Модульно-компетентностный подход на уроках электротехники
4
1.1.Компетентностный подход5
1.2. Деятельность педагога, направленная на развитие компетенций..7
1.3. Анализ обобщенных педагогических технологий8
1.4. Реализация компетентностного подхода на уроках10
Заключение14
Список используемой литературы.15
Введение
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ N 1756 от 29.12.2001) предусматривает опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Ставится задача существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть учреждения начального и среднего профессионального образования к потребностям территориальных рынков труда. Одним из механизмов решения поставленных задач, предусмотренных приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены Правительством Российской Федерации 09.12.2004), является введение в системе непрерывного профессионального образования программ, построенных на основе модульно–компетентностного подхода.
Цель методической разработки:
раскрыть понятие модульно-компетентностного подхода к обучению,
показать деятельность педагога направленную на развитие компетенций студентов,
провести обобщенный анализ педагогических технологий, способствующих развитию компетенций.
В методической разработке предлагается опыт работы по применению данной технологии на уроках электротехники, даются сравнительные результаты работы.
Глоссарий
Модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций. Иными словами, модуль – это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.
Модульная образовательная программа – это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.
Компетенция «включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) (определение, предложенное в европейском проекте TUNING). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственности), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать. Иными словами, «компетенция или компетентность, есть некоторое интегративное качество субъекта, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, которое проявляется в успешных действиях в какой-либо области».
Компетентностный подход в обучении
Компетентностный подход - инновационная методология современного образования, которая ориентирует всех участников образовательного процесса на достижение конкретных результатов обучения - компетенций. Получил распространение в России в начале 21 века из-за явного несоответствия уровня подготовки выпускников профессиональных учебных заведений требованиям, предъявляемым к специалисту работодателями.
Цель внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании – формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального уровня.
Целью освоения образовательно-профессиональной программы - приобретение студентом определенных компетенций, средство их формирования – модуль как самостоятельная единица образовательно-профессиональной программы, а система учета трудоемкости обучения – оценки, начисляемые за освоение каждого модуля.
Результат внедрения компетентностного подхода:
1. Востребованность и конкурентноспособность выпускника на рынке труда.
2. Готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности.
3. Способность специалиста решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы.
Задачи компетентностного подхода:
1. Совершенствование и развитие ключевых компетенций, освоенных в учебном заведении.
2. Формирование, совершенствование и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся.
3. Внедрение активных методов обучения, адекватных видам профессиональной деятельности.
4. Освоение базовых, вспомогательных, общих и основных (профессиональных) компетенций.
5. Повышение эффективности и качества обучения путём актуализации всех видов компетенций в процессе интеграции теории и практики.
6. Формирование способностей решать профессиональные задачи.
7. Приобретение профессионального опыта.
8. Обеспечение соответствия освоенных компетенций направлению профессиональной деятельности.
Для успешной реализации компетентностного подхода необходимо выполнение следующих условий:
1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.
2. Определение конкретной цели обучения.
3. Определение конкретных способов достижения цели.
4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций.
5. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных в модульно-компетентностном обучении преподавателей.
Преимущества компетентностного подхода:
1. Формулируются цели и задачи программ обучения, соответствующие требованиям работодателей.
2. Повышается гибкость учебных программ.
3. Повышается мотивация получения профессии.
4. Повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, уровень профессиональных компетенций.
5. Создаются стандартные, объективные и независимые условия оценки качества обучения.
6. Повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности обучающихся, преподавателей и мастеров ПО.
7. Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется с учётом реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых специалистов на производстве.
8. Формируется производственная культура и уважение к выбранной профессии.
1.2. Деятельность педагога, направленная на развитие компетентности
Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:
технологий обучения;
содержания образования;
стиля жизни образовательного учреждения;
типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Деятельность педагога, имеющего цель достижение уровня компетентности учащегося, должна включать (В.В. Сериков):
выявление признаков ожидаемого уровня компетентности учащихся;
определение необходимого и достаточного набора учебных задач-ситуаций, последовательность которых выстроена в направлении возрастания полноты, проблемности, креативности, новизны, практичности, межпредметности, конкретности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, необходимости сочетания фундаментального и прикладного знания;
введение задач-ситуаций различных типов и уровней;
разработка и применение алгоритмов и эвристических схем, организующих деятельность учащихся по преодолению проблемных ситуаций;
сопровождение учащихся в процессе создания ими конкретного продукта.
Анализ обобщенных педагогических технологий
Таблица 1
Название
Цель
Сущность
Механизм
1
2
3
4
Проблемное обучение
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания
Поисковые методы; постановка познавательных задач
Концентрированное обучение
Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса
Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки
Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся
Модульное обучение
Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки
Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой
Проблемный подход, индивидуальный темп обучения
Развивающее
обучение
Развитие личности и ее способностей
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию
Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
Дифференцированное обучение
Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей
Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)
Методы индивидуального обучения
Активное (контекстное) обучение
Организация активности обучаемых
Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности
Методы активного обучения
Игровое обучение
Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации
Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Обучение развитию критического мышления
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.
Реализация компетентностного подхода на уроках
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции обучающихся, как:- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;- сотрудничество с другими (студентами и преподавателем) при выполнении общего задания;- планирование действий и времени;- оценка результатов своей деятельности и т.д.
Очевидно, что перечисленные умения обучающихся должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
Компетентностный подход на основе модульных технологий позволяет решить задачи по формированию компетенций у студентов, а именно:- учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);- коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);- информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях однокурсников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).
