Социальное партнёрство родителей и гимназии







Выступление
на городском семинаре
для социальных педагогов
«Социальное партнёрство родителей и гимназии»


учитель начальных классов
Лобанова Ирина Николаевна












Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это дно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимость, уникальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребёнка, естественная среда ребёнка, где закладываются основы будущей личности.
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего.
Вопрос о партнёрстве родителей и гимназии сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения: малодетность семьи во многих поколениях; влияние старшего поколения снижается; основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребёнка нужно заниматься, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»; сегодня родители занимаются добыванием средств, иногда просто выживанием; на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени и т.д.
Задача учителя – всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Я считаю, что должно быть меньше вызовов в школу отцов и матерей для моральных нотаций детям, а как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость родителям Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения. Считаю важным, чтобы именно в начальной школе не появились плохие оценки, чтобы у матери не ожесточалось сердце, а у ребёнка не угасало желание быть хорошим. Чтобы это не происходило, я стараюсь всегда прийти на помощь детям, преодолеть трудности в обучении, обратить внимание родителей на возникшую проблему, т.е. совместными усилиями вовремя оказать ребёнку помощь,
чтобы не было пробелов знаний.
На родительских собраниях знакомлю родителей с программными требованиями на четверть. Заранее предупреждаю, какие трудности могут возникнуть у детей, как методически грамотно помочь, на что обратить внимание. Плюс мои консультации, индивидуальные занятия с детьми – и проблемы решаются. Самое главное – делать это своевременно.
Любовь учителя и родителей к ребёнку не должна быть основана на угнетении личности ребёнка. А должна основываться на знании его интересов, стремлений, ан умении оказать ему помощь; дать дружеский совет (это есть зона ближайшего развития).
Основные формы работы с семьёй: групповые и индивидуальные. Посещая семью, учитель лучше узнаёт условия, в которых живет ребёнок , по возможности может повлиять на их улучшение. А с другой стороны это вторжение в личную жизнь семьи. Если использовать эту форму работы, лучше соблюдать следующие условия:
Не приходить в семью без предупреждения;
Планировать визит не более 10-15 минут (не быть обременительным);
Не вести беседу стоя у входа;
Не поучать родителей, а советовать.
Главные усилия надо направить на то, чтобы переключать свои эмоции на конструктивные действия. Надо искать любой повод, чтобы похвалить, отмечать любой, даже самый маленький успех (подготовка и проведение классного часа, помощь в поездке, в ремонте и т.д.). Поощрять благодарственными письмами, как детей, так и их родителей (по итогам четверти, года, за мероприятие), звонком по телефону, записью в дневнике, оповещением на собрании, при личной беседе.
В самом начале, знакомясь с родителями на школе АВС, на первом родительском собрании, говорю о традициях в гимназии, о том, какие традиции могут быть у нас в классе. Прошу помочь, за лето, подумать о том, как сделать «нашу» жизнь (которая будет длиться 4 года) в классе интересной, т.к. жизнь их детей теперь частично ложится и на мои плечи. Идёт обмен телефонами, знакомство с их профессиями, составом семьи, увлечениями. Иногда это происходит за чашкой чая, иногда на природе, а может происходить в классе, в кругу.
Приглашаю родителей на уроки, на внеклассные мероприятия, где они поближе знакомятся с моими требованиями к детям. Провожу опросники для родителей, чтобы в будущем более точно спланировать свою работу с семьями.