Конспект открытого урока на тему Царит гармония оркестра (4 класс)
Технологическая карта открытого урока музыки
В соответствии с требованиями ФГОС в 4 классе
Составитель: Тараканова Инна Николаевна, учитель музыки
НОУ СОШ № 9 г. Кинеля
Конспект открытого урока (Технологическая карта)
ФИО учителя: Тараканова Инна Николаевна
Место работы: НОУ СОШ № 9 г. Кинеля
Предмет: музыка
Класс: 4
Дата проведения: 20.03.2016г
Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская « Музыка» 4 класс, просвещение 2013г
Тема урока: «Царит гармония оркестра»
Тип урока: комбинированный
Цели по содержанию:
обучающие: закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нём
развивающие: учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку
воспитывающие: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству
Планируемые результаты учебного занятия: Развитие личностных, регулятивных, познавательных учебных действий
Предметные: осознанно воспринимать и исполнять музыкальное произведение, различать музыкальные жанры
Метапредметные :
Регулятивные: продолжить развивать целеполагание, контроль, планирование, оценку
Коммуникативные: продолжить развивать монологическую речь, письменную коммуникацию, диалог в общении
познавательные: работать с текстом, уметь поставить проблему и находить решение проблемы, уметь извлекать информацию
( прочитать и ответить на вопросы)
Личностные: самопознание и самоопределение, смыслообразование
Используемая технология: Обучение в сотрудничестве, игровые технологии, метод проектов
Информационно-технологические ресурсы: ИКТ, музыкальный центр, фортепиано
Планируемые результаты
Предметные умения
1. Уметь различать
музыкальные жанры
2. Осознанно исполнять
музыкальные произ-
ведения.
3. Размышлять о музыке
как о способе выраже-
ния духовных пере-
живаний человека.
4. Знать понятия новых терминов:орхестра, гармония,оркестровая яма, партитура
Познавательные УУД:
Использовать общие приемы решения задачи, осуществлять поиск необходимой информации.
Проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительные интонации
Различать звучание отдельных инструментов
Коммуникативные УУД
1.Формулировать собственное мнение и позицию, стремиться к пониманию позиции другого человека
2. Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.
3. Применять полученные знания в исполнительской деятельности
Регулятивные УУД
Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективы в свою работу.
Выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам
Развитие навыков самооценки и самоанализа
5. Различать ансамбли
по составу исполнителей
6. Различать инструмен-
ты симфонического
оркестра.
Личностные УУД
1.Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения и слушания музыкальных произведений
2.Владеть навыками самооценки музыкально- творческой деятельности
3. проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям
4. Доброжелательное отношение к мнению другого человека
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнение
Организация пространства
1.Вид используемых на уроке средств ИКТ
Мультимедийная презентация
2. Образовательные ресурсы интернет
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. Необходимое аппаратное обеспечение
Компьютер с проектором.
4. Оборудование
Учебник, рабочая тетрадь, доска, маркер
Организационная структура урока
№
Этапы урока
Формируемые умения (УУД)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I
Организационный момент
( самоопределение к учебной деятельности)
Метапредметные УУД
Познавательные:
Формулировка целей и задач.
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Исполнение всем классом
Регулятивные: восприятие информации учителя
Входят в класс под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» в исполнении симфонического оркестра.
Приветствие в форме вокальной попевки: «Здравствуйте, ребята, встретились мы снова!»
Приветствие учащихся в форме вокальной попевки: «Слушать музыку и петь мы уже готовы!!»
II
Постановка цели и задач. Мотивация.
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения
Метапредметные УУД
Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы.
Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг дугу.
Регулятивные: следят за ответами одноклассников
Задаёт вопросы:
-Ребята, вы вошли в класс под музыку, она звучала в исполнении одного инструмента или нескольких?
-Если исполнителей будет гораздо больше, как называется такой состав музыкантов или исполнителей? А какой оркестр называют симфоническим?»
Сообщает тему урока: «Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тема урока звучит так: «Царит гармония оркестра»
-Какое новое слово, вы, увидели в названии темы урока? (ГАРМОНИЯ)
-Кто из вас знает, что означает это слово?
-Давайте обратимся к словарю, чтобы точно узнать значение этого слова. В оркестре много разных инструментов и когда они вместе организованно звучат, образовывается полное созвучие, то есть гармония.
- Так как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-Чтобы вы ещё хотели узнать об оркестре?
-А вам интересно узнать, когда появился первый оркестр, какие инструменты входят в состав оркестра, какие бывают виды оркестров и многое другое о нём?
- Вот сегодня мы обо всём этом и узнаем.
-Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вступают в диалог совместно с учителем, отвечают на вопросы, фиксируют проблему, работают со словарем, выполняют записи в тетрадях.
III
Этап актуализации и пробного учебного действия
Метапредметные УУД
Познавательные: постановка и решение проблемы.
Коммуникативные:
Работа в группах, умение слушать других учащихся.
Регулятивные: умение обнаружить проблему
Рассказ учителя:
-Мир музыкальных инструментов достаточно широк. З
·вучание симфонического оркестра, самое разнообразное по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. Но для начала, давайте вспомним.
