Календарно-тематическое планирование по литературе/ Меркин, 7 класс
Календарно-тематическое планирование, литература, 7 класс (70 ч.: 68+2 резервные)
№
п/п
Дата
Основное содержание
программного материала
Кол-во
часов
Теория
литературы
УУД
Внутрипредметные и межпредметные связи
Метапредметные ценности
Виды контроля
Планируемые результаты
1
Введение в курс русской литературы
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды и жанры.
1
Литературные роды (лирика, эпос, драма), жанр, текстология.
Лексическая работа; составление цитатного плана статьи учебника;
беседа; письменный ответ на вопрос; анкетирование.
кратко повторить изученное в 6 классе; проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить учеников со структурой и кратким содержанием учебника.
Текущий: составить тезисный план статьи учебника.
Ученик научится самостоятельной работе с книгой; составлять тезисный план статьи учебника.
Из устного народного творчества – 4 часа
Былины – 2 часа
2
Понятие о былине. «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа.
1
Эпос, эпические жанры в фольклоре;
былина (эпическая песня), тематика былин.
Лексическая работа;
выразительное чтение; отзыв на эпизод; подготовка сообщения; письменные ответы на вопросы;
работа с репродукциями
ИЗО (репродукции картин: Н.К. Рерих «Богатырский фриз». «Святогор»; М.А. Врубель «Вольга и Микула»; К.А. Васильев «Дар Святогора»).
Воспитание интереса к произведениям УНТ.
Сообщения учащихся, письменные ответы на вопросы, отзывы на эпизод.
Ученик научится: выразительно читать текст былины; характеризовать образы былинных персонажей; сопоставлять былину и волшебную сказку, предание, миф; формулировать микровыводы; определять жанровые особенности былины.
3
А. К. Толстой. «Илья Муромец». Отражение в былине народных представлений о нравственности.
1
Своеобразие центральных персонажей и особенности конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, преданием и легендой).
Выразительное чтение; отзыв на эпизод; подготовка сообщения; письменные ответы на вопросы.
Литература (А.К. Толстой «Илья Муромец»);
ИЗО (репродукции картин: В.М. Васнецов «Богатыри»).
Воспитание интереса к произведениям УНТ.
Сочинение-описание.
Ученик научится: определять жанровые особенности былины, писать сочинение-описание; сопоставлять образы былинных персонажей в литературе и живописи; проводить самостоятельное исследование эпизода былины; определять жанровые и родовые особенности эпоса.
Русские народные песни – 2 часа
4
Обрядовая поэзия. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
1
Песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии.
Подготовка сообщения; работа с учебником, репродукциями картин русских художников; прослушивание музыкального фрагмента.
ИЗО (лубок; А.М. Васнецов «Сжигание чучела Масленицы», Б.М. Кустодиев «»Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»); музыка (П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года»).
Развитие нравственно-эстетических представлений при знакомстве с обрядами русского народа.
Сообщения учащихся.
Ученик научится: определять и характеризовать жанры народной песни; сопоставлять песенные жанры с сюжетами живописных произведений.
5
Лирические песни и лироэпические песни. Своеобразие поэтического языка народных песен.
1
Лироэпическая песня; эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения (развитие представлений).
Подготовка сообщения; работа с учебником, репродукциями картин русских художников; прослушивание музыкального фрагмента.
ИЗО (лубок; А.М. Васнецов «Сжигание чучела Масленицы», Б.М. Кустодиев «»Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»); музыка (П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года»).
Развитие нравственно-эстетических представлений при знакомстве с обрядами русского народа.
Устный опрос, сообщения учащихся.
Ученик научится: определять и характеризовать жанры народной песни; сопоставлять песенные жанры с сюжетами живописных произведений.
Из древнерусской литературы – 2 часа
6
Из «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.
1
Эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Лексическая работа; подробный пересказ; заполнение таблицы; работа с репродукциями картин.
Литература (сага о викинге Орваре Одле);
история (время правления Олега); ИЗО (иконопись; оформление памятников древнерусской литературы – миниатюра из «Радзивилловской летописи» - «Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру»; Ф.А. Бруни «Олег прибивает щит к вратам Константинополя»; В.М. Васнецов «Прощание вещего Олега с конем», «Олег у костей коня»).
Воспитание интереса к произведениям древнерусской литературы.
Устный опрос.
Ученик научится: характеризовать тематику и жанровые особенности произведений древнерусской литературы; определять идею изученных произведений древнерусской литературы; сопоставлять древнерусские миниатюры с картинами русских художников XIX века на сюжеты произведений древнерусской литературы.
7
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
1
Повесть (жанр древнерусской литературы).
Лексическая работа; подробный пересказ;
изложение с элементами сочинения; викторина; подготовка сообщения; работа с репродукциями картин.
История (время правления Олега).
Формирование ценностных представлений на примере жизни Петра и Февронии Муромских (мудрость, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность, семейные ценности).
Подробный пересказ, изложение с элементами сочинения; подготовка сообщений.
Ученик научится: готовить краткий пересказ фрагмента изучаемого произведения; составлять таблицу и заполнять ее; определять структурные и образно-выразительные признаки произведений литературы Древней Руси.
Из литературы XVIII века – 6 часов
8-9
М. В. Ломоносов.
«О вы, которых ожидает...»: мысли и рассуждения автора. Поэтические образы.
«Я знак бессмертия себе воздвигнул». Теория о «трех штилях»
2
Литературное направление, классицизм; ода.
Учение М.В. Ломоносова о «трех штилях»; риторические фигуры; эпиграмма; тема и мотив (развитие представлений).
Работа с учебником; лексическая работа; сопоставительный анализ произведений разных видов искусств; прослушивание музыкального фрагмента; выразительное чтение.
Литература (фрагмент из книги «Юности честное зерцало»);
ИЗО (портрет М.В. Ломоносова – гравюра М. Шрейдера с оригинала Шульце; скульптурный портрет М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова); музыка (сочинения М.И. Глинки, П.И. Чайковского).
Формирование ценностных и нравственно-эстетических представлений.
Устный опрос, чтение наизусть.
