Урок по физике для 8 класса Электрические явления


Разработка урока по физике в 8 классе по теме: «Электрические явления»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: диалог, объяснение, практическая работа, упражнения, инструктаж,
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, фронтальная, работа с текстом
Цель урока:
- повторить и обобщить знания по теме: «Электрические явления»;
- формирование умений самостоятельно применять знания на практике;
-продолжить формирование у учащихся способности к адекватному самоконтролю;Планируемые результаты:
-в плане личностных УУД- развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности,
-в плане регулятивных УУД - развитие умения принимать и сохранять учебную задачу,учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения,адекватно воспринимать оценку товарищей;
в плане познавательных УУД- развитие умения использовать знаково-символическиесредства (формулы) и схемы для решения задач, осуществлять фиксацию выборочнойинформации об электрических явлениях с помощью инструментов ИКТ;
в плане коммуникативных УУД- развитие умения адекватно использоватькоммуникативные средства для решения коммуникативных задач в группе,контролировать действия партнёров по группе;
метапредметные результаты - овладение навыками самостоятельной постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
-умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать еготочку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- овладение эвристическими методами решения проблем;
Оборудование: вольтметр, амперметр, соединительные провода, резистор, источник
питания, ключ, лимон, картофель, компьютер, проектор
Структура урока.
Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
Подготовка к активной деятельности на основном этапе.
Обобщение, систематизация и самокоррекция знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании.
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
Поставим пред собою цель, чтобы после этого урока легко мог каждый измерять I, и U, рассчитывать работу и мощность электрической лампочки.(лампочка от фонаря и осветительной сети). Чем они отличаются?
Ответы учащихсясформулировать цель научиться определять мощность
и работу тока в лампе
Каждый будет работать в своем темпе, поэтому кому-то удастся сделать меньше, кому-то - больше, но лабораторная работа - обязательна для всех
II. Подготовка к активной деятельности на основном этапе.
Окружающий нас мир полон тайн и загадок. Что может быть интереснее постиженье этих тайн. И что может быть прекраснее человеческого стремления к вершине познания окружающего мира. Но дорога к вершине не легкая, вам предстоит несколько испытаний, преодолевая которые, узнаете, насколько хорошо вы подружились с электричеством.
Ш. Обобщение, систематизация и самокоррекция знаний.
Задание 1 . Найди соответствие (слайд ) Соедини стрелками каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием.
Задание 2. Продолжить предложение(5-6 мин) закончить предложения и вставить
пропущенные слова. Проверка
Вариант 1
Единица электрического сопротивления
Формула закона Ома для участка цепи
Мощность равна отношению работы ко
Закон о тепловом действии тока принадлежит
Как найти общее сопротивление проводников, соединённых параллельно?
Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечногосечения и
Электрическое напряжение измеряют... который включается в цепь
Формула работы электрического тока
Силу тока измеряют
При параллельном соединении сила тока в неразветвленной части цепи равна
Отрицательный ион-этоатом
Вариант 2
Электрическое напряжение измеряется.-.Амперметр включается в цепь
Положительный ион - это атом
Единица силы тока
Формула сопротивления проводника
Одноимённые заряды
В ядре атома находятся
Мощность электрического тока измеряется
Формула закона Джоуля-Ленца
Честь открытия закона о тепловом действии тока принадлежит
Электрическим током называется
Учащиеся меняются листочками и проверяют задание друг у друга (в парах). Ответы выводятся на экран (слайд )Оценки: «5'»- 10-11 правильных ответов.
"4" - 8-9 правильных ответов
"3" - 5-7 правильных ответа. -
"2" – 4 или меньше правильных ответа, (слайд)
Учитель физики: Сегодня жизнь людей невозможно представить без электробытовых
приборов. Современная техника целиком основана на электричестве. И потребление её
постоянно возрастает, (назовите электроприборы)
Наиболее мощными, а значит и потребляющими большее количество электроэнергии,
являются электронагревательные приборы (электроплиты, утюги, водонагреватели,стиральные машины, кондиционеры, СВЧ-печи и т. п.).
Задача 1.Расчет стоимости потребленной электроэнергии.
Пример 1. У Телевизора имеется мощность 75 Вт. Ежедневно он работает в течение 6
часов. Найти работу тока за один месяц (30 дней) и стоимость израсходованной энергии
при тарифе 2,64 рубля за 1 кВт*ч,
Дано:Решение
Р = 75 ВтА = Р*1.
1 = 6ч*30=180ч А = 75 Вт*180 ч - 13500 Вт*ч = 13,5 кВт*ч.
Тариф = 2,64 руб/кВт/ч Стоимость = 2,64 руб/(кВт*ч)*13,5 кВт*ч = 35,64рА - ? Ответ: А = 13,5 кВт*ч, стоимость = 35,64 руб.
