ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ — ИНВАЛИДОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Здоровьесберегающие технологии при организации обучения на дому детей - инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий

С.Н. Возженикова
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 г.Южно-Сахалинска.

В данной статье рассматриваются вопросы о здоровьесбережении учащихся на уроках информатики в начальной школе, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Данная статья предназначена для педагогов общеобразовательных школ.

Процесс обучения ребенка в школьном возрасте осуществляется очно, в коллективе, при «живом» общении учителя с учеником. Однако в каждой школе существуют дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут посещать школу. Эти дети требуют индивидуального подхода, определенной специфики при обучении.
Дистанционное обучение – новый шаг в современном образовании. Наша школа вступила в программу дистанционного обучения детей с ОВЗ в январе 2011 г. (вторая волна).
Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и педагога в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению нового материала.
Применение технологий дистанционного обучения активизирует познавательную деятельность обучения, стимулирует самообразование и саморазвитие.
Эффективность дистанционного обучения зависит от ряда факторов, один из которых – это сохранение и укрепление здоровья детей.
Основой построения дистанционного обучения являются дистанционные уроки. Кроме учебника, ручки и тетради проведение такого урока предусматривает обязательное использование компьютера. Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье учащихся:
Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени (Сидя за компьютером, ребенок вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы)...
Утомление глаз, нагрузка на зрение (Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения...)
Перегрузка суставов кистей (Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими...);
Стресс при потере информации (Если компьютер "зависает", в результате сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна...);
Психические расстройства (При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, чего ему не хватает в книгах, в просмотрах TV, в компьютере...)
Как помочь учащимся? Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Что необходимо учитывать? Прежде всего – это:
1.  условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2.  рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3.  соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
4.  необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
5. использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Рассмотрим критерии здоровьесбережения на уроке, и их краткую характеристику:
Таблица 1.
Критерии здоровьясбережения
Характеристика

Обстановка и гигиенические условия
Чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения рабочего места.

Организация рабочего места
На рабочем столе лучше разместить не только компьютер, но и принтер, сканер, которые должны быть расположены на расстоянии вытянутой руки.

Количество видов учебной деятельности
опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, поиск информации, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание, пересказ и т.д. За урок 4 – 7 видов.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
Смена видов деятельности не позже чем через 7 – 10 минут.

Количество видов преподавания
словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа и т.д. За урок – не менее 3.

Поза обучающегося, чередование позы
Правильная посадка обучающегося. Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т.п. За урок – две разминки, состоящие из трех легких упражнений, по 3-5 повторений каждого.

Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроках
оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент, стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке
Преобладают положительные эмоции.


Эмоциональные зарядки на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка и т.п. За урок – 2 – 3.

Место и длительность применения ТСО
В соответствии с гигиеническими нормами.

Момент наступления утомления и снижения учебной активности
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. Хорошо, если он наступает не ранее чем через 40 минут.


При организации образовательного процесса обязательным элементом здоровьесбережения является ограничение времени дистанционных занятий по предметам. Основные нормы о продолжительности занятий и количестве уроков прописаны в СанПиНах.
Продолжительность учебной недели и урока для детей с ограниченными возможностями здоровья определяется с учетом рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии, то есть продолжительность занятия не может превышать в 1-м классе – 35 минут (пп. 2.9.4 – 2.9.5 СанПиН 2.4.2 1178-02), число уроков в день в сентябре-октябре – 3, в последующие месяцы – не более 4-х; во 2 - 4 классах – 35 - 45 минут; в 5 - 11 классах – 45 минут.
Так же существуют ограничения в непрерывном применении технических средств обучения на уроках.
Таблица 2.
Классы
Непрерывная длительность (мин.), не более


Просмотр статистических изображений на экране
Просмотр телепередач
Просмотр динамических изображений на экране
Работа с изображением на мониторе компьютера и с клавиатурой
Прослушивание аудиозаписи
Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2
10
15
15
15
20
10

3-4
15
20
20
15
20
15

5-7
20
25
25
20
25
20

8-11
25
30
30
25
25
25


Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье обучающегося?
Каждый раз, начиная урок, необходимо уловить психологическое состояние ученика. Обязательно интересуемся тем, как он себя чувствует и готов ли приступить к занятиям, все ли приготовил принадлежности (тетради, ручки, обязательно цветные карандаши). Если все готово, начинаем урок.
1. С целью предупреждения утомления и усталости обучающихся применяю дидактические игры: «Назови объект» (например, чтобы угадать объект можно не просто перечислить основные признаки, а представить его описание в виде стихотворения, или в виде предложений, где надо вставить пропущенные слова); «Найди ошибку»; «Кодировщик». Используем эмоциональную передачу содержания учебного материала; юмор; задания, развивающие воображение, интуицию: ребусы, викторины.
2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности обучающихся в течение урока, следим за посадкой обучающихся; проводим
динамические паузы – цель - предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности;
физкультминутки для глаз – эти упражнения полезны в целях профилактики нарушений зрения, они предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям;
стереограммы - графические изображения, просмотр которых снимает усталость с глаз. Просматривая такие изображения сохраняется острота зрения и восстанавливается координация глазных мышц;
пение звуков – этот метод заключается в использование энергии полного дыхания;
упражнения для снятия утомления – это упражнения, которые необходимо выполнять при первых признаках усталости.
3. Для рациональной организации учебной деятельности обучающихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес обучающихся:
презентации;
флеш-ролики с заданиями;
музыкальные динамические паузы;
тесты;
самостоятельные работы.
Информационные ресурсы дистанционного курса размещены на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. С целью укрепления психологического здоровья обучающихся стараемся добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для обучающегося, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегаем в собственном поведении отрицательных эмоций, так как они являются здоровьеразрушающими.
Для этого применяем различные приемы:
снятие страха («Ничего страшного»);
авансирование («У тебя обязательно всё получится»);
внушение («Приступай»);
высокая оценка выполненного задания («Вот это у тебя получилось замечательно»);
усиление мотивации («Нам это нужно для»).
5. Решая проблему ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью, обращаем внимание на соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении ).
6. Формируя у обучающихся знания о здоровье, включаем в содержание урока информацию, связанную со здоровым образом жизни.
пословицы, поговорки;
загадки, афоризмы.
Включая в урок элементы здоровьесберегающих технологий, стараемся сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у учеников бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.
Сегодня можно с уверенность сказать то, что терпеливый и опытный учитель, современные информационно-коммуникационные технологии, специализированное компьютерное оборудование, домашняя обстановка, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учётом возможностей здоровья особых детей, помогут достичь любому ученику значительных успехов в учебе.

Литература:
Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. - М.: Вако, 2004..
Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.
Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – М.: ИНФО,  2006.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК ПРО, 2002.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.

15