Ученик научится: характеризовать основные признаки классицизма и его жанровую систему; определять тематику произведений классицизма; готовить страничку в устном журнале, посвященном М.В. Ломоносову (возможный вид внеурочной деятельности); выразительно читать оду; характеризовать основные положения теории М.В. Ломоносова «о трех штилях»; характеризовать основные структурно-образные элементы оды; выявлять общие признаки классицизма в различных видах искусства (литература, живопись, музыка, архитектура).
10
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики стихотворения.
1
Лирическое стихотворение, ода, тематика лирики, псалом, риторические фигуры (развитие представлений).
Лексическая работа; чтение наизусть; выразительное чтение; заполнение таблицы; беседа; составление тезисного плана статьи учебника; сопоставительная характеристика 81 псалма и стихотворения Г.Р. Державина; работа с иллюстрациями.
Литература (В.Ф. Ходасевич «Державин»; «Наказ» Екатерины II); скульптура (М.И. Козловский «Императрица Екатерина II в образе Фемиды»).
Формирование представлений о гражданской позиции.
Чтение наизусть, составление тезисного плана статьи учебника, сопоставительная характеристика 81 псалма и стихотворения Г.Р. Державина.
Ученик научится: привлекать вспомогательный материал для создания представлений о личности писателя; выразительно читать стихотворение; определять тему и идею произведения; составлять тезисный план статьи учебника; находить в тексте риторические фигуры; сопоставлять библейские и литературные тексты; определять роль риторических фигур в произведении.
11-13
Д. И. Фонвизин.
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль».
Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.
Образы комедии. Социальные вопросы в комедии.
3
Юмор, сатира, сарказм.
Драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии;
ремарка; литературное направление; классицизм (развитие представлений).
Лексическая работа; работа с учебником.
Чтение по ролям; работа с рефлексивной таблицей; исследовательская работа с текстом.
Исследовательская работа с текстом; рассказ о персонажах.
Литература (Н.А. Некрасов «Пестрый галстук с черным фраком»);
история (закон «О вольности дворян 18 февраля 1752 года); ИЗО (иллюстрации Н.И. Калиты «Помещица Простакова чинит суд и расправу», Н. Муртова);
скульптура (Д.И. Фонвизин на памятнике скульптора М.О. Микешина «Тысячелетие России» в Великом Новгороде);
театр; кино («Господа Скотинины», 1927, режиссер Г. Рошаль).
Формирование и развитие этических представлений.
Доклады, письменный и устный опрос, устное сочинение.
Ученик научится: определять тему и мотивы комедии; характеризовать образы комедии; выразительно читать по ролям; находить черты классицизма в комедии; работать с рефлексивной таблицей; формировать микровыводы и выводы о социальной проблематике пьесы; проводить исследовательскую работу с текстом.
Из русской литературы XIX века – 24 часа
14
А.С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...».
1
Мотив, жанровое образование – дружеское послание.
Лексическая работа; подготовка сообщения; чтение наизусть;
беседа; работа с учебником, выразительное чтение.
Литература (А.И. Одоевский «Струн вещих пламенные звуки»; Вс. Рождественский «Баловень лицейской легкой славы»); история (Отечественная война 1812 года; П.Я. Чаадаев); ИЗО (иллюстрации; Н. Бестужев «Портреты декабристов»).
Формирование и развитие нравственно-эстетических представлений при характеристике «чувств добрых» в поэзии А.С. Пушкина.
Исследовательский проект «Тайна пушкинского послания».
По контексту или с помощью словарей определять лексическое значение непонятных слов и словосочетаний; определять тему и художественную идею поэтического произведения.
15
«Туча»: человек и природа. Тема власти, жестокости и зла: «Анчар».
1
Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора).
Лексическая работа; подготовка сообщения; чтение наизусть;
беседа; работа с учебником, выразительное чтение.
Музыка И.Ф. Стравинский «Туча»).
Формирование и развитие нравственно-эстетических представлений при анализе произведений.
Слайдовая презентация;
Выделять и характеризовать ключевые слова из тематической группы «чувства добрые»; принимать участие в исследовательской работе с текстом; устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в процессе изучения лирики и лиро-эпических произведений.
16
«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе А.С. Пушкина.
1
Летопись, баллада.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; чтение наизусть; самостоятельная исследовательская работа со вспомогательным справочным и литературоведческим материалом; беседа; работа с учебником; слайдовая презентация.
Литература (летопись).
Формирование и развитие нравственно-эстетических представлений при анализе произведений.
Самостоятельная исследовательская работа со вспомогательным справочным и литературоведческим материалом.
Правильно интонировать и выразительно читать поэтические произведения А.С. Пушкина; определять и характеризовать жанры изучаемых поэтических произведений А.С. Пушкина.
17
«Полтава»: образ Петра и тема России в поэме А.С. Пушкина. Своеобразие поэтического языка.
1
Поэма, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; чтение наизусть; сочинение с элементами рассуждения; самостоятельная исследовательская работа со вспомогательным справочным и литературоведческим материалом; беседа; работа с учебником; слайдовая презентация.
ИЗО (мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова, Портрет Петра I; рисунки учащихся.
Формирование и развитие нравственно-эстетических представлений при анализе произведений.
Слайдовая презентация, сочинение с элементами рассуждения
Проводить самостоятельный литературоведческий поиск с использованием интернет-ресурсов; участвовать в создании компьютерной слайдовой презентации и публично представлять ее.
18
М.Ю. Лермонтов. «Родина». Изображение родины в лирическом произведении.
1
Жанры лирики; сюжет и композиция лирического произведения.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; исследовательская работа с текстом.
ИЗО (акварели, рисунки, пейзажи М.Ю. Лермонтова)
Формирование и развитие нравственно-эстетических представлений при анализе произведений.
Устное рисование.
Составлять развернутый письменный ответ на вопрос; выявлять и характеризовать темы и мотивы поэтических произведений М.Ю. Лермонтова; подбирать ключевые слова и на их основе составлять тезисы для рассказа о событии.
19-20
«Песня про царя Ивана Васильевича...» М.Ю. Лермонтова: проблематика и основные мотивы. Центральные персонажи повести и художественные приемы их создания.
Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
2
Фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; контраст; вымысел и верность исторической правде; градация.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; исследовательская работа с текстом; рассказ о событии; работа со статьей учебника; работа с иллюстрациями; составление письменного ответа на вопрос.
