Семинар-практикум Как сплотить педагогов ДОУ. Путешествие на планету Галактика


МБДОУ «Нововасюганский детский сад №23»
Семинар-практикум: Сплочение педагогов в начале учебного года.
Актуальность: Проблема сплочения педагогического коллектива актуальна для детских садов. Один из интересных методов работы в этом направлении – психологическая игра «Образование Галактики». Она позволит сплотить и показать ценность каждого педагога.
Задачи семинара-практикума:
- дать возможность педагогам в необычной метафорической ситуации открыть новые формы сотрудничества друг с другом;
- мотивировать на познание своего внутреннего «Я», развитие эмпатии, решение проблем адаптации.
Предполагаемые результаты:
- формируется благоприятный климат в коллективе;
- создается хорошее настроение;
- участники знакомятся друг с другом;
- определяются пути дальнейшего развития коллектива.
Продолжительность: 1,5 ч.
Количество человек в группе: до 26.
Материал: ватман, цветные карандаши, фломастеры, бейджики, мольберты (3 шт.), листы А4, свеча, мешочек, комплект разноцветных звезд из бумаги.
Музыкальное сопровождение: «космическая» музыка.
Ход семинара-практикума:
1. Введение в игру.
Участники стоят в общем кругу. Звучит «космическая» музыка.
Педагог-психолог: Представьте, что наш коллектив - это целая Вселенная без начала и конца, огромная, бездонная. Но все во Вселенной имеет свое начало. Долго-долго, без сути и без назначения молекулы хаотично движутся в пространстве.
Представьте, что вы эти молекулы… Можете закрыть глаза, чтобы легче было представить. (Пауза.) Молекулы сталкиваются друг с другом, смотрят друг на друга, рассматривают, здороваются, улыбаются, приветствуют. Представьте себя в свободном полете…
2. Приветствие.
Давайте попробуем. Сейчас, мы с вами будем хаотично двигаться по комнате. Вам предлагаю поздороваться друг с другом определенным способом:
один хлопок ведущего - игроки здороваются за руку;
два хлопка - плечами;
три хлопка - спинами.
3. Самопрезентация молекул.
Каждому участнику предлагается вписать в бейджик то имя, которым он хотел бы, чтобы его называли во время игры, а также подумать о тех личностных качествах, которые помогают ему налаживать контакт с другими и общаться.
По сигналу педагога-психолога каждый участник представляется и называет свои особенные качества.
4. Признаки психологического климата коллектива.
Педагог-психолог: Ничто не бывает вечно, все меняется, и в итоге молекулы, похожие друг на друга, встречаются и образуют планеты. Как эти планеты будут сотрудничать друг с другом, зависит от психологического климата, который они создадут.
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для коллектива, они определяют его основное настроение. В одном климате планета может расцвести, в другом - зачахнуть.
В одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется.
В других - коллектив функционирует оптимально, его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Сейчас каждому из вас я предлагаю выбрать из волшебного мешочка карточку, на которой написан признак психологического климата в коллективе. Ваша задача - проанализировать написанное и определить, положительный или отрицательный это признак. Материал к заданию.
Признаки благоприятного психологического климата:
• позитивное настроение в коллективе;• деловой настрой на работу;• командный дух и единые цели у всего коллектива;• готовность всегда помочь коллегам, подменить, если нужно;• возникающие конфликтные ситуации объективно и оперативно разрешаются;• поощряется инициатива
Проведение совместных мероприятий.
Признаки неблагоприятного психологического климата:• низкая производительность труда;• нарушается трудовая дисциплина;• работа не выполняется в установленные сроки;• рабочее время тратится на занятия личными делами;• высокая текучесть кадров;• ошибки в работе, не четко выполняются профессиональные обязанности, распоряжения администрации.
Вывод педагога-психолога: Климат определяют как благоприятный, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
5. Название планеты. Работа в группах.
Педагог-психолог: Продолжим работу дальше. На обратной стороне карточек изображены месяц или солнце. Разделитесь на две команды по этому признаку…
В результате эволюции и соединения молекул у нас образовалось две планеты. Но планеты остаются неопознанными и им нужно дать название. Прошу вас совместно написать маленький рассказ про вашу планету, в котором необходимо отобразить:
1) название планеты;2) кто на ней живет и кто главный житель;3) бывают ли на вашей планете конфликты, ссоры;4) с помощью каких методов, слов налаживается психологический климат на вашей планете.
По завершении участники представляют свои планеты.
6. Рисунок моей планеты.
А теперь всем предлагается передать свое представление о планете через рисунок. На двух мольбертах прикреплены шаблоны планет. Участники по одному выходят, и пока играет музыка, рисуют по очереди.
7. Создание Галактики.
Педагог-психолог: У нас с вами есть две планеты, теперь мы можем создать целую Галактику. Предлагаю разместить их на синем фоне (планеты размещаются на третьем мольберте на выкрашенном в голубой цвет ватмане). У нас получилась наша Галактика, давайте назовем ее - Галактика Нововасюганский детский сад №23. Но планетам не хватает света, тепла, взаимопонимания, а это грозит постоянными войнами, конфликтными столкновениями. Давайте не допустим такой ситуации и подарим свое тепло. (Включается «космическая» музыка.)
Устройтесь удобнее, расслабьтесь и представьте ночное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд кажется, что все они одинаковые. Но вот проходит минута, две, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче других. Отличаются они и по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым.
Продолжим вглядываться в ночное небо… Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же?.. Какого цвета ваша звезда?.. Какой свет излучает — теплый или холодный?.. А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!»… А теперь отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.
Откройте глаза, пока на Галактике Нововасюганский детский сад №23 нет ни одной звезды. Но вы можете все исправить. В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает, - свою звезду. Подпишите ее своим именем. Давайте заполним нашу Галактику звездами.
(Участникам предлагается выбрать из комплекта звезд понравившуюся и поместить ее на мольберте в любом месте.)
Педагог-психолог: Цвет звезды расскажет о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей.
Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным.
Красный - дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным.
Оранжевый - гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться.
Желтый - очень активным, открытым, общительным, веселым.
Фиолетовый - беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающимся в душевном контакте.
Коричневый - зависимым, чувствительным, расслабленным.
Зеленый – уверенным, общительным, трудолюбивым, заботливым.
В свою очередь, наша Галактика дарит вам личные звезды-талисманы. Если вдруг у вас возникнет неприятная ситуация, вы можете посмотреть на звезду, полюбоваться и все неприятности уйдут от вас стороной.
Вы создали целую Галактику, в которой живете, работаете, и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. По цветовому выбору видно, что у нас в коллективе царит доброжелательная, теплая и светлая атмосфера.
Теперь в Галактике нашего коллектива царит только положительный психологический климат, который поднимает настроение и «боевой дух», делает нас дружными и приветливыми, придает уверенности в работе, стимулирует к труду, помогает раскрыть профессиональный и творческий потенциал, повышает готовность брать на себя ответственность и решать сложные задачи, способствует созданию команды профессионалов.

8. Рефлексия «Свеча».
Педагог-психолог: Ваши звезды оставили свое тепло, которое олицетворяет горящая свеча. Давайте передадим ее по кругу как символ тепла, света, взаимопонимания. Передавая ее своим коллегам, делимся пожеланиями.
Коллектив - это лучшее,Что есть у нас,Это лучший из лучшихОбщественный пласт.Пожелаем же намДостижений и благ,Пусть успехи, победы - Преследуют нас!