Урок по литературному чтению И.А.Крылов. Басня Ворона и Лисица
Конспект урока по чтению в 3 классе И.А.Крылов. Басня « Ворона и лисица»
подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «Школа-лицей№2»
г. Белогорска
Иванова Нина Алексеевна
2017г
Цели: познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова, формировать умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Задачи:
развивать художественный вкус учащихся, память, внимание, фантазию;
продолжить работу над формированием навыка правильного беглого чтения, над умением выразительно читать художественные произведения; расширять кругозор;
воспитывать доброе отношение к людям.
Планируемые результаты: Предметные:
научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть; определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками Метапредметные:
познавательные: получат возможность осмыслить понятия наставления, иносказания, нравоучительный комический рассказ; работают с текстом (осмысление структурных особенностей басни; характеристика героев басни; понимание нравоучения); осуществляют поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; делают самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала;
регулятивные: анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценок;
коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе Личностные:получат возможность понять нравственные уроки, которые даёт басня; анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы
Тип урока: освоение нового материала
Оборудование:. компьютер, мультимедийная система.
Материалы для проведения урока.
1. Мультимедийная презентация
2. Оценочные смайлики
Ход урока.
I.Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говори четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку
II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания.
Чтение басни «Зеркало и обезьяна» в лицах(Автор, Мартышка, Мишенька)
(Жюри в составе 3 уч-ся оценивают чтецов по пятибальной системе, выставляя оценки на карточках. Учитывают выразительность, артистичность, умение показать голосом отношение Мартышки к кривлякам-кумушкам и Мишкин совет чёткой, вразумительной интонацией.
2.Вопросы:
-Какие недостатки людей высмеивает автор?
-Какова мораль басни?
-Какое выражение стало « крылатым».
-Когда так говорят?
III Самоопределение темы и целей урока.
-Кого выставлял И.А.Крылов в качестве своих басенных героев в смешном свете?(животных)
-Кого мы легко в них узнаём?(людей)
-Как относился к своим героям И.А. Крылов?
- Сегодня мы продолжим работу над произведениями Крылова
-Отгадайте загадки и вы узнаете главных героев и определите тему и цель нашего урока
Окраской -сероватая, (слайд1)Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая — Известная персона. Кто она? (ВОРОНА)
---------------------------------------
Плутовку эту каждый знает,
Хвост её гордость и краса,
Частенько кур она таскает.
Зовут обманщицу…(ЛИСА)
-Какие лиса и ворона в жизни? -Как вы думаете почему баснописец выбрал именно их?(Ворона доверчивая , тугодум, неповоротливая, простодушная и лиса её может легко обмануть, потому что она хитрая, умная, но коварная)
-Что значит познакомиться с новой басней И.А.Крылова? - Значит узнать что-то новое и важное о себе и людях. (цель)
IV. Физкультминутка.
Мы читали, думали и отвечали,
А теперь все дружно встали.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Влево, вправо повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
Зарядка для глаз
Посмотрите вдаль в окно, а теперь на свои пальчики. Ладошки прикасаются так: левая рука сжата в кулак, а правая прикрывает её сверху. Раскрывайте свои пальчики, как будто бутон раскрывается на заре, теперь сложите пальчики, как вечером закрываются лепестки цветка. Раскройте их и сложите.
V. Работа по теме 1.Словарная работа
-Прежде чем познакомиться с басней нужно рассмотреть незнакомые, трудные слова. Вам было задание: найти в толковом словаре значения следующих трудных, устаревших или непонятных слов:(СЛАЙД 2)
• Твердить – говорить постоянно одно и то же.
• Ежели – если.
• Льстец – хитрый подлиза (хвалит из желания к себе расположить).
• Гнусна – отвратительна.
• Не впрок – не на пользу.
• Сырный дух – запах сыра.
• Пленил – очаровал.
• Плутовка – обманщица.
• Ангельский голосок – нежный.
• Дыханье спёрло – перехватило дух, дышать не может.
• Взгромоздясь – еле взлетела вверх с тяжестью.
• Зоб – место у птицы, где обрабатывается заранее пища.
* Лесть- лицемерное, угодливое восхваление.
2.Знакомство с басней . (Слайд 3- мультфильм)
-Каковы главные герои басни?(Ворона и Лисица)
-Надо сказать ,что наряду с главными героями важное значение занимает объект, на который направлены все усилия и действия обоих персонажей. Это кусочек сыра Не случайно Крыловым описывается сыр. С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ц ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.? Ворона нашла сыр и вместо того чтобы сразу съестьего, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.
