Научно-исследовательская работа Первые шаги в науку 
Республиканская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Научно-исследовательская работа
Тема: Что я могу сделать с мусором?
           Проблема утилизации отходов
Автор работы: Очирова Инесса Александровна
Место выполнения работы: п.Юста
                                                 Муниципальное казенное  общеобразовательное          
                                                 учреждение «Юстинская СОШ»
   Руководитель: Бадмаева Елена Ивановна, учитель географии
2013г
Введение
По дороге из школы на улицах нашего села я увидела  разбросанный повсюду мусор и подумала: "Что можно сделать, чтобы на улицах не было столько мусора?" В результате возникла тема исследования "Что я могу сделать с мусором? Проблема утилизации отходов". Я задала  вопрос взрослым и себе: "Куда девать мусор? Что с ним делать? Почему мусор не убирают? А если его и вывозят, то куда? Что происходит с ним в дальнейшем?"
Цель: проследить путь бытовых отходов.
Задачи исследования:
   - Проанализировать утилизацию мусора в разных странах;
   - описать влияние отходов на окружающую среду;
   - доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;
   - предложить свои способы вторичной переработки бытовых отходов.
Объект исследования: экология.
Предмет исследования: бытовые отходы, возможность их вторичного использования и переработки.
Участники исследования: жители села Юста.
Я составила план работы:
1.Изучить литературу по интересующей теме.
2.Провести анкетирование жителей села Юста.
3.Провести сравнительный анализ полученных сведений.
4.      Сравнить результаты исследования со своей гипотезой и сделать 
выводы.
Что у меня получилось из задуманного, я представила в своей работе.
Бытовые отходы загрязняют экологическую обстановку. Попробую предложить, как их можно вторично использовать.
Мною использовались следующие методы исследования: анализ; анкетирование; наблюдение; сравнение; обобщение.
Проблема  отходов
         Раньше вопрос утилизации отходов остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные очистки и тому подобное скармливались или использовались в виде компоста как удобрение почвы для будущего урожая.
       Переселение в города привело к изменению потребительской структуры. Продукцию стали обменивать, а значит, потребовалось ее упаковывать для большего удобства.
        Экологические проблемы городов, особенно крупных, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий и с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.
Пути решения проблемы
       Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый документ, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от населенного пункта. С тех пор мусор сваливали на выделенных площадках (полигонах) в сельской местности. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи и возросшее количество крыс становилось невыносимым. Тогда отдельные свалки были заменены мусорными ямами.
Мусорная индустрия
         Во всем мире отходы рассматривают как потенциальное сырье для будущего продукта - вторичного сырья, как элемент бизнеса. Но без раздельного сбора мусора эффективно решить проблему переработки бытовых отходов невозможно. Для приема и сортировки собранного вторичного сырья необходимы соответствующие предприятия, располагающие сетью пунктов приема.  Теоретически можно утилизировать 90 % отходов (практически 70-75 %), однако при этом мы, так или иначе, создадим кладбища отходов. И, значит, о мусоросжигающем заводе тоже придется задуматься.
Социологическое исследование
Я решили узнать, сколько пластиковой тары выбрасывает каждая семья. Для этого я провела социологическое исследование: попросила жителей села ответить на вопросы анкеты.
Анкета
     Здравствуйте, уважаемый участник опроса! Прошу вас принять участие в нашем исследовании и ответить на вопросы.
1.Состав семьи: ______ человек.
2.Сколько пластиковых бутылок выбрасывает ваша семья в неделю?
2л - … штук;   1,5 л - … штук;   1 л - …штук; 0,5 л - …шт.; 0,33 л - …шт.   3. Сколько пакетов выбрасывает ваша семья в неделю?
   - Обычные пакеты - ….. шт.;   - из-под молока, кефира, майонеза и пр. - ….. шт.; - больших пакетов - ….. шт.
   4. Сколько пластиковых баночек выбрасывает ваша семья в неделю?
   - Из - под йогурта - …..шт.; - из - под сметаны - ….. шт.
   5. Сколько выбрасывает ваша семья пластиковых флаконов из - под шампуней, гелей и других косметических товаров в месяц? …. шт.
   6. Куда вы все это выбрасываете?   
   7. Используете ли вы эту тару вторично? 
   8. Как можно использовать этот пластик? 
   Спасибо за участие в исследовании!
   Результаты опроса меня ошеломили! Я посчитала расход пластиковой тары в месяц, и вот что получилось:  было опрошено 20 семей, в которых проживают 65 человек
  - пластиковых бутылок - 0 шт. объемом 2 л; 104 шт. - объемом 1,5 л; 0 шт.  - объемом 1 л; 0 шт. - объемом 0,5 л; 0 шт. - объемом 0,33л;   - пакетов обычного размера - 168 шт.; из-под молока, кефира - 200 шт.; больших пакетов - 60 шт.
   - пластиковых флаконов из-под шампуней и др. - 30 шт.
Из 20 опрошенных семей на вопрос «куда вы все это выбрасывайте?» «сжигаем» ответили 15 семей, «отвозим на свалку» 5 семей. Вторично используют тару 10 семей. Используют пластик для рассады 2 семьи, для бытовых нужд 4 семьи, для поделок 1 семья.
Что делают с пластиком Количество семей
Сжигают 15 семей
Отвозят на свалку 5 семей
Используют для бытовых нужд 4 семьи
Используют для рассады 2 семьи
Используют для поделок 1 семья
75% семей сжигают пластик, чего делать нельзя. У меня возникла мысль, что я должна провести просветительскую работу о вреде продуктов горения пластика на здоровье людей и окружающую среду…(вставить из нета)
Я планирую выступить на общешкольном родительском собрании с информацией о вреде продуктов горения на здоровье людей и окружающую среду. Продемонстрировать родителям (вставить, искать)
Меня всегда волновал вопрос: как и где можно использовать пластик? Этот вид деятельности меня увлек. Из подсчитанного пластика можно изготовить:
   - вазы для цветов:
   - лейки;
   - стаканы для карандашей:
   - стаканчики для канцелярской мелочи;
   - поддоны для цветочных горшков;
   - горшки для рассады. 
Поделки
 Прочитав научную литературу, я выяснила, что в мире взрослых существуют другие пути выхода из этой проблемы:
   - реконструировать мусороперерабатывающие заводы;
   - создать новые экологически безопасные полигоны;
   - обновить мусороперерабатывающую промышленность.