Элективный курс Путешествие в электронику на базе электронного конструктора Знаток
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)
СОГЛАСОВАНО
ПМК (для школМО)_________________
Протокол № __1_ от «31___»_08______2016___г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалихина
__________________В.Л. Поляков
«___»_____________________2016__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭЛЕКТРОНИКУ»
ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Направленность программы:
техническая
Возраст обучающихся: 13-16 лет
Срок реализации программы: 36 часов
Автор-составитель программы:
Плотникова Ирина Анатольенва,
Преподаватель физики и математики
Москва
2016пояснительная записка
(Общая характеристика программы)
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для развития личности учащихся , формирование осознанного отношения к процессу познания, создание условий для позитивного общения учащихся
Задачи программы:
задачи в обучении:
изучение основных законов физики; понимание принципов работы электронных устройств; моделирование ряда электронных устройств.
задачи в развитии:
создание условий для индивидуального развития учащегося в рамках изучения курса «Электроника»; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей учащегося в рамках изучения курса «Электроника»; формирование познавательного интереса; развитие внимания, памяти, мышления;
задачи в воспитании:
1. развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества учащегося в рамках изучения курса «Введение в электронику»
Отличительные особенности (новизна) программы
Электроника окружает нас везде: это и современные автомобили, и компьютеры, и фотоаппараты, и мобильные телефоны – список будет очень длинным. Но каким бы сложным не было бы устройство, оно всегда состоит из очень простых компонентов. Наша цель рассказать подростку об электронике, её возможностях, показать, как работают электронные устройства и дать возможность своими руками собрать такое устройство и разобраться, как оно работает.
Категория обучающихся по программе: возраст учащихся 13-16 лет (дополнительно могут быть указаны социальные или психо-физиологические особенности учащихся)
Срок реализации программы: общая продолжительность образовательного процесса 10 месяцев, количество учебных часов 36
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– очная
– групповая
Режим занятий:
на 1-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (время занятий включает 85 мин. учебного времени и обязательный 5-минутный перерыв);
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
1 год обучения
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
– Освоение основных понятий и законов раздела физики «Электродинамика»
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
– Овладение навыками анализа, сборки и создания электрических схем простых электронных устройств
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и режим контроля:
– входной контроль (1-ое занятие, беседа);
– текущий контроль (в виде собранных схем и отчетов по данной работе);
Формы подведения итогов реализации программы: предоставление обобщенного отчета об усвоении данной программы учащимися, выполнение проверочного задания в соответствии с предложенной инструкцией
(формы публичной презентации образовательных результатов программы).
Учебный план
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
Названия разделов
Количество часов
Формы аттестации / контроля
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Основные элементы электрической цепи
8
4
4
Решение индивидуальных заданий
3
Виды электрических цепей. Измерение основных характеристик электрической цепи.
8
4
4
4
Типы проводимости. Проводники и диэлектрики.
Полупроводники
6
3
3
5
Электромагнитные явления. Использование электромагнитных явлений при создании электронных устройств
10
5
5
6
Применение электронных устройств. Электроника в автомобиле.
2
1
1
Итого:
36
16
20
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 18 учебных недель (если срок реализации программы указан по годам обучения);
– одну учебную группу.
Примерный календарно-тематический план
II. Содержание календарно-тематического плана
№№ занятия
Наименование разделов, , тем
Количество часов
Вид занятий
Материально-техническое обеспечение занятия,
1
2
3
4
5
I
Введение. Правила безопасности.
2
Лекция- беседа
Конструктор, раздаточный материал
I I
Основные элементы электрической цепи
6
2.1
Обозначение электрических схем.
Лекция 1 час
Практическая работа Сборка простейшей электрической цепи по образцу. 1 час
2.2
Источники питания. Батарейки и аккумуляторы
Лекция 1 час Практическая работа Виды маркировки элементов питания. Обозначение элементов питания в цепи. Соединение элементов питания в схемах.
Конструктор, раздаточный материал
2.3
Типы проводников.
Переключатели.
Лекция 1 час Практическая работа Обозначение коммутаторов в цепи. Сенсорный дверной замок.
Конструктор, раздаточный материал
2.4
Источники света.
Лекция 1 час
Практическая работа 1 час
Способы маркировки источников света. Обозначение источников света в цепи. Основные схемы включения.
Конструктор, раздаточный материал
I I I
Виды электрических цепей. Измерение основных характеристик электрической цепи.
8
3.1
Основные параметры цепи. Закон Ома.
