Методическая разработка урока музыки в 4 классе по теме Царит гармония оркестра (технологическая карта)


Методическая разработка урока музыки в 4 классе (базовый уровень)
по программе «Музыка 1-4 классы» Е.Д. Критской, Г.П Сергеевой, Т.С, ШмагинойТема урока: «Царит гармония оркестра»
Учитель: Калинкина Н. Б.
Класс: 4
Тип урока: комбинированный
Цель: создание условий для формирования универсальных учебных действий на основе анализа музыкальных фрагментов
УУД:
Личностные УУД (мотивация освоения темы урока, оценивание усваемового содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор, умение находить ответы на вопросы: «Какое значение, смысл для меня имеет изучение музыки Э. Грига, П. И. Чайковского?», «В чем сила музыки этих великих композиторов?», «Как сберечь свой слух и голос?», «Какова роль дирижёра в оркестре?»)Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск и выделение информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания)
Регулятивные УУД (постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения, способность к мобилизации сил и энергии)
Коммуникативные УУД (контроль, коррекция действий партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Задачи: 
Организовать работу по мотивации учения обучающихся (организовать работу с ребусом)
Подвести обучающихся к самостоятельной постановке цели и задач учебной деятельности
Организовать работу в группах (на основе работы c музыкальными инструментами), вокально-хоровую работу, инструментальное музицирование (игру на бубнах, румбах, ложках, колокольчиках, треугольнике)
Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока
Способствовать развитию учебно-познавательного интереса к изучению музыки Э. Грига, П. И. Чайковского, русских народных песен
Организовать промежуточную диагностику на уроке
Организовать рефлексию учебной деятельности
Организовать оценку деятельности
Ожидаемые результаты:
Личностные: Учащиеся умеют: определять собственное отношение к музыке великих композиторов, формулировать свою точку зрения
Метапредметные: Учащиеся умеют: организовать свою деятельность в группах, определять её цели и задачи, планировать и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, презентовать результат своей работы, взаимодействовать друг с другом.
Предметные: Учащиеся знают: виды оркестров, группы инструментов симфонического оркестра, русские народные инструменты, симфонические произведения Э. Грига и П. И. Чайковского, р.н.п. «Во поле берёза стояла», владеют терминами –гармония, оркестр, дирижёр, партитура
Умеют: устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом, составлять характеристику музыкальному образу, играть на шумовых музыкальных инструментах по партитуре, исполнять хоровую музыку, рассуждать, делать выводы.
3. Методы обучения:
Частично-поисковый
4. Средства обучения:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник для учащихся 4 класса
образовательных школ. – М.: Просвещение. 2014. 90-91с.
Раздаточный материал: книжка-малышка «Береги свой слух и голос» Приложения [4]
Видео фрагмент «Партитура для инструментального музицирования «Во поле берёза стояла»»
Презентация «Царит гармония оркестра» Приложение [5]
ТСО, ММ-комплекс
Фортепиано, бубны, румбы, ложки, колокольчики, треугольник
Аудиозаписи
5. Организационные формы:
фронтальная
групповая
индивидуальная
6. Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии (вокалотерапия, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, ритмопластика, дыхательная гимнастика, релаксация)
Технология диалогового взаимодействия
ИКТ
№ Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Время
I Вводно-мотивационный
1. Актуализация знаний
1.1
Организация входа учащихся в класс и начала урока.
Звучит песня «Добрый день» Я. Дубравина в исполнении учителя. Слова «Добрый день» подпевают дети.
Какая песня встретила Вас сегодня?
А как можно поздороваться иначе? («Здравствуйте!»)
Создание мотивации для работы с помощью поэтического текста.
Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – «Благости!»,
Чтоб пожелать счастья нового.
Я спешу сказать вам  - «Радости!»
Удач, успехов и везения!»,
И пожелать всем в классе
Прекраснейшего настроения!
Давайте друг другу пожелаем здоровья и пропоём: «Здрав—ствуй—те!» (вверх, по звукам тонического трезвучия)
Организация беседы по вопросам:
Что же такое здоровье?