В качестве основного технологического инструмента, обеспечивающее комплексное внедрение компетентностного подхода, была избрана модульная технология. Это позволяет создать относительно унифицированную модель изучения каждой темы, в которую входят следующие занятия: «Вводная лекция», «Обучение решению задач», «Самостоятельное решение задач», «Научно-практическая конференция», выполнение практических и лабораторных работ и контроль (самостоятельные работы по данной теме, тестирование и т.д.), итоговые контрольные работы по разделам «Электротехника» и «Электроника», экзамен.
На различных этапах занятия, студенты являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия преподавателя, а активными участниками процесса познания. Например, в то время, когда преподаватель вводит новые понятия и термины, студенты выполняют задание «Стрелками укажи связи между терминами и определениями» или «Составь свой словарь новых понятий». Например, при изучении темы «Электростатика» студенты устанавливают логическую связь между понятиями и определениями: «Потенциал - разность потенциалов – напряжение»; «Электрическая емкость проводника – конденсатора»; при изучении темы «Электромагнитные колебания» студенты устанавливаю связь между понятиями «Энергии конденсатора» и «Энергии катушки индуктивности», связь между понятиями «Напряжение - магнитное напряжение, сопротивление проводника- магнитное напряжение» и др.
Когда преподаватель демонстрирует вывод формулы, студенты выполняют задание «Установите логическую последовательность действий при выводе закона. Например, при изучении темы «Магнитная цепь и ее расчет» студенты устанавливают логическую последовательность вывода формулы «закона Ома для магнитной цепи», при изучении темы «Переменный ток» - связь между активным, индуктивным и емкостным сопротивлением, активной и реактивной мощностью и т.д.
При рассмотрении практической значимости того или иного закона или явления, студентам предлагается сформулировать недостающие в карточке вопросы или ответы. Для этого предлагается поработать с текстом учебника.
Работая с текстом учебника, обучающиеся самостоятельно выбирают уровень вопросов: от стандартных - до наиболее сложных, предполагающих глубокое понимание изучаемого материала.
На уроке, посвященном обучению решения задач, студенты не копируют готовые решения с доски, а занимаются поиском алгоритма решения задач, а затем применяют его самостоятельно. Во время самостоятельного решения задач предлагаются многоуровневые карточки каждому студенту, предусматривающие самопроверку решения той или иной задачи; выполнив успешно задания первого уровня, можно перейти к следующему. Например, при решении задач на применение закона Ома для полной цепи, законов Кирхгофа для сложной электрической цепи. Деятельность студентов может осуществляться в группах по 3- 4 человека, что позволяет им во время работы консультироваться друг с другом.
Научно-практическая конференция, входящая в модуль, предполагает творческие многоуровневые домашние задания. Например, можно подготовить небольшое сообщение по одной из предложенных тем, презентацию, можно приготовить демонстрацию того или иного явления или закона, а можно заняться поиском решения творческой или экспериментальной задачи. Например, при проведении научно- практической конференции «Экологические проблемы производства и передачи электрической энергии» студенты подготовили презентацию на тему «Типы и виды электростанций», «АЭС Фукусима» (во время цунами и землетрясения в Японии в 2010 г.), показали видеофильм «Авария на Чернобыльской АЭС» ( 1986 г.), выступили с докладами «Экологические проблемы производства электрической энергии», сопровождающиеся показом фото из музея на Угличской ГЭС, продемонстрировали производство и передачу электрической энергии на расстояние. На другом уроке студенты подготовили доклады и сообщения о влиянии электрического тока на организм человека.
Каждый студенты выбирает и выполняет, то, что ему наиболее доступно на данном этапе саморазвития. Можно предложить студентам выполнить сразу несколько заданий, если данная тема вызвала повышенный интерес.
Используются также разнообразные формы контроля знаний на каждом этапе и на каждом занятии: промежуточного, текущего, итогового. Такие как тест «Двухлинейный метод», метод аналогий, разноуровневые тесты с выбором ответа или требующие дать развернутое решение.
Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, данный подход требует от преподавателя больших затрат времени при подготовке к урокам, выборе и использовании множества методической литературы, конструировании огромного числа новых дидактических материалов, поиске нестандартных заданий, приемов и подходов. Но благодаря использованию ИКТ, компьютера,принтера их решение упрощается.
Заключение
В ходе работы по данной системе в группах, изучающих электротехнику установлено, что у студентов намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста качества успеваемости. Если при традиционном подходе уровень качества успеваемости обучающихся по отдельным темам составлял в различных группах от 23 до 43% (2007/2008 уч. г.), то при реализации компетентностного подхода показатели выросли от 33 до 48% (2011/2012 уч. г.), средний балл за тот же период вырос с 3,4 до 3,6. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых студентов, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает студента и преподавателя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. 2003, № 102. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. -20054. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005 № 2, с.152
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002 №31.6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-127. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.8. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования-образование в мире. 2001, № 4.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
Министерство образования Тверской облл
ГБОУ СПО «Калязинский колледж им. Н.М. Полежаева»
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
В методической разработке ставится актуальная задача повысить качество профессионального образования. Одним из механизмов решения поставленной задачи является введение в системе непрерывного профессионального образования программ, построенных на основе модульно–компетентностного подхода. Компетентностный подход - инновационная методология современного образования, которая ориентирует всех участников образовательного процесса на достижение конкретных результатов обучения - компетенций. В методической разработке рассматривается деятельность педагога, направленная на развитие компетенций обучающихся, дается обобщенный анализ инновационных педагогических техноглогий, приводится опыт применения модульно-компетентностного подхода на уроках.
Выполнил преподаватель дисциплины
«Электротехника с основами электроники»
Зубкевич Л.А.
Согласовано П(Ц)К ОПД
Протокол № ___от «___»___________2012 г.
Председатель П(Ц)К ОПД
Пахтанова И.С._________________________
Калязин 2012 г.
ађЗаголовок 2HђЗаголовок 315