История (Смутное время, опричнина); ИЗО (В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», «Встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем», «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями (казнь)»; И.Е. Репин «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»; Н.В. Неврев «Опричники»); музыка (музыкальные произведения на сюжеты произведений М.Ю. Лермонтова).
Формирование и развитие нравственно-эстетических представлений при анализе произведений.
Рецензия.
Определять художественную идею повести; конфликт в лиро-эпическом произведении; сопоставлять произведения разных видов искусства с близким сюжетом; характеризовать жанры лирики поэта; писать рецензию на эпизод; сопоставлять сведения о реальных исторических событиях с сюжетом художественного произведения; выявлять и характеризовать систему изобразительных средств в художественном произведении; проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом или его фрагментом.
21-23
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема изображение чиновничества и жизни «маленького человека» (повесть «Шинель»).
Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое; разоблачение бездуховности и угодничества в повести.
Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
3
Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; различные виды пересказа, подбор цитат и составление словаря для характеристики персонажа; исследовательская работа с текстом; работа со статьей учебника, дискуссия.
Литература («Житие святого Акакия»); ИЗО (А.В. Венецианов «Акакий Акакиевич в департаменте», «Лествица»); кино, мультипликация по мотивам повести Н.В. Гоголя.
Формирование и развитие нравственно-эстетических представлений в процессе выявления художественной идеи произведения.
Написание рассказа по заданному сюжету.
Выполнять различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; подбирать цитаты для характеристики персонажа; участвовать в дискуссии; характеризовать сюжет произведения; подбирать материал для различных сообщений по теме.
24-25
И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. «Записки охотника» - общая характеристика цикла. Рассказ «Хорь и Калиныч».
Природный ум, трудолюбие, талант крестьян. Сложные социальные отношения в деревне. «Певцы»: основная тема рассказа. Стихотворение в прозе «Нищий».
2
Цикл; портрет и характер; рассказчик; эпилог; стихотворение в прозе (углубление представлений).
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; формулировка микровыводов и выводов, работа с иллюстрациями, исследовательская работа с текстом; заполнение таблицы.
Литература (А.Н. Нахимов – поэт-сатирик); А.А. Марков «Пинва»); география (Болховский и Жиздринский уезды); ИЗО (В.В. Пукирев «Яков Турок поет»; иллюстрации к «Запискам охотника» Б.М. Кустодиева; В.М. Васнецов «Нищие певцы»; В.Г. Перов «Чаепитие в Мытищах»).
Формирование мировоззренческий представлений в процессе выявления семантики слова «раболепство»; Формирование и развитие нравственно-эстетических представлений при проведении сравнительного анализа тематически близких произведений разных видов искусств.
Сообщение, таблица.
Определять лексическое значение слова по контексту и подбирать к нему синонимы и антонимы; проводить исследовательскую работу с текстом; выразительно читать прозаический текст; характеризовать роль рассказчика в тексте; характеризовать сюжет; формулировать художественную идею рассказа; определять ведущий художественный прием и его роль в раскрытии идеи произведения.
26
Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда» - своеобразие поэтической музы Некрасова.
1
Диалог.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; цитатный план, элементы тезисного плана, работа с иллюстрациями и репродукциями картин; исследовательская работа с текстом.
Литература (Н.А. Некрасов «Безвестен я. Я вами не стяжал»); ИЗО (Н.А. Некрасов и художники-передвижники; Г.Н. Мясоедов «Земство обедает»; К.А. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге»; иллюстрации учебника).
Формирование гражданской позиции.
Чтение наизусть, сообщение.
Выразительно читать по ролям; составлять цитатный план и использовать его при ответе на вопрос; проводить исследовательскую работу с текстом.
27
Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Основная проблематика произведений: судьба русской женщины (любовь и чувство долга).
1
Поэма.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; цитатный план, элементы тезисного плана, работа с иллюстрациями и репродукциями картин; исследовательская работа с текстом.
Формирование гражданской позиции.
Сообщение, отзыв.
Формулировать выводы о художественной идее произведения; находить нужный иллюстративный материал и подбирать тексты к слайдовой компьютерной презентации; готовить сообщение на историко-литературную тему; составлять по цитатному плану тезисный план.
28-29
М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета. Позиция писателя.
«Дикий помещик». Проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. «Премудрый пискарь». Своеобразие сюжета. Позиция писателя.
2
Сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; составление цитатного плана статьи учебника и сказки; различные виды пересказа, работа с иллюстрациями.
История (газета «Весть»; табель о рангах); ИЗО (И.Н. Крамской. Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина; иллюстрации).
Формирование и развитие нравственно-эстетических представлений при характеристике сюжета сказки и при установлении семантики слова «дикий».
Устное рисование, письменный отзыв.
Выявлять элементы сатиры в тексте; характеризовать роль гиперболы, аллегории и сарказма в сказке «Дикий помещик»; определять мораль и ее роль в сказке; проводить анализ сказки; отличать сказки автора от фольклорных сказок; определять идею произведения; правильно интонировать и выразительно читать сатирическое произведение; характеризовать притчевый характер сказки «Дикий помещик».
30-31
Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.
«Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя.
2
Рассказ, книга (цикл) рассказов.
Подготовка сообщения; выразительное чтение; рассказ о писателе; подбор материалов для ответа по плану; составление цитатного плана.
История (Севастополь – город русской славы); ИЗО (работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя»).
Развитие ценностных представлений (патриотизм, героизм, защита Отечества).
Рассказ о писателе (образ Л.Н. Толстого по фотографии 1856 года); устное сочинение-рассуждение.
Находить иллюстративный материал для рассказа о биографии писателя; характеризовать образ писателя по фотографии; составлять цитатный план и использовать его для развернутого ответа; представлять устное сочинение-рассуждение; находить историко-краеведческий материал; определить специфику жанра рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце».
32-33
Н.С. Лесков. «Лесков писатель будущего». Особенности проблематики и центральная идея повести «Левша».
Образный мир повести «Левша».
2
Сказ, рассказчик, своеобразие стиля.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; работа с иллюстрациями учебника, письменный ответ на вопрос.
ИЗО (В.А. Серов. Портрет Н.С. Лескова; иллюстрации к сказу «Левша» в учебнике); сюжет «Левши» в других видах искусства (кинематограф, анимация).
