Система учебных задач, направленных на формирование у школьников УУД на уроках русского языка.
Система учебных задач, направленных на формирование у школьников УУД на уроках русского языка.
Ещё вчера школа учила отвечать. Сегодня школа учит спрашивать, а потому СЛАЙД учитель сегодня – проводник в мир информации. Ещё вчера ребёнок ходил в школу, чтобы взять готовые знания, а сегодня он идёт, чтобы добыть их, а ещё приобрести навыки и умения, самое основное из которых – умение учиться. Потому сегодняшний ученик СЛАЙД – архитектор и строитель, т.е. творец своего знания, личность, развитие которой возможно благодаря использованию педагогом системы учебных задач, направленных на формирование уже всем хорошо известных универсальных учебных действий.
Перед современным учителем в условиях внедрения ФГОС стоит задача использовать системно – деятельностный подход в обучении школьников. В осуществлении главного принципа этого подхода - научить учиться - учебный предмет «Русский язык» играет немаловажную роль, т.к. он обеспечивает формирование и познавательных, и коммуникативных и регулятивных действий. В образовательной области «Филология» приоритетное развитие - коммуникативное, т.е. формирование способности и готовности свободно общаться на русском языке. А чтобы эти способность и готовность формировать, необходимо уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся возможность самостоятельно решать учебные задачи.
Учебную задачу мы рассматриваем как основную единицу учебной деятельности. СЛАЙД
Согласно Д.Б.Эльконину, СЛАЙД главное отличие учебной задачи от всяких других задач в том, что её цель и результат состоят в изменении самого субъекта, т.е. ученика, а не предметов, с которыми он действует. Изменённый субъект – это сегодняшний школьник, чья деятельность на уроке значима и осмыслена. СЛАЙД Что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал – вот вопросы, на которые он даёт ответы. СЛАЙД Вслед за А.Н.Леонтьевым учебную задачу будем понимать как цель, заданную в определённых условиях.
Что такое система учебных задач? СЛАЙД По определению Машбица Е.И. - это набор задач, который позволяет достигать и отдалённые цели, и усваивать средства, необходимые для решения других задач, СЛАЙД а по определению Эльконина, Давыдова – это практически вся учебная деятельность.
Система учебных задач, согласно современным научным разработкам и ФГОСу, должна соответствовать следующим требованиям: СЛАЙД
- дифференциация заданий по уровню трудности;
- создание условий для учебного сотрудничества;
- нацеленность на умение работать с информацией, поданной в текстовой и графической формах;
- сочетание словесной и наглядной информации;
- наличие обучающих и контрольных работ;
- создание условий для самостоятельного открытия нового знания и для рефлексии.
Исходя из этих принципов, учебные задачи должны ставиться на всех этапах современного урока русского языка, а их, в условиях введения ФГОС, как известно, 6: СЛАЙД
На уроках русского языка учебные задачи решается путем исследования языкового материала.
Как предъявить обучающемуся учебную задачу? По утверждению Фридмана Л.М., СЛАЙД задачу можно рассматривать как модель проблемной ситуации, а, следовательно, предъявить ученику учебную задачу означает создать для него проблемную ситуацию. ЭПИЗОД 1 ОПИСАНИЕ??????????????????7или оставить
Вы увидели фрагмент 1-ого этапа урока ОНЗ (открытия нового знания) в 5 классе, этап мобилизации, на котором была созданА вначале ситуация успеха: пятиклассники работали с хорошо известной им орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова», затем ситуация неуспеха: школьники осознали недостаточность имеющихся знаний, а именно невозможность объяснить условия выбора букв е-и в корнях с чередованием.
Решением учебной задачи стали сформулированные обучающимися цель и тема урока.
Ещё один пример учебной задачи, решаемой фронтально в 5 классе на уроке по теме: «Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую» на этапе актуализации знаний и выявления места и причины затруднения. Обучающиеся выполняют задание: списывают с доски группу слов, вставляя пропущенные орфограммы:
СЛАЙД (слова не читаю) ГРАЧ.., ИДЁШ, ВЕЩ, РЕЧ, ПАХУЧ, КАМЫШ, МЕЧ.., ХОРОШ, ЛИНЮЧ, ВЕТОШ, РИСУЕШ, ПЕВУЧ, МЯЧ, РУБИШ
При поверке по просьбе учителя называются слова, в которых написали Ь, даётся объяснение, затем называются слова без Ь после шипящих. Написание кратких прилагательных вызывает затруднение: одни пишут их без Ь; другие, помня, что звук Ш твёрдый, пишут Ь после буквы Ч, объясняя: Ч – мягкий звук. Дети приходят к выводу, что известные им знания о написании Ь после шипящих применить к кратким прилаг. они не могут. Появляется учебная задача: когда в крат. прилаг. после шипящих пишется Ь. Наблюдая за шипящими, приходят к формулированию учебной задачи.
