Конспект урока на тему решение задач
Тема. Решение задач
Цель:
Закреплять умение решать составные задачи. Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивать умение рассуждать, мыслить.
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, учить беречь и укреплять свое здоровье.
Оборудование:
учебник Н.Б. Истомина «Математика», 3 класс, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 г.;
рабочая тетрадь, Н.Б. Истомина «Математика», 4 класс, ч.1, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 гг.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.Все зашли спокойно в класс.Встали все у парт красиво,Поздоровались учтиво.Тихо сели, спинки прямо.Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья. (Все легонечко вздохнем, наш урок сейчас начнем)
II. Проверка дом. задания (с. 63 з. 191).
– Откройте учебник на стр. 63 и прочитайте условие задачи.
– Какая из двух схем соответствует условию задачи, почему? («Правильную» схему открыть на доске.)
Рисунок 1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Сколько действий получилось при решении задачи?– Что узнали в первом действии?– Что узнали во втором действии?– В третьем действии?– Как записали ответ, прочитайте?– Кто решил правильно задачу поставьте на полях 1 очко.
Постановка цели.
Чтобы узнать тему нашего урока, вам предстоит отгадать ребусы. Отгадав ребус, откроется буква.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Открывается слово «задача».)
– Правильно, сегодняшний урок мы посвятим решению задач.
– На уроке мы будем не только решать задачи, но и говорить о здоровом образе жизни. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? (Ответы детей.)
Девиз нашего урока:
Путь к здоровью лежит через зарядку,Делайте с нами все по порядку.Плаванье, бег, скакалка, батутЗдоровье и силу всем нам дадут!
III Устный счет.
Это ни для кого не новинка,Перед стартом нужна «Разминка». Внимание, внимание! Начнем соревнование.
(Запись ответов в тетради в строку.)
1. У взрослого человека 6 л крови, а у ребенка в 2 раза меньше. Сколько литров крови у ребенка? (6:2=3л)
2. Аптека продала 8 упаковок ваты, а бинтов в 9 раз больше. Сколько бинтов продала аптека? (8Х9=72б.)
3. Во время футбольного матча игроки команды «Зенит» забили в ворота команды «Спартак» 8 мячей, а футболисты «Спартака» забили в ворота противника только 2 мяча. Во сколько раз больше мячей забили в ворота противника футболисты из команды «Зенит», чем игроки из футбольного клуба «Спартак»? (8 : 2 =4р.)
4. Альпинисты поднимались в гору 12 ч., а спускались на 7 часов меньше. Сколько часов альпинисты спускались с горы? (12-7=5)
5. За все лето мальчики провели 42 игры в баскетбол, а девочки – 6 игр. Во сколько раз меньше сыграли в баскетбол девочки, чем мальчики? (42:6=7р.)
Проверка:
Карточки с числами ответов на доску: 3, 72, 4, 6, 7
– Кто допустил ошибку?– Какая по счету задача решена неправильно?– Поможем разобраться.– Кто безошибочно выполнил задание, поставьте на полях 5 очков (5).
IV. Работа над темой урока.
Решение задач.
– Русский народ всегда уделял своему здоровью большое внимание. В устном народном творчестве много пословиц:– Здоров будешь – все добудешь.– Здоровьем слаб, так и духом не герой.– Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Придумывал подвижные игры, которые развивают ловкость, быстроту движений. Даже обычные прыжки со скакалкой.
Задача 1:
– Хочу предложить вам задачу, условие которой мне подсказало стих А. Барто "Веревочка" :
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
Это с нашего двора Чемпионы, мастера. Носят прыгалки в кармане, Скачут с самого утра. Во дворе и на бульвареИ на каждом тротуареУ прохожих на виду, И с разбега, на месте,И двумя ногамивместе:
Примерный вариант задачи:
Во время тренировочных упражнений в прыжках со скакалкой ребята выполнили с разбега 20 прыжков, прыжков на месте в 3 раза больше, а на двух ногах на 13 прыжков меньше. Сколько прыжков на двух ногах сделали ребята??
С разбега – 20 прыжков.
На месте – ? в 3раза больше.
На двух ногах – ? на 13 прыжков меньше, чем на месте.
Сколько прыжков на двух ногах сделали ребята?
Работа в парах
– Выберите схему, соответствующую условию задачи.– Объясните свой выбор
Рисунок 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Решите эту задачу удобным для вас способом.
– Поднимите руку те, кто может решить задачу самостоятельно?– Поднимите руку те, кому необходима моя помощь? (пригласить детей к доске, чтобы составить план решения задачи:
1)
· х
· =
· (пр.)
2)
· –
· =
· (пр.))
Проверка.
Пригласить для проверки записать и объяснить задачу по действиям.
Пригласить для проверки записать задачу выражением.
– Какой еще можно поставить вопрос к условию задачи?
(Сколько всего прыжков на скакалке выполнили дети?На сколько больше / меньше прыжков сделали дети на двух ногах, чем с разбега?)
– Кто решил правильно задачу поставьте на полях 2 очка
– Как мы следим за здоровьем в учебном процессе?
1) делаем по утрам зарядку;Зарядка каждому нужна2) посещаем уроки физкультуры;3) посещение бассейна;
Физкультминутка.
Чтоб успешно развиваться, Нужно спортом заниматься. От занятий физкультурой Будет стройная фигура.Нам полезно, без сомненья, Все, что связано с движеньем. Вот, поэтому, ребятки, Будем делать мы зарядку. Будем вместе мы играть,Бегать, прыгать и скакать.
«Плавание» – очень распространенный вид спорта в нашем поселке, укрепляет мышцы всего тела, развивает выносливость, быстроту.
– Попробуйте по предложенной схеме составить условие задачи про плавание, сформулировать вопрос к ней и решить:
Задача.
Рисунок 3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Пример:
В плавательном бассейне в группе здоровья занимались 20 человек. Из них 6 студентов, школьников начальных классов в 2 раза меньше, остальные – школьники старших классов. Сколько школьников старших классов занималось в группе здоровья?
Решение:
I способ:6:2 = 3(ч.)-школьн. мл. кл. 6 + 3 = 9(ч.) – студентов и шк.мл.кл.20 – 9 = 11(ч.) – школьн. ст. кл.
20 – (6 + 6:2) = 11(ч.)
II способ:6:2 = 3(ч.)20 – 6 = 14(ч.)14 – 3 = 11(ч.)
20 – 6 – 6:2 = 11(ч.)
Проверка.
– Кто правильно решил задачу, поставьте на полях тетради 3 очка.
Логическая задача. (Запись на доске.)
В соревнованиях по бегу Валера, Гриша и Сережа заняли три первых места.
Обозначьте римскими цифрами I, II, III, какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье, а Сережа – не третье место.
Валера – ?
(III)
Гриша – ?
(I)
Сережа – ?
(II)
Проверка:
(По мере определения места каждого из ребят открывать римскую цифру.)
– Кто правильно решил задачу, поставьте на полях тетради 1 очко
Подведение итогов.
– Посчитайте общее количество своих очков. – У кого 12 очков, поставьте себе отметку «5».– У кого 10 очков, поставьте себе отметку «4».– Все ваши работы я проверю и оценю, поставлю отметку.
Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.
Одному мудрецу задали вопрос: "Что для человека важнее – богатство или слава?" Он ответил: "Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля". Прислушайтесь к словам мудреца и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
– Вспомним, под каким девизом мы с вами работали.– На доске я разместила «Пьедестал настроения». – Поднимите руки, кто на уроке: испытывал(а) трудности.
– Кому:
пришлось задуматься
интересно, комфортно
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]