Статья по литературному чтению на темуОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА СКАЗКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


Семенова А. А., Лаврентьева Э. И.ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА СКАЗКИ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В настоящее время всё более активно идёт поиск обновления содержания школьного образования, поиск новых вариантов начального курса литературного чтения с целью повышения эффективности обучения и развития младших школьников. Существует большая необходимость в организации обучения младших школьников таким образом, чтобы оно способствовало их нравственному и духовному развитию. Нами проанализирована система методических приёмов работы с жанром сказки на уроках литературного чтения, направленная на более глубокое и осмысленное понимание сказки младшими школьниками, ее значения. Сказка учит добру и справедливости, она является прекрасным материалом для решения развивающих задач. Американский психолог Бруно Баттельхайм, отмечая потенциальные возможности сказки для решения развивающих задач, пишет: "Детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пищей для развития личности".
Литературная сказка – авторское, художественное, прозаическое либо поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях и явлениях окружающей его действительности, новый эмоциональный опыт. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, оценивать их поступки: осуждать коварство, лживость, предательство.
В то же время, сказка рождает в душе ребенка такие чувства, как волнение, сопереживание. Эти чувства проявляются в душе ребенка по отношению к сверстнику, взрослому, животным, цветку – словом, ко всему живому. Наконец, сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа.
Несмотря на доступность жанра, учащиеся начальной школы встречаются с некоторыми трудностями в понимании сказок. Сосредоточиваясь на внешней стороне фабулы, большинство детей бывают не в состоянии понять основную мысль, а при пересказе делают пропуски важных смысловых звеньев. Нами были рассмотрены следующие приемы по организации изучения жанра сказки:
1. При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно-практическую деятельность младших школьников или проводить соответствующую беседу так, чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев и их действия. Например, перед чтением сказки «Колобок» целесообразно, чтобы дети увидели колобка, рассмотрели, из чего он испечен, какой он формы, убедились, легко ли он катится. Нужно также вспомнить с детьми зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторых из них показать, а других назвать по предъявленным картинкам. Очень важно, чтобы звери на картинках были не просто представителями животного мира, а героями сказки. Показывать предметы, описанные в этой сказке, нецелесообразно. Во-первых, потому что их названия (короб, амбар, сусек) не имеют никакого значения для понимания сюжетной линии и особенно идейного содержания, а во-вторых, показ уведет в сторону от основного смысла, будет отвлеченным и не запомнится вне контекста.
2. Чтение сказки в младших классах необходимо сопровождать показом кинофильма, иллюстраций в книге или аппликаций в coчетании с меловым рисунком на доске. Тогда у детей уже при первом знакомстве с текстом возникают представления о персонажах, об особенностях их взаимодействия, фиксируется последовательность развития сюжета.
Так, начиная чтение сказки «Колобок», учитель может нарисовать на доске дом с завалинкой, открытым окном, в окне поместить фигурку деда, у завалинки – изображение старухи. Колобок появляется на окне рядом с дедом, затем, по мере чтения сказки, он перемещается на завалинку, потом на траву, которую рисуют мелом, и катится по прочерченной дорожке на встречу с зайцем.
3. Поскольку сказка по природе своего жанра предназначена для устного воспроизведения, ее не следует только читать. Лучше использовать так называемое чтение-рассказывание, когда учитель, заглядывая в книгу, ведет как бы устный сказ, обращаясь к классу. При такой подаче текста сохраняется интонация разговорной речи. Рассказывание сопровождается соответствующими жестами и мимикой.
В отличие от стихотворения, сказка может быть прослушана в аудио- или магнитофонной записи. В любом случае нужно создать тот настрой, который воздействует на эмоции детей, помогает им проникнуться переживаниями героев.
4. Анализ сказки следует проводить без акцентирования на том, что что-то является вымыслом, а что-то – правдой жизни. Иначе сказка перестает быть сказкой, пропадает ее очарование. В связи с данным положением вопросы формулируются так, как будто все события происходили на самом деле.
