Воспитательная программа Работа с детьми с девиантным поведением
Программа профильного лагеря «ПОДРОСТОК»
(Методология работы с детьми с девиантным поведением)
Введение
Отдых, оздоровление и занятость детей, подростков и молодёжи – это неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности, где гармонично сочетаются духовно- эстетические, рационально- познавательные, идейно- нравственные начала, это освоение жизни непосредственным, естественным образом. В оздоровительной работе летний период занимает особое место и рассматривается как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. Летние школьные каникулы позволяют охватить системой оздоровительных мероприятий наибольшее количество детей.
«Стремись быть смелым, добрым, умным и радость людям приноси. Стремись к здоровью, ведь отсюда- все устремления души!»
В «Конвенции о правах ребёнка», разработанной Организацией Объединённых Наций, сказано: «Ребёнку для полноценного и гармоничного становления и развития необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания». Обострение социально- экономических отношений, расслоение общества, нестабильность экономики вызывают как социальные, так и психологические проблемы, меняя внутренние ощущения и поведение современного человека. Сегодня, в ситуации стремительных и непрогнозируемых новаций, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состоянии подрастающего поколения. Мы стоим перед фактом дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад наших детей был богатым, глубоким, а это по- настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находится в гармонии, необходимы меры физического воспитания и гигиены. Отсутствие единой региональной программы по воспитанию и обучению детей и подростков здоровью, его сохранению и преумножению диктует необходимость создания ряда образовательных программ, в том числе и программ по организации летнего отдыха.
Ведущими идеями предлагаемой разработки являются доступность получения практических знаний в области сохранения и приумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков во время их пребывания в летнем оздоровительном лагере. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию ребёнка и раскрытию его творческого потенциала.
В ходе педагогического общения с детьми и подростками выявляются довольно значительные деформации ценностно- мотивационной сферы, многим подросткам свойственна низкая самооценка, часто маскируемая агрессивностью, грубостью, развязностью поведения. Поэтому становится очевидной необходимость и возможность развёртывания в детском оздоровительном лагере программы, направленной на физическое и психическое оздоровление подростков на основе эффективного использования кадрового, материально- технического и природного потенциала лагеря. Необходимо помочь детям вырасти жизнеспособными, достойными гражданами своей страны, чтобы в обозримом будущем они смогли взять на себя ответственность в решении задач экономического, политического и культурологического характера.
Программа реализуется через игру, способную пробудить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира. При выборе игр акцент делается на их видовое многообразие: соревновательного характера чередуются с играми на развитие сотрудничества и взаимопомощи, ролевые игры. Особое внимание уделяется работе с детьми и подростками девиантного поведения. Все мероприятия направлены на восстановление эмоциональной сферы и развитие коммуникативных качеств с учётом индивидуальных особенностей детей и подростков группы «риска», детей с ограниченными физическими возможностями.
Цели организации летнего отдыха
Создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической и психологической реабилитации школьников после напряжённого учебного года и разностороннего развития личности в условиях лета.
Воспитание гражданина с демократической культурой высокого уровня, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Задачи, решаемые при организации летнего оздоровительного лагеря
Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество, уважение к государственным символам и традициям;
Создание в оздоровительном лагере воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
Организация содружества и сотворчества детей и взрослых.
Содержание программы
Все мероприятия, реализуемые в рамках настоящей программы направлены на снятие физического и психологического напряжения детского и подросткового организма, накопившееся за учебный год, обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов, создать условия для нормального умственного и физического совершенствования.Приоритетные направления деятельности:
Патриотическое.
Патриотизм – энергия созидания. Ежедневно отдавая почести символам государств, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Спортивно – оздоровительное.
В оздоровительном лагере двигательная активность детей организована в течение дня по расписанию: спортивные часы, водные процедуры.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика, которой дети занимаются на свежем воздухе. На спортивных площадках организованы различные виды спортивных соревнований: «Весёлые эстафеты», волейбол, футбол, выход в природу и др.
Творческое.
Ежедневно в лагере проводятся программы подготовленные самими участниками смены. Мероприятия смены спланированы таким образом, чтобы каждый ребёнок любого возраста мог принять в них активное участие. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка и дают возможность проявить свои таланты и способности (актёрские, вокальные, хореаграфические, лидерские, прикладные и др.)
№ Основные направления деятельности Формы проведения Результаты
1. Подготовительный период:
- установление контакта Собеседование, знакомство, установление с ребёнком личных отношений, окрашенные в положительные эмоции друг к другу.Выстраивание системы работы педагогического коллектива и коллектива детей по реализации поставленных целей и задач.
2. Организационный период:
- формирование отрядов; знакомство с лагерем; организация деятельности детей. Операция «Уют»
Оформление кабинета, оформление плакатов (название, девиз отряда) Общее представление о смене, её тематике, определение планов работы отрядов, корректировка планов в зависимости от интересов участников смены.
3. Основной период:
- патриотический блок:
Комплекс мероприятий, направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество, уважение к государственным символам и традициям.
- здоровье сберегающий блок:
Ориентация на здоровье творение, приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приёмами само регуляции, здоровье сберегающих технологий.
-досугово – познавательный блок «Академия творчества» Тренинги, беседы, конкурсы (рисунков, оформление плакатов, и т.д.), литературно- музыкальные композиции, путешествие по географической карте Бурятии.
Спортивные игры, состязания, соревнования, оздоровительные часы, походы, уроки Мойдодыра, рисунки на тему : «С огнём не шути».
Торжественное открытие смены, музыкальные часы, час тихих игр, художественный салон «У Данилы мастера», час книги и др., торжественная линейка и праздничный концерт на закрытие смены. Овладение и использование в практической деятельности полученных знаний, умений и навыков выбранного вида деятельности. Знание и уважение к гражданской символике, знание песен военных лет и песен гражданской тематики, обще лагерных и отрядных песен.
Укрепление здоровья, приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приёмами саморегуляции.
Приобретение знаний организаторской, просветительско- оздоровительной, досугово- познавательной деятельности, максимальное раскрытие детского потенциала.
4. Итоговый период:
Подведение итогов работы всех направлений. Награждение активных участников смены. Подведение итогов работы временных творческих групп, выставка работ, закрытие смены, итоговый сбор. Сбор методического материала по итогам смены. Анализ работы.
Сроки реализации программы: Программа реализуется в течение лагерной смены с 26 мая по 18 июня 2015 года.
Ожидаемые результаты:
Для педагогов:
•Повышение уровня педагогического мастерства;
•Отработка моделей взаимодействия педагогического коллектива с детским коллективом;
Для детей:
•Полный отдых и оздоровление детей;
•Сформированность представления у ребят об истории, культуре России, осознание себя как частицы, у которой есть Родина, прошлое, будущее.
•Личностный рост ребёнка. Его самореализация в творческой деятельности;
•Раскрытие творческого потенциала ребёнка.
Для родителей:
•Чувство уверенности в силах ребёнка;
•Удовлетворённость родителей летним отдыхом детей.