Стоимость - ?- Ребята, знаете ли вы, сколько ваша семья тратит на оплату электроэнергии вмесяц?
- Кто из вас умеет подсчитывать стоимость потребленной энергии? (созданиепроблемной ситуации)
Используя показания электросчетчика, можно подсчитать расход электроэнергииза определенный период времени (например, за месяц).
•III. На экране - возможный вариант оформления работы, которым ученики могутвоспользоваться.
Лабораторная работа № 7
•«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Цель работы: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя
амперметр, вольтметр и часы.
Приборы и материалы: источник питания, низковольтная лампа на подставке,
вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, часы с секундной стрелкой.
Рабочие формулы: Р=U А= Р tВыполнение работы
1,Собираю цепь по схеме
2- Измеряю вольтметром напряжение на лампе: U, В
Измеряю амперметром силу тока: I , А
Вычисляю мощность тока в лампе: Р , Вт.
Засекаю время включения и выключения лампы: t = 60 с. По времени ее горения имощности определите работу тока в лампе: А= Дж.
Проверяю, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью,обозначенной на лампе.
Вывод: мощность лампы равна Вт, работа, совершенная током за минуту = Дж. V. Подведение итогов урока:
Рефлексия Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя. Подведём итог урока, закончив его фразой:
Знание законов электричества даёт мне... (пусть каждый из вас продолжитфразу самостоятельно).
Приложение
Техника безопасности при проведении лабораторной работы
Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указанияучителя.
Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем местетаким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить еёсодержание и ход выполнения.
Для предотвращения падения при проведении опытов стеклянную посудузакрепляйте в лапке штатива.
При проведении опытов не допускайте предельных нагрузокизмерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайтеособую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок сзатвердевшим веществом.
следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях.Не прикасайтесь и не наклоняйтесь к вращающимся частям машин.
При сборке экспериментальных установок используйте провода с прочнойизоляцией без видимых повреждений.
При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов,запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией ивыключателями открытого типа.
Источник тока в электрической цепи подключайте в последнюю очередь.Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей,лишённых изоляции. Не производите пересоединение цепей и сменупредохранителей до отключения источника электропитания.
Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснутьсявращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединенийв электроцепях машин до полной остановки якоря или ротора машины
САМОАНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Электрические явления»
Данный урок является уроком обобщения знаний и закрепление практических компетенций, полученных учащимися на предыдущих уроках. Учащиеся были достаточно активны и мотивированы
Основная цель урока: Повторить и обобщить основные положения и законы темы «Электрические явления»
Планируемые результаты:
-в плане личностных УУД- развитие способности к самооценке на основе критериевуспешности учебной деятельности,
-в плане регулятивных УУД- развитие умения принимать и сохранять учебную задачу,учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения,адекватно воспринимать оценку товарищей;
в плане познавательных УУД - развитие умения использовать знаково-символическиесредства (формулы) и схемы для решения задач, осуществлять фиксацию выборочнойинформации об электрических явлениях с помощью инструментов ИКТ;
в плане коммуникативных УУД - развитие умения адекватно использоватькоммуникативные средства для решения коммуникативных задач в группе,контролировать действия партнёров по группе;
метапредметные результаты - овладение навыками самостоятельной постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий:
-умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать еготочку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-овладение эвристическими методами решения проблем;
Оборудование: вольтметр, амперметр, соединительные провода, резистор, источник питания, ключ, лимон, картофель, компьютер, проектор Структура урока.
Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
Подготовка к активной деятельности на основном этапе.
Обобщение, систематизация и самокоррекция знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании.Характеристика класса:
Мотивация и целеполагание. В начале урока было поставлена ситуация, когда учащиеся должны были сами поставить цель урока и то, какие умения должны получить к концу урока.
Структурный аспект самоанализа урока:
В начале урока (Обобщение, систематизация и самокоррекция знаний) проведен контроль усвоения знаний в виде устного опроса: закончи предложение... здесь была проведена
взаимопроверка.
Задача 1.Расчет стоимости потребленной электроэнергии.
На этом этапе у учащихся был выбор рассчитать расход электроэнергии электроприборов В конце урока учащиеся должны были на практике рассчитать мощность лампочки
Функциональный аспект:
Структура урока соответствовала общей цели; задания соответствовали возможностям класса и влияли на конечный результат урока.
Аспект оценки конечного результата урока:
формирование универсальных учебных действий на уроке;
Цели в течении урока были достигнуты: учащиеся показали хорошие знания основных понятий и законов, умение отбирать необходимое оборудование для выполнения практического задания. Ученики показали свою заинтересованность в работе, а так же ее результат. Ученики были активны и вместе с тем дисциплинированы; была открыта возможность диалога с преподавателем.
Учащиеся показали умения работы с приборами.
Устный опрос и выполнение работы показали, что тема учениками изучена хорошо. Поставленные задачи урока полностью реализованы.