Конспект урока русского языка на тему Обобщение имени существительного (2 класс) 
Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи.
                                                                Составила:
                                            учитель начальных классов 
                      Ермакова М. С.
Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.                    
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности. 
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия 
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками 
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
 регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог; 
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; 
участвовать в групповом обсуждении
         Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради;  мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы; карточки-слова на экологическое панно, слова для пословицы, карточки-смайлики для самооценки.
        Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный,  метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Слово приветствие. 
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!                                  
2.Психологический настрой на урок 
Пожмите соседу руку,
Улыбнитесь друг другу.
Пожелайте хорошего настроения.
 -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. 
3.Работа над девизом урока 
Посмотрите, пожалуйста, по сторонам соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока.  ( По периметру класса расклеены слова пословицы)
Повторенье - мать ученья.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)
«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья. 
II. Разминка пальцев. 
Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)
-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)
Давайте сделаем разминку для пальчиков:
Мы для пальчиков гимнастику начнем,
 Упражнение для пальцев проведем, 
Укрепляем мышцы пальцев, кисти рук,
Чтобы каждый пальчик стал наш верный друг.
III. Минутка чистописания.   
В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы.
Дайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук   м  . Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ).
Запишите в тетради  одну строку этой буквы. 
Вспомните и запишите 3 слова из словаря с буквой (эм) в начале слова. Какие слова записали? (Дети называют записанные слова)
IV. Орфографическая минутка. 
Ветер, снег, Россия, травка, река, сугроб, земля, заяц, весна.
-На какие группы по орфографическим признакам  можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).
1.Задание по группам. 
Первый ряд запишет  слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с разделительным мягким знаком.
2.Проверка 
-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).
-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).
V. Актуализация знаний и постановка темы урока. 
-О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам? 
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи). 
-Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи). 
VI. Формирование способов практических действий.
1.Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).
-Какой частью речи они являются?
1.Работа над стихотворением 
-А сейчас послушайте стихотворение, которое нам приготовил ученик нашего класса. Подумайте, о каком времени года в нем говорится? 
Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова.Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесногоЕй казалось, что её лес и не заметил.Он заметил.Он её птичьим звоном встретил.Пробудились ото сна все лесные дали.Удивляется она: неужели ждали?А деревья ей в ответ низко поклонились.Шапки зимние у них с головы свалились. (О весне).
-По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне? Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна). 
-Какое время года у нас на дворе? (Весна).
- Весна наступила, но зима в этом году никак не уступает свое место, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки
2.Остались последние снежинки. Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными. 
Бежит, Москва, яркое, круглый, спит, звенит, медведь, ворона, грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки.
-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)
-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).
3.Работа в паре. 
-Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).
Распределите слова в две группы.
Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре.
  Кто?                      Что?
медведь               Москва
грач                     солнце
Роман                  снег
заяц                      мороз
лиса                     оттепель
ворона                 сосульки
4.Проверьте свою работу. 
-Какие слова  в первом и втором столбике будут лишними? Почему? 
( Москва, Роман - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена  существительные).
 Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных)
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?  
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные). 
Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)
-Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?
(Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной) 
V. Физкультминутка.        
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.            (Повороты влево, вправо)
Потянулся он со  сна:        (Потягивание - руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.            (Вращение головой)
Наклонился взад- вперед,           (Наклоны вперед, назад)
Вот он по лесу идёт,
Ищет мишка корешки             (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец,  медведь наелся 
И на брёвнышко уселся.                     (Дети садятся)
5. Работа в паре. 
-Наши ручейки растекаются, но на их пути встретились преграды.  
Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.
Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».
 Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).
 Измените их число.
- Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)
- Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).
-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?
(Имена существительные изменяются по числам)
-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?
- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова) 
VI. Развитие речи. 
-Посмотрите на наше экологическое панно, составьте предложения, используя данные слова и дополняя их словами с вашей карточки.
(Слова на панно: пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).
 VII. Беседа о здоровье.  Посмотрите на экран, прочтите стихотворение «Где воробей?» Р.Фархади
 (Один учащийся читает вслух)
Тает снег. Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своем гнезде.
Рядом капли и микстура,-
У него температура.
Воробей скакал по лужам 
И теперь лежит простужен.
-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?
 (Надо заботиться о своем здоровье)
VIII. Обобщение по теме. Составление кластера. 
-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.
-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и  составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)
Ребята, у которых на столе зеленые треугольники объединятся в первую группу, желтые - вторая, оранжевые – третья, белые - четвертая. 
Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов 
(Имя существительное, часть речи, кто?, что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)
IX. Проверка работы. Рефлексия. 
А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.
 -отлично усвоил тему урока                                               
-знаю, но не могу рассказать 
-ничего не понял 
X.  Итог урока. 
- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. 
Я вспомнил.
Мне удалось..
Мне понравилось..
Я могу похвалить себя за..
XI. Домашнее задание.
Спасибо за работу. Урок закончен.
Приложение 1.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужи, снежинки, ручейки, мороз.
Приложение 2. 
(Слова на панно). 
(Пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).
Приложение 3.
Работа в группе.
Составление кластера.
Работа в группе.
Составление кластера.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей, 
мороз.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей, 
мороз.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей, 
мороз.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей, 
мороз.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей, 
мороз. 
Имя существительное
Имя существительное
Рисунок 3Рисунок 1Заголовок 115