Профилактика суицидального риска среди детей
психолог МБОУ СОШ №2 Курмашева Г.Т.
Профилактика суицидального риска (слайд 1).
В последние годы на телеэкранах и страницах газет все чаще мелькают сообщения о подростковых самоубийствах (суициде среди подростков).
Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях психосоциальных конфликтов, это индивидуальная реакция в экстремальных жизненных обстоятельствах (слайд 2).
Выделяют три основных типа суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное.
Демонстративный тип характеризуется стремлением показать реальность суицидных намерений, обратить тем самым на себя внимание, вызвать сочувствие. Как правило, такие суицидальные попытки совершаются открыто, громко и артистично. Тем не менее, этот вид поведения требует к себе серьезного отношения, так как нередки случаи, когда суицидная попытка, начавшаяся как демонстрация, из-за нелепой случайности может окончиться катастрофой (слайд 3).
Аффективный тип определяется тем, что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Эта вспышка эмоций, как правило, непродолжительна. Здесь также могут быть элементы демонстративности. (слайд 4).
Истинный тип имеет место обдуманное укрепившееся желание покончить с собой. Применяются меры к реальному и полному осуществлению плана, все необходимые приготовления проводятся скрытно.
Суицидальное поведение на разных этапах онтогенетического развития имеет свои особенности. Самоубийство во всем мире имеет подвижные возрастные пики, но при сравнительной статистике выделяют два основных: «пик молодости» (от 15 до 23 лет) и «пик» инволюции (после 40 лет).В подростковом возрасте возрастает количество суицидов. По данным статистики, самоубийство является третьей основной причиной подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. Аутоагрессивные действия детей и подростков чрезвычайно опасны. Суицидальные тенденции после попытки самоубийства сохраняются у 60% суицидентов. Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.
Соотношение попыток и смертей у подростков составляет 50:1; соотношение суицидальных попыток у девочек и мальчиков – 2,5:1; среди демонстрационных попыток это соотношение составляет 4,3:1. До 19 лет среди суицидентов преобладают девочки (слайд 5).
Лишь у 10% подростков имеется истинное желание убить себя, в 90% суицидальное поведение – это «крик о помощи», обращенный к родным и близким. Неслучайно, что 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время. В среднем каждая 4-я попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности. Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается возрастным своеобразием.
По мировой статистике ведущее место по уровню завершенных суицидов в подростковом возрасте – 15 – 19 лет занимают:
1. Шри-Ланка, показатель – 46,5 на 100 тысяч населения данной возрастной группы.
2. Литва – показатель 23,9 на 100 тысяч населения данной возрастной группы. Россия занимает четвертое место, с показателем 19,8 случаев (слайд 6).
По российской статистике наиболее неблагоприятным регионом по суицидальной активности детей и подростков является Республика Тыва, в которой показатель суицидов составил 15,6 случаев среди детей и 120,6 случаев среди подростков на 100 тысяч лиц каждой возрастной группы (слайд 7).
Подросткам присуща недостаточная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Кроме того, для этого возраста характерно несоответствие целей и средств суицидального поведения: иногда при желании умереть выбираются неопасные с точки зрения взрослых средства, и наоборот – демонстрационные попытки нередко «переигрываются» из-за недооценки применяемых средств.В отличие от взрослых, у детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения. Еще одной особенностью суицидальной активности подростков является несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружения случаев.В подростковом возрасте существует взаимосвязь попыток самоубийств с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
Примечательно, что значение разного рода проблем, приводящих к трагическому концу, неодинаково. Семейные и сексуальные проблемы являются ведущими во всех видах суицидального поведения. При этом стоит знать, что молодежь формирует свое сексуальное поведение по образу и подобию того, что видят ежедневно, и на основе той информации, которая им становится доступной. Уровень их понимания собственной сексуальной полноценности и соответствующих притязаний зависит, прежде всего, от установок семьи, от такта, культуры и интеллекта родителей, иными словами, значительная часть трагических последствий неумелого решения подростком своих сексуальных проблем также должна быть предупреждена в семье.
(слайд 8) Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:
переживание обиды, одиночества, отчужденности, не возможность быть понятым;
действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;
переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;
чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;
страх наказания, нежелание принести извинения;
любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;
чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;
желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.
К числу наиболее частых причин суицидов среди подростков Александр Евгеньевич Личко относит следующие:
-потерю любимого человека;
-состояние переутомления;
-уязвленное чувство собственного достоинства;
-разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголизма, наркомании, токсикомании;
-отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
-различные аффективные реакции по другим поводам.