– Замените следующие словосочетания подходящими по смыслу.(слайд4)
бог послал – нашёл случайно, без особого труда.
глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;
на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;
вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;
во всё горло – каркнула очень громко;
была такова – исчезла, скрылась;
3.Повторное чтение басни учащимися («жужжащее» чтение, читаем медленно для себя,вникая в смысл)
4.Анализ содержания басни по вопросам. - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?–Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.– Кто слышал какой у Вороны голос?– А что говорила о голосе Вороны Лиса?– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
- Благодаря чему Лиса достигла своей цели?
–В чем же искусство льстеца, то есть Лисицы?
–Кого же осуждает Крылов?
– Какова же главная мысль басни?
– Что бы вы посоветовали Вороне?
– Что бы вы сказали Лисице?
– Чему учит басня?
– Встречались ли вам похожие ситуации?
- Где в этой басне стоит мораль? Как вы думаете почему?
( Как бы заранее предупреждая Ворону не поддаваться на лесть.)
5.Работа в парах.
а)— Обсудите с другом. Как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью; с любовью; с нежностью; с состраданием; с юмором; с восхищением?
б) - Как вы понимаете смысл пословиц, объясните… (слайд 5-пословицы) Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке – медок, а на сердце – ледок.
У лести нет чести.
6.Работа над выразительностю басни
-Каким голосом надо читать слова Лисы(вкрадчивым,нежным елейным,убедительным)
-Какие слова надо выделить голосом для убедительности?
Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую неуклюжую глупую Ворону, а рядом – умную хитрую, лживую плутовку Лису.
7. Сравнение басни Эзопа и Крылова(слайд 6-Эзоп)
-А вы знаете, ребята, что похожая басня «Ворон и Лисица» была написана в 6 веке до н. э. древнегреческим баснописцем Эзопом. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Хотите послушать басню Ззопа и сравнить? Читает подготовленный ученик.
БАСНЯ «ВОРОН И ЛИСИЦА»(слайд 7)
Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:
– Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.
Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
– Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.
– Отличаются ли басни Эзопа от басен Крылова? Чем?
– Правильно, басни Эзопа о тличаются от басен Крылова.
Эзоп пользовался недомолвками, иносказаниями(скрытый смысл) и другими приёмами для сокрытия прямого смысла басен, а Крылов писал языком, понятным даже детям. Мораль басен Крылова ясна.
VI. Рефлексия 1.Составление синквейна про Лисицу.
Лисица
Коварная, лживая
Подбирается, расхваливает, рассказывает
Лисица ложью и обманом выманила у доверчивой Вороны сыр.
Плутовка
2 Оценочные смайлики. На партах смайлики, если вы довольны своей работой на уроке,дорисуйте ему ротик- ….., а если нет, то- …. VII. Подведение итогов урока
–Что сегодня на уроке мы узнали нового и важного о себе и людях.
Домашнее задание
Выучить басню наизусть.
мультфильм
У.Они близки к образам русских народных сказок. Именно сказки явились для поэта той сокровищницей, из которой он черпал характерные черты и признаки для своих героев и это придаёт им национальный русский характер. По этому поводу Н. В. Гоголь писал о Крылове -«звери у него мыслят и поступают слишком по- русски». Давайте вспомним какой выступает в русских народных сказках –Лиса?
Д.Лиса- хитрая. Лукавая, вездесущая кумушка, льстивая, коварная плутовка.
Ворона же изображается – неповоротливой, медлительной, тугоумной, простоватой.
У. В этой басне так же, как и в других, есть трудные слова, устаревшие или непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать.
На доске
Словарная работа (слайд4)
Объяснение лексического значения слов.Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.Гнусный – отвратительный, омерзительный.Не впрок – не на пользуВзгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.Пленить – очаровать, покорить чем – либо.Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.Ангельский (голосок) – нежный, добрый.Царь – птица – главная среди птиц.Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу:
глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;
на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;
вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;
во всё горло – каркнула очень громко;
была такова – исчезла, скрылась;
дыханье спёрло – трудно стало дышать;
бог послал – нашёл случайно, без особого труда.
Бог послал -автор подчёркивает, что ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно. Сыр является с незапамятных времён на Руси редкостью и считался заморским лакомством. Тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.
Взгромоздиться –взобраться и устроиться с трудом на чём – либо, на верху чего- либо.
Пленить- покорить чем- либо, очаровать.
