Конспект урока по окружающему миру на тему Екатерина Великая (4 класс)
Дата: 19.04.16
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 «А»
Студент: Звягинцева Алина
Учитель: Годунова Л.Н.
Руководитель практики: Медведева Н.В.
Тема: «Екатерина Великая»
Тип урока: ОНЗ
Цель: познакомить обучающихся с жизнью России во времена правления Екатерины II.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление обучающихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, связную речь.
Воспитательные: воспитывать любовь к живописи и интерес к истории; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, толерантность в групповых взаимодействиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Знают о жизни России во времена правления Екатерины II.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, контроль результата на основе сравнения с эталоном.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических высказываний.
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Средства обучения: Учебник Окружающий мир. 4 класс 2 часть. Плешаков А.А., Крючкова Е.А., компьютер, презентация.
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, дети.
«Говори так, чтобы надолго стало.» (слайд 1)
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Кто думает по-другому?
Размышляют:
Говори то, что люди запомнят, чтобы это стало мудростью. Ведь слово является физически мощной силой.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, расскажи о детских годах Михаила Васильевича Ломоносова. (слайд 2)
- Кто может дополнить?
- Расскажи о годах учебы.
- В чем были трудности во время учебы?
- Каковы заслуги Ломоносова?
- Найдите на слайде изобретения Ломоносова. (слайд 3)
Книга “Российская грамматика”; термометр, «Полярная карта», телескоп, мозаичная картина «Полтавская битва».
Детские годы
Родился М.В. Ломоносов в 1711г. в Архангельской губернии. Отец Василий Дорофеевич Ломоносов был умным, предприимчивым, первым в том крае построил и оснастил по - европейски на реке Двине -ГАЛИОТ - парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей. Мать Елена Ивановна умерла очень рано. По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги, как тогда называли “зуйка”. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями.
Годы учебы.
В декабре 1730 года Михайло, имевший максимально возможное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Москву.
В январе 1731 года поступил в Славяно–греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов, и в декабре 1731 года был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он Академию в 1735 году. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день:
1 копейка - на хлеб;
1 копейка - на квас;
1 копейка – на обувь, одежду и все остальное.
Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.
1.Открытия в области литературы, поэзии:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;
б) выпустил “Риторику”;
в) в 1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.
2.Открытия в области физики:
а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в) изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений
3. Открытия в области химии:
а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.
4. Открытия в области астрономии:
а) открыл атмосферу на Венере;
б) построил телескоп.
5. Открытия в области географии:
а) составил “Полярную карту”;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.
6. Открытия в области геологии:
а) теория о возникновении металлов и минералов;
б) “О причине землетрясений”.
7. Открытия в области истории:
а) закончен 1-ый том Российской истории.
б) составил “Краткий летописец с родословием”.
8. Ломоносов – просветитель:
а) написал статью о должности журналистов;
б) составил проект учреждения Московского университета;
в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.
9. Ломоносов – художник:
а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “Полтавскую битву”;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью. (слайд 4,5)
КТРН ВЛК
- Ребята, что вы о ней знаете?
- Как вы думаете, почему я показала ее портрет?
- Какие задачи перед нами стоят?
- Сегодня мы познакомимся не только с императрицей Екатериной Великой, но и с выдающимися людьми Суворовым и Ушаковым.
- Посмотрите на портрет императрицы, что вы можете о ней сказать?
Как вы думаете, какой характер у нее был? Что нам показывают ее глаза?
- Открывайте учебник на странице 105, проверим подтвердились ли наши слова.
Среди положительных качеств Екатерины можно отметить трудолюбие, упорство, ум и интуицию, любознательность и умение разбираться в людях.
- Задание: Откройте учебник на странице 92 -93, найдите на карте территорию и границу России в конце 18 века. (слайд 6)
Какие сведения сообщает карта об экономике России в конце 18 века?
Физкультминутка:
Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
Отвечают:
Екатерина Великая
- На уроке мы будем знакомиться с Екатериной Великой
- Узнать о годах ее жизни, какой вклад она внесла.
Выполняют физические упражнения.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
- Кто является основателем Санкт- Петербурга?
- Как вы думаете, императрица сделала что-нибудь для этого города?
-Правильно, ребята! Какие изменения произошли при Екатерине II?
Открываем учебники на странице 106. (слайд 7,8,9,10), (слайд 11,12,13),
Медный Всадник
Установка памятника «Медный всадник» - памятника Петру Первому состоялась в 1782 году по приказу Екатерины Второй.
Надпись на памятнике Медный всадник - памятнике Петру Первому: «Петру I Екатерина II Лета 1782» на русском, а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.
По повелению императрицы, князь Голицын, выписал из Франции скульптура Этьена Фальконе. Скульптор был широко известен во Франции, а русскому императорскому двору его рекомендовали такие мастера как Вольтер и Дидро.
Перед Фальконе стояла трудная, но интересная задача. Мастеру предстояло изготовить величественный, красоты неописуемый памятник Петру I, который был хорошо известен в Европе. Русского императора в Старом свете хорошо знали и уважали. Фальконе прекрасно понимал, какой груз ответственности ложится на его плечи.
Памятник должен был символизировать победу человеческого разума и воли над дикой природой. Камень олицетворял дикость природы, варварство, поэтому работы, проведенные Фальконе по полированию камня, вызвали критику со стороны современников.
Александром Сергеевичем Пушкиным была написана поэма «Медный всадник» в 1833.
Отрывок из поэмы: Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждёт казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией / Царям не совладеть».
