Сценарий праздника к Дню защитника Отечества «Тяжело в ученье – легко в бою!»
Автор: Исаева Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Хованщинская СОШ», Рузаевского района, Республики Мордовия
Познавательная игра: «Тяжело в ученье – легко в бою!»
(Сценарий ко Дню защитника Отечества).
Оформление: плакаты, песни и музыка военных лет.
Плакат: «Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать».
(М.А.Шолохов)
Ведущий 1: Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя не может. Это святое дело для тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли. Юноше важно постоянно помнить о том, что среди профессий есть такая, которой он должен овладеть обязательно. Это профессия защитника Отечества.
Ведущий 2: И вот сегодня, ребята, мы собрались, чтобы и пошутить, и всерьез поговорить об армии. Предлагаем вам, будущим защитникам Отечества познавательную игру «Тяжело в ученье – легко в бою!». Вспомните, что вы читали и слышали о воинах и приготовьтесь к мирному сражению!
(Звучит музыка, игроки делятся на две команды и готовят приветствия).
Ведущий 1:Сейчас команды представятся и поприветствуют друг друга. Это и будет первый конкурс, который называется «Здравия желаю!» У команд есть шанс заработать по 5 очков.
(Команды выступают с приветствиями)
Ведущий 2: А теперь разминка, то есть «Разведка», потому что именно с нее начинается всякая боевая операция. Вы услышите начало известного высказывания, постарайтесь продолжить его(2 балла) и вспомнить его автора (3балла).
Разведчики, вперед!
«Кто с мечом к нам придет…» (от меча и погибнет! А.Невский, узнав, что на Русь наступают враги).2. «Пришел, увидел… (победил ) Так Юлий Цезарь известил римских патрициев о своей быстрой победе над понтийским царем Фарнаком )
Ведущий 1. Следующий конкурс «Шифровка». Вам предстоит объяснить значение крылатых выражений. За каждую правильную расшифровку – 3балла.
«Огнем и мечом» (Выражение указывает на древний способ излечивать раны: зараженное место вырезали ножом и прижигали).
«Пушечное мясо» (Эти слова, характеризующие циничное отношение к ценности человеческой жизни вообще. Употребляется, главным образом, в значении: солдатская масса, посылаемая на убой эксплуататорской властью. В литературе выражение появилось в рассуждениях князя Андрея («Война и мир»).
«Рыцарь без страха и упрека» (Употребляется как характеристика мужественного и высоконравственного человека).
«Рыцарь на час» (Характеристика слабовольного человека, склонного к благородным порывам, но не способного воплотить свои благие намерения).
Ведущий 2: Меткое, живое слово, образное высказывание и сейчас не потеряло силы и выразительности. Вот послушайте: «Стой, не шатайся, ходи, не спотыкайся, говори, не заикайся, ври, не завирайся!»По-вашему мнению, к кому обращены эти слова? (К солдату).
Ведущий 1.А догадайтесь, оком так говорят: «Пьяница во флоте, щеголь в пехоте, умница в артиллерии, дурак в кавалерии (О командире).
Ведущий 2: А теперь мысленно перенеситесь в далекие времена. Постарайтесь выполнить задания конкурса «Говори, не заикайся!»
Каждой команде достанется по 4 вопроса. За хороший ответ – 3балла. Помните, что ценится ответ точный и оригинальный.
1. «У солдата на все ответ есть». Какой? (Есть!)
2. «Солдату отец – командир, мать - …». Кто или что? (Служба)
3. «От лямки выслужиться» - Что это значит? (От нижнего чина).
4. «Солдат – отрезанный ломоть». От чего? (От дома, от семьи).
5. «Обжорная команда идет!». Что за команда? (Войско).
6. «Солдатская жена – ружье, солдатский братец - …» Что или кто? (Ранец)
7.Что кричит конница, обгоняя пехоту? (Не пылить, пехота!)
8. «Наши жены – ружья …» (Заряжены).
Ведущий 1: Помните, как сердился Суворов, если солдат не мог быстро, находчиво ответить на вопрос командира: «Проклятая немогузнайка – худший враг!» Поэтому объявляется конкурс «Могу знать!»
Ведущий 2: Попробуйте отгадать несколько старинных военных загадок. За каждую отгадку – 3балла.
1.Летела тетеря, вечеров – не теперя; в лебеду – и теперь не найду. (Пуля)
2.Птичка – невеличка по полю катится, никого не боится. (Пуля)
3.Летит орел, во рту огонь, по конец хвоста - человечья смерть. (Ружье)
4.В печурке три чурки, три гуся, три утки, три яблока. (Ружейный заряд)
5.Дудка – дуда, на дудке дыра: дуда затрещит – собака бежит. (Ружье, выстрел)
6. Летела сова из красна села, села сова на четыре столба. (Выстрел картечью)
Ведущий 1:Следующий конкурс «Глазомер».
Предлагаю вспомнить вам старые меры длины. Задание: соединить карточки.
Дюйм2,54см
Миля7,468км
Сажень2,1336м
Фут0,3048м
1.Сколько футов в одной сажени? (7футов)
2.Сколько дюймов в одном футе? (12 дюймов)
Ведущий 2:Снова обращаемся к народной мудрости: «Дурак любит красно, солдат любит ясно»,- гласит пословица. То есть, глупому нравится витиеватая, пространная, украшенная речь, а солдату краткая и ясная. Начинаем конкурс «Солдат любит ясно».
Ведущий 1: Вы получаете карточки, на которых написаны вторые половинки пословиц и поговорок. Начало пословиц буду говорить я, а вам предстоит найти и зачитать с карточки ее окончание.
1.Синица не птица, прапорщик… (не офицер).
2.Где коза прошла – там…(и солдат пройдет).
3.Где ясно, там…(солдату место).
4.Солдат шилом бреется,…(лыком греется).
5.Сам в сапогах, а…(след босиком).
6.Пуля дура…(штык молодец).
7.Ружье да ранец не тяга,…(а крылья).
8.Солдат умирает в поле,…(матрос – в море).
9.Солдат ла малых ребят…(бог бережет).
10.Легко про войну слушать, да…(тяжело видеть).
Ведущий 2: Последний конкурс: «Быстрота и натиск»
Каждой команде будут предложены вопросы, на которые нужно ответить быстро.
Вопросы 1-й команде:
1.Какое животное служило верховой лошадью в шведской армии 15века, а затем курьером и полицейским? (Лось).
2.Какая птица на Руси с незапамятных времен стала символом отваги и удали (Сокол).
3.Какого цвета был первый военно-морской флаг в России? (красно-бело-синего)
4.Как нужно выполнять приказ командира? (Беспрекословно, точно, в срок).
Вопросы 2-й команде:
1.Каких экзотических животных Петр 1 успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (Верблюдов).
2.Какая птица может работать почтальоном? (Голубь).
3.Может ли воин видеть в абсолютной темноте? (При помощи радиолокации или приборов ночного видения).
4.Кто, создав регулярную русскую армию, впервые одел ее в единообразное обмундирование? (Петр 1).
Ведущий 1: Орлы! Чудо – богатыри! Настало время подвести итоги игры. Победителям – эрудитам – честь и слава!
Награждение победителей игры. В их честь звучит военная песня).