Ангельский голосок- отличающийся кротостью, нежностью, добротой.
Вещуньина голова- от слова вещунья ( предсказательница недоброго)
Царь – птица- лучшая из всех птиц.
Всё не впрок – не на пользу.
Лесть- лицемерное , угодливое восхваление.
« Жужжащее» чтение басни вслух.
5.Закрепление. Работа по содержанию басни.
Послушаем басню ещё раз. Чтение подготовленным учеником.
У. Где заключён главный смысл басни?
Д. В морали.
У. Прочитайте её и объясните , как вы её понимаете .
Д. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна , вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
- Не нужно поддаваться на лесть.
-Нужно не быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.
У.Прочитайте , как Лисица льстила Вороне. Как она обращалась к Вороне? Как называла её?
Что говорила об её красоте? Для чего она это делала?
Какова Ворона в действительности?
Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
Сравните поведение Лисы и Вороны.
6. Подготовка к выразительному чтению.
Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую неуклюжую глупую Ворону, а рядом – умную хитрую, лживую плутовку Лису.
7.Разделить басню и озаглавить каждую часть.
8.Выразительное чтение басни по ролям.
9. Чтение пословиц, объяснение их смысла:
Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке – медок, а на сердце – ледок.
У лести нет чести.
У. Как вы их понимаете, объясните…
10. Итог урока.
Закончить наш урок мне хотелось бы следующим.
Более 200 басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации.
Замечательный русский скульптор Пётр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним , чуть ниже , фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
Почему же народ так высоко чтит память о великом баснописце? Почему около « дедушки Крылова» всегда цветы?
Д. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться.
-Крылов учил мудрости жизни.
-Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.
11. Рефлексия.
Что понравилось на уроке? Что не очень?
Покажите смайликом, какое настроение у вас после нашего урока?
12.Домашнее задание.
Выучить наизусть басню и передать при чтении характер Лисы.
Цели: познакомить учащихся с баснями И.А. Крылова; формировать умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Ворона и Лисица»; карточки (текст речевой разминки, задания).Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение басни.
III. Речевая разминка
Осип орет, Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип. Архип осип.
— Прочитайте медленно. Что это? (Это скороговорка.)
— Прочитаем орфографически (как пишем).
— Прочитаем орфоэпически (как произносим).
— Прочитайте медленно, затем с ускорением.
— Потренируйтесь в скорочтении.
— Что высмеивает народ этой скороговоркой?
Сегодня мы поработаем с еще одной басней И.А. Крылова - «Ворона и Лисица». Разберем ее содержание и смысл, будем учиться читать выразительно.
IV. Работа по теме урока Чтение басни учителем
— Понравилась ли вам басня?
— Что было непонятно?
Лесть — лицемерное, угодливое восхваление.
Льстец — льстивый человек.
Гнусный — внушающий отвращение, омерзительный.
Взгромоздиться — взобраться с усилием на что-то высокое.
Пленил - привлек внимание, привел в восторг.
Вещуньина - принадлежащая вещунье.
Зоб — у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
V. Физкультминутка
Солнце выглянуло рано,
Улыбнись, становись прямо,
Раз — хлопок и два — хлопок!
А теперь присядь, дружок!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа
— Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда говорят о тебе правду.)
— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках лисица чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека.)— Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит; / Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит / И говорит так сладко, чуть дыша...)
— Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.
— Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Читают отрывок.)
— Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?
— Почему эта история случилась с Вороной?
— Как Лисице удалось достичь своей цели?
2. Выразительное чтение басни
— Поработайте в парах.
— Обсудите с другом. Как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью; с любовью; с нежностью; с состраданием; с юмором; с восхищением?
— Приготовьтесь к выразительному чтению басни. (Дается время для подготовки.)
— Прочитайте выразительно, в лицах.
3. Инсценирование басни
— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить Ворону и Лисицу, читая басню.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— В чем сила басни?
— Что высмеивают, обличают басни Крылова?
— Рассмотрите книги с баснями Крылова. Обратите внимание, что в одних случаях художники изображают животных, в других - людей. Почему это возможно? (Это связано с иносказаниями.)
Домашнее задание
Выучить басню наизусть.
Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский. Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».– Что знаете об этих животных?
