Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».
Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».Автор: Бирюкова С.В.Учитель биологии МБОУ лицей № 87 имени Л.И.НовиковойМосковского района г. Нижнего Новгорода2013 год13.03.20131
Педагогическая идея:Государственные образовательные инициативы в качестве приоритетной задачи выдвигают духовно-нравственное воспитание ответственного и инициативного российского гражданина. Созданное в нашем лицее со-бытийное пространство позволяет эффективно решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей цифровой эры.Исследовательский подход в обучении биологии дает возможность самостоятельного поиска решения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-ориентированное обучение определяет сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении их образовательных целей. 13.03.20132
Причины выбора инновационной технологии:• В исследовательской деятельности применяется дифференцированный подход к учащимся. • Исследовательский подход в обучении обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность, развитие творческой деятельности. • Овладев навыками исследования на уроках, учащиеся с высоким уровнем развития выполняют конкурсные работы исследовательского характера, которые затем проходят экспертизу на муниципальном и региональном уровнях. • Позволяет достигать поставленных программой и стандартом образования целей по учебному предмету биологии.13.03.20133
Актуальность педагогического опытаВ ходе реформ современной школы стало уделяться больше внимания развитию способностей каждого учащегося. Будущее поколение должно уметь «добывать» знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества, что требует перехода от процесса передачи учащимся готовых знаний к приоритетности развития личности, способов её самосовершенствования, что обеспечивает ей успешность самостоятельного функционирования в постоянно меняющихся социальных условиях.13.03.20134
Исследовательская деятельность учащихсяПод исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащихся, приобретение ими функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).13.03.20135
При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкивается с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика. 13.03.20136
Исследовательская деятельность рассматривается сегодня как основной путь для совершенствования умений и навыков учащихся, а также для выявления, развития и реализации их творческого потенциала. Результатом исследовательской деятельности всегда является личностное развитие учащихся, а именно, как отмечает В.С. Леднёв, развитие способности человека к научному творчеству, т.е. к продуцированию полученных знаний в метатеорию. (Леднёв В.С. 2002)Результатом исследовательской деятельности также является и интеллектуальное развитие учащихся, о чём заявляют многие авторы, занимающиеся организацией исследовательской деятельности в школе (М.В.Степанова, Н.И.Дереклеева и др.) 13.03.20137
Сущность инновационной технологии: Включение в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу помогает школьникам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить различные методы исследовательской деятельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрения. Следовательно, если выявить условия, способы эффективной организации исследовательской деятельности на уроках биологии, а именно:- повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся,- применение новых технологий в обучении (информационные технологии, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, технология проектов),- внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения, учитель сможет разработать программу действий, которая составит ориентир для развития способностей школьников к научно-исследовательской деятельности по биологии и экологии.13.03.20138
Новизна предлагаемого для рассмотрения педагогического опыта состоит в создании системы организационно-педагогических условий и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе способности к творческому решению познавательных задач. 13.03.20139
Целью современной программы развития лицея «Школа интеллектуального воспитания» является интегрирование государственной инновационной политики и инновационного педагогического опыта лицея в механизм формирования и реализации социального заказа на интеллектуальное воспитание детей цифровой эры. Ведущая идея программы – интеллектуальное воспитание как форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает каждому ученику индивидуализированную педагогическую поддержку и сопровождение с целью развития его интеллектуальных возможностей.13.03.201310
На уровне лицея, обеспечивающего высокое качество образования, реализация Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» означает необходимость внедрения такой формы организации учебно-воспитательного процесса, которая бы повысила продуктивность интеллектуальной деятельности и рост своеобразия склада ума обучающихся в условиях открытого образования. Активное использование в моей работе технологии исследовательского обучения помогает мне решить не только образовательные, но и социальные задачи:- формировать умение пользоваться исследовательскими методами;- научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;- формировать коммуникативные навыки и умения, т.е. умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли.13.03.201311