Формирование и ценностных представлений при характеристике гуманистического содержания сказа.
Исследовательский проект «Образ Левши в русском искусстве (кинематограф, мультипликация, ИЗО).
Определять особенности жанра сказа; характеризовать образы произведения через детали; выявлять языковые особенности произведения; характеризовать особенности речи персонажей; определять гуманистическую идею сказа «Левша»; находить материалы для исследовательского проекта; систематизировать и характеризовать найденный материал; оформлять материал исследовательского проекта в виде компьютерной слайдовой презентации.
34
А.А. Фет. Русская природа в стихах поэта.
1
Лирика природы, тропы и фигуры (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, бессоюзие).
Подготовка сообщения; выразительное чтение; составление цитатного плана; составление комментариев к портретам А.А. Фета, работа с учебником и репродукциями.
ИЗО (И.Е. Репин. Портрет А.А. Фета; И.И. Шишкин «Рожь», А.К. Саврасов «Рожь»); музыка (П.И. Чайковский «Август» из цикла «Времена года»).
Формирование бережного отношения к природе; развитие представлений о красоте окружающего мира.
Индивидуальные задания: комментарии к картинам И.И. Шишкина «Рожь», А.К. Саврасова «Рожь», к пьесе П.И. Чайковского «Август» из цикла «Времена года».
Выразительно читать стихотворения о природе; характеризовать образ поэта при знакомстве с его портретом и лирическими произведениями; находить в тексте выразительные средства и характеризовать их роль; выявлять художественную идею лирического произведения, посвященного теме природы; составлять комментарий к картине художника и музыкальной пьесе.
35
А.П. Чехов. «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.
1
Психологический портрет, сюжет.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; пересказ, близкий к тексту, составление словаря языка персонажа; исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями.
Литература (сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина; М.М. Зощенко «Нервные люди», А.Т. Аверченко «Открытие Америки», Н.А. Тэффи «Воротник»); ИЗО (П. Пинкисевич «Хамелеон», С. Алимов «Хамелеон»; иллюстрации в учебнике; рисунки учащихся).
Формирование ценностных представлений (свобода, рабство, личность) при характеристике сатирических произведений А.П. Чехова.
Сообщение, пересказ.
Анализировать образную систему рассказа; характеризовать сатирический образ-персонаж.
36
А.П. Чехов «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
1
Сатира.
Лексическая работа; выразительное чтение; пересказ, близкий к тексту, составление словаря языка персонажа; исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями.
Литература (сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина; М.М. Зощенко «Нервные люди», А.Т. Аверченко «Открытие Америки», Н.А. Тэффи «Воротник»); ИЗО (репродукция картины П.А. Федотова «Свежий кавалер»).
Формирование ценностных представлений (свобода, рабство, личность) при характеристике сатирических произведений А.П. Чехова.
Пересказ, исследовательская работа с текстом.
Сопоставлять сатирические образы из разных рассказов А.П. Чехова; сопоставлять сатирические произведения различных авторов (М.Е. Салтыков-Щедрин); воссоздавать образ писателя на основе изученных произведений.
37
Произведения русских поэтов XIX века о России.
1
Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение.
Подготовка сообщения; выразительное чтение; исследовательская работа с текстом; работа с иллюстрациями.
Литература (А.С. Пушкин «Роман в письмах»); история (происхождение названия «Русь»); музыка (композитор А. Алябьев, стихи Н. Языкова. Романс «Песня»).
Формирование и развитие ценностных представлений в процессе работы над понятиями «животворящий, святыня, алтарь, самостоянье, Русь; воспитание чувства гордости за Отечество.
Исследовательская работа с текстом.
Выразительно читать стихотворения, посвященные родине; выявлять идею произведения; проводить исследовательскую работу с текстом; характеризовать выразительные средства лирических произведений; устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.
Из русской литературы XX века – 24 часа
38
М. Горький. «Детство». Становление характера. Основные сюжетные линии в автобиографической прозе.
1
Автобиографическая проза, трилогия.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; цитатный план произведения; исследовательская работа с текстом.
Литература (автобиографические произведения); ИЗО (В.А. Серов. Портрет М. Горького; Б.А. Дехтерев. Иллюстрации к произведениям М. Горького); фотографии писателя.
Формирование ценностных представлений в процессе выявления гуманистического содержания произведений М. Горького.
Исследовательский проект «М. Горький в фотографиях».
Осуществлять художественный пересказ текста; составлять различные типы планов и готовить по ним сообщение; проводить анализ эпизода.
39 - 40
М. Горький. «Легенда о Данко». Проблематика рассказа и авторская позиция.
Нравственный аспект рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
2
Контраст, герой-романтик.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; художественный пересказ; цитатный план произведения; исследовательская работа с текстом.
Формирование ценностных представлений в процессе выявления гуманистического содержания произведений М. Горького.
Цитатный план, пересказ, сообщение.
Характеризовать образную систему и художественные средства «Легенды о Данко»; выявлять и формулировать художественную идею рассказа; устанавливать внутрипредметные связи при изучении автобиографической прозы; проводить исследовательскую работу с текстом; подбирать ключевые слова для характеристики героя романтического произведения.
41
И.А. Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер...». Смысл названия. Художественная идея произведения.
1
Темы и мотивы в лирическом стихотворении; поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Подготовка сообщения; выразительное чтение; подготовка вопросов для дискуссии; различные виды пересказа; работа с учебником; прослушивание музыкальных записей; работа с репродукциями; исследовательская работа с текстом.
ИЗО (И.И. Левитан «Весна. Большая вода»; И.Е. Репин «Мужичок из робких»); музыка (П.И. Чайковский «Подснежник. Апрель» из цикла «Времена года»).
Формирование нравственно-эстетических представлений при характеристике мотива «дом».
Участие в дискуссии.
Определять темы и мотивы лирического стихотворения; проводить лексический анализ лирического текста; устанавливать межпредметные связи литературы с другими видами искусств.
42
И.А. Бунин. «Кукушка». Основные проблемы рассказа и образы.
1
Подготовка сообщения; выразительное чтение; различные виды пересказа; работа с учебником; прослушивание музыкальных записей; работа с репродукциями; исследовательская работа с текстом.
Формирование нравственно-эстетических представлений при характеристике мотива «дом».
