Рекомендации к самостоятельным работам студентов по МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста
Рекомендации к самостоятельным работам студентов.
Специальность «Дошкольное образование»
тема Кол-во часов Содержание работы Литература
1 Краткие сведения из истории становления методики развития детского изобразительного творчества 2 Изучите материал и законспектируйте. Проследите за тем, как формировался раздел по развитию детского изобразительного творчества в различных письмах, руководствах и программных документах для детских садов в разное время прошлого столетия. Отметь педагогов, которые занимались вопросами развития детского изобразительного творчества. Интернет-ресурсы
2 Анализ вариативных программ по развитию детского изобразительного творчества. 1 Ознакомьтесь с содержанием нескольких программ (Радуга, Детство…ТРИЗ…..). Определите наличие раздела по обучению детей изобразительной деятельности и развитию творчества. Выделите особенность каждой программы по ознакомлению с изобразительным искусством и развитием детского изобразительного творчества. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Издательский центр «Академия»,1999.
3 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах 2 Цель: Понять, изобразительное искусство развивает эстетическое восприятие и эмоции ребенка, формирует эстетические чувства и его художественный вкус.
План:
Какие виды изобразительного искусства используют в работе с детьми дошкольного возраста.
2.Какследует выбирать произведения искусств для детского восприятия?
3.Какиезадачи воспитания решаются при ознакомлении детей с произведениями искусств?
4.Когдаи как следует знакомить детей дошкольного возраста с изобразительным искусством? -Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991 г
-Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» М., 2006 г
-«Программа воспитания и обучения в детском саду» М., 2004г
4 Художественно-эстетическая развивающая среда. 1 Прочитайте материал. Законспектируйте. Приведите примеры, как окружающая среда способствует развитию вкуса, умения замечать красивое в обыденных предметах. .как вы думаете, что для этого необходимо? Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
5 Художественное воспитание в семье 1 Прочитайте материал и законспектируйте. Ответьте на вопрос: могут ли родители, которые не имеют специального педагогического образования способствовать художественному развитию своего ребенка? Как это делать? Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
6 Методы обучения. Традиционная классификация 1 Цель: Ознакомиться с новой классификацией методов. Уяснить, что выбор методов обучения и развития творчества детей в изобразительной деятельности зависит от задач обучения.
План:
1.Что такое методы и приемы обучения.
2.Классификация методов в дидактике, их краткая характеристика
3.В чем состоит взаимосвязь методов в реальном процессе обучения.
4.Каково сочетание различных методов и приемов обучения и развития творчества в изобразительной деятельности на занятиях разного типа. -Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г.
-Г.Г.Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М..Академия, 1997 г.
7 Организация работы дежурных 1 Законспектируйте материал. Запомните, когда следует привлекать дошкольников к дежурству по занятиям, что входит в круг их обязанностей в разных возрастных группах. Почему в подготовительной к школе группе часто практикуют раздачу материала каждым ребенком себе. С чем это связано? Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
8 Изобразительное искусство как фактор развития творческой личности ребенка 2 Цель: Раскрыть значение изобразительного искусства для воспитания ребенка, а так же его место в работе дошкольного образовательного учреждения. Вспомнить виды изобразительного искусства, его жанры.
План:
1 .Виды изобраз ительно искусства и их выразительные средства.
2. Какиевиды изобразительного искусства используются в работе с детьми дошкольного возраста.
3. Какоевлияние они оказывают на воспитание ребенка.
4. Какиезадачи эстетического воспитания решаются при ознакомлении детей с произведениями изобразительного творчества.
