обстоятельство места. Укажите номер этого предложения.
8. Среди предложений 3 - 5 найдите неполное предложение. Укажите его номер.
9. Среди предложений 5 - 8 найдите предложения, осложнённые вводным словом. Укажите их номера.
10.Среди предложений 3 - 6 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Укажите номера этих предложений.
11.Среди предложений 1 - 3 найдите предложения, осложнённые ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. Укажите их номера.
12. Укажите вид односоставного предложения № 5 :
А) определённо-личное;
Б) неопределённо-личное;
В) безличное;
Г) назывное;
Д) обобщённо-личное.
13. Среди предложений 1 - 3 найдите СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, части которого соединены СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. Укажите номер этого предложения.
14. Укажите предложения, в которых есть одновременно обращение и вводное слово
( знаки препинания не расставлены ).
А). Я проститься приезжал Дарья Дмитриевна.
Б). Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен ?
В). Так вы стало быть с нами Дарья Дмитриевна ?
Г). Лиза казалось не шла а летела.
15. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием, перешедшим в разряд существительных.
А). Отъезжающие вошли в вагон.
Б). Бывалые и старые поучали молодых.
В). Несколько провожающих стояли у вагона.
Г). Встречающие, пройдите на второй путь.
16. Укажите вид сказуемого в предложении № 6 :
А) простое глагольное;
Б) составное глагольное;
В) составное именное.
№ Критерии оценивания контрольной работы на промежуточной аттестации по русскому языку части I (сжатого изложения) - оценка за содержание изложения. Баллы
ИК1 Содержание изложения Аттестуемый учащийся точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2
Аттестуемый учащийся передал основное содержание прослушанного текста,
но упустил или добавил одну микротему1
Аттестуемый учащийся передал основное содержание прослушанного текста, но
упустил или добавил более одной микротемы. 0
ИК2 Сжатие исходного текста Аттестуемый учащийся применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав
их на протяжении всего текста. 3
Аттестуемый учащийся применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. 2
Аттестуемый учащийся применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. 1
Аттестуемый учащийся не использовал приёмов сжатия текста. 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения Работа аттестуемого учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Работа аттестуемого учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. 1
В работе аттестуемого учащегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеются два случая нарушения абзацного членения текста. 0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 - ИК3 : 7
№ Критерии оценивания контрольной работы на промежуточной аттестации по русскому языку части I (сжатого изложения) - оценка грамотности изложения. Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка. 1
Допущена одна и более ошибок. 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка. 1
Допущена одна грубая (на изученные пунктограммы) и более ошибок. 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет. 1
Допущена одна и более ошибок. 0
ГК4 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет. 1
Допущена одна и более ошибок. 0
ФК1 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. 2
Допущена одна ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. 1
Допущено две и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов. 0
Максимальное количество баллов по критериям : ГК1 - ФК1
"5" выставляется в том случае, если аттестуемый учащийся набрал не менее 4 баллов за грамотность( ГК1 - ГК4);
"4" выставляется в том случае, если аттестуемый учащийся набрал не менее 3 баллов за грамотность( ГК1 - ГК4). 6
Максимальное количество баллов, которое может получить аттестуемый учащийся 8 -го класса, - 29 баллов.
0 - 11 баллов "2"
12 - 19 баллов "3"
20 - 25 баллов "4"(ГК1 - ГК4 не менее 3 баллов)
26 - 29 баллов "5"(ГК1 - ГК4 не менее 4 баллов).
Время, отведённое на контрольную работу, - 90 минут (2 урока).
Используемая литература :
1.Текст Д.С.Лихачёва ( для сжатого изложения, но можно воспользоваться открытым Банком заданий ФИПИ для ОГЭ - русский язык).
2.Отрывки из текстов В.К.Арсеньева(для варианта №1), А.А.Лиханова( для вариата №2), Н.В.Кузьмина( для варианта № 3), Н.М.Верзилина( для варианта №4) из 9 - 10 предложений.
3. Сергеева Е.М.Тесты по русскому языку: 8 класс. - М.: Издательство"Экзамен", 2010;
4. Селезнёва Е.В.Тесты по русскому языку: 8 класс. - М.: Издательство"Экзамен", 2014;
5.Тростенцова Л.А.,Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват.учреждений - М.: Просвещение, 2009;
6. Русский язык. Поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой / авт. - сост. Н.Ю.Кадашникова. - Волгоград: Учитель, 2012.
7. Аналогии подобных заданий из КИМов ГИА (ОГЭ) 2012 - 2015г. по синтаксису словосочетаний, синтаксису и пунктуации простых и осложнённых предложений.