Исследовательская работа с текстом, пересказ.
Выявлять художественную идею произведения; характеризовать многоплановость мотива «дом» в рассказе; осуществлять элементы комплексного анализа прозаического текста; устанавливать инварианты в художественном мире произведения.
43- 44
А.И. Куприн.
Рассказ «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия и подтекст.
Рассказ «Allez!». Художественная идея произведения.
2
Рассказ-анекдот, диалог, прототип, мотив, каламбур.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; подготовка вопросов для дискуссии; отзыв на эпизод; составление плана статьи учебника; художественный пересказ.
Литература (дети и взрослые в прочитанных ранее произведениях); ИЗО (иллюстрации Г.А. Трагоута).
Формирование ценностных представлений (доброта, жертвенность, сочувствие, сострадание).
Сочинение-рассуждение; самостоятельная исследовательская работа с текстом.
Определять ведущий мотив рассказа; характеризовать тематику произведения; составлять цитатный план произведения; сопоставлять изученные ранее произведения, близкие по тематике и проблематике рассказу А.И. Куприна; проводить анализ прозаического текста; писать сочинение-рассуждение по цитатному плану; готовить тезисы и вопросы для дискуссии.
45-46
А.С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения.
Своеобразие образного мира повести «Алые паруса».
2
Развитие представлений о герое-романтике.
Художественный пересказ, характеристика образов; подготовка сообщения; выразительное чтение.
Фотографии А. Грина; ИЗО (иллюстрации С. Бродского к повести «Алые паруса»; репродукция картины Ф. Валилеева «Волна»); кино (кинофильм «Алые Паруса», режиссер А. Птушко, 1961).
Развитие ценностных представлений (мечта, вера, искренность, любовь, романтический идеал, чудо).
Литературная композиция «Мечты сбываются», письменный отзыв на эпизод.
Характеризовать образы героев повести; выявлять и формулировать тему произведения; составлять письменный отзыв на эпизод; определять идею произведения; готовить художественный пересказ прочитанного фрагмента; формулировать вывод о личности героя-романтика.
47
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения и художественное своеобразие.
1
Автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея; рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора, синтаксические фигуры и интонация конца предложения, аллитерация).
Работа с портретом В. Маяковского и иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; выразительное чтение.
ИЗО (портрет В. Маяковского работы художников П. Келина, Н. Соколова, И. Бройдо; иллюстрации Б. Бурлюка, Е.Г. Дорфман, Н.А. Долгорукова).
Развитие ценностных представлений (работа с понятием «служение»).
Сообщение, чтение наизусть (отрывок).
Интонировать и выразительно читать стихотворение; выявлять специфику текста; находить тропы и фигуры и характеризовать их роль; определять художественную идею стихотворения; характеризовать особенности стиха В. Маяковского; с помощью портрета и фотографий поэта характеризовать его образ.
48
С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.
1
Образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, метафора, поэтический синтаксис).
Чтение наизусть; работа с учебником и иллюстративным материалом; подготовка сообщения; выразительное чтение.
ИЗО (Б.Г. Григорьев. Портрет С.А. Есенина; М. Володин «Есенин в Константиново»; А. Бакулевский. Гравюра «С.Есенин»; иллюстрации); фотографии поэта; музыка.
Развитие ценностных представлений (чувство родной природы).
Устная рецензия.
Характеризовать личность и образ Есенина при знакомстве с его портретами, фотографиями, стихотворениями; выразительно читать лирические стихотворения; находить тропы и фигуры в тексте стихотворения и определять его роль; создавать устный отзыв о стихотворении или рецензию.
49
С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя.
1
Неологизм.
Чтение наизусть; работа с учебником и иллюстративным материалом; подготовка сообщения; выразительное чтение.
ИЗО (Б.Г. Григорьев. Портрет С.А. Есенина; М. Володин «Есенин в Константиново»; А. Бакулевский. Гравюра «С.Есенин»; иллюстрации); фотографии поэта; музыка.
Развитие ценностных представлений (родина).
Отзыв о стихотворении.
Выразительно читать лирические стихотворения; находить тропы и фигуры в тексте стихотворения и определять его роль; создавать устный отзыв о стихотворении или рецензию.
50
И.С. Шмелев. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.
1
Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка; антитеза; художественная деталь, выразительные средства, сказ.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; работа со словарями.
ИЗО (иллюстративный материал учебника).
Развитие ценностных представлений в процессе выявления художественной идеи произведения.
Устный или письменный отзыв о прочитанном.
Определять лексическое значение слова по контексту или с помощью словарей; готовить сообщение о писателе на основе самостоятельно найденных материалов; составлять устный и письменный отзыв о прочитанном; устанавливать связи между произведениями Шмелева и изученным ранее творчеством других писателей.
51
М.М. Пришвин. «Москва-река». Родина, человек, природа в рассказе.
1
Подтекст, выразительные средства художественной речи: градация.
Составление плана статьи учебника; отбор материала для книжной выставки; подготовка сообщения; выразительное чтение.
Литература (образ родины в изученных произведениях М.М. Пришвина); ИЗО (Р.Н. Зелинская. Портрет М.М. Пришвина, С.В. Скрипченко. Портрет М.М. Пришвин; иллюстрации).
Развитие мировоззренческих представлений при работе над понятием «малая родина».
Письменный ответ на вопрос; Подбор материалов для книжной выставки «Малая родина в произведениях М.М. Пришвина».
Составлять план статьи учебника и использовать его при ответе; отбирать в школьной библиотеке материал для книжной выставки «Малая родина в произведениях М.М. Пришвина»; выразительно читать фрагменты текста (описание природы); сопоставлять рассказ «Москва-река» с ранее изученными произведениями писателя и устанавливать инвариантные связи, а также с рассказом Шмелева.
52-53
К.Г. Паустовский. «Мещёрская сторона». Образ малой родины.
«Мещерская сторона». Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы. Образ рассказчика в произведении.
2
Лирическая проза, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; художественный пересказ; составление тезисного плана статьи учебника; работа с иллюстрациями; составление комментария к картине И.И. Левитана.
Литература (сопоставление рассказов И.С. Шмелева, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского); ИЗО (Л.А. Усов. Портрет К.Г. Паустовского; И.И. Левитан «Над вечным покоем»; иллюстрации).