- На какие группы можно разделить музыкальные инструменты в симфоническом оркестре?
Игра «Третий лишний». Показ слайдов с изображением музыкальных инструментов
Проблема: разложить по группам.
Учитель: Вам даны названия 3-ех музыкальных инструментов, только 2-а из них имеют общие характеристики. Определите какое из трёх названий лишнее. Объясните своё решение. Подведение итогов.
-Итак, мы чётко усвоили с вами, что инструменты симфонического оркестра делятся на сколько групп?(на четыре). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-Предлагаю вам поработать в группах: «Музыкальная импровизация в исполнении симфонического оркестра»:
- Представьте, что вас заколдовал волшебник, но предоставил каждому из вас возможность превратиться в любой инструмент симфонического оркестра. (ставлю на парты названия групп симфонического оркестра)
-Передайте жестами «звучание» этого инструмента.
-Кроме этого - ваша задача услышать тембровое звучание своего инструмента и вовремя вступить. (Звучит запись произведения- 40 симфония Моцарта). Дети импровизируют под музыку
-Молодцы! Вы справились со своей задачей!
Фиксируют проблему, рассуждают, работают в группах, высказывают свое мнение какой инструмент в данной группе оркестра лишний, импровизируют.
IV
Открытие новых знаний
Цель: знать понятия «орхестра», «партитура», имена известных дирижеров Мира
Метапредметные УУД
Познавательные: формулирование проблемы и поиск решения.
Регулятивные:
Целеполагание, оценка, самооценка
Коммуникативные: умение слушать собеседника, обосновать собственное мнение. Задавать вопросы
Задает вопросы:
-Скажите, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Что мы хотели узнать? Как вы думаете, от какого слова произошло слово «оркестр»?
Рассказ учителя: слово "оркестр" возникло в Греции очень давно, от слова Орхестра. Орхестрой называли полукруглую площадку театра, на которой пел свои партии хор. Лишь 200 лет назад оркестр стал таким, каким мы его теперь знаем с большим количеством инструментов и их разнообразием. Схема расположения на сцене.
Загадка: «Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной, стал размахивать руками прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку, или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это ДИРИЖЕР»
Учитель: Музыканты играют свою партию по нотам. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.
Высказывают свое мнение о том, чтобы быть дирижером нужно иметь музыкальное образование, хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, широкий кругозор в самых разных областях.
Задает вопрос: какими способностями должен обладать дирижер? Продолжите фразу: « Чтобы быть дирижером, нужно.»
Знакомство с именами известных дирижеров Мира.
Просмотр видеофрагмента работы дирижера с симфоническим оркестром http://www.skripach.ruестром
V
Физкультминутка
Аккомпанирую на фортепиано
Играют на шумовых музыкальных инструментах, сделанных своими руками, под руководством дирижера-ученика.
VI
Этап включения новых знаний и повторений
Метапредметные УУД познавательные;
Умение отличить дирижера симфонического оркестра от тамбурмажора военного оркестра
Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении, договариваться, проявлять активность во взаимодействии
Регулятивные: планировать действия, выполнять музыкально- творческое задание
Задает вопрос: «Какие виды оркестра вы знаете?» посмотрите видеофрагмент выступления джаз -группы и скажите, кто является дирижером в этом коллективе? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Записать в тетради: какие инструменты солировали. Создание ситуации успеха. Помощь ученикам, допустившим ошибки.
Творческое задание: Игра
« инструменты симфонического оркестра».
Исполнение песни « Наш оркестр» Слайд 2. Это дирижер. Что он держит в руке? Учитель предлагает познакомиться с текстом о возникновении оркестра и о роли дирижера в оркестре.
Выполняют задание самостоятельно, высказываются и записывают.
Выполняют творческое задание. Раскладывают карточки с изображением музыкальных инструментов. По команде учителя находят и показывают нужную карточку. Во время исполнения песни выбирают дирижера. Он управляет хором учащихся
VII
Рефлексия учебной деятельности
Метапредметные УУД
Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания.
Коммуникативные:
Проявляют активность во взаимодействии
Регулятивные: осуществляют итоговый контроль
Встречи с симфоническим оркестром у нас будут продолжаться. А это значит, что мы будем ещё и ещё наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которомуЧто вы узнали сегодня в результате нашего урока? Кто доволен своей работой? Почему? Как звучала тема нашего урока? Нужна ли гармония в оркестре? Важна ли профессия дирижера? В чем она заключается? Какая группа инструментов является фундаментом оркестра? Перечислите названия произведений, которые сегодня звучали на уроке.
В чем вы испытывали затруднения?
Оценивают себя, выставляя отметки, делают выводы.
VIII
Информация о домашнем задании
Коммуникативные:
Приходят к общему мнению в совместной деятельности
Подготовить творческий видеопроект
« Знаменитые оркестры 20 века» и «Выдающиеся дирижеры 20 века» с использованием видео и аудио-записей
Записывают и задают вопросы
Заместитель руководителя школы-интерната №9 ОАО «РЖД» ____________________/Дорожко С.М./
Заголовок 115