Два основных персонажа, два героя, определяющих две сплетенные между собою и сталкивающиеся идейно-тематические линии: первый из героев Петр Великий, «могучий властелин судьбы», «строитель чудотворный», создатель города «под морем», продолжающий как личность жить и после смерти в памятнике, давшем поэме ее заглавие; другой Евгений, мелкий чиновник из обедневшего дворянского рода, опустившийся до мещанского уровня, «ничтожный герой», вошедший в 30-х годах в творческий кругозор Пушкина из окружающего быта. Эти два, казалось бы, неизмеримо далеко стоящих друг от друга героя оказываются связанными событием, самая возможность которого вызвана «волей роковой» «державца полумира», петербургским наводнением 7 ноября 1824 г., погубившим не только счастие, но и самую жизнь Евгения. Угроза, брошенная «кумиру» безумцем в момент внезапного и «страшного» прояснения мыслей, и вызванный ею мгновенный гнев «грозного царя» составляют кульминацию поэмы. Вокруг этого момента вращаются уже второе столетие все разнообразные попытки ее истолкования. Но наводнение, по-видимому, является тем моментом, от которого нужно начинать творческую историю «Медного Всадника». Петербургское наводнение произошло 7 ноября 1824 г. сильнейшее наводнение в истории города.
Зимний дворец
Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле барокко. Строительство Зимнего дворца началось еще при Петре I.
Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра - императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нём она так и не успела.
При Екатерине II в линию с Зимним дворцом были построены три здания, вошедшие в ансамбль императорской резиденции: Малый Эрмитаж с Висячим садом, Старый Эрмитаж – здание для размещения художественных коллекций и библиотеки, Эрмитажный театр, созданный в 1783–1789 годах.
Никогда жизнь Зимнего дворца не отличался такой роскошью, как при правлении Екатерины Великой. Двор императрицы «был местом свидания всех государей и всех знаменитых лиц её века». В наиболее грандиозных приёмах и церемониях, посвящённых главным церковным праздникам и памятным датам, принимали участие до восьми тысяч приглашённых. Число обитателей Зимнего дворца в то время вместе с прислугой составляло около трёх тысяч человек.
Со времён Екатерины II в резиденции ежегодно отмечались праздники российских орденов в дни святых, имена которых они носили: апостола святого Андрея Первозванного, великого князя святого Александра Невского, святого Георгия Победоносца, равноапостольного святого князя Владимира. На эти торжества приглашали всех кавалеров ордена, находившихся в тот момент в Санкт-Петербурге.
Императрица Екатерина II умерла в Зимнем дворце 6 ноября 1796 года.
- Прочитайте текст на странице 107- 108 и ответьте на вопросы: (слайд 14)
- Кто был поддержкой и опорой русских государей?
Кто такие дворяне?
- Кто такие крепостные крестьяне?
- Кто поднял крестьян на восстание?
- А сейчас настало время поговорить о помощниках Екатерины Великой. (слайд 15,16)
- Прочитайте текст на стр. 108-110 учебника. Назовите личные качества военачальников.
- Петр 1
- Сделала
На главной площади возник Медный всадник, Нева оделась в каменные набережные, строились каменные и чугунные мосты, был возведён Зимний дворец.
Читают отрывок из поэмы:
Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настает...
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам! Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
Где будет взять? В тот грозный год
Покойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Стояли стогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы. Дворец
Казался островом печальным.
Царь молвил из конца в конец,
По ближним улицам и дальным
В опасный путь средь бурных вод
Его пустились генералы
Спасать и страхом обуялый
И дома тонущий народ.
- Дворяне
- Люди, которые принадлежали к господствующему слою населения.
- Крестьяне, «прикрепленные» к своим владельцам.
- Емельян Пугачев
Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем.
Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы - уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым солдатом, а в 1754 году был произведён в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии.
Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимус – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать».
Фёдор Фёдорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил манёвренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провёл Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции
Мужество, решимость, бесстрашие, преданность родине
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Кто такая Екатерина Великая? Что мы можете о ней рассказать?
- Молодцы!
- Открываем тетрадь на странице 37 № 1.
- Выполните самостоятельно.
Проверим, как вы выполнили номер.
- Следующий №2.
Выполните его самостоятельно.
- Проверим, как вы выполнили номер.
- Следующий №3.
- Вы можете открыть учебник и еще раз перечитать на странице 108-110.
- Работая в парах, выполните №4.
- Проверим, как вы его выполнили.
Блицопрос: (слайд 17-21)
- Кто стал продолжателем дел Петра I?
- Сколько лет царствовала Екатерина II?
- Как ее стали называть?
- Чем отличалась Екатерина?
- Какой редкий дар был у Екатерины?
При Петре: Основание Санкт- Петербурга, открытие в России первого музея, русские корабли вышли в Балтийское море.
При Екатерине: воздвигнет в Санкт- Петербурге Медный всадник, Открытие народных училищ и Воспитательного дома, на черном море появился русский флот
«Медный всадник» сооружен при Екатерине Великой. Стоит в Санкт- Петербурге на Сенатской площади,
- Суворов, Ушаков. Одержали блестящие победы в войне с Турцией.
- Екатерина II
- 34 года
- Великая
- Трудолюбием, сильным характером и острым умом.
- Выбирать себе помощников и советников
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Д/з: с. 105- 111 прочитать текст.
Подготовить сообщения об А.В. Суворове, Ф.Ф. Ушакове.
Организует рефлексию учебной деятельности.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Какие изменения произошли при Екатерине Великой?
Продолжите: (слайд 22)
- Хотелось бы посетить.
- Теперь я знаю, что
- Мне больше всего удалось
- Мне было трудно
- Больше всего мне понравилось
Молодцы, вы хорошо поработали!
-Урок окончен.
Участвуют в рефлексии.
Учитель:
Руководитель практики:
Оценка:
Заголовок 115