Программа курса Познай себя 5 класс
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рабочая учебная программа
по предмету
«Познай себя»
5 класс
Автор-составитель: Колпакова О.Ю.
Рабочая учебная программа по предмету Познай себя
Рассмотрена
на МО учителей __29.08.14___,
протокол число, месяц, год; №_1__
Принята
на ИМС 30.08.14.
протокол число, месяц, год; №_1__
Рецензент:
Подгорбунских Е.А., социальный педагог II категории, курсы 2010г. ИПК и ПРО. Срок последней аттестации - 2009 г.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Программы курса «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко.
2. Учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Учебная программа
По предмету «Познай себя»
5 класс
(I полугодие, 1 час в неделю, всего 17 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Учебная программа составлена на основе:
Программы курса «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко.
Учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Структура документа
Рабочая программа включает 9 разделов:
1. Титульный лист;
2.Пояснительная записка;
3.Требования к уровню усвоения предмета;
4.Учебно – тематический план;
5.Содержание тем учебного плана;
6. Календарно-тематический план;
7. Контроль уровня обученности;
8.Информационные источники.
9. Материально-техническое обеспечение.
Современные жизненные условия, в которые поставлено общество и, в том числе, школа, выдвигает свои требования к новому поколению, вступающему в жизнь: оно должно быть не только знающим основы наук и умелым, но и мыслящим, инициативным, самостоятельным.
В пятом классе (10-11 лет) меняется социально-педагогическая ситуация развития ребёнка: он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и детьми, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Пятый класс - это ранний подростковый возраст. Проявляются новые физиологические факторы в развитии – начинается период бурного физического роста и начало пубертата (период полового созревания), повышается утомляемость, что связано с отставанием развития кровоснабжения мозга от роста его структур. У девочек раньше, чем у мальчиков начинается перестройка гормональной системы, характерны перепады настроения и т. д. Аккуратный и послушный житель дома «детства» становится непослушным, несносным, агрессивным эгоистом, разрушителем этого дома. Ребёнок переезжает в другой дом – в отрочество, становится подростком, при этом он часто теряет психологическое равновесие.
По сравнению с младшими школьниками подросток имеет дело не с одним, а со многими учителями, это, по выражению Л. И. Божович, как бы эмансипирует (освобождает от зависимости) подростков от непосредственного влияния взрослых. Учитель уже не является для них таким непререкаемым авторитетом, как в начальной школе. Учение остается главным видом деятельности подростка, а основным ведущим в развитии становится общение, включение в групповую деятельность (трудовую, интеллектуальную, спортивную).
Потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении становятся доминирующими. Они проявляются
- в стремлении к такому положению среди сверстников, которое соответствует представлению подростка о себе;
- в повышении потребности в признании, внимании, уважении со стороны родителей и других членов семьи;
- в боязни изоляции в пределах своих малых групп (класс, кружок, компания);
- в увеличении требовательности к другим, чувствительности к несправедливости других.
Характерная особенность – стремление к взрослости, приобщение к жизни и деятельности взрослых, отмежевание от всего явно детского и присвоение образцов (часто не лучших) взрослой жизни.
Познавательные процессы продолжают совершенствоваться: развивается произвольность внимания, восприятия, улучшается память, развиваются способности к обобщению, абстрактному мышлению, выделению существенного, анализу, рефлексии. Просыпается интерес к самому себе, своему внешнему облику, своим способностям. Возникают устойчивые интересы, подросток пробует себя в различных сферах
( коллекционирование, уход за животными, увлечение искусством, техникой и т. п.).
В нравственной сфере пятиклассник начинает осознанно искать ответы на жизненные вопросы: «Кто я? Какой я? Что такое моя жизнь?». Это возраст исследования своего «Я». Начинают осознаваться нравственные чувства - патриотизм, долг, честь, товарищество, отсюда стремление иметь верного понимающего друга. Развиваются и становятся тоньше эстетические чувства, появляется способность к сопереживанию, мечтательность.