5. Виды изобразительной деятельности в детском саду и чем они отличаются друг от друга. Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
9 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов 2 Ознакомьтесь с содержанием материала. Для начала запомните, чем является иллюстрация в книге для ребенка-дошкольника. Назовите различные декоративные элементы в различных частях книги. Вспомните, как дети «читают» сказки по картинкам. Рассмотрите детские книги, иллюстрированные различными художниками. Отметьте различную технику рисования и средства выразительности. Постарайтесь вспомнить художников-иллюстраторов из своего детства. Чьи иллюстрации вам понравились больше всего и почему. Особое внимание обратите на работы Е.Чарушина и В. Сутеева, которые иллюстрировали свои рассказы. Назовите отличительные черты их работ. - Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
- Т.Д.Доронова «Художники-иллюстраторы детям» М., Просвещение, 1999 г
10 Воспитаниеинтереса к рисованию у детей 1 младшей группы 1 Прочитайте материал. Законспектируйте этапы овладения графическими навыками детьми раннего возраста. В каких семьях дети раньше берут карандаш в руки и с какой целью. На что направлена деятельность детей. Как называется этот период? Когда начинается изобразительный период и чем он отличается от предыдущего? Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
11 Подготовка детей к школе на занятиях по рисованию 1 Ознакомьтесь с содержанием материала. Каким знаниями, навыками овладевают дети в ходе продуктивной деятельности. Какие психическими процессы развиваются? Как помогают занятия изобразительной деятельностью в подготовке дошкольника к школе? Приведите примеры по каждому виду (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
12 Лепкав дошкольном образовательном учреждении 1 Назовите саму важную особенность лепки (ее объемность). Как лепка влияет на работу и развитие мелкой моторики. Назовите материалы для лепки в дошкольном образовательном учреждении Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
13 Аппликацияв дошкольных учреждениях. Материал и оборудование для аппликации 1 Назовите саму важную особенность аппликации (ее силуетность). Ознакомьтесь с историей возникновения аппликации. Как аппликации влияет на работу и развитие мелкой моторики. Ознакомьтесь с материалами для аппликации в дошкольном образовательном учреждении Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
14 Значение аппликации в подготовке детей к школе. 1 Ознакомьтесь с содержанием материала. Каким знаниями, навыками владеют дети в подготовительной к школе группе. Какие психические процессы развиты? Как помогают занятия изобразительной деятельностью в подготовке дошкольника к школе? Приведите примеры: какие знания и умения в аппликации помогут учиться в школе и в чем именно? Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
15 Значение конструирования в развитии и воспитании детей дошкольного возраста 1 Цель: Выявить значение конструирования во всестороннем развитии детей дошкольного возраста
План:1.Значение конструирования
2.Материал для конструирования в ДОУ 1 .Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991 г
16 Наблюдениеи анализ занятий по аппликации и конструированию в ДОУ. 3 План: Общая длительность занятия, количество частей, при этом заметить длительность каждой из них. Обратить внимание на выбор воспитателем методов и приемов для решения программных задач, активизации мыслительной деятельности детей и поддержания интереса в ходе всего занятия. Отметьте, каким материалом и оборудованием пользовался воспитатель и как он был расположен (удобно, рационально), определите раздаточный материал. Как решалась задача сохранения здоровья. Как проявилась активность и заинтересованность детей. Заметить, как на протяжении всего занятия решались задачи по развитию речи. Рассмотрите детские работы и решите: справились ли они с задачей? Почему? Какими навыками владеют дети? Ваши предложения. В ходе наблюдения вести хронометраж.
Домашнее задание: записи оформить в дневнике 17 Содержание самостоятельной деятельностью детей вне занятий. 2 Цель: Уяснить ценности самостоятельной изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
План:
1.Значение самостоятельной изобразительной деятельности для развития ребенка.
2. Пути активизации самостоятельной изобразительной деятельности детей.
3. Содержание самостоятельной изобразительной деятельности детей.
4.Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей в ДОУ
5. Создание условий для развития творчества детей в изобразительной деятельности.
Ознакомиться с материалом. Разработайте реферат по предложенному плану. Уделите особое внимание на п.п.2 и 4 1 .Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991 г
2. Г.Г.Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М.,Академия, 1997 г.
18 Планированиезанятий по изобразительной деятельности и конструированию в дошкольных учреждениях. 1 Прочитайте материал. Уясните для себя необходимость планирования воспитательно-образовательной работы. Выделите основные виды планирования в дошкольных учреждениях. Ознакомьтесь с особенностями каждого из них. Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
19 Преемственность в работе по развитию изобразительного творчества дошкольников и младших школьников. 2 Ознакомьтесь с программными задачами по развитию детского изобразительного творчества в подготовительной к школе группе по программе «От рождения до школы». Отметьте, какими знаниями и навыками должны овладеть дети данного возраста. Назовите те из них, которые в наибольшей степени помогут детям учиться в школе. Приведите примеры. Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
20 Взаимосвязьзанятий по изобразительной деятельности с другими видами деятельности. 2 Изучите материал. Проследите, как знания и умения, полученные на рисовании, лепке, аппликации и конструировании помогут в развитии речи детей, в математическом развитии, в ознакомлении с природой и физическом воспитании. Как связана изобразительная деятельность и музыка? Покажите и обратную связь. Приведите примеры из практики Т.С.Комарова «Методика обучения изодеятельности и конструированию в детском саду» М.,Просвещение, 1991г
29
часов