Конспект занятия Ходит капелька по кругу


Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы с элементами сказкотерапии "Ходит капелька по кругу"
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы с элементами сказкотерапииЦель: Познакомить детей с круговоротом воды в природеПрограммные задачи:обучающиеУточнить значение воды для всего живого.Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.Формирование словаря (испаряется, просачивается, круговорот).развивающиеРазвивать у детей познавательное отношение к природе.Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.воспитательныеВоспитывать интерес к экспериментированию.Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережливое отношение к воде.Методы и приёмы: Наглядный (схемы, символы) мультимедийная презентация.Практический (опыты); составление сказки по моделям « Ходит капелька по кругу».Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок познавательного характера.Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры» (снег быстро тает, если лить на него горячую воду).Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?».Оборудование и материалы:Раздаточный материал:Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой (по количеству детей).Картинки - модели « Как капелька путешествует»
Демонстрационный материал: Термос с горячей водой, стекло, промокательная бумага (салфетка).ИКТ средства.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд)
Ход занятия
Дети с воспитателем входят в зал.Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга.Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…
Сказка
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?(гипотезы детей)Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?(предложения детей)
1 этап. Проблема практики:
Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.Вы согласны? Тогда вперед!Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд Включить звук)
2 этап. Ритуал входа в сказку:
«Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
В сказке:
На проекторе анимированное изображение подводного царства.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 2 слайд)
Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
3 этап. Решение проблемы:
Опыт №1 испарение воды
Воспитатель: Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети) Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.Вы позволите мне его открыть?(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).Воспитатель:А что это выходит из термоса? (дети отвечают)Откуда пар в термосе? (дети отвечают)(Вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт №2 капли на зеркале.
Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).(Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.Горячая вода испаряется, в пар превращается.Выходит, может вода испаряться?Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?(гипотезы детей)Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
(НА ПРОЕКТОРЕ- 3 слайд включить звук)
Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.Воспитатель сопровождает текстом:Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть, хочется на мир посмотреть.Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 4 слайд)
Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.(одновременно дети с воспитателем поливают землю)Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?(дети отвечают)Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?(гипотезы детей)Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна
(нажать на раковину и раковина увеличивается)
Смотрите, какая большая жемчужина, да это же настоящая сказочная скрытая подводная фотокамера.(нажать на жемчужину она увеличивается)
Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
(НА ПРОЕКТОРЕ- 6 слайд включить звук, затем кликнуть мышкой)
Воспитатель:* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.* В облака собирается.* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.* Ветерок их подгоняет.* Облака в тучку собираются.* Тучка дождик несет.* А как станет тяжело нести, на землю прольет.* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.* В реки подземные попадут и потекут не спеша.* А как к земле пробьются, родником обернутся.* Ручейками по земле потекут.* А ручейки в озёра, реки впадают.* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 20 слайд)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?(дети отвечают)Осталось только отчет для Водяного составить, куда вода пропадает.Воспитатель: Будем работать в командах:Рассчитайтесь на снежинки-дождинки. (дети делятся на команды)Воспитатель: Смотрите, какие красивые конверты в раковине волшебной были.Проходите каждая команда за свой стол.(Воспитатель дает конверты с заданием)
Воспитатель:Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что нам Жемчужина подарила.Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить.Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).Воспитатель: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Водяному подарить.(дети наклеивают)Воспитатель: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?(ответы детей)Давайте и Водяного успокоим. Расскажем ему, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.(дети говорят теплые слова Водяному)Воспитатель: Не грусти больше Водяной и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.Воспитатель: Ребята! Водяной очень рад вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Водяному помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!
(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд Включить звук)
4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
5 этап. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному?Мы готовы всегда прийти на помощь другим?У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!