Важное значение имеет личностно-ориентированный, индивидуальный подход к ребенку-подростку, учёт его особенностей (особенно это касается чувствительных, интимных сторон личности подростка). Однако с наступлением пубертата это для взрослых – родителей и педагогов становится трудным делом, в поведении заметны циклические перепады психического и физического состояния, в период подъема подросток активен и общителен, во время спада – апатичен, раздражителен, бурно реагирует на малейшие укоры и обвинения в свой адрес. У подростков появляется неадекватная самооценка, комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, часто мнимых, но вызывающих болезненную ранимость. Завышенная самооценка ведет к развитию самомнения, болезненного самолюбия, обидчивости, эгоцентризма, бахвальства, нахальства, а заниженная рождает тревожность, неуверенность, страхи, лень, иждивенчество.
В процессе курса «Познай себя» происходит постижение своего «Я» на само- и взаимоанализа, само- и взаимооценок.
Межпредметные связи:
В связи с необходимостью решения задач, стоящих перед школой и обществом. Возрастает роль межпредметных связей, реализуемых современным учителем. Это обусловлено тем, что целостный образ действительности может быть сформирован у школьников в том случае, если учебная деятельность будет организована как деятельность, в которой реализуются межпредметные связи различных научных направлений.
Изучение курса «Познай себя» предусматривает связь с другими учебными дисциплинами базисного учебного плана. Учителя-предметники могут использовать в работе психолого-педагогические рекомендации. С другой стороны, психолог, работающий по данному курсу, может брать примеры из соответствующих учебных дисциплин. Особенно тесными может быть связь с курсами литературы, истории, обществознания, ИЗО, музыки, ОБЖ, трудового обучения.
Эффективности курса «Познай себя» будет способствовать взаимодействие с классными руководителями и учителями-предметниками. Оно может быть выражено в следующих представлениях:– предоставление учителям информации о классе и учащихся для построения конструктивных педагогических взаимодействий с учетом требований психологической этики;
– рисование на уроках ИЗО своих психических состояний: «Я боюсь», «Мне стыдно», «Мое настроение» и т.д.– на уроках русского языка и литературы – сочинения на психолого-педагогические темы. Анализ работ учащихся позволит понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, построить индивидуальный подход к ним.
Цели курса:
Цель:
оказание помощи и поддержка подростков в процессе самопознания, формирование человека, способного к самовоспитанию, саморазвитию, человека самосовершенствующегося.
Задачи:
побуждение учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания;
ознакомление с основными понятиями психологии личности;
выявление интересов, склонностей ,способностей подростка;
формирование адекватной самооценки и правильного отношения к себе;
осознание необходимости самосовершенствования, постановка целей;
приобщение учащихся к самонаблюдению, самоанализу.
Особенности организации учебного процесса
Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а так же познавательной активности.
Занятия носят не оценочный характер, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по развитию познавательных способностей обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение. Различные виды памяти и мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной. Насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий.
Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей задач и упражнений состоит из трех компонентов, что позволяет обеспечить все три аспекта цели: познавательной, развивающей и воспитывающей.
Познавательный аспект
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- освоение новой информации, способов и приемов работы с информацией, методов ее структурирования.
Развивающий аспект
- развитие речи: письменной и устной, монологической и диалогической, обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи,;
- развитие навыка самопознания, формирование мотивов самопознания;
- развитие волевых свойств личности;
- развитие личностной сферы поведения;
- развитие учебной и познавательной активности учащихся.
Воспитывающий аспект
-воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я - концепции»);
-формирование основополагающих качеств новой социальной роли ученик.
-формирование нравственных и моральных норм поведения.
-формирование чувства вкуса и стиля.
-формирование индивидуального стиля поведения и интеллектуальной деятельности учащихся; расширение коммуникативных способностей детей.
Курс рассчитан на 17 часа, 1 час в неделю ( I полугодие). Данный курс состоит из:
- деловые игры;
- самоанализ своих качеств: мои достоинства и мои недостатки;
- разнообразные упражнения по темам курса;
- разбор и анализ социально-педагогических задач-проб, социальных ситуации-проб;
- тренинг самопознания, мотивации достижения, произвольного внимания, наблюдательности;
- составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений;
- составление индивидуальной карты самооценки;
- сочинения и творческие работы по темам курса.