Лекция 1 час Практическая работа
Измерение параметров электрической цепи с помощью тестера
Конструктор, раздаточный материал
3.2
Резисторы и реостаты.
Лекция 1 час Практическая работа
Обозначение резисторов в цепи. Ограничение силы тока в цепи с помощью резистора.
Конструктор, раздаточный материал
3.3
Последовательное соединение проводников
Лекция 1 час Практическая работа
Обозначение видов соединения в электрической цепи. Последовательное включение электрических ламп.
Конструктор, раздаточный материал
3.4
Параллельное соединение проводников
Лекция 1 час Практическая работа Обозначение видов соединения в электрической цепи. Параллельное включение электрических ламп.
Конструктор, раздаточный материал
IV
Типы проводимости. Проводники и диэлектрики.
Полупроводники
8
4.1
Проводники и диэлектрики.
Лекция 1 час Практическая работа Тестеры электропроводимости.
Конструктор, раздаточный материал
4.2
Конденсаторы
Лекция 1 час Практическая работа Зарядка и разрядка конденсатора. Энергия конденсатора
Конструктор, раздаточный материал
4.3
Диоды. Светодиоды
Лекция 1 час Практическая работа
Основные схемы включения диодов. Проверка проводимости диода
Конструктор, раздаточный материал
V
Электромагнитные явления. Использование электромагнитных явлений при создании электронных устройств
10
5.1
Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор
Лекция 1 час Практическая работа
Изучение явления электромагнитной индукции
Конструктор, раздаточный материал
5.2
Электродвигатель
Лекция 1 час Практическая работа Обозначение электродвигателя в электрических цепях. Изменение скорости вращения электродвигателя. Потребление тока электродвигателем.
Конструктор, раздаточный материал
5.3
Катушка индуктивности
Лекция 1 час Практическая работа Исследование магнитного свойства тока. Сборка электромагнита.
Конструктор, раздаточный материал
5.4
Громкоговоритель
Лекция 1 час Практическая работа Обозначение громкоговорителя в электрической цепи. Проверка работоспособности громкоговорителя. Воспроизведение различных звуков.
Конструктор, раздаточный материал
5.5
Микрофон
Лекция 1 час Практическая работа,°. Обозначение микрофона в электрических сетях. проверка работоспособности микрофона. Управление электрической цепью с помощью микрофона
Конструктор, раздаточный материал
VI
Применение электронных устройств. Электроника в автомобиле.
2
Лекция 1 час Практическая работа Принцип работы охранной сигнализации.
Конструктор, раздаточный материал
Содержание программы
(Содержание учебно-тематического плана)
1 год обучения
1 раздел. Вводное занятие
Теория:
Основы техники безопасности при работе с электронными приборами. Правила сборки электрических цепей.
Практика: Знакомство с конструктором
2 раздел. Основные элементы электрической цепи
Тема 2.1. Обозначение элементов электрических схем.
Теория: Основные элементы электрической цепи. Обозначения электрических приборов и устройств на схеме.
Практика: Сборка электрической цепи по образцу.
Тема 2.2. Источники питания. Батарейки и аккумуляторы
Теория: Исторические сведения. Виды элементов питания. Физические основы работы батареек и аккумуляторов. Правила использования, хранения и утилизации источников питания.
Практика: Виды маркировки элементов питания. Обозначение элементов питания в цепи. Соединение элементов питания в схемах.
Тема 2.3. Переключатели.
Теория: Исторические сведения. Способы управления электрической цепью. Виды коммутаторов. Физические основы работы современных устройств для управления электрической цепью.
Практика: Обозначение коммутаторов в цепи. Сенсорный дверной замок.
Тема 2.4. Источники света.
Теория: Исторические сведения. Лампы накаливания. Светодиоды. Виды источников света. Энергосберегающие лампы. Физические основы работы современных источников света. Правила обращения с различными источниками света.
Практика: Способы маркировки источников света. Обозначение источников света в цепи. Основные схемы включения.
3 раздел. Виды электрических цепей. Измерение основных характеристик электрической цепи.
Тема 3.1. Основные параметры цепи. Закон Ома.
Теория: Основные параметры цепи. Закон Ома.
Практика: Измерение параметров электрической цепи с помощью тестера
Тема 3.2. Резисторы и реостаты.
Теория: Основные виды и характеристики резисторов. Способы маркировки. Виды резисторов. Историческая справка.
Практика: Обозначение резисторов в цепи. Ограничение силы тока в цепи с помощью резистора.
