Статья на тему Сетевое взаимодействие как инструмент личностного и профессионального развития обучающихся: актуальность и проблемы


СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ
Бочаева О.О.
ГБ ПОУ ВО «БТПИТ»,
преподаватель экономических дисциплин,
г.Борисоглебск Воронежской области
Сегодня в системе образования активно развиваются инновационные образовательные практики, основанные на разнообразных внешних и внутренних механизмах интеграции образовательных учреждений, предприятий, общественных организаций. Одной из форм такой интеграции можно считать сетевое взаимодействие.
Актуальность совершенствования практики сетевого взаимодействия определяется следующими факторами: проведение быстрыми темпами реформы образования; предъявление новых требований к качеству образования, которое невозможно обеспечить в рамках одного лишь образовательного учреждения; ограниченность ресурсов отдельного образовательного учреждения.
Основу сети составляют не унифицированные образовательные учреждения и не стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы. Сеть строится не на сходстве образовательных инициатив, а на объединении вкладов в разрешение определенной социокультурной проблемы, в ней несравнимо быстрее, чем в традиционной системе распространяются инновации. Сеть помогает вскрыть закономерности и спроектировать формы и механизмы развития образовательного учреждения.
Я считаю, что модель сетевого взаимодействия , выстроенная образовательной организацией (так называемая, генеральная сеть), обязательно должна дополняться индивидуальными схемами сетевого взаимодействия, разработанными преподавателями в рамках изучения отдельных дисциплин (назовём их, к примеру, мини-сети). Только в этом случае генеральная сеть наиболее эффективно обеспечит достижение поставленных целей – в первую очередь, «выведет» учреждение на новый качественный уровень.
Так, например, в ГБ ПОУ ВО «БТПИТ» вот уже второй год ведётся деятельность по созданию мини-сетей в рамках изучения дисциплин общепрофессионального цикла специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)». Причём, замечу, что необходимость сетевого взаимодействия при изучении той или иной дисциплины, ещё и обусловлено необходимостью приобщения студентов к осуществлению научно-исследовательской деятельности – научную работу любого уровня невозможно создать без внедрения в практический аспект проблемы и без изучения уже имеющегося опыта по проблеме, что и является предпосылкой сетевого взаимодействия.
Приведу некоторые примеры из практики сетевого взаимодействия при изучении дисциплины «Экономика организации». Одним из ключевых направлений изучения данной дисциплины является изучение таких экономических категорий как конкуренция и конкурентоспособность. Причём современные подходы к образованию требуют рассмотрения базовых понятий с ориентацией на реальную экономическую ситуацию с стране. Эффект от изучения названной темы оказался довольно высоким при получении конкретной информации по проблеме конкурентоспособности от специалистов ОАО «Борисоглебский приборостроительный завод» , которое занимается производством радиоэлектронной аппаратуры связи, в основном для нужд вооруженных сил РФ. Студентка группы 2БУ специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» Кастрикина Н. провела исследование (посредством бесед со специалистами предприятия), направленное на выявление преимуществ и недостатков крупных и малых предприятий в отношении их конкурентоспособности, в результате которого выяснила, что небольшое ОАО способно эффективно конкурировать с крупными предприятиями в области производства радиоэлектронной аппаратуры, находящимися в Воронежской области и соседних регионах, таких как Тамбовская, Саратовская области. Студенткой были выявлены различные факторы конкурентоспособности ОАО «БПЗ», такие как это постоянное повышение уровня квалификации работников, обновление и оснащение новым современным оборудованием, которое позволяет выполнять большой объём заказов за короткий срок, что иногда не получается у более крупных предприятий из-за большого количества инстанций при запуске в производство и проч..Подобного рода исследования, которые становятся возможными благодаря сетевому взаимодействию), развивают интерес студентов к изучаемым дисциплинам, стремление к самообразованию, саморазвитию, а также способствуют формированию качеств конкурентоспособного специалиста. Также проделанная работа по «добыче» и обработке полученной в ходе исследования информации, даёт возможность участия в различных престижных конкурсах, связанных с профессиональными знаниями и навыками: так, Кастрикина Н., приняла участие во II Всероссийском конкурсе эссе на экономическую тему «Точка роста» (апрель 2017 г.), который организован Федеральной антимонопольной службой России ( эссе на тему «Конкуренция и монополия: преимущества и недостатки» содержит практический материал по ОАО «БПЗ» ).