Требования к уровню усвоения предмета.
В результате изучения курса:
Формируется у учащихся потребность в самопознании, изменение их отношения к жизни, учебе, труду, самому себе.
«Познай Себя» не входит в число обязательных учебных дисциплин, что позволяет психологу применять свои критерии оценивания учащихся. Отрицательное оценивание не предусмотрено. Оценка направлена на формирование положительной Я-концепции учащегося. Не выставляются оценки по результатам тестов, анкет, вопросников, отражающих качества личности учащихся. Развитие умений самосовершенствования, отношения к себе, к окружающим, к жизни следует отмечать положительной оценкой. Основным критерием количественной оценки будут затрата усилий, вложенных школьником в свой учебный труд. Для каждого класса, начиная с V, разработаны экспресс-анкеты, помогающие самооценке учащимися своих знаний и умений в данной сфере самосовершенствования.В анкетах содержатся утверждения, оцениваемые по пятибалльной системе, что упрощает подсчеты средних показателей и их сравнение. Высшие критерии оценки и самооценки труда психолога и результатов воздействия курса на школьников – изменение их отношения к жизни, учебе, к труду, к самому себе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса «познай себя»
5 класс
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов
Примечание
1
Вводное занятие. – «Я пятиклассник!» (диагностический минимум).
1
2
Знакомство с собой.
1
3
Настроение-«О-кей»
1
4
Я и окружающие.
1
5
Оценивание себя.
1
6
Сходство и различие наших «Я».
1
7
Как вы воспринимаете окружающий мир.
1
8
Язык мира эмоций.
1
9
Темперамент пятого типа.
1
10
Характер - русский.
1
11
Воля, самостоятельность.
1
12
Школьная дружба
1
13
Остров страха и его обитатели
1
14
Мы все умеем побеждать страх
1
15
Поступки мои и окружающих
1
16
Мы владеем эмоциями
1
17
Итоговое занятие
1
18
Итого
17
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
курса «познай себя»
5 класс
№
п/п
Тема
Количество часов
Основное содержание
1
Вводное занятие. – «Я пятиклассник!» (диагностический минимум).
1
Сплочение класса, настрой на продуктивную будущую работу школьного коллектива.
2
Знакомство с собой.
1
Знакомство учащихся с образами своего «Я».
3
Настроение-«О-кей»
1
Знакомство учащихся с приёмами повышения настроения
4
Я и окружающие.
1
Знакомство учащихся с образами своего «Я» - жизненные роли. Выяснить круг связей и отношений с окружающими
5
Оценивание себя.
1
Учить учащихся оценивать себя. Формировать адекватную самооценку.
6
Сходство и различие наших «Я».
1
Создать у учащихся представление об индивидуальности каждого человека. Помочь открыть в себе талант и развивать его.
7
Как вы воспринимаете окружающий мир.
1
Помочь учащимся оценить способности своих органов восприятия «Я – воспринимающее» (вижу, слышу, осязаю, обоняю, вкушаю)
8
Язык мира эмоций.
1
Понятия «эмоции», «мимика», «жесты», «язык жестов».
9
Темперамент пятого типа.
1
Умение владеть и управлять своими эмоциями
10
Характер - русский.
1
Понятие характер. Отличия характера от темперамента.
11
Воля, самостоятельность.
1
Понятие воля. Как быть самостоятельным школьником
12
Школьная дружба
1
Понятие школьная дружба. Сплочение школьного коллектива; совершенствование навыков общения
13
Остров страха и его обитатели
1
Знакомство с различными видами страхов
14
Мы все умеем побеждать страх
1
Знакомство с приемами преодоления различных страхов
15
Поступки мои и окружающих
1
Обсуждение условий устранения психологического дискомфорта, агрессии; формирование умения учитывать позиции собеседника
16
Мы владеем эмоциями
1
Понятие темперамент. Виды темперамента. Помочь учащимся определить свой темперамент.
17
Итоговое занятие
1
Выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков как меры успешности готовности к выполнению некоторой деятельности
18
Итого
17
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса «познай себя»
5 класс
№
Тема урока
Кол-во
часов
Элементы содержания
Вид контроля
Д/З
Дата
план
факт
1
Вводное занятие. – «Я пятиклассник!» (диагностический минимум).
