Конспект развлечения на тему Вежливые словадля старшей группы.
План-конспект развлечения
по развитию речи
в старшей группе МДОУ «Дивный сад» п. Дивный
на тему «Вежливые слова»
Разработал: _ Бородина Людмила Адхамовна.
«Воспитание детей дошкольного возраста»,
п. Дивный
Ульяновской области
Мелекесского района.
2016
Тема развлечения:. Вежливые слова
Дата проведения:01.06.2016
Тип развлечения : интегрированное
Технология развлечения : технология проектной деятельности
Цель развлечения: Развивать у детей коммуникативные качества, продолжать учить детей понимать самые разнообразные вопросы и отвечать на них, поддерживать интерес к диалогу, развивать монологическую речь, побуждать детей к активному участию в обсуждении поставленной проблемы (объяснять, поддерживать); учить детей подбирать слова с противоположным значением.
Задачи.
Способствовать формированию у детей представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими. Воспитывать дружеские отношения, умение быть ласковым
Продолжать формировать такие нравственные качества, как сочувствие, отзывчивость. Способствовать преодолению застенчивости и скованности
Закрепить навык употребления «волшебных слов». Формировать навык речевого этикета. Развивать умение вежливо общаться друг с другом, употреблять вежливые слова приветствия.
Планируемые образовательные результаты. Развивать коммуникативные способности, интонационную выразительность речи детей. Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, спасибо, пожалуйста и т.д.)
Основные термины, понятия: вежливость, вежливые слова.
Оборудование и материалы: Кукла – Мишутка, маленькая парта для Мишутки, сюжетные картинки для игры «Придумай предложение», маски - шапочки для игры-драматизации, колокольчик – звонок на урок,круги для смайликов, карандаши, солнце, тучки, лучики, тексты стихотворений.
План развлечения:
Время Этапы развлечения Задачи этапа Содержание деятельности Результат
2 минуты Подготовительный
(организационный, проверочный) Подготовка детей к работе Педагог предлагает детям подумать и ответить на вопрос: "Как бы вы отнеслись к этой ситуации?" Был вежлив этот мальчик Восприятие
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция Проверка домашнего задания (творческого, практического), Самооценка, оценочная деятельность педагога
21 минута. Основной
(усвоение новых знаний и способов действий, проверка понимания изученного, обобщение и систематизация знанийОбеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности Предлагаю открыть «Школу вежливых наук», где вы будете учить правилам хорошего тона.
Согласны? Тогда, звенит
звонок (колокольчик), начинаем наш первый урок! Садитесь за столы удобно и красиво!
- Тема нашего развлечения “Вежливые слова”. Осмысление возможного начала работы
Ход развлечения
Части развлечения Деятельность педагога Деятельность детей
Оргмомент
2 минуты. Педагог предлагает детям подумать и ответить на вопрос: "Как бы вы отнеслись к этой ситуации?" Был вежлив этот мальчик И, право, очень "мил", Отняв у младших мячик, Он их благодарил — "Спасибо" говорил.
— Как, на ваш взгляд, поступает этот мальчик? Что бы вы ему сказали? Какое чувство у вас вызывает этот поступок? Можно ли обижать кого-либо, особенно младших? Скажите, в нашей группе бывали такие случаи? Расскажите. Ответы детей
Работа по теме
14 минут. Встретил Витю я, соседа, Встреча грустная была — На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла. Но представьте, зря от Вити Ждал я слова "извините".
— Почему встреча с Витей оказалась грустной? Как налетел на соседа Витя? Как можно сказать по-другому? Если вы столкнулись с кем-то, что нужно сказать? Как вы оцениваете этот поступок? Вы сможете найти какие-то обстоятельства, которые бы его оправдывали? Вы наблюдали где-либо такую ситуацию? Расскажите. Предлагаю открыть «Школу вежливых наук», где вы будете учить правилам хорошего тона. Согласны? Тогда, звенит звонок (колокольчик), начинаем наш первый урок! Садитесь за столы удобно и красиво!