Это красота и здоровье души и тела. Здоровый человек живёт в гармонии с собой, с природой, с окружающим миром.
Гармония – это созвучие, согласие. (на экране – ГАРМОНИЯ) Подготовка к уроку. Организация посадки на заранее подготовленные места.
Прослушивание песни и участие в исполнении, , погружение в атмосферу музыкальных звуков, позитивный настрой с использованием поэтического текста.
Участие в беседе. ЛУУД (самоопределение) мотивация к учению
ПУУД (логические)
Подведение под понятие, выведение следствий
РУУД (волевая саморегуляция) способность мобилизации внимания в процессе прослушивания песни и участия в её исполнении 3 мин
1.2
Организация работы по решению ребуса (Приложение 1)
Чтобы узнать тему урока – разгадайте ребус. (на экране зашифровано слово ОРКЕСТР)
Объяснение по решению ребуса. Решение ребуса (Приложение 1)
фронтально
(зашифрованное слово ОРКЕСТР) ПУУД (общеучебные ) поиск, выделение, структурирование информации (логические) построение логической цепи рассуждений
КУУД умение с достаточной точностью выражать свои мысли 2 мин
1.3
Организация беседы по вопросам:
Организация беседы по вопросам:
Что же такое оркестр? (Оркестр – это группа музыкантов, играющих вместе, но на различных инструментах).
Какие бывают оркестры? (симфонический, духовой, джазовый, оркестр русских народных инструментов) (на экране)
Какие инструменты в симфоническом оркестре исполняют главные партии чаще? (скрипка) А в оркестре русских народных инструментов? (балалайка) (на экране)
Можно сказать, что они царят в оркестре. Участие в беседе ПУУД (логические) выдвижение гипотез и их обоснование
ПУУД (действия постановки и решения проблем) формулирование проблемы
РУУД (целеполагание) постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что усвоено, и того, что ещё не известно 3 мин
1.4
Активизация мыслительной активности с помощью наводящих вопросов и опоры на слайды.
Ввод в тему урока, организация целеполагания.
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.
Итак, тема нашего урока «ЦАРИТ ГАРМОНИЯ ОРКЕСТРА» (на экране) Формулирование темы урока с помощью анализа увиденного, услышанного и наводящих вопросов учителя.
Тема появляется на экране. ПУУД (логические) выдвижение гипотез и их обоснование
формулирование проблемы
РУУД (целеполагание) постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что усвоено, и того, что ещё не известно 1 мин
II Технологический этап
2.1 Актуализация знаний учащихся. Объяснение нового материала с использованием презентации.
Сегодня пойдёт речь о гармоничном развитии человека и о гармонии в оркестре. Всё в мире стремится к гармонии: и природа, и человек, и музыка в оркестре.
Послушайте мелодию (наигрываю «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига)
Узнали эту музыку? Кто написал? Как называется? (или, если не узнали: какое время суток – утро или вечер изобразил композитор? Почему?) Действительно, музыку написал замечательный норвежский композитор Эдвард Григ.9на экране –название и портрет композитора)
Подготовка к пению. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Споём со словами: «Солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась и утро пришло»
Слушание «Утра» Э. Грига в исполнении симфонического оркестра.
Во время слушания я попрошу вас сделать небольшое задание: когда услышите самое яркое место в музыке, когда вся природа проснётся, поднимите руки и глаза к солнцу.
Дети слушают и выполняют задание (ритмопластика)
Что же происходило с музыкой? Как норвежскому композитору Э. Григу удалось показать картину утреннего пробуждения природы?
Музыка как бы расцвечивается, развивается одна и та же мелодия — тема, передающая наступление светлого, ласкового утра. (музыка утренняя, потому что написана в мажоре, интонации стремятся вверх, происходит динамическое развитие, при этом музыка звучит спокойно, в умеренном темпе)
Давайте пропоём эту мелодию со словами и голосом выделим самое яркое место в музыке –кульминацию. (дети поют стоя).
Э. Грига называют певцом родной природы.
Цитаты на экране. Прочитаем.