Словарная работа (слайд4)
Объяснение лексического значения слов.Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.Гнусный – отвратительный, омерзительный.Не впрок – не на пользуВзгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.Пленить – очаровать, покорить чем – либо.Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.Ангельский (голосок) – нежный, добрый.Царь – птица – главная среди птиц.Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу:
глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;
на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;
вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;
во всё горло – каркнула очень громко;
была такова – исчезла, скрылась;
дыханье спёрло – трудно стало дышать;
бог послал – нашёл случайно, без особого труда.
Физкультминутка. Игра «Если нравится тебе»
Ребята поют песню и показывают движения.
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленкой).Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).Если нравится тебе,То и другим ты покажи.Если нравится тебе,То делай всё.
б) Повторное чтение басни учащимися («жужжащее» чтение.)
в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы» [1]
Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?– А что говорила о голосе Вороны Лиса?– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?
д) Работа над моралью басни.
Учитель: – В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?– Чем интересна эта мораль?– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)
IV. Проверка и оценивание ЗУНКовV. Стадия рефлексии: (cлайды 12-13)
а) Составление по желанию синквейна «Ворона» или «Лисица» (групповая работа)
(по щелчку появляется синквейн про Лисицу, а потом про Ворону)
б) Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так… (бланки телеграмм лежат заранее на столах учащихся)
– Было интересно …– Сегодня на уроке я узнал, что …– Я хотел узнать ещё о баснях …– Больше всего мне понравилось …– Новым для меня стало …
Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу:
глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;
на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;
вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;
во всё горло – каркнула очень громко;
была такова – исчезла, скрылась;
дыханье спёрло – трудно стало дышать;
бог послал – нашёл случайно, без особого труда.
Физкультминутка. Игра «Если нравится тебе»
Уроки 37–38. Басни И. А. Крылова (учебник, с. 134–135)
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: способствовать осмыслению нравственных ценностей в баснях И. А. Крылова, освоению основных литературоведческих понятий (наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ); создать условия для обучения работе с текстом басни (выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали); книгой (определение необходимой информации по обложке книги, оглавлением (содержанием) книги; соотношением иллюстрации и содержания книги)
Планируемые результаты
Предметные:
научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть; определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками Метапредметные:
познавательные: осмысливают понятия наставления, иносказания, нравоучительный комический рассказ; работают с текстом (осмысление структурных особенностей басни; характеристика героев басни; понимание нравоучения); осуществляют поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; делают самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала;
регулятивные: анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;
коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) Личностные:
понимают нравственные уроки, которые даёт басня; анализируют причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делают на основе этого выводы
Образовательные ресурсы: портрет И. А. Крылова, книги с баснями, иллюстрации к басням, карточки для работы над текстом
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
1 2 3 4
I. Организация начала урока – На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! Показывают готовность к уроку (наличие учебни- Владеют навы-ками психоло-
Продолжение табл.
1 2 3 4
А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно! ка, рабочей тетради, ластика, пишущих принадлежностей, указки). Приветствуют учителя гической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения
II. Повторение изученного материала – Скажите, творчество какого писателя мы изучали? (Творчество И. А. Крылова.)
– Что он писал? (Он писал басни.)
– Значит, как мы можем назвать И. А. Крылова? (Баснописец.)
– Потому что баснописец – это… (Человек, который пишет басни.) – А что такое басня?
– А вот как отозвался о баснях Крылова персонаж комедии «Горе от ума» известного писателя Грибоедова.
…Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а всё-таки цари.
– Какие басни И. А. Крылова вы знаете?
– Теперь посмотрите на выставку рисунков. Назовите эти басни.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что-то новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе? Расскажите.
– Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Отвечают на вопросы. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение о Крылове (см. ресурсный материал). Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы.
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Использу-
Продолжение табл.
1 2 3 4
– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?
– Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы?
– Мы с вами изучали много басен и говорили о том, что в баснях действуют животные, в которых мы легко узнаём людей, их пороки, поступки Внимательно слушают.
– Чтение его басен обога-щает нас знанием жизни, родного языка ют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли
III. Изучение нового материала.
1. Вводная беседа.
– Послушайте басню древнегреческого писателя Эзопа «Ворон и Лисица». Подумайте, о чём она (см. ресурсный материал).
Проводит обмен впечатлениями.
– Сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И. А. Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще.
Итак, басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, вещи, но под их поведением мы подразумеваем людей, их поступки, их недостатки. Вместе с Крыловым мы смеемся над ними, т. е. смеемся сами над собой. Ведь у всех людей есть недостатки. А И. А. Крылов помогает увидеть их.
– Как вы думаете, легко ли написать басню?