- Тема нашего развлечения: «Вежливые слова».
(На доске появляется картинка)
- Посмотрите на картинку и скажите, какое слово забыл сказать мальчик, проходя мимо своих соседей по дому?
- Верно, «Здравствуйте!» - хорошее доброе слово. Сказав его, мы желаем человеку здоровья. Давайте сейчас поздороваемся с Мишуткой, который пришёл к нам на занятие,но каждый должен это сделать по-своему.
* Игровое упражнение «Давайте, поздороваемся».
- А теперь отгадайте «Вежливые загадки»:
- Щеночек Филя во дворе гулял,
Вдруг старичка бульдога повстречал,
Прошу вас поскорее отгадать:
Кто первым должен «здравствуйте» сказать?
(Ответы детей). /Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших/
- Вот идёт болонка Жулька Модница, воображулька.
А навстречу – кавалер,
Симпатичный скотчтерьер.
Отгадаете, иль нет,
Скажет первым кто «привет»?
(Ответы детей). /Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует женщин./
- Загадки вы отгадали, ну а теперь решите этикетную задачку:
«Серёжа стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.
- Антон, привет! – изо всех сил закричал Серёжка – Где ты пропадал? Как дела?
Пассажиры в недоумении пожимали плечами».
- В чём ошибка Сергея? Разве он невежливо поприветствовал друга?
(Ответы детей). /Ему не следовало кричать на весь автобус. Можно было поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться/. Дети показывают инсценировки. После каждой ,обсуждение.
- Расскажите Мишутке, какие слова-приветствия вы знаете?
(Дети читают стихи).
- Утром улыбку я маме дарю
-Доброе утро! – всегда говорю.
- Мне говорить совсем не лень
Своим знакомым: «Добрый день!»
А вечером при встрече
Скажу я: «Добрый вечер!»
- Я Настю знаю с малых лет,
Ей весело скажу: «Привет!»
- Здравствуйте!
Ты скажешь человеку
-Здравствуй – улыбнётся он в ответ
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
- «Здравствуйте» - это волшебное слово.
Людям дарите снова и снова!
- И так, Мишутка, запомни первое правило:
«Надо вежливо здороваться, прощаться.
И приветливо при этом улыбаться».
* Игра «Вежливые слова».
- А, давайте расскажем Мише, какие ещё вежливые слова мы знаем. Поиграем в игру «Вежливые слова».
-Будьте внимательны, вежливые слова не должны повторяться.
(Если слово повторилось, дети хлопают в ладоши).
- Вот видишь, Мишутка, сколько волшебных добрых слов. Одно из них: «Спасибо».
- Когда мы его говорим?
(Ответы детей).
- Давайте послушаем стихотворение.
(Ребёнок читает стихотворение).
Спасибо!
Я «спасибо» говорю,
Я за всё благодарю;
За вкусные оладушки –
Скажу «спасибо» бабушке,
Дедушке – за сказку,
Мамочке – за ласку,
Папочке – за доброту.
Даже нашему коту
Я «спасибо» говорю,
Я кота благодарю
За то, что ловит мышек –
Пронырливых воришек.
- Я вам скажу «спасибо», что вы мне ответите? («Пожалуйста!»)
Это же слово мы говорим, когда обращаемся к кому-то с просьбой.
- Попробуйте сами придумать предложение со словами «спасибо» и «пожалуйста» по картинкам.
* Игровое упражнение
«Придумай предложение».
- А теперь, проверим, какие вы внимательные. Поиграем в игру «Пожалуйста». Вы будете выполнять задания только в том случае, если услышите слово «пожалуйста».
* Игра «Пожалуйста».
- Молодцы, ребята.
Мишутка, запомни второе правило: всегда говори «Большое спасибо!» и «Пожалуйста!» Ведь без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
- Вот посмотрите, какая история произошла с Медвежонком, который не знал волшебных слов.