Моя цель: формирование социально-активной личности с высоким уровнем компетентности посредством применения технологии исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс.Задачи обучения:- приобретение учащимися специальных знаний и умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);- приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать);- приобретение учащимися исследовательских знаний и умений: знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности; знание методики научного исследования; умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод. 13.03.201312
Задачи развития: - способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков; - способствовать развитию одарённости и творческих способностей школьников;- развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение;- формировать умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; - развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении;- развивать эмоционально-ценностное отношение учащихся к предмету.Задачи воспитания:- воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к учебе;- воспитание экологического мышления;- формирование системы ценностных ориентаций, активной жизненной позиции, бережного и ответственного отношения к природе и людям;- формирование коммуникативных компетенций.13.03.201313
Условия реализации предлагаемого опыта работы:- Наличие материальной базы: (кабинет-лаборатория биологии оснащён полным комплектом учебного оборудования, что позволяет мне проводить все необходимые практические и лабораторные работы, помогает повысить предметно-профессиональный уровень, эффективность уроков, сформировать мотивацию учащихся на приобретение прочных и глубоких знаний по биологии. Все оборудование размещается в кабинете по определенной системе, чтобы его всегда можно было использовать в учебном процессе. 13.03.201314
- Уровень профессионализма: Имею высшую квалификационную категорию, с 2009 г. веду занятия по углубленному изучению биологии в рамках программы «Одаренные дети» для подготовки к предметным олимпиадам различного уровня.С 2007 г. являюсь руководителем секции интеллектуального клуба по биологии и одним из авторов-разработчиков программы дополнительного образования «Лицейский интеллектуальный клуб «Апельсин».В 2008-2009 была председателем городской аттестационной комиссии учителей биологии, аттестующихся на первую и высшую категории. С 2009г. являюсь экспертом предметной комиссии по проверке ЕГЭ по биологии.В рамках исследовательской деятельности по предметам естественнонаучного цикла руковожу работой учеников 9 – 11 классов в Научном Обществе Учащихся. 13.03.201315
В 2011г. была награждена дипломом участника конкурса грантов «Открытое образование» для преподавателей предметов естественнонаучного цикла среди учебных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области в номинации «Открытый урок» в рамках фестивального марафона «Путь в науку» ННГУ им. Н.И.Лобачевского. В 2012 году стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель «Сочи 2014» (тур 2012 года) и получателем гранта Губернатора Нижегородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование».13.03.201316
В течение 2005 – 2012гг., являясь классным руководителем, реализую воспитательные программы «Душа ребёнка – крылышки цветные» (с 5 по 8 класс), «Дойти до каждого» (с 9 по 11 класс), направленные на развитие нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Программа развития классного коллектива «Я – человек, но какой?» (7-й класс) опубликована в журнале «Классный руководитель» (№ 2, 2013г.)Я являюсь членом Педагогического клуба «Первое сентября», награждена дипломом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок» в 2007/2008 и 2012/2013г. Целью своей деятельности считаю постоянное совершенствование профессионального уровня, поэтому неоднократно проходила курсы повышения квалификации в Нижегородском институте развития образования, имею подтверждающие документы.13.03.201317
Окончила курсы повышения квалификации в НИРО по программе «Модель школы-лаборатории воспитывающего обучения», по курсу «Проектная методика с использованием ИКТ», по программе «Актуальные проблемы школьного и естественнонаучного образования», прошла обучение в АПК и ППРО Минобразования России по теме: «Воспитательная деятельность в образовательном учреждении», по теме: «Управление развитием образовательного учреждения в условиях реализации ПНПО», имею свидетельство о прохождении профессиональной подготовки по программе Intel «Обучение для будущего», «Теория и методика преподавания предметов естественнонаучного цикла», прошла обучение в Центре «Педагогический поиск» по теме «Управление учебно-воспитательным процессом в связи с переходом к новому ФГОС».13.03.201318
13.03.201319Вхожу в творческую группу педагогов, работающих в рамках федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования» (приказ ректора ГБОУ ДПО НИРО Н.Ю.Бармина № 123 от 31.05.2012 «О вхождении школ Нижегородской области в Федеральную инновационную площадку ГБОУ ДПО НИРО «Проектно-сетевой институт инновационного образования»), веду опытно-экспериментальную работу по использованию исследовательского подхода при изучении биологии, под руководством кафедры педагогики и андрогогики ГБОУ ДПО НИРО овладеваю новыми формами проектирования и сценирования учебного занятия.
