Статья Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения .


Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения по учебникам В.А.Лазаревой.
Творчество, творческая активность, творческие способности, творческая деятельность. Что мы понимаем под этими понятиями? Творческие способности, как правило, отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, песни, писать музыку и т.д. В философии творчество понимается, как деятельность, порождающая «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Таким образом, творческую деятельность будем рассматривать как деятельность человека, в результате которой создается что-то новое – это может быть предмет внешнего мира, построение такого мышления, которое приведет к новым знаниям, это может быть чувство, которое отражает новое отношение. Исследованием особенностей развития творческой активности младших школьников занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, педагоги Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукина, В.Д. Шадрикова, и другие. Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место они отдают урокам русского языка и литературного  чтения.
В моей практике для развития творческого потенциала ребенка более интересны уроки литературного чтения, которые я провожу по учебнику Валерии Алексеевны Лазаревой (система развивающего обучения Л.В.Занкова). В нем и богатые нравственным содержанием художественные произведения, и репродукции картин русских художников для сопоставления словесного и зрительного изобразительных рядов, и древние и древнейшие тексты, басни и поэтические странички.
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности – это и есть творческие способности. Работа по развитию творческих способностей каждого ребенка представлена в учебнике В.А.Лазаревой в системе и с учетом индивидуальных особенностей. Трудность этой работы в том, что у многих детей малый лексический запас, недостаточно сформирован фонематический и грамматический строй речи. Однако, учить писать собственные тексты необходимо каждого ребенка, так как поэтическая речь развивает мышление, воображение, языковое чутье, интеллектуальную активность.
Основу и логику развития творческих способностей детей составляет постепенный переход от действия по образцу, от пересказа, от подражания к сочинению, к творчеству. Все свои творческие работы мои ученики собирают в папку-накопитель, которую мы так и назвали «Мое литературное творчество». В первом классе мы начинаем с рисования картин на основе художественного текста, и это не только рисунки, а и устное словесное рисование. Рисунок Даниила Р. к рассказу В.Ю.Драгунского «Девочка на шаре». В учебнике со 2 класса помещены репродукции картин русских художников, ученики сопоставляют словесный и зрительный изобразительные ряды. Такая работа продолжает эстетическое развитие и готовит к курсу МХК. После чтения образцовых поэтических текстов, ребятам предлагается написать свои поэтические тексты с «опорами». Стихи учеников
Зима.
Утром проснулась я как всегда,
Взглянула в окно, а там белизна.
Снегирь на березе сидит у окна,
Весь двор окутан в белые меха.
Смотрю в календарь, а там
Первое декабря,
Ура! К нам вновь пришла зима. (Рахина Анастасия)
Пришла снежная зима,
И укрыла все дома.
Пронеслась дорогами
Белыми сугробами.
Нарядила все леса,
Стоит чудная краса! (Дунаева Настя)
Основываясь на собственных наблюдениях, мы писали рассказы по пословице. Вот, например, «Нет друга – ищи, а найдешь береги» «Настоящий друг – это близкий человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит в трудную минуту. Только такому человеку можно полностью довериться, рассказать о самом сокровенном и быть уверенным, что об этом больше никто не узнает. Настоящая дружба встречается очень редко. А теряя друга, мы теряем частичку себя. И всегда надо помнить, что потерять друга легко, а вот найти очень трудно». Писали текст-описание о своем любимом домашнем животном. Моим ученикам нравится писать продолжение, заключительную часть рассказа. Например, «Старый пес», «Как я ловил человечков». Совершенствуя навыки написания письменных и творческих работ, на следующем этапе ученикам предлагается самим сочинить сказку, миф или рассказ. Конечно обговаривается модель, алгоритм деятельности, но уровень импровизации и творчества значительно выше. Это тексты-рассуждения на тему «Может ли белка жить в воде», «Я и жук» или «Я и гриб», сказки на современный лад «Колобок», «Каша из топора».
Учебник содержит много заданий направленных на формирование технологии анализа художественного произведения. Который, в свою очередь, способствует более осознанному восприятию и пониманию учащимися текста, помогает глубже проникнуть в тот идейный и художественный смысл, который хотел передать автор, и, главное, присваивать нравственные ценности, почерпнутые из текста. Особое место занимает сопоставительный анализ: от сопоставления характеров Чука и Гека (таблица сравнения характеров), к сравнению произведений двух авторов, пишущих на одну и ту же тему, например, стихотворения о березе Есенина и Фета, поэзии и прозы.
И в заключении особо хочу сказать о создании классного Музея старинных вещей. Эта рубрика появляется в учебнике 3 класса и в 4 классе она продолжается. Наш музей пока умещается в папке средних размеров. Дети с энтузиазмом откликнулись на эту идею. Экспонаты самые различные: от утюгов на углях, которые нашлись на даче у бабушки, до деревянной ложки, которая принадлежала родственнику в третьем поколении, от губной трофейной гармошки, которую прадед принес с войны, до веретена и швейной машинки «Зингер». Один ученик рассказал о фамильном кольце, которое передается по мужской линии. На урок дети вещи по возможности приносили, а в «музее» остались сообщения и фотографии. Это наша проектная исследовательская деятельность.
Для того, чтобы быть востребованными в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть деятельность должна носить творческий характер.
Литература
ЛазареваВ.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: Владос, 2000.
АзароваЛ.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников//Начальная школа. – 1998. - №4.