Комплексная система работы педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности в условиях ФГОС.
Тема: Комплексная система работы педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности в условиях ФГОС.
С переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт в текущем учебном году, с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для своевременной коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими основной общеобразовательной программы ДОУ, подготовке к успешному обучению к школе, в нашем МБДОУ «ЦРР-ДС «Аленка» была открыта специальная группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Работа с детьми в группе основана на взаимосвязи специалистов ДОУ - учителя-логопеда, воспитателей группы, педагога-психолога, медицинской сестры, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.
В ходе проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, были выявлены речевые нарушения наряду с неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. При подведении результатов диагностики выяснилось, что показатели мелкой моторики у детей речевой группы старшего дошкольного возраста в большем количестве ниже среднего и низкие.
Согласно решению данной проблемы специалисты и воспитатели ДОУ пришли к выводу, что необходимы совместные усилия. Работа должна вестись планово, целенаправленно, с учетом дидактических принципов, согласно разработанной адаптированной программы. Для этого нужно создать систему, которая позволила бы решать задачу развития мелкой моторики.
Эффективной система будет лишь тогда, когда поставлена общая цель, предусмотрены разные формы работы, различные методы и приемы. Когда учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка. Все это, а также профессиональный уровень педагогов и материальную базу мы постарались учесть при разработке системы работы.
После того как была поставлена общая цель- Создание условий для повышения уровня развития мелкой моторики, нами были разработаны конкретные задачи, которые можно увидеть на слайде.
Исходя из перечисленных задач, мы разделили работу на несколько направлений (блоков) работы.
Все блоки объединяет общая цель, но в каждом можно выделить свои определенные задачи.
БЛОК 1
Движение и здоровье
БЛОК 2
Социально-речевое развитие БЛОК 3
Творческое развитие БЛОК 4
От игры к письму БЛОК 5
Взаимодействие с семьёй
Задачи первого блока:
Создание условий для:
- укрепления здоровья
- развития мелких мышц кисти
- развития тонких произвольных движений
- развития координации, ловкости, ориентировки в пространстве
- коррекции общей моторики
Задачи второго блока:
Создание условий для:
- активизации речевого и тонкомоторного центров
- стимулирования коммуникативной активности
- воспитания положительных нравственных качеств
- создания положительного мироощущения, чувства эмоционального благополучия
Задачи третьего блока:
Создание условий для:
- развития способности творческого самовыражения
- развития инициативности, любознательности
- развития эстетического восприятия
- обогащения представлений о мире вещей
- развития ручной умелости
Задачи четвертого блока:
Создание условий для:
- развития слухового и зрительного восприятия
- формирования двигательной координации
- развития ориентировки на листе бумаги
- развития силы пальцев и кисти
- развитие качеств, необходимых для осуществления в дальнейшем учебной деятельностью
Задачи пятого блока:
- установление контакта с родителями
- информирование родителей о развитии ребенка
- своевременная коррекция отклонений развития тонкой моторики
- ознакомление с литературой по подготовке к обучению в школе
-практическое обучение играм и упражнениям, способствующим развитию мелкой моторики
- привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного материала
Содержание каждого блока разнообразно и включает следующие компоненты:
Блок1:
- основные виды движений – ползание, лазание, метание, прыжки со скакалкой
- физические упражнения в физкультурно-оздоровительной деятельности, во время утренней гимнастики
- гимнастика после сна
- массаж
- подвижные игры с использованием атрибутов
Исполнители:
Руководитель по ФИЗО
Руководитель по ФИЗО
Воспитатели группы
Воспитатели группы
Руководитель по ФИЗО, музык. рук-ль, воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед
Блок 2:
- пальчиковая гимнастика
- развлечения, праздники
- сюжетно-ролевые игры с разнообразным оборудованием
Учитель-логопед, воспитатели, руководитель по ФИЗО, музык. рук-льВоспитатели и специалисты
Воспитатели группы
Блок 3:
- изобразительная деятельность
- конструирование и ручной труд
- игра на музыкальных инструментах
- ритмические движения
- пальчиковый, перчаточные и теневой театры Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед
Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог
Учитель-логопед, воспитатели
Учитель-логопед, муз.руководитель, воспитатели
Воспитатели, учитель-логопед, муз.руководительБлок 4:
- работа в тетрадях (рисование узоров, дорисовывание изображений, проведение волнистых линий, штриховка и т.п.)
- выкладывание фигур на фланелеграфе- прорисовывание фигур в воздухе
Учитель-логопед
Воспитатели
Педагог-психолог
Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог
Блок 5:
- оформление стендов, родительских уголков
- проведение собраний, совместных мероприятий (спортивные и музыкальные праздники, развлечения)
- беседы с родителями
- открытые занятия
Воспитатели и специалисты ДОУ
Вся работа строится согласно адаптированной программе и учебных программ воспитателей и специалистов. Работа с детьми проводится в рамках игровых, обучающих, естественных, проблемных ситуаций, дети овладевают общими способами действий, т.е такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.
Педагоги владеют технологиями проблемного обучения, позволяющими конструировать различные формы организации детских видов деятельности. Применение проблемного подхода позволяет создать условия для усвоения опыта, накопленного взрослыми, актуализировать индивидуальный жизненный опыт детей, повысить личностную значимость учения.
