Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для педагогов
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.
Творчество (креативность) активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Очень важна организация условий, средств, благотворно влияющих на развитие творчества.
По мнению ряда современных психологов, лучшими периодами для развития творчества является дошкольный возраст. Поэтому развитию творчества уделяется много внимания во всех видах деятельности дошкольника. Общеизвестно, что художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку такие занятия способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Сегодня я хотела бы с вами поговорить необычных, а о творческих занятиях, которые мы проводим с детьми. На нашем примере вы можете организовать такую деятельность дома, в вовремя досуга. И поверьте, что это принесет огромные плоды. Этот процесс не только увлекает детей, но и взрослых.
Итак, нетрадиционные виды рисования. Что это?
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования, соответствуют методике «свободных ассоциаций», нестандартные подходы вызывают у детей желание рисовать.
Ведь не секрет, что навыки графические у детей разные, да и темпераменты тоже. Некоторые очень огорчаются, если их рисунок не соответствует образцу или работе других детей. Отсюда отказ, иногда отказ от рисования вообще.
Чтобы этого не происходило мы стали использовать нетрадиционные техники изображения, что позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие повышает интерес к изобразительной деятельности в целом.
Свою работу в этом направлении мы начали с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой. (Демонстрация детских работ). В старших группах эти техники становятся более сложными, более разнообразным становиться материал (это и восковые мелки, гуашь, листья с деревьев, различные трафареты, тушь, работы по выдуванию, с трубочкой, с нитью, жесткие кисти, соль, кофе и др.Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то новое, свое, необычное.
Нетрадиционное рисование как психотерапевтическое средство, полезно закомплексованым детям, оно помогает увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительность цвета, научиться видеть мир в цвете.
Как и всякая работа начинается постепенно: «от простого к сложному».
Оттиск поролономМатериалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
415290-434340
Оттиск пенопластомМатериалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получился другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск печатками из ластикаМатериалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета из размера, печатки из ластика (их можно изготовить самим, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Оттиск смятой бумагойМатериалы: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
-680085689610Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу, чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисть.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается назакрашенным.
Свеча + акварельМатериалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок
свечой остается белым.
76835-428625Печать по трафарету-2406654598670Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на белую бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампоны и трафарет.
Монотипия предметнаяМатериалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбирают симметричные). После рисования каждой стаи предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам, для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычнаяМатериалы: бумага, тушь либо разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листком и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрепить). Далее верхний лист сжимается, изображение рассматривается: определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой-12090405733415Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимая, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
НабрызгМатериалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 × 5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев-5670557270115Материалы: бумага, листья разны деревья (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок . Черенки у листьев можно дорисовать кистью.
Акварельные мелкиМатериалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребенка. А нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии ребенка, в формировании его личности; формировании уверенности в себе, в своих способностях, что является необходимым в дальнейшем обучении в школе.
-1841505020310