Обобщение опыта по теме: Комнатные растения и их значение в экологическом воспитании и образовании детей
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты – социальный, предметный компонент природы – оказывают (или могут оказать) развивающее воздействие. Нельзя не согласиться с А.И. Арнольдовым, который утверждает: «Сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная, многообразная, самоорганизующаяся культурная среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей».
Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое состояние, деятельность в нашей стране падает на 1960 – 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых - производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров производственных и общественных помещений. Подчеркивается важная мысль: озеленение внутреннего пространства, выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека. Растения в интерьере помогают улучшить санитарно-гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного и художественно-декоративного характера.
Обратим внимание на то, что внутреннее пространство (место пребывания человека) – это среда, воздействующая на его психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира.
Не меньший интерес данная проблема вызывает у педагогов, которые исследуют влияние факторов среды на физическое и психическое развитие ребенка, на становление личности в целом.
В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой.
Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать с детьми и взрослыми.
Очень важным является принцип открытости: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она должна способствовать единению с природой.
Особое внимание уделяется проектированию развивающей среды, в которой дети могут общаться с природой; наслаждаться красотой растений, наблюдать их видоизменения, участвовать в выращивании, в уходе за всем живым, что живет и растет на территории образовательного учреждения.
Нельзя не согласиться с тем, что природа воспринимается ребенком сквозь призму человеческой культуры, от уровня которой зависит и отношение к ней как к эстетической и нравственной ценности.
Проект зеленой зоны образовательного учреждения, особенно значим для наших Детей, по сути оторванных от природы. Но он может быть мертв, если рядом с детьми не окажется взрослого, который раскроет им красоту и тайны окружающей их природы.
Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действует вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде».
Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию экологических пространств, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Создавая экологоразвивающую среду в образовательных учреждениях необходимо создать определенные условия для воспитания детей. Главная особенность этих условий – привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности.
Специфическими чертами методики экологического воспитания дошкольников являются: непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом воспитании созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, которые должны в полной мере соответствовать потребностям, что наглядно демонстрирует особенности их строения и функционирования.
Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботиться о братьях меньших – растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. В данном случае, сегодня мы поговорим о комнатных растениях. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно со взрослыми и детьми. Педагоги, которые делают все сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать, участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнат природы, всего того, что живет и растет на участке, развивают в них равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о них могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.
Каким же образом совместная деятельность по созданию условий для растений, которую осуществляют воспитатель и дети в зеленой зоне детского сада, формирует отношение к природе?
Прежде всего, отношение складывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают от воспитателя по каждой ситуации. Дети узнают, что растения нужно поливать, подкармливать и т.д. В эти пояснения воспитатель вкладывает конкретные, небольшого объема программные знания, многократно их повторяя в сходных ситуациях.
Для формирования отношения словесного пояснения недостаточно, поэтому воспитатель на глазах у детей проделывает практически все то, что он обозначил словом. Со слов дети узнают, что перед ними живые существа, у которых есть потребности в определенных условиях. Трудовые действия взрослого и дошкольников восполняют те факторы внешней среды, которых не хватает в данный момент.
Влияние на становление правильного отношения детей к природе оказывает интонация. Мягкая, ласковая, сочувствующая интонация выражает отношение самого воспитателя и служит для детей примером проявления чувств и заботы о питомцах зеленого уголка.
Например, пригласив нескольких детей младшего дошкольного возраста участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Здравствуйте, цветочки? Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке - вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть! (Воспитатель трогает землю в горшке.) Сухая земля, а им нужна вода – они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок воды, пей, сколько хочешь и расти дальше – мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у ребят и вместе с ними заботится о растениях – это и есть образец взаимодействия с природой.
Таким образом, метод совместной деятельности по созданию условий для живых существ в экологоразвивающей среде наполняется конкретными и адекватными педагогической ситуации приемами. Эти приемы в совокупности формируют у детей определенный круг представлений о природе и отношение к ней. Прочность сложившихся знаний и отношения зависит от объема педагогического воздействия, а именно того, сколько раз в течение учебного года каждый ребенок вместе с воспитателем трудился в уголке природы и реально заботился о зеленых друзьях.
Только неоднократное включение детей в совместную деятельность позволяет считать данный метод эффективным в экологическом воспитании дошкольников.
Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребенка, если воспитатель постепенно вовлечет его в наблюдение за таинственным миром комнатной флоры.
На неопытный взгляд малыша, растения безжизненны. Задача воспитателя показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в доме, в помещениях.
Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям за комнатными растениями вместе со взрослыми, ребенок научится распознавать, где окраска растений бледная, а где она достаточно насыщенная, где стебель тянется к свету, а где он растет нормально, где регулярно появляются новые побеги и листья, а где они «стоят на месте». При систематическом общении с растениями ребенок делает для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер и пр. – это, прежде всего, показатели степени благополучия растения.
Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и «помогать». Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. Следовательно, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания, методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Заголовок 115