* Игра – драматизация «Вежливое слово».
- Вот видишь, Мишутка, быть вежливым не только приятно, но и полезно. Наш первый урок в Школе вежливости подходит к концу. Вам, ребята, большое спасибо. Вы сегодня многому научили Мишутку. А с тобой, Миша, мы не прощаемся, а приглашаем на второй урок, где будем говорить о том, как вести себя в гостях.
- А сейчас звенит звонок.
Вот и закончился урок! Рассказы детей
Физминутка
1 минута. На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались
Полотенцем растирались
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям: "Физкульт привет!" Выполнение действий в соответствии со словами
Закрепление
2 минуты. Выразить свое отношение к чему-либо можно и мимикой.
Представьте себе, что вас обидели. Покажите ..мне это. Вы рады, вы торжествуете, покажите мне ваше выражение лица в этой ситуации. Вы испуганы — каким стало ваше лицо?Нарисуйте смайлик. Показ детей
5.Дидактическая игра
2 минуты Дидактическая игра "Наоборот"
Образец:
Я скажу вам: плохо — вы ответите: хорошо.
Я скажу вам: сладко — вы ответите:.... Скучно — .... Холодно — .... Грустный — .... Добрый — .... Жадный — .... Доверчивый — ... .Теплый — .... Бодрый**— .... Грубый — .... Злой — ....
Слова для справок: горько, весело, тепло, веселый, злой, щедрый, подозрительный, холодный, сонный, вежливый, добрый. Что бы вы посоветовали такому человеку? Как бы вы охарактеризовали его? Ответы детей
— Какие слова говорят при встрече, прощании? Как правильно поздороваться? (Нужно посмотреть в глаза, улыбнуться и произнести слова.) Какие? (Ответы детей.) Когда к вам обращаются вежливо, что вы испытываете? (Удовольствие, радость...) Если к вам обратились грубо — что происходит с вами? (Обижаюсь, грущу...)
Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу — Кузнецу, ткачу, врачу — "С добрым утром" — говорю, "Добрый день" кричу я вслед Всем идущим на обед. "Добрый вечер" — так встречаю Всех домой спешащих к чаю.
— Вам понравилось это стихотворение? Почему? Какие еще слова приветствия дня, вечера, утра вы знаете? Ответы детей.
6.Стихотворение
2 минуты. Педагог читает стихотворение С.Я.Маршака:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о мальчике одном:
Его зовут... а, впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
"Спасибо", "Здравствуйте", "Простите"
Произносить он не привык,
Простого слова извините
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: "Добрый день".
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
А в лучшем случае "Здорово"
Он вместо "Здравствуй" говорит,
А вместо слова "до свиданья"
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощанье:
"Ну, я пошел! Пока! Всего!"
Вам случалось слышать такие невежливые слова приветствия? Что можно посоветовать такому мальчику? Слушают
Ответы детей
Итоги
2 минуты. — На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации. Все ребята молодцы! Мы вам всем похлопаем, ножками потопаем, ручками помашем, вместе с вами... что сделаем? (Спляшем.)Мальчики приглашают девочек. Под музыкальное сопровождение дети произвольно танцуют. Ответы детей
Танцуют
Задание детям по рефлексии их деятельности. 1На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации. 2 Выразить свое отношение к чему-либо можно и мимикой.
Представьте себе, что вас обидели. Покажите ..мне это. Вы рады, вы торжествуете, покажите мне ваше выражение лица в этой ситуации. Вы испуганы — каким стало ваше лицо?Нарисуйте смайлик.
Формы контроля и оценки результатов развлечения
.Текущее и итоговое.
Информация о домашнем задании: чтение В.Осеева «Волшебное слово», Э. Мошковская «Вежливое слово», О.Дриз «Добрые слова» и др., анализ произведений(с родителями)
Список использованной литературы
1.Комплексные занятия. //Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Волгоград, 2012.