Кружок «Юные экспериментаторы». Планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Работа направлена на развитие поисково -познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих задач: — формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; — развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); — расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; — поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Перспективный план работы мини – лаборатории по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Месяц Тема Цели и задачи Интеграция обр.областейПланируемые результаты
Сентябрь Путешествие с капелькой Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существи-тельным,находить слова противо-положные по значе-нию.
Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов. Дети называют свойства воды, его значение, находят слова противоположные по значению.
Вода прозрачная, но может менять цвет. Определять свойства воды. Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.
Познание: формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования. Делают выводы: почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители.
Значение воды в жизни растений. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.
Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей. С интересом относятся к исследованиям и к проведению опытов.
Магнит. Выяснить способность притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов). Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.
Коммуникация: активизация словаря. Проявляют любознательность и интерес к
исследователь-ской деятель-ности.
Октябрь. Ветер. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: активизировать словарь: ветер, ветерок,ветрище. Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; исполь-зовать в своей речи прилага-тельные, согла-совывать их с именами сущест-вительным.
Воздух – неведимка. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизи-ровать речь и обогащать словарь детей. Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)
Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память, познавательную активность. Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспе-риментов.
Летающие семена. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. Знают приметы осени, проявляют интерес к окру-жающей нас при-роде, в ходе игры называют семена растений.
Действие магнита на предмет. Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.
Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. Владеют навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.
Ноябрь. Песок. Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспери-ментирования, согласовывают прилагательные с существительны-ми, делают логи-ческие заклю-чения.
Опыты с песком.
Сравнение: песок сухой, песок мокрый.
Познание: закрепить знания детей о свойствах песка. Коммуникация: активизация словаря.
Социализация: игры с песком.
Называют свойства песка.
Рисунок из песка на бумаге. Рисунки на песке.
Закрепить знания о свойствах песка. Познание: закрепить знания детей о свойствах песка.
Художественное творчество: учить рисовать на песке . песком на бумаге. Проявляют любознательность и интерес к
исследователь-ской деятель-ности.
Песок. глина. Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь.Называют свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.
Декабрь. Свойства снега. Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. В талой воде –мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность. Коммуникация:учить рассуждать.
Умеют делать выводы и заключения.
Снег и лёд. Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Развивать память, мышление, внимание, воображение.
Коммуникация: рассказывать о свойствах воды. Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.
Вода, лёд, снег. Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
Коммуникация :обога-щать словарь детей. Проявляют интерес к познавательно исследователь-ской деятель-ности. Называют свойства льда, снега и воды.
Мы-волшеб-ники. Получать оттенки разного цвета путём смешивания красок. Художественное творчество: форми-ровать интерес к эстетической стороне окружающей действи-тельности.
Коммуникация:учить рассуждать .
Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.
Январь. Состояние воды. Познакомить со способом получения тёплой воды. Учить аккуратности при работе с водой .Познание: учить видеть детей разное состояние воды (тёплое, холодное). Учить делать умозаключения. Коммуникация: расширять словарь за счёт прилагательных, обозначающих свойства воды .
Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительны-ми.
Растение тянется к свету. Показать детям, что для роста растениям необходим свет. Познание : дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды.
Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету.
«Растениям – тёплую водичку». Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.
Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей. Умеют ухаживать за растениями.
Расти,ростокПомочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов .Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.
Февраль. Мы-фокусники. Закрепить знания детей о магнитах (Притягивание и отталкивание магнитов).
Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности.
Социализация: игра. Знают о свойствах магнита.
Пузыри в воде.
Закрепить знания о свойствах воздуха и воды. Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.
Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей.
Социализация : игра. Знают о свойствах воды и воздуха.
Чудо – глина. Закрепить знания детей о свойствах глины. Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Художественное творчество: лепка из глины. Знают о свойствах глины.
Опыты
«Веточки-красавицы».Наблюдать за появлением листочков на ветках берёзы, тополя, сирени, поставленных в воду, учить сравнивать, видеть различия. Познание : формировать интерес к миру растений.
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов . Умеют проводить наблюдения.
Март. Почему растаяла Снегурочка? Расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лёд.
Познание :форми-ровать умение делать выводы и заключения в ходе экспери-ментирования.
Коммуникация: учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы.
Как поймать воздух.
Расширять знания о воздухе. Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Социализация:игра «Ловцы воздуха». Имеют представления о свойствах воздуха.
Надуваем воздушные шары. Закрепить знания детей о свойствах воздуха. Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
Коммуникация :обога-щать словарь детей . Знают о свойствах воздуха.
Раствори-мость веществ в воде.
Закрепить знания детей о свойствах воды. Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов .Знают о свойствах воды.
Апрель Комнатные растения. Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. Познание : развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.
Коммуникация: расширять словарь за счет имён существи-тельных (растение, корень, стебель, листья, цветы). Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.
Что поведал корень. Помочь выявить потребность растения в рыхлении почвы. Познание : продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухода за ними.
Коммуникация: расширять словарь за счёт глаголов: сажать, поливать, ухаживать. Называют комнатные растения. Умеют ухаживать за растениями. Почва ( пе-сок, глина камни). Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.Познание : знакомить детей с предметами неживой природы.
Коммуникация: расширять словарный запас за счёт называния свойств песка, глины и камней. Проявляют интерес к познанию окру-жающей нас природе.
«Солнечные зайчики». Формировать представления о свойствах солнечных лучей. Познание : показать, что отражение возникает на гладких блестящих поверх-ностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. Могут описывать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.
Май. Надуваем мыльные пузыри. Расширять представления детей о свойствах воды и воздуха. Познание : развивать любознательность, познавательные способности.
Социализация: игра. Знают о свойствах воды и воздуха.
Игры с песком и водой. Закрепить представления детей о свойствах воды и песка. Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Социализация: игра. Знают о свойствах воды и песка.
Поймать солнечного зайчика.
Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет. Познание : называть свойства солнечных лучей.
Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.
Социализация: игра. Называют свойства солнечных лучей.
Растения вокруг нас. Знакомить с разнообразием растений, их роли в жизни человека. Познание : формировать интерес к миру растений.
Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Называют комнатные растения.Знают способы ухода за ними.Понимают, что значат растения для человека.
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
2. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
3. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г
5. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
6.Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.