Оказывается, это очень трудно. И. А. Крылов был трудолюбивым человеком. Иногда, чтобы сочинить 20 строк, хороших, таких, чтобы ему понравились, он писал черновых, пробных 200 строк. А всего он создал более 200 басен. Представляете, как много он трудился. Внимательно слушают. Отвечают на вопрос
Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.
2. Словарная работа. Итак, прежде чем мы познакомимся с басней «Ворона и Лисица», нужно рассмотреть незнакомые, трудные слова. Вам было задание: найти в толковом словаре значения следующих слов. Кто скажет, что обозначает каждое слово? Формулируют ответы на поставленные
Продолжение табл.
1 2 3 4
• Твердить – говорить постоянно одно и то же.
• Ежели – если.
• Льстец – хитрый подлиза (хвалит из желания к себе расположить).
• Гнусна – отвратительна.
• Не впрок – не на пользу.
• Бог послал – так раньше говорили о чём-нибудь случайно добытом.
• Сырный дух – запах сыра.
• Пленил – очаровал.
• Плутовка – обманщица.
• Ангельский голосок – нежный.
• Дыханье спёрло – перехватило дух, дышать не может.
• Взгромоздясь – еле взлетела вверх с тяжестью.
• Зоб – место у птицы, где обрабатывается заранее пища.
– Одним из человеческих пороков издавна считается лесть. Как вы понимаете значение этого слова? (Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.) Определяют совместно с учителем толкование незнакомых слов. Работают с толковым словарем.
учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
3. Первичное знакомство с басней.
– Давайте послушаем басню «Ворона и Лисица», которую написал И. А. Крылов, и сравним её с басней Эзопа.
Чтение басни учителем.
Информация для учителя: Ворона и Лисица – главные герои басни, однако наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия обоих персонажей. Это кусочек сыра. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон «добыл кусок мяса», описывается сыр. С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка. Внимательно слушают.
Высказывают своё мнение об услышанном, сравнивают басни, находят сходство и отличия.
4. Словарная работа. – Замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни.
• Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит.
• Подходит тихо, осторожно – на цыпочках подходит.
• Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова. Выполняют задание. Продолжение табл.
1 2 3 4
• Каркнула очень громко – во всё горло.
• Исчезла, скрылась – была такова.
• Трудно стало дышать – дыханье спёрло.
• Нашёл случайно, без особого труда – бог послал.
Употребив выражение бог послал, Крылов подчёркивает, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно и совсем неожиданно для себя, поэтому-то и оправданы все её последующие действия. Вместо того чтобы сразу съесть сыр, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.
Физкультминутка Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя. Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (Встать.)(Прыгать.)(Сказать громко. Выполнить хлопки над головой в ладоши.)(Выполнить повороты туловища влево-вправо.)(Выполнить наклоны туловища влево-вправо.)(Сказать громко. Выполнить хлопки над головой в ладоши.)(Выполнить руками как крыльями.)(Сесть на корточки, руки под щеку – «засыпают».)(Сказать тихо. Выполнить хлопки над головой в ладоши.) 5. Анализ басни. – Понравилась ли басня? Чем именно?
– О ком эта басня?
– На сколько частей разделили весь текст? (На 3 части.)
– Почему?
– О ком (чем) говорится в 1-й части? Зачитайте. Это завязка, то есть начало действия. Отвечают на вопросы.
Аргументиру-ют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Учатся решать про-блему, аргу-
Продолжение табл.
1 2 3 4
– Какие события развиваются во 2-й части?
– Прочитайте.
– Что говорится в 3-й части? (Зачитайте. Это развязка.)
– Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни?
– Докажите, что лесть Лисицы все больше и больше возрастала, а ворона все больше и больше поддавалась льстивой похвале.
– Почему же Лисица так хвалит Ворону?
– Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса?
– Какой вы представляете себе Лисицу, читая эту басню?
– В чем проявилось мастерство Крылова в изображении Лисы в басне?
– Найдите это описание.
– Для какой цели старалась Лиса?
– Удалось ли ей достичь своей цели?
– Так в чем же искусство льстеца, то есть Лисицы?
– Удалось ли ей это сделать?
– Какова же главная мысль басни?
– Так кого же осуждает Крылов?
– Встречались ли вам похожие ситуации?
– Происходили ли они с вами?
– Как вы себя чувствовали? – Разговор Лисы с Вороной.
Выборочно читают строчки басни.
– Льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова.
Зачитывают льстивую речь «Голубушка…».
Хочет ее обмануть.