Задания подобного рода, позволяющие решить учебную задачу определения темы, цели урока - это задания СЛАЙД с так называемыми «ловушками»: «Найди отличия», «Найди лишнее», «Преднамеренная ошибка», «Объясни свой выбор», «Соотнеси» и др. Выполняя их, ребёнок проводит собственное маленькое исследование, в ходе которого происходит выстраивание простейшей логической цепочки, формулирование учебной задачи. Работая в группе, школьники приходят к общему решению в совместной деятельности, а значит, формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. ЭПИЗОД 2
Вы увидели этап урока «Поиск новых знаний в процессе коммуникации»
Учебная задача постановки проблемы решалась в ходе групповой работы с использованием раздаточного материала и самопроверкой по эталону. Снова была создана проблемная ситуация неуспеха: в глаголах несов. вида - И, в глаголах сов. вида – Е, а как быть с другими частями речи? С помощью учителя пятиклассники смогли решить проблему, т.е. выявить условия выбора буквы, сформулировать правило.
Для решения учебной задачи на этом этапе урока можно предложить СЛАЙД задания: «Поиск информации в предложенных источниках», «Работа со словарями», «Формулирования вопросов для обратной связи», «Работа с разного рода таблицами, схемами», «Работа с текстом учебника, рабочей тетради по русскому языку». Важно на этом этапе решения учебной задачи вызвать эмоциональное переживание и желание решить собственную задачу. А потому СЛАЙД задачу надо формулировать в форме задания «проанализируйте», «найдите закономерность», «объясните, почему», «в чём, на ваш взгляд, причина?»
Очень важной, на мой взгляд, является учебная задача фиксации нового знания, выработка алгоритма действий по его применению. Практикую на этом этапе урока работу в группах. Выполняются задания «Выстрой логическую цепочку», «Закончи предложение» СЛАЙД
На этапе проверки нового способа решается учебная задача воспроизведения нового знания. Предлагаю обучающимся СЛАЙД задания типа: комментированное письмо, выборочный, распределительный диктанты, подбор лексических единиц, работа с сигнальными картами, редактирование текста.
Рефлексия учебной деятельности на уроке диктует следующую задачу: самооценку работы и границ применения нового способа действия.
Оценивание, самоконтроль – самостоятельная важная учебная задача. Взаимопроверка, проверка по эталону обязательны! На текущие контроле предлагаю СЛАЙД алгоритм самооценки: что ты узнал на уроке, чему научился, за что можешь себя похвалить, над чем надо ещё поработать? СЛАЙД (дети отвечают письменно), СЛАЙД фронтальный опрос:
- Какое новое знание открыли? - Каким способом будем пользоваться при использовании нового знания? СЛАЙД Предлагаю оценить степень усвоения нового знания (методика «Светофор»): дети выбирают красный цвет – новое знание не усвоено, жёлтый – не в полной мере, есть сомнения, зелёный - новое знание усвоено и может быть объяснено другому Делаю это с целью предложить обучающимся дифференцированное домашнее задание.
На СЛАЙДЕ рефлексивная карта к уроку, фрагменты которого вы видели.
А ещё активно использую систему контроля и мониторинга качества знаний, ПРОкласс ЭПИЗОД. Ученики, как вы видели, отвечают на вопросы теста простым нажатием кнопки пульта, а результаты отражаются в режиме реального времени. ЭПИЗОД. Прокласс позволяет увидеть уровень восприятия материала и провести анализ сразу же, что для подростков важно.
И в конце выступления хочется сказать: «Возьмут в качестве основного принципа своей учебной деятельности наши ученики СЛАЙД слова Канта: «Если бы мне на выбор предложили путь к истине или саму истину, я бы выбрал путь», мы можем считать результат по овладению ими УУД достигнут».
Девизом же уроков, на которых используется система учебных задач, направленных на формирование у школьников учебных универсальных действий, могут стать слова другого философа Сократа: СЛАЙД «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».
Желаю вам, коллеги - новаторы, удачи!
13PAGE 15
13PAGE 14315
15