Тема 3.3. Последовательное соединение проводников
Теория: Законы последовательного соединения. Особенности последовательного соединения и примеры использования.
Практика: Обозначение видов соединения в электрической цепи. Последовательное включение электрических ламп.
Тема 3.4. Параллельное соединение проводников
Теория: Законы параллельного соединения. Особенности параллельного соединения и примеры использования. Смешанные электрические цепи.
Практика: Обозначение видов соединения в электрической цепи. Параллельное включение электрических ламп.
4 раздел. Типы проводимости. Проводники и диэлектрики.
Полупроводники
Тема 4.1. Проводники и диэлектрики.
Теория: Проводники. Диэлектрики. Проводники и диэлектрики в электрическом поле
Практика: Тестеры электропроводимости
Тема 4.2. Конденсаторы.
Теория: Устройство конденсаторов. Виды конденсаторов. Применение конденсаторов для решения практических задач.
Практика: Зарядка и разрядка конденсатора. Энергия конденсатора
Тема 4.3. Диоды. Светодиоды
Теория: Устройство диодов. Применение диодов и светодиодов для решения практических задач.
Практика: Основные схемы включения диодов. Проверка проводимости диода
5 раздел. Электромагнитные явления. Использование электромагнитных явлений при создании электронных устройств
Тема 5.1. Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор
Теория: Открытие явления электромагнитной индукции.
Практика: Изучение явления электромагнитной индукции
Тема 5.2. Электродвигатель
Теория: Исторические сведения. Устройство и принцип работы электродвигателя. Применение электродвигателя.
Практика: Обозначение электродвигателя в электрических цепях. Изменение скорости вращения электродвигателя. Потребление тока электродвигателем.
Тема 5.3. Катушка индуктивности
Теория: Устройство катушки индуктивности. Явление электромагнитной индукции. Исторические сведения. Электромагнит. Применение электромагнита.
Практика: Исследование магнитного свойства тока. Сборка электромагнита.
Тема 5.4. Громкоговоритель
Теория: Электродинамические и пьезоэлектрические громкоговорители. Устройство и принцип работы громкоговорителей. Применение громкоговорителей.
Практика: Обозначение громкоговорителя в электрической цепи. Проверка работоспособности громкоговорителя. Воспроизведение различных звуков.
Тема 5.5. Микрофон
Теория: Устройство и принцип работы микрофона. Виды микрофонов. Применение микрофонов.
Практика: Обозначение микрофона в электрических сетях. проверка работоспособности микрофона. Управление электрической цепью с помощью микрофона
6 раздел. Применение электронных устройств. Электроника в автомобиле.
Теория:
Практика:
организационно-методические условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Название учебного раздела (учебной темы)
Название и форма методического материала
Все разделы
Раздаточный материал: методические указания к выполнению практически
Методические особенности реализации программы
(или Механизм реализации программы)
Учебная деятельность
Педагогическое обоснование содержания программы: формирование познавательного интереса; изучение основных законов физики; понимание принципов работы электронных устройств;
Методы обучения: беседа, фронтальные исследовательские работы
Методики / технологии обучения: моделирование физических процессов, применение видеоматериалов, экспериментальные задания
Формы учебной работы: групповая и индивидуальная
Воспитывающая деятельность
Содержательные направления воспитательной работы: развитие социальных навыков
Методы воспитания: беседа,
Методики / технологии воспитания: культивирования настроения доброжелательности; снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;
Формы воспитательной работы: индивидуальные
Развивающая деятельность
Содержательные направления развивающей деятельности: развитие умений анализа и синтеза, развитие внимания, памяти, когнитивных способностей; формированию коммуникативных навыков; развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов.
Методики / технологии развития: Применение видеоматериалов, решение экспериментальных задач, создание технологических карт деятельности.
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса
Требования к мебели: стандартные
Требования к оборудованию учебного процесса :электронные конструкторы
Требования к оснащению учебного процесса: наличие компьютера, проектора
Список литературы
Список использованной литературы:
Чарльз Платт "Электроника для начинающих" БХВ-Петербург, 2012 год, 480 стр
Список литературы для педагога:
Чарльз Платт "Электроника для начинающих" БХВ-Петербург, 2012 год, 480 стр
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
Чарльз Платт "Электроника для начинающих" БХВ-Петербург, 2012 год, 480 стр
Интернет-сайты:
http://cxem.net/beginner/beginner.php
Данный пункт программы может быть оформлен в разделе «Организационно-методические условия реализации программы» или как Приложение к программе
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
15