– «На ель ворона взгромоздясь…».
– Передал не только содержание ее похвальных речей, но и интонацию ее голоса, ее движение.
– Любым путем обмануть.
– Что того, кто любит лесть, легко обмануть льстивыми словами.
– И того, кто льстит, и того, кто любит лесть. ментировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы
Продолжение табл.
1 2 3 4
6. Работа над текстом басни. – Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?
– Какой вывод вы сделаете из этой истории?
– Как слово «вывод» можно произнести иначе?
– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?– Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.
Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному – «ангельскому голоску». Все вы слышали голос вороны – неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает.
– Какими качествами, по-вашему, обладают Ворона и Лисица?
Лиса – хитрая, коварная, плутовка, умная, льстивая, неискренняя.
Ворона – неуклюжая, глупая, растяпа, ротозей, простофиля, тщеславная.
– Как же действуют на Ворону льстивые, ласковые, медоточивые слова Лисы?
– Итак, какими способами Лисице удалось выманить сыр?
– Кому больше всего сочувствует автор?
– Что бы вы посоветовали Вороне?
– Что бы вы сказали Лисице?
– Чему учит басня?
– Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери-актёры говорят и действуют как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя их повадки. Хорошо зная повадки животных, Крылов живо рисует подробности их поведения – – Мораль. Поучение.
Читают строчки басни.
Работают на доске, соединяя прилагательные, характеризующие Лисицу и Ворону.
– Она льстила Вороне.
– Не слушать Лисицу, а есть сыр; оставаться при своем мнении, тогда бы была с сыром.
– Не надо быть льстивой, говорить неправду.
Внимательно слушают, делают вывод: не быть глупыми, не обращать внимания на льстивые слова, необходимо придерживаться своего мнения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Продолжение табл.
1 2 3 4
яркие, выражающие национальные особенности сторон русского характера. Он подбирает меткие слова для характеристики своих героев.
Вывод. Работая над басней И. А. Крылова, мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. И даже сами способы выражения мысли у автора народные. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости. 7. Работа с пословицами – Прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся
с содержанием басни (см. ресурсный материал).
– Перечитайте мораль басни. О чём предупреждает Крылов своих читателей?
(Общая идея басни такова, что одинаково некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам.)
Вывод. Мораль может быть выражена в первых строчках. Слушая и читая басню, можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить. Слушая или читая басню, мы можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Найдите, где в данной басне спрятан вывод. (В начале.)
– Зачитайте его.
– Как вы его понимаете? (Не надо льстить, нужно говорить правду, ложь откроется.)
– Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда говорят о тебе правду.) Внимательно слушают. Выполняют задание.
Отвечают на вопросы, делают вывод
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли
IV. Итог урока. Рефлексия – Что нового вы узнали для себя на уроке, чему научились?
– Отличаются ли басни Эзопа от басен Крылова? Чем?
– Правильно, басни Эзопа отличаются от басен Крылова. Эзоповская речь изобилует иносказаниями и недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого Отвечают на вопросы.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа
Окончание табл.
1 2 3 4
смысла басен, а Крылов писал языком, понятным даже детям. Мораль басен Крылова ясна.
Закончите фразы, оценив работу на уроке:
• Мне понравилось, как рассказывали басню…
• Выразительно читали…
• Хорошо мыслили… V. Домашнее задание Выполнить задание по выбору учащихся:
• чтение басни по ролям; • заучивание басни наизусть;
• инсценировка басни; • создание диафильма к басне Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимают и сохраняют учебную задачу
Ресурсный материал к уроку
СТИХОТВОРЕНИЕ
Кто не слыхал его живого слова?Все знал и видел ум певца пытливый
Кто в жизни с ним не встретился своей?Всего сильней желая одного,
Бессмертные творения КрыловаЧтоб жили жизнью вольной и счастливой
Мы с каждым годом любим все сильней.Народ его и родина его.
БАСНЯ «ВОРОН И ЛИСИЦА»
Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:
– Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.
Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
– Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.
ПОСЛОВИЦЫ
1. Верь своим очам, а не чужим речам.
2. На языке – медок, а на сердце – ледок.
3. У лести нет чести 1. Ворона должна знать, что она некрасива. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы.
2. Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы та каркнула и сыр выпал.
3. Лесть и честь – понятия противоположные. Льстивый – отрицательная черта характера, честный – положительная. Где лесть, там нет честности. Лиса льстила, обманывала Ворону, говорила, что она красива. Где лесть, там хитрость, обман