В своей работе я следую принципам научной объективности, которая требует конкретного и всестороннего изучения разделов биологии. Для решения задач и достижения цели мной были использованы такие методы, как:- анализ научной, методической и учебной литературы по технологии исследовательской деятельности и интеллектуальному воспитанию; - создание методических блоков, составляющих единое целое при решении главной задачи - рождение и воспитание молодого исследователя:1 – педагогическое мастерство учителя, формирование исследовательских умений и навыков с учётом возрастных особенностей школьников;2 – создание структурных подразделений для организации исследовательской работы (НОУ, малое НОУ, творческие мастерские);3 – регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика и учителя.13.03.201320
Главным принципом работы с учащимися, на мой взгляд, должен являться принцип предоставления возможностей (или создания условий) для предметной творческой деятельности и диагностики продуктивности. Предоставление таких возможностей я реализую через разнообразные формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные учебные занятия; практикумы; научно-исследовательские проекты; научно-практические конференции; научные стендовые выставки.13.03.201321
1. Формы интеллектуальной деятельности учащихся (http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/formy-intellektualnoi-deyatelnosti-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-i-effe)2. Формы исследовательской деятельности учащихся -Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения).На своих уроках исследовательский метод я использую при решении проблемных задач. (Урок-исследование по теме «Пищеварение в ротовой полости и в желудке»(http://festival.1september.ru/articles/625098/)3. Экспресс-исследование. По такому типу строится исследовательская деятельность учащихся в пятом классе. На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований: какие птицы живут в городе, какие декоративные растения используются для озеленения улиц города.Теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.13.03.201322
4. Проведение учебного эксперимента. Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии с 6 по 11 класс. Выполняя лабораторную работу, учащиеся приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы. Например, лабораторная работа “Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”. (Урок-исследование по теме "Корень. Внешнее строение корня") (http://festival.1september.ru/articles/501228/)5. Проведение уроков нетрадиционной формы (исходя из классификация уроков нетрадиционной формы по В.Л.Щеневу): уроки – исследования (http://festival.1september.ru/articles/501228/), (http://festival.1september.ru/articles/625098/), уроки – презентации («Особенности организации нервных окончаний» (http://nsportal.ru/node/204153),учебные конференции (игра-научная конференция «Выбор пути в будущее» (внеклассное занятие: (http://nsportal.ru/node/393061), практические работы, смотры знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчеты. 13.03.201323
6. Исследовательские учебные проекты («Быстрая еда – вред или польза?», «Проект в защиту бездомных животных», «Экологические проблемы Волги», «Кислотные осадки, их влияние на живые организмы. Исследование кислотности водных объектов г. Нижнего Новгорода» и др.//методический портал «К УРОКУ. RU» (http://nsportal.ru/node/200760; http://nsportal.ru/node/204187; http://nsportal.ru/node/204202; http://lib.convdocs.org/docs/index-81293.html). 7. Домашние задания также могут носить исследовательский характер: наблюдение за живыми объектами, за своим организмом, опыты с растениями и домашними животными, творческие задания – стихи, эссе, сочинения «Путешествие с капелькой воды по зеленому растению», «Путешествие по клетке», кроссворды, викторины, презентации.8. Летние исследовательские задания: составление гербариев, составление коллекций и др.13.03.201324
Виды исследовательской деятельности во внеурочное время Внеклассные занятия с применением информационных компьютерных технологий направлены на совершенствование процесса обучения, на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитания их информационной культуры, они углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. В индивидуальной форме внеклассной работы по биологии я использую:1. поиск информации на различных электронных носителях (электронных атласах, учебниках, энциклопедиях, в Интернете).2. Оформление рефератов, докладов, сообщений с использованием электронных средств.3. Подготовка к экзамену, зачету с использованием различных электронных тренажеров типа “Домашний репетитор”, виртуальная биологическая лаборатория, биологические тесты. Приемы использования ИКТ в групповой форме внеклассной работы по биологии: поиск информации на различных электронных носителях (электронных атласах, учебниках, энциклопедиях, в Интернете) для оформления стенгазеты, групповой исследовательской работы. Для этого можно предложить учащимся разделиться на группы по желанию. Каждый выполняет задание индивидуально, а затем группа собирает материал вместе, анализирует, оформляет результаты работы (проект «Зоопарк «Лимпопо», проект «Исследуем нашу еду»: http://www.lyceum87.nnov.ru/new/index.php/novosti-i-obyavleniya.13.03.201325
Составление компьютерных презентаций для использования их на занятиях кружка, интеллектуального клуба по биологии и для подготовки к олимпиадам и НОУ.Приемы использования ИКТ в массовой форме внеклассной работы по биологии1. Поиск информации на различных электронных носителях (электронных атласах, учебниках, энциклопедиях, в Интернете) для подготовки и проведения биологических вечеров, устных журналов, конференций. 2. Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, природоохранных мероприятиях и акциях («Методическая разработка комплекса занятий по охране природы»// социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/node/393070), в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе), создание буклетов и эколистовок.3. Подготовка и проведение конференций, тематических вечеров, устных журналов, недель науки с использованием мультимедийного проектора.13.03.201326