Развитие мировоззренческих представлений при работе над понятием «малая родина».
Изложение с элементами рассуждения.
Определять лексическое значение слова по контексту или с помощью словарей; выразительно читать текст; составлять тезисный план статьи учебника; формулировать художественную идею произведения; характеризовать тропы и стилистические фигуры; сопоставлять с произведениями Шмелева и Пришвина; писать изложение с элементами рассуждения; готовить художественный пересказ фрагмента текста.
54
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»: тема стихотворения и его художественная идея.
1
Риторическое восклицание, метафора, морфологические средства (роль глаголов и местоимений), эссе.
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; чтение наизусть; составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике; работа с рефлексивной таблицей; работа с учебником.
ИЗО (репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т. Яблонской «Утро»).
Развитие нравственных представлений при работе над стихотворениями.
Чтение наизусть, сообщение.
Выразительно читать стихотворение; характеризовать выразительные средства стихотворения; составлять словарь лексики стихотворения и анализировать его; выявлять и формулировать художественную идею произведения; проводить исследовательскую работу с текстом.
55
А.Т. Твардовский. Основные мотивы военной лирики поэта.
1
Композиция лирического стихотворения.
Различные виды чтения; чтение наизусть; исследовательская работа с текстом; работа с иллюстрациями; подготовка сообщения; выразительное чтение.
ИЗО (О.Г. Верейский. Портрет А.Т. Твардовского).
Развитие ценностных представлений при работе над мотивами лирических стихотворений.
Чтение наизусть, сообщение.
Интонировать и выразительно читать лирические стихотворения автора; готовить сообщение об истории написания поэмы «Василий Теркин».
56
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Человек на войне.
1
Композиция лирической поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Различные виды чтения; чтение наизусть; исследовательская работа с текстом; работа с иллюстрациями; подготовка сообщения; выразительное чтение.
ИЗО (О.Г. Верейский. Портрет А.Т. Твардовского; иллюстрации к поэме «Василий Теркин»); скульптура (А. Сергеев «Памятник А.Т. Твардовскому и Василию Теркину» в Смоленске).
Развитие ценностных представлений при работе над мотивами поэмы «Василий Тёркин».
Чтение наизусть; исследовательская работа с текстом.
Интонировать и выразительно читать фрагменты из поэмы «Василий Теркин»; выявлять и характеризовать различные стилевые пласты в лексике поэмы; определять мотивы поэмы; характеризовать образ главного героя; определять художественную идею поэмы.
57
Лирика поэтов- участников Великой Отечественной войны.
1
Лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение.
Литература (сопоставление с ранее изученными стихотворениями о войне).
Развитие мировоззренческих представлений при работе над понятиями «патриотизм, романтика, чувство долга, жизнь и смерть».
Составление и исполнение литературно-музыкальной композиции.
Выразительно читать стихотворения; отбирать материал для литературно-музыкальной композиции; готовить сообщение о жизни и судьбе поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны.
58
Б. Л. Васильев. «Экспонат №». Проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
1
Рассказчик и его роль в повествовании.
Выразительное чтение; подготовка плана для участия в диспуте; комментирование эпизода; работа со статьей учебника; подготовка сообщения (экранизация произведений Б.Л. Васильева); работа с иллюстрациями в учебнике; дискуссия.
ИЗО (С. Зубов. Портрет Б. Л. Васильева; иллюстрации к произведениям); кино (экранизации).
Формирование ценностных представлений при анализе рассказа «Экспонат №».
Диспут, сообщение.
Готовить сообщение о жизни писателя; подбирать материал для краеведческого сообщения; выявлять конфликт в рассказе «Экспонат №»; участвовать в дискуссии «Оправдывает ли благородная цель любые средства?».
59
В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе.
«Чудаки» и «чудики» в рассказах: внутренняя простота и нравственная высота героев рассказов.
1
Способы создания характера; художественная идея рассказа.
Составление словаря языка персонажей; письменный отзыв; сочинение-рассуждение.
Скульптура (памятники В.М. Шукшину скульпторов В.М. Клыкова, М.А. Кульгачева, Н.В. Звонкова, В.Ф. Рублева); прикладное искусство (фестиваль деревянных скульптур «Шукшинские чудики» в Сростках).
Развитие представлений о нравственных ценностях при лексической работе со словом «чудик».
Составление словаря языка персонажей; сообщения.
Готовить сообщения о творчестве Шукшина; характеризовать своеобразие персонажей рассказа «Чудик».
60
В.М. Шукшин. «Слово о малой родине»: раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.
1
Способы создания характера; художественная идея рассказа.
Составление словаря языка персонажей; письменный отзыв; сочинение-рассуждение.
Кино (В.М. Шукшин в киноискусстве; сценарист, режиссер, актёр).
Развитие представлений о нравственных ценностях.
Письменный отзыв; сочинение-рассуждение.
Выразительно читать фрагменты книги В. Коробова и фрагмент «Слова о малой родине» В.М. Шукшина.
61
Поэты XX века о России.
1
Сравнение, риторические фигуры (развитие представлений).
Лексическая работа; выразительное чтение, чтение наизусть; подготовка сообщения; развернутая характеристика одного из стихотворных текстов; литературно-музыкальная композиция; обобщение и систематизация.
Литература (стихи о Россиии поэтов XIX века); ИЗО (И. Глазунов «Русская земля», А. Смирнов «Лето красное» и др.; иллюстрации к стихотворениям).
Развитие ценностных представлений при работе на темой «малая» и «большая» родина.
Письменный анализ одного из стихотворных текстов; сообщения.
Подбирать материал для литературно-музыкальной композиции и участвовать в ней; анализировать одно стихотворение по выбору; подбирать материал для выставки в библиотеке по теме урока; формулировать общий вывод по теме урока.
Из зарубежной литературы
62
У. Шекспир. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы в сонетах У. Шекспира.
1
Твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Составление плана, выразительное чтение, чтение наизусть; прослушивание музыкальных произведений; сопоставление портретов У. Шекспира; составление вопросов к статье учебника.
ИЗО (М. Друшаут. Портрет У. Шекспира, Э. Улан. Портрет У. Шекспира); музыка (М. Таривердиев «Люблю, - но реже говорю об этом»).