(слайд 9) На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями, на втором месте трудности, связанные с учебным заведением, на третьем проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола. Предпосылкой суицида так же может быть, вызванная, в том числе, и вышеперечисленными причинами апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и физической активности в результате психической травмы, проблемы в интимной жизни. Психические расстройства послужили причиной суицида в 0,6% случаев.
Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими поведенческими признаками для подростков являются:
Ситуационные индикаторы: смерть любимого человека (особенно супруга или супруги); развод; потеря работы; сексуальное насилие; долги; потеря высокого поста; профессиональная несостоятельность и.т.д.
Поведенческие индикаторы: злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем; уход из дома и т.п.; самоизоляция от других людей и жизни; резкое снижение повседневной активности; изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью; выбор тем для разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами; частое прослушивание траурной или печальной музыки; «приведение дел в порядок» (написание завещания, урегулирование конфликтов, раздаривание личных вещей); любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких; склонность к неоправданным рискованным поступкам; посещение врача без видимой необходимости; нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе; расставание с дорогими вещами или деньгами; приобретение средств для совершения суицида.
Коммуникативные индикаторы: прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все закончится» – косвенное); шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям; уверения в беспомощности и зависимости от других; прощание; сообщение о конкретном плане суицида; самообвинения; двойственная оценка значимых событий; медленная, маловыразительная речь.
Когнитивные индикаторы: разрешающие установки относительно суицидального поведения; негативные оценки своей личности, окружающего мира и своего будущего; представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить; представление о мире как месте потерь и разочарований; представление о будущем как бесперспективном и безнадежном; «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
Эмоциональные индикаторы: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаянье; признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, снижение способности к концентрации внимание и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата способности испытывать удовольствие; несвойственная агрессия или ненависть к себе, гнев, враждебность; вина или ощущение неудачи, поражения; чрезмерные опасения или страхи; чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности; рассеянность или растерянность.
В качестве мер профилактики суицида в подростковой среде можно выделить следующие:
нельзя постоянно обвинять ребенка в чем-то;
не следует слишком опекать, контролировать ребенка;
следует установить заботливые взаимоотношения;
необходимо уделять ему больше внимания, завоевать его доверие;
необходимо вселять в него надежду на будущее;
увлечь его занятиями по интересам;
не оставлять ребенка одного;
ставить в известность родителей;
обратиться за помощью к школьному психологу, психотерапевту.
неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств;
проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
формирование у учащихся таких понятий, как "ценность человеческой жизни", "цели и смысл жизни", а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;
психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервно-психических расстройств.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что загадка смерти всегда будет волновать человечество. Изменить условия жизни людей. Перейти от бесконечных разговоров о равных возможностях для каждого к созданию реальных условий, эти возможности обеспечивающих. Добиться того, чтобы в своей стране, на своей улице, в своем доме человек чувствовал себя защищенным. Люди просто не верят, что их кто-то или что-то защитит. Самоубийство - свидетельство все возрастающей разобщенности людей. Когда связи человека с миром слабеют, один ищет компенсации в алкоголе, другой в наркотиках, а третий начинает думать, что он этому миру больше не нужен. Переживая острый нравственный кризис, который обычно предшествует самоубийству, люди в особой степени нуждаются во внимании окружающих.
Хотелось бы зачитать высказывание В. Франклина «В нашу жизнь приходит радость, когда нам есть чем заняться, есть кого любить и на что надеяться» (слайд 10).
10 сентября отмечается Всемирный день предотвращения суицида (отмечается с 2003 года) (слайд 11).
Методики для диагностики детей:
1.Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).
Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.
2.Опросник Г. Айзенка.
Включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть.
Цель: определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.
3. Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич).
4. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).
Цель: экспресс-диагностика суицидального риска, выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.
5. Цветовой тест М. Люшера. Позволяет определить психоэмоциональное состояние и уровень нервно-психической устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Предназначен для взрослых и детей с 5-ти лет.
6. Факторный личностный опросник Кеттелла. Позволяет определить личностные свойства детей и подростков, степень социальной адаптации, наличие эмоциональных, личностных проблем. Существуют варианты для детей (7-12 лет) и подростков (12-16 лет).
Психодиагностические методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования.
Заголовок 115