1
Сплочение класса, настрой на продуктивную будущую работу школьного коллектива.
Анализ теста способностей
Создать коллаж настроения.
2
Знакомство с собой.
1
Знакомство учащихся с образами своего «Я».
Практические упражнения
Сочинение «Что Я знаю о себе»
3
Настроение – «О-кей»
1
Знакомство учащихся с приёмами повышения настроения
Практические упражнения
Способы повышения настроения.
4
Я и окружающие.
1
Знакомство учащихся с образами своего «Я» - жизненные роли. Выяснить круг связей и отношений с окружающими
Разбор социальных ситуаций
Составление таблицы: 10 добрых дел, 5 плохих поступков.
5
Оценивание себя.
1
Учить учащихся оценивать себя. Формировать адекватную самооценку.
Составление карты самооценки
Сочинение
6
Сходство и различие наших «Я».
1
Создать у учащихся представление об индивидуальности каждого человека. Помочь открыть в себе талант и развивать его.
Практические упражнения
Сочинение
7
Как вы воспринимаете окружающий мир.
1
Помочь учащимся оценить способности своих органов восприятия «Я – воспринимающее» (вижу, слышу, осязаю, обоняю, вкушаю)
Практическая работа
Составление словаря терминов
8
Язык мира эмоций.
1
Понятия «эмоции», «мимика», «жесты», «язык жестов».
Практические упражнения
Нарисовать свои эмоции
9
Мы владеем эмоциями
1
Умение владеть и управлять своими эмоциями
Практические упражнения
Рефераты: как распознать жесты, мимику, позу человека.
10
Характер - русский.
1
Понятие характер. Отличия характера от темперамента.
Анализ теста
Составление словаря терминов
11
Воля, самостоятельность.
1
Понятие воля. Как быть самостоятельным школьником
Регистрация самопознания: воспоминания, автобиография.
Завести дневник самостоятельной деятельности.
12
Школьная дружба
1
Понятие школьная дружба. Сплочение школьного коллектива; совершенствование навыков общения
Разбор социальных ситуаций
Пословицы, поговорки о дружбе.
13
Остров страха и его обитатели
1
Знакомство с различными видами страхов
Анализ теста
Рефераты: разновидности страхов.
14
Мы все умеем побеждать страх
1
Знакомство с приемами преодоления различных страхов
Практические упражнения
Нарисовать свои страхи
15
Поступки мои и окружающих
1
Обсуждение условий устранения психологического дискомфорта, агрессии; формирование умения учитывать позиции собеседника
Разбор социальных ситуаций
Составление словаря терминов.
16
Темперамент пятого типа.
1
Понятие темперамент. Виды темперамента. Помочь учащимся определить свой темперамент.
Анализ теста
Темперамент моих родителей.
17
Итоговое занятие
1
Выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков как меры успешности готовности к выполнению некоторой деятельности
Анализ теста достижений
Подготовка к итоговому занятию
Итого
17
Контроль уровня обученности:
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – Спб. 2002. – 44с.
Информационные источники
Для учащихся:
Свини Л.Б., Медоуз Д. Сборник игр для развития системного мышления.-М., - 2007. – 285с.
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – Спб.: Питер, 2007.-688 с.: ил.
Для учителей:
Селевко Г. К., И. Н. Закатова., О. Г. Левина Познай себя М.: Народное образование, 2001.
Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.
Зюзько М. В. Пять шагов к себе. М.: Просвещение, 1992.
Кон И. С. В поисках себя. М.: Просвещение, 1984.
5. Кон И. С. Открытие «Я». М.:Просвещение, 1989.
6. Рогов Е. И. Психология познания. М.: Просвещение, 1998.
7. Методические материалы журнала «Психолог», 2008-2012.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материально-техническое обеспечение.
1. Познай себя / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Москва : Народное образование, 2000. – 116 с. – (Самосовершенствование личности) .
2. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1.: Система работы психолога с детьми разного возраста. Е.И. Рогов. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.-383 с.
3. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: практич.пособие. Е.И. Рогов. Юрайт, 2012.-507 с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15