Формирование эмоциональной культуры; развитие представлений о «вечных» темах (любовь, жизнь, смерть, красота).
Чтение наизусть, пересказ статьи учебника.
Готовить сообщение об У. Шекспире на основе сведений, самостоятельно найденных в различных источниках, в том числе в Интернете; выразительно читать наизусть сонет; прослушивать музыкальную запись, высказывать и аргументировать свое отношение к музыкальному произведению; характеризовать сонет как устойчивую поэтическую форму.
63
Мацуо Басё. Образ поэта. Знакомство с особенностями стихотворений, тематикой, образами.
1
Хокку (хайку).
Подготовка сообщения; чтение хокку; работа со статьей учебника; характеристика иллюстраций; сопоставление иллюстраций и текстов хокку.
ИЗО (Ёса Бусон. Портрет Мацуо Басё; гравюры японских художников; японский пейзаж).
Развитие ассоциативного мышления.
Сообщение; план статьи учебника.
Подбирать материал о поэте; работать со статьей учебника; готовить сообщение о биографии; выразительно читать хокку; сопоставлять гравюры японских художников и тексты хокку и формулировать выводы.
64
Р. Бёрнс. «Джон Ячменное Зерно»: народное представление о добре и силе.
1
Лиро-эпическая песня, баллада; аллегория; перевод стихотворений.
Составление плана статьи учебника; работа с иллюстрациями; сообщение «Р. Бёрнс и музыка»; прослушивание музыкальных произведений; заполнение таблицы; беседа.
Литература (стихи о войне советских поэтов); ИЗО (А. Нейсмит. Портрет Р. Бёрнса, П. Тейлор. Портрет Р. Бёрнса, В.А. Фаворский. Иллюстрация к стихотворению «Возвращение солдата».
Развитие мировоззренческих представлений при анализе темы и мотивов стихотворения «Возвращение солдата».
Устный опрос, сообщение, таблица.
Готовить сообщение о биографии; выразительно читать стихотворения; характеризовать балладные элементы; выявлять и формулировать художественную идею произведения.
65
Р.Л. Стивенсон. Роман «Остров сокровищ». Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.
1
Приключенческая литература.
Чтение и различные способы комментирования; подготовка сообщения; художественный пересказ глав романа; просмотр фрагмента мультфильма «Остров сокровищ» 1999 года.
ИЗО (иллюстрации российских и зарубежных художников: У.Н. Конверса, Ф. Годвина, Г.М. Брока, Р. Ингпена, И.И. Пчелко, И.А. Ильинского, В.Б. Остапенко, П.И. Луганского); кино (мультфильмы 1988 и 1999 годов).
Формирование интереса к приключенческой литературе.
Сообщения, пересказ.
Читать и художественно пересказывать главы произведения приключенческого жанра; комментировать эпизоды романа; готовить сообщение о художниках-иллюстраторах романа; а также об экранизации романа в советском и российском кинематографе.
66
А. Де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц»: нравственная проблематика.
1
Образы-символы; афоризмы. Лирическая проза (развитие представлений); правда и вымысел.
Лексическая работа; выразительное чтение; художественный пересказ эпизодов; подготовка сообщения.
Сказка А. Де Сент-Экзюпери на языке других искусств: кино, ИЗО, музыка; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца» (Ким Мин ЖИ, Леону Верту).
Развитие мировоззренческих представлений. Развитие мировоззренческих представлений при анализе лексического значения слова «духовность».
Сообщения, пересказ.
Выразительно читать лирическую прозу; готовить сообщение о личности и судьбе писателя; пересказывать фрагменты текста.
67
Р. Бредбери. Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем.
1
Фантастика (развитие представлений).
Выразительное чтение; подготовка сообщения; художественный пересказ; сопоставление рассказа Бредбери с произведениями отечественных писателей; иллюстрирование; работа с иллюстрациями.
Фотографии писателя; ИЗО (иллюстрации Э. Дика к произведениям Р. Бредбери).
Формирование интереса к жанру фантастики.
Сообщения, пересказ.
Готовить сообщение о жизни писателя; выявлять реальное и фантастическое в сюжете; выразительно читать эпизоды с элементами фантастики; осуществлять художественный пересказ фрагмента произведения; определять проблематику и идею произведения.
68
Я. Купала. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский – переводчики Я. Купалы.
1
Лексическая работа; выразительное чтение; составление плана статьи учебника; подготовка сообщения; сопоставительная характеристика оригинала и переводов.
Музыка(«А кто там идет?», стихи Я. Купалы, муз. С. Кортеса); ИЗО (А. Бразер. Портрет Я. Купалы; иллюстрации к стихотворению «А кто там идет?»); скульптура (памятник Я. Купале в Минске).
Развитие мировоззренческих представлений (национальное самосознание).
Письменные виды работ; сообщения.
Выразительно читать произведения гражданской лирики; определять лексическое значение слова по контексту; составлять план статьи учебника и отвечать по этому плану; сопоставлять оригинал и варианты переводов произведения; определять мотивы представленных стихотворений; выявлять и формулировать художественную идею стихотворения.
69
Заключительный урок. «Уроки литературы».
Резервный урок.
1
Урок викторина.
70
Резервный урок
1
Рекомендации летнего чтения
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету литература для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011г., регистрационный номер 19644). Программа соответствует двум документам стандарта: «Федеральному ядру содержания общего образования» и «Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования».
2. Программы курса «Литература». 5-9 классы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 г. (ФГОС. Инновационная школа). Программа построена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и Примерной программы по литературе.
3. Рекомендаций по совершенствованию методики преподавания литературы с учетом результатов ЕГЭ 2007 года (главной задачей учителя литературы является построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали произведения отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме).
Основные особенности программы
Программа нацелена на:
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
-постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанной на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
-овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и УУД.
В программе реализованы:
-личностно ориентированные принципы: адаптивности, развития, комфортности;
-культурно ориентированные принципы: картины мира, целостности содержания образования, опоры на культуру как мировоззрение;
-коммуникативно-деятельностный подход (важнейшее условие формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Индикаторы функциональной грамотности: коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД.
Программа по литературе и тематическое планирование ориентированы на совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающего установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; формирование историзма мышления, обогащение культурно-исторической памяти учащихся, воспитание у школьника активного отношения к действительности, к природе, ко всему окружающему миру, выявлению места художественной литературы в общественной жизни и культуре России.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На данном этапе литературного образования выдвигаются воспитательные и образовательные задачи.