Например, к сказке «Лиса и Журавль» можно предложить детям следующие вопросы:
-  Что обещала Лиса, когда звала Журавля в гости?
-  Сумел ли Журавль попробовать угощение Лисы? Почему не сумел?
-   Какой оказалась Лиса?
-   Как угощал Лису Журавль? Для чего он это сделал?
-   Могли ли они после такого угощения дружить дальше? Почему?
-   Кто виноват в том, что дружба кончилась?
-   За что Журавль проучил Лису?
И только в конце работы над сказкой возможен перенос основной идеи на сходные ситуации из реальной жизни и обсуждение того, как должны поступать настоящие друзья.
5. Сказку хорошо читать по ролям. Эту возможность необходимо использовать. Однако, прежде чем приступить к такой работе, важно, чтобы дети уже прочитали сказку и проанализировали ее, обратив при этом внимание на характер действующих лиц, на их поведение в конкретных ситуациях.
Перед чтением по ролям сказки «Лиса и Журавль» можно предложить детям следующие задания:
«Прочитайте слова Лисы: как она зовет в гости Журавля, как угощает его, как извиняется. Постарайтесь передать голосом, что Лиса говорит одно, а думает совсем другое». Если не получается y детей, учитель дает образец чтения.
Затем таким же образом разбирается, как надо читать слова Журавля: «Прочитайте про себя слова Журавля, которые он говорит Лисе. Есть ли за что ему благодарить Лису? Почему же он говорит «спасибо»? Как он должен произнести это слово? Думает ли Журавль хорошо угостить Лису? Почему же он зовет eё в гости? Как нужно прочитать слова-приглашения?»
6. Школьники должны быть хорошо подготовлены к пересказу сказки всей предыдущей работой. Сказка рассказывается подробно, близко к тексту, с использованием всех слов и выражений, свойственных ей. При этом короткая сказка воспроизводится полностью, длинная – отдельными частями по заданию учителя или по выбору самих детей.
При обучении пересказу младших школьников эффективно использовать тот картинный план, который учитель создавал на доске при чтении сказки. Можно повторно посмотреть кинофильм, каждый кадр которого теперь озвучивается детьми. Нежелательно слушать одного рассказчика. Это всегда утомляет детей и нецелесообразно методически. Число рассказчиков, как правило, определяется количеством эпизодов сказки, картинок, кадров кинофильма.
Организационные формы пересказа могут быть различными: по вызову учителя, по цепочке, по эстафете, на соревнование по рядам и др.
Основная цель работы с жанром сказки на уроках литературного чтения заключается в воспитании правильной устной речи (логичность речи, расширение словарного запаса, умение строить диалоги). Не менее важно сделать речь эмоциональной, образной, красивой. Применение системы творческих заданий по изучению жанра сказки способствует развитию творческой активности младших школьников.
Таким образом, сказка является незаменимым материалом для использования ее в качестве содержательной основы ранней ступени обучения. Никакой другой материал не обладает таким обучающим, развивающим, воспитывающим потенциалом, как сказка.
Словами известного русского писателя В. А. Жуковского можно вывести следующее заключение: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны, чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою».
Литература:
Арзамасцева, И. Н., Николаева, С. А. Детская литература: Учебное пособие / И. Н. Арзамасцева . – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
Бибко, Н. С. Обучение младших школьников умению читать сказки / Н. С. Бибко // Начальная школа. – 2009. – №4. – С. 17 – 21.
Гришина, Е. С. Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста / Е. С. Тришина // Начальная школа: плюс до и после. – 2010. – №2. – С. 47–50.
Филиппова, Л. В., Филиппов Ю. В., Кольцова И. Н., Фирсова А. М. Сказка как источник творчества детей / Л. В. Филиппова. – М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
Сведения об авторах:
Лаврентьева Эльвира Ивановна – доцент кафедры методики начального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева»;
Семенова Анастасия Андреевна – студентка V курса психолого-педагогического факультета.