Устойчивые хорошие педагогические результаты заключаются в творческих достижениях учащихся на уроках, в умении исследовать и решать разнообразные проблемы не только в учебно-познавательной деятельности, но и во всех других видах их жизнедеятельности.Результативность опыта включает в себя усвоение учащимися понимания ответственности за успех учебной деятельности, сформированность навыков самостоятельной работы. Эта технология чётко ориентирована на реальный практический результат, значимый для школьников.Я считаю, что использованием технологии исследовательской деятельности как фактора совершенствования образовательного процесса можно достичь того, что выпускник школы будет обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, будет готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству, стремиться избегать конфликтов и преодолевать их.Среди моих выпускников – студенты Нижегородской государственной Медицинской Академии Министерства здравоохранения РФ, Нижегородского государственного педагогического университета, Нижегородского Государственного Университета им. Н.И. Лобачевского, Нижегородской Государственной Сельскохозяйственной Академии.13.03.201327
Я не считаю свой опыт рационализаторским и новаторским, поскольку некоторые аспекты проблемы уже разработаны в теории и практике педагогики. Но, согласно мнению В.И.Загвязинского, «новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющие в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования». Воплощение различных форм исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в практику работы привело к следующим положительным результатам:13.03.201328
Результаты использования предлагаемых способов обучения и воспитания:Внутренние: повышение качественной успеваемости учащихся: от 85% в 2009-2010гг. до 89% в 2011-2012гг. Слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки; сильные быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности; в итоге повышается успеваемость и качество ЗУН учащихся. 13.03.201329
Внешние: Эффективно используется учебное время на уроке биологии, снижаются нагрузки учащихся, повышается их интерес к предмету, к творческой и исследовательской работе, что способствует достижению определённых результатов: призовые места, занимаемые учащимися за последние 3 года: - В 2009 году два 3-х места в областной олимпиаде по экологии, один призёр Межрегиональной олимпиады школьников «Будущие исследователи – будущее науки». - В 2010г. два ученика стали победителями и призёрами городской олимпиады по экологии, три ученика стали призёрами областной олимпиады по экологии.- В 2011г. ученица 11 класса стала призёром областной олимпиады по биологии и призёром Поволжской открытой олимпиады школьников «Будущее медицины» по биологии. - В 2012г. один ученик стал призёром городской олимпиады по экологии и один ученик награждён дипломом 3 степени Межрегиональной олимпиады школьников «Будущие исследователи – будущее науки». 13.03.201330
- В 2009 году в городской конференции школьников «Экология и здоровье» ученица заняла 3 место, в городской Научно-Практической Конференции учащихся «Эврика» 2 место. - В 2010 г. четыре ученика стали победителями городской Научно-Практической Конференции учащихся «Эврика», из них три человека награждены дипломами второй степени и один человек дипломом третьей степени. - В 2011г. один ученик награждён дипломом 2 степени городской Научно-Практической Конференции учащихся «Эврика». - В 2012 году 2 ученика награждены дипломами второй степени городской Научно-Практической Конференции учащихся «Эврика».- В 2010г. двое учащихся награждены дипломами участников 14 городских студенческо-ученических Королевских чтений.- В 2010г. на Нижегородском областном конкурсе научно-исследовательских работ школьников «Экология и здоровье человека» НГПУ 3 ученика отмечены дипломами участников и 1 учащаяся награждена дипломом 3 степени. Тезисы научных работ учащихся опубликованы в сборнике тезисов Нижегородского областного конкурса научно-исследовательских работ школьников «Экология и здоровье человека» НГПУ.13.03.201331
- В 2011г. трое учащихся 6 класса стали победителями и призёрами экологической олимпиады школьников «Подрост» Нижегородского университетского округа НИУ ВШЭ Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».- В 2011г. ученица 11 класса награждена дипломом 1 степени за защиту проекта в рамках 1 регионального конкурса учебно-исследовательских экологических проектов- 2011 «Ноосфера», проводимого Волжским государственно-педагогическим университетом. - В 2012 году ученик 10 класса награждён дипломом 3 степени, ученица 11 класса награждена дипломом 2 степени за защиту проектов в рамках 2 регионального конкурса учебно-исследовательских экологических проектов – 2012 «Ноосфера» ВГИПУ (Волжский государственный инженерно-педагогический университет).13.03.201332
Трудоемкость опыта заключается:- в переосмыслении организации учебного процесса с позиций раскрытия творческого потенциала учащихся;- в подготовке дидактических материалов, наглядных пособий; - в слабом владении учащимися исследовательскими умениями, - в подготовке учащихся к участию в реализации замысла исследования;- в составлении презентаций для интерактивной доски;- в отборе оптимальных методов, форм и средств организации учебного процесса;- в индивидуальном учете творческих возможностей и мотивов учащихся;- учителю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения.Перспективы развития методической системыПредлагаемый к изучению и обобщению опыт не претендует на исчерпывающие решения рассматриваемой проблемы. Я предполагаю, что поиск мой не закончен, технология будет дорабатываться и совершенствоваться, а результаты работы еще не раз будут обсуждаться и анализироваться.13.03.201333