Воспитательные задачи курса предназначены для того, чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению и воспитать через постижение прочитанного важнейшие качества личности: доброту, сердечность и сострадание, чтобы отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.
Образовательные задачи должны способствовать формированию умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю. Содержание планирования включает 70 уроков различных типов (из них 2 – резервные).
Тип урока
Кол-во уроков
68
Уроки изучения художественных произведений
Уроки художественного восприятия произведений; уроки углубленной работы над текстом; обобщающие изучение произведений
46
Уроки изучения истории и теории литературы
Уроки по теоретико-литературным понятиям; уроки освоения научных, литературно-критических статей; уроки по биографии писателя; уроки по историко-литературным материалам; уроки обобщения, повторения, опроса
12
Уроки развития речи
Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства; уроки обучения устным ответам и устным докладам; уроки обучения сочинения; уроки анализа сочинений
10
Требования к уровню знаний и умениям учащихся 7-го класса
Обучающиеся должны знать:
-содержание изученных художественных произведений, основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов, изучаемых в 7 классе; изученные теоретико-литературные понятия.
Обучающиеся должны уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;
-выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении; пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарём литературоведческих терминов.
К концу 7 класса обучающиеся должны:
- иметь представление об отличии художественной литературы от научно-популярной; письменной литературы от произведений УНТ;
-практически освоить понятия, связанные с изображением героя в художественном произведении (портрет, авторская характеристика, эпизод, сюжет, изобразительно-выразительные средства языка;
- практически освоить понятия, характеризующие стихотворную речь (строфа, рифма, стихотворные размеры, ритм).
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
- выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями в произведении;
-характеризовать героя произведения на основании его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, его речи и авторской характеристики;
- сопоставлять героев произведения в соответствии с поставленной учителем проблемой;
-различать тему и основную идею художественного произведения;
- объяснять роль некоторых изобразительно-выразительных средств языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение);
- практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров;
- пользоваться справочным аппаратом книги, словарями и школьной справочной литературой;
- выразительно читать изученные произведения или их фрагменты;
- читать наизусть произведения или их фрагменты, указанные учителем;
-пересказывать устно и письменно (изложение – подробное, выборочное, сжатое) эпические произведения или их фрагменты;
- составлять простой и сложный план своего выступления и сочинения;
- давать устный и письменный развернутый и обоснованный ответ на вопрос;
- писать сочинение по литературным произведениям (рассказ о герое с элементами его характеристики), по иллюстрациям и произведениям живописи в связи с литературными произведениями;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
Предполагаемые результаты освоения программы по литературе
Личностные результаты обучения:
- формировать понимание важности процесса обучения;
- формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
- формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
- развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
- развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные результаты обучения:
- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
- развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
- формировать умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
- развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
- совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
- воспитывать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова;
- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
- способствовать совершенствованию читательского опыта;
- совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
- совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
- развивать интерес к творчеству;
- развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
- развивать навыки характеристики (в 5-6 классах) и анализа (в 7-9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
- формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.
Основное содержание курса
Цели:
- формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
- воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Построение курса литературы в 7 классе ориентировано на концентрический на хронологической основе вариант. В 7 классе учитель имеет возможность впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм). Также на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника. Доминантным становится понимание творчества и творческого процесса, проникновение в лабораторию писателя.
Таким образом, основным содержанием материала в 7 классе становится: понимание творчества и творческого процесса, проникновение в лабораторию писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; не только характеристика одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм); знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика.
Формы и методы обучения
Формой организации педагогического процесса является классно-урочная форма обучения.
Формы организации обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся.
В целях реализации программы используются следующие методы обучения: метод объяснительно-иллюстративного обучения (рассказ, беседа, лекция, семинар, самостоятельная работа над учебным материалом); методы проблемно-поискового обучения (проблемное изложение, исследовательский); коммуникативные методы обучения (диалог, дискуссия, метод проектов, презентация).
Перечень учебно-методического обеспечения по литературе для 7 класса
Учебник по литературе для 7 класса (автор – Г.С. Меркин).
Рабочая программа к учебникам Г.С. Меркина (автор – Ф.Е. Соловьева).
Рабочая тетрадь для 7 класса (автор – Ф.Е. Соловьева).
Методические рекомендации для 7 класса (автор – Ф.Е. Соловьева).
Тематическое планирование для 7 класса (автор – Ф.Е. Соловьева).
Мультимедийные приложения к учебникам.
Произведения для заучивания наизусть в 7 классе
М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия..1747 года» (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям (отрывок).
А.С.Пушкин. Одно-два стихотворения (по выбору).
М.Ю.Лермонтов. «Родина».
И.С. Тургенев «Певцы» (фрагмент).
Н.А.Некрасов. Размышления у парадного подъезда (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).
Одно-два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).
М. Горький. Старуха Изергиль (отрывок из «Легенды о Данко»).
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).
Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться».
А.Т.Твардовский. «На дне моей жизни».
У. Шекспир. Один сонет (по выбору).
М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).
Одно-два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).
Произведения для домашнего чтения в 7 классе
Из УНТ
Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».
Из русской литературы XVIII века
Г.Р. Державин «Признание».
Из русской литературы XIX века
А.С. Пушкин «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «19 октября 1827г.» («Бог помочь вам, друзья мои»).
М.Ю. Лермонтов «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия».
И.С. Тургенев «Первая любовь».
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь», «Коняга».
А.П. Чехов «Смерть чиновника».
В.Г. Короленко «Парадокс», «Слепой музыкант».
Из русской литературы XX века
М. Горький «В людях».
И.А. Бунин «Цифры».
В.В. Маяковский «Адище города».
А.Т. Твардовский «Дом у дороги», «Я знаю, никакой моей вины».
Б.Л. Васильев «Вам привет от бабы Леры».
В.П. Астафьев «Родные березы», «Весенний остров».
В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».
К. Булычев «Белое платье Золушки».
В.М. Шукшин «Забуксовал».
Ф.А. Искандер «Петух».
Из зарубежной литературы
Дж. Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи».
15