Решение проблемной ситуации ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка, соответствует учебной информации, которую познаёт ребёнок, а также максимально ясно сформулирована от непонятных для детей слов и выражений. Проблемная ситуация создаётся с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Осознание сути противоречия наряду с актуализацией знаний и опыта детей позволяет наметить направление размышлений и выбор практических действий по разрешению проблемы.
Именно стремление разрешить противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, включающим детскую активность. Проблемная ситуация создается достаточно трудной в её решении и в то же время – посильной. При создании проблемной ситуации педагог формулирует проблему так, чтобы в процессе её разрешения были достигнуты и цели детей (помочь персонажу, найти ответ на проблемный вопрос, решить практическую задачу, выявить закономерность, выполнить творческую работу и т.д.) и программные задачи.
При планировании нашей работы мы руководствуемся принципами.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации данной системы:
уважение к ребенку, его выбору и результатам его деятельности
построение взаимодействия с детьми на основе игровых, обучающих, естественных, проблемных ситуаций
в использовании практической, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной деятельности дошкольников усвоения общих способов выделения свойств предметов и явлений и решение конкретно-практических задач
увеличение доли самостоятельности ребенка в процессе НОД
создание комфортной развивающей образовательной среды
оказание своевременной помощи ребенку при затруднительной речи
Основными средствами развития мелкой моторики являются:
Пальчиковая гимнастика. Построение пальчиками фигурок, умение манипулировать ими способствует развитию мелких мышц, тонких произвольных движений, повышению качества управления движениями. При этом осуществляется активизация речевого центра, происходит подготовка руки к свободному письму, развитие глазомера, слухового внимания, зрительного восприятия. Она используется воспитателями и специалистами в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.
В данный момент нами разрабатывается картотека пальчиковых игр с картинками и моделями. Ребенок по желанию сможет выбрать карточку знакомой игры, восстановить в памяти слова и действия. По мере усвоения детьми комплексов гимнастик они будут меняться. Игры подбираются с учетом возраста, интересов детей, они будут доступны детям по содержанию и по воспроизведению. Эта картотека пополнит предметно-развивающую среду группы.
Средством, которое способствует не только подвижности суставов кисти, но и оздоравливает организм, является массаж. Он проводится: организованно со всеми детьми или индивидуально, при взаимодействии ребенка с различными материалами (массажные мячи, щетки, су-джоки). С помощью массажа хорошо подготавливать руку к дальнейшим действиям, упражнениям.
Легкий пробуждающий массаж проводится воспитателями после дневного сна. В это время дети массируют не только руки, но и стопы, что очень полезно для здоровья.
Одним из важных средств развития мелкой моторики являются физические упражнения. Тонкая моторика связана с общей моторикой. На мой взгляд, даже физкультурные занятия, не ставящие целью развитие тонких движений, способствуют этому.
В физкультурно-оздоровительной деятельности при выполнении упражнений для крупных мышц, специалист, включает специально подобранные упражнения для мелких мышц, использует нестандартное оборудование в дополнение к мячам, скакалкам, верёвочкам, кеглям. Нестандартное оборудование мы изготавливаем вместе с детьми, подключая родителей.
В изобразительной деятельности, конструировании, дети взаимодействуют с различными материалами, оборудованием (краски, гуашь, пластилин, глина, тесто, различные конструкторы). Накапливается опыт тактильных ощущений, движений кисти в различных плоскостях, развивается координационная система глаз-рука. Это происходит не только в совместной деятельности, но и в самостоятельной деятельности детей.
Широко используются в работе воспитателей, психолога и логопеда: пуговицы, прищепки, бусинки, спички, пробки от пластмассовых бутылок, горох, фасоль, крашеный рис, различной формы макароны, различные ленты. В группе имеется набор конструкторов, мозаики, лото, домино, раскрасок, мелких сюжетных игрушек.
Так как группа была открыта совсем недавно и имеет недостаточно полную материальную среду, мы прикладываем много усилий для её создания и пополнения.
В данный момент изготавливаются с помощью родителей различные виды театра: из бумаги, из киндер сюрпризов, из ткани и ниток по различным сказкам и с разными героями в которые с большим удовольствием будут играть дети.
В работе по развитию мелкой моторики игровые приемы применяются постоянно.
Упражнения для пальчиков недаром называются играми. В них отражаются образы и явления, в них есть имитация, подражание. В игре уживаются жизнь и фантазия. Упражнения и массаж также проходят в виде игры, в занятиях театрализованной деятельностью присутствует перевоплощение, графические задания превращаются в игровые.
Главное для педагога - не заорганизовывать детей, не гасить их инициативу, навязывая свою.
Учитывая интересы детей, материал будет периодически обновляться, внося элемент новизны.
Для достижения поставленной нами цели мы стараемся создать такую предметно-развивающую среду, которая активизировала бы мелкие мышцы ребенка, повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.
Система работы создана недавно, в процессе применения она совершенствуется, но уже мы видим первые результаты, происходящие в самих детях. Повышается интерес к играм по развитию мелкой моторики, развиваются произвольные движения руки, формируются различные двигательные навыки, развивается устойчивое стремление к достижению поставленной цели.