Не всегда возможно непосредственное взаимодействие работников тех или иных предприятий и обучающихся техникума. В этом случае на помощь приходит интернет. Студентка группы 2БУ специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) Никульшина С. изучала вопросы, связанные с реализацией политики импортозамещения в Воронежской области. После обработки теоретического материала по проблеме возникла необходимость рассмотрения практического опыта деятельности какого-либо предприятия АПК, которая направлена на реализацию политики импортозамещения в регионе. Студентка изучала информацию (через сеть интернет) о деятельности ИП, главы КФК Колчева Н.М. (Грибановский район, Воронежская область), занимающегося разведением овец эдельбаевской породы, т.е овцеводческим бизнесом. Исследование помогло выявить студентке приоритетные направления бизнеса в сфере животноводства, актуальные в рамках реализации политики импортозамещения, проблемы и перспективы овцеводческого бизнеса в регионе. Также Никульшина С., дополнив материал своими собственными наработками ( бизнес-план мини-овцефермы для семьи из 4-х человек в с. Кирсановка Воронежской области, SWOT-анализ конкурентной среды и проч.), направила полученную научно-исследовательскую работу на XX Всероссийский конкурс научных работ молодёжи, организованный Российским Вольным экономическим обществом. Итог: Никульшина С. – лауреат конкурса с присуждением поощрительной денежной премии и приглашением на торжественную церемонию вручения Диплома лауреата в апреле 2017г. в медиацентре «Российской газеты» (Федеральная информационная площадка) в г.Москва.
Следует заметить, что идея создания мини-овцефермы «зародилась» у студентки ещё на 1-ом курсе в ходе обучения по программе дополнительного образования «Организация собственного бизнеса». Эффективность обучения по названному курсу во многом была обеспечена сетевым взаимодействием с АНО «Борисоглебский центр поддержки предпринимательства» (директор Афанасова Е.А.) и микрокредитной компанией «Фонд поддержки предпринимательства Борисоглебского городского округа Воронежской области» (руководитель Афанасова Е.А.), а также ИП города Борисоглебска.
Подобных примеров может быть приведено гораздо больше. Все они подтверждают актуальность использования механизма сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и организациями - социальными партнёрами. Несомненно, совершенствование этого механизма – дело непростое и трудоёмкое. Существует ряд проблем внедрения сетевого взаимодействия в практику – к примеру, не во всех организациях, значимых для образовательного учреждения, можно найти отклик на такого рода взаимодействие. Наличие проблем говорит о необходимости объединения усилий и интересов трёх сторон – образовательных учреждений, социальных партнёров и государства, от которого, на мой взгляд, во многом зависит создание благоприятной почвы для развития сетевого взаимодействия.
Список литературы
http://www. HYPERLINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1383.97P6fvb6Pt1O1E3awlspm41BqRbx1FKWbpb2Ux_2i7-wDmTPBTOIrWONLttSsy45B4n5Di_v6-MT611MAy1NIyHwu9JUDd7BMNQIU7Y21L-hPyEpwBTVld90jJhQWH3EA8nI3YzAwLJRE6qfsskI7HqLUKghWQQeBLLl0qN83lmR0_jo-ou7mwVaL_DtydEcLNMPYZocNZ2wVmEOYQnYk2V_RnZsypPNxsULF1930BCKLoPnTf6mvfZBf3XRYtbKIVvBdlVtAJDUIC2_gF1VzEHMYJB7jZZbmLC22H7ysVB5_tnzG9hxS4Nnvc5LiXAmyNvh79Ya5xkHb5tpzCzUMXha8zDr5Ls6ucMnBM5gQxo.2245154e5d09a4bc8d1f548fed0b6db6e0b6a43c&uuid=&state=PEtFfuTeVD4jaxywoSUvtJXex15Wcbo_PN27SaXvvNSrjOss3Xh6TRkVp9nw1WgJ&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1Ldmtxak9OeFZZMk1KTnBUTlk4NmVzSHZyZ0hQRUpTNVZKUnVuRnJHVmlXejFWWTI0SXlPQzk3YkRJa1JjeklPWk1QeXU0Y3V4TUE0MEZ5&b64e=2&sign=729bcfccc8e09ab6b3ece1ef92529606&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ5Hyx_fyvalFO1v1E9pNLrqzk11XfzGZdwomlK0-GkBLH3KmN6nGAfMohfVmC7IUedDfEF7MwGib92Z0oJrnqNOXdTPxdBb0xiZayrQsliAqZX-GBH4hLUlAyBXKyQFc5Zr88I0_XLZCihuBwPLs9EbJAOwGh7GR2T9_EcYN1nB0qOBZwjc3xwZXQGhVqHLGrLLpUb0nGhsYA&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpHn2SMqUEQavRowFXEdRr-5KgTleoUNh_2gyVVOXsSu8b48Bfrkrcxa8sWJIEassKDuwoRBf29yihgmItM2rzUj8fgFjjfQPsuW-1pQpdyZ4nK26DpUy2iijQOJrqOWrnkkLprRz3Lp_WAC61GwO65fBwpkTHffJuyivtcpm5e9p_q5Ruuh6WPhsr_GXeOIkFdhaQY2BLEZsxVHAeaEYosuuoz8soQ9CFI9fR7JLKBl2TDGGxxIWIjigN-EeNUCKCMg9SokYzsOn-lYSWXdSgnx9DgUUR6OISnXs47VlO4yxWKhJM-BswAIjOSRh9n7kKF4vq5C7Bs0E-UtDOI8P8Of_0YkxQZBJJ0yeouAbHKnKVM2JSz3a2KQHKvBCjq9RmOq9DOegJyLzcjgRnC4bJZgnqbtT4d_uJyye43dLO513pVN4MzYWR62VdYrll9PzYGTrzr1MB-Q_mD4Og4EO7yFWDfW4iCXXeREYf8NRbY5q2bZOkMwPMjg1SGwATrGkqaznmOlZ8lpFAATlsEucGfYu_CGfUFwmPnapdxv10Wjvovgl2FT3vWffnYbfc7Xso8ggGWZgKyRpEVge7D6p_nuOxLihL3gZx-nFFe2y8G63BHTO9RXhD1sFlnwGeMWJzPWITG76dBG6k8LGZEuHV_RJ13fEEL3x_ShtQNMI-zfI1i1WYAKcpL0yMjvCS2jCAhpmwKJtdKIzTjar6fm6iWylmAJU1YDmWfm8MrB3JkVDtrmCuDopJiFXenOTmGCuCoZ7IuopIVXH9kjta4s5bdw1TGo31SF2zZhKR0sWfZt8ZU7Kqj6uMJkDnITJy_JExnwhVpwAAzr4PXLYFXJcG9U2KofHHs3lkx0iyp4fGAbIVJhDgmVjMM-lbtf0hC53dBvgRmyib9JzcOhHAFldaUA0cSDPotsdNGHhgQ3YqL3U5M18o2xBPRUd8nyMc3TFvnvD0femBPilHbwdqCdLC6dKAoEWi0845dhwKMF3j5wD29d_mS9gBdwcjM6RNBWO3JkJ5y8PF4JYCWpjdq-lbbxfHea1LAzamGuKAQ7SagtNsQgSwqaIq4QuctOZPG82d_IxL0TbRKimiOYbXDAllEghd18M3pDXSwWGuRfOmai8bgzYv9kZ7gtnVKUPv5aewxk-83ADlKXrSE-OsmJZAA2z6vE9hwSCqEZc3rig1RrP92baxFqlELAmqwjyGTRfLo_Gl9RDvWKcg_zDgmAo4wKkuQx02dwGvqr_klBrLby5iAuKnWpRNP1RTx5DXP4hMLEJhgkRfGYwJQlKJvmMEIA8-3T6FyuEEqXU3_EuogAuQxSJUCtTBPoVJkEWLPEMy9UxZu6Aq_xSDtvlUXNFHc-yygzOOSoHQsQD0m1iozRCxAa3t6CxheFL_NMYyEeys&l10n=ru&cts=1491485340531&mc=4.5558519487263505" \t "_blank" pandia.ru Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования : монография. / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. – 176 с.