«Как я счастлив, что родился в Норвегии. Я обязан рассказать миру о ней…Я ищу спасения в родной природе моей страны…Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей Родины»
Э. Григ
Эдвард Григ в своих произведениях воспевал природу Норвегии, суровую и закаленную непогодой. Извилистые фьорды,   незабываемо красивые водопады и конечно, леса, о которых можно сказать «И на камнях растут деревья». Леса простираются на огромные расстояния, переходя порой в густые чащи.
А какой русский композитор воспевал красоту родного края?
Да, это Пётр Ильич Чайковский.
Цитата на экране. Прочитаем.
«Я еще не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи… Я проникся неизъяснимой красотой…русской народной музыки…»
П. И. Чайковский
С 1880 года Э. Григ жил в своем родном городе Бергене; здесь он возглавлял музыкальное общество "Гармония". В 1888 году в Лейпциге произошло знакомство Грига с Чайковским, перешедшее в дружеские отношения, композиторы вели переписку. Благодаря Чайковскому в России узнали Грига. Музыка сблизила два народа.
Послушайте финал 4 симфонии Чайковского (фрагмент) и ответьте на вопрос: мелодия какой русской народной песни звучит в этом фрагменте? (название произведения и портрет композитора на экране)
Прослушивание фрагмента финала 4 симфонии Чайковского (русская народная песня «Во поле берёза стояла»)
А как звучала эта мелодия? (она изменялась, звучала по-разному, варьировалась)
В этой симфонии наша песня «Во поле береза» превратилась в симфоническую мелодию», звучащая то мягко и напевно, то печально, то быстро и тревожного, сопровождаясь тяжелыми ударами барабана, то мелькая в разных голосах, набегающих, как волны. Одна на другую. Как красиво звучал оркестр – царила настоящая гармония!
Когда-то великий русский композитор М. И. Глинка сказал: «Народ сочиняет музыку, а мы, композиторы, лишь аранжируем её». И в этой музыке П. И. Чайковского – р.н.п. привела нас в симфонию.
Участие в беседе, слушание музыки, ответы на вопросы, дыхательная гимнастика, пение, ритмопластика КУУД (планирование) определение способов взаимодействия, функций участников
КУУД (постановка вопросов) инициативное сотрудничество в сборе информации
РУУД (прогнозирование); предвосхищение результата.
ПУУД (общеучебные) поиск, структурирование информации, осознанное построение речевого высказывания
ПУУД (логические) установление причинно-следственных связей
4 мин
2.2 Продолжение работы по теме.
А чтобы оркестр так хорошо звучал – кто нужен? (ДИРИЖЁР) Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. От взмахов палочки дирижера зависит слаженность игры оркестрантов и  темп исполнения произведения.
 - Музыканты играют свою партию по нотам. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.    
3 мин
2.3 Организация вокально-хоровой работы по исполнению фрагмента р. н. песни «Во поле берёза стояла»
А сейчас я предлагаю вспомнить песню «Во поле береза стояла».
Исполнение учителем первого куплета.
- Как она сейчас у нас прозвучала? (Медленно, плавно, по -хороводному ).
Дети поют первый куплет (аккомпанемент) Исполнение фрагмента в соответствии с образом произведения РУУД (волевая саморегуляция) способность мобилизации внимания в процессе исполнения музыки
2 мин
2.4 Организация инструментального музицирования
-А теперь попробуем и мы с вами понять, что значит гармония в оркестре- исполним песню с музыкальными инструментами (раздаю бубны, треугольник, ложки, металлофон (колокольчики) Прежде потренируемся. Будьте внимательны –музыка будет менять свой характер. ПАРТИТУРА будет на экране.
(Из хороводной, певучей, плавной, медленной песни она превратилась в быструю, темпераментную, праздничную, веселую, даже игривую, как плясовую).Исполнение р.н.п. на муз. инструментах.
Какая гармония была в оркестре! Молодцы, ребята! Инструментальное музицирования (в группах по инструментам)
РУУД (волевая саморегуляция) способность мобилизации внимания в процессе исполнения музыки по партитуре
ЛУУД (умение находить ответ на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»)4 мин
А теперь посмотрите на эту иллюстрацию. (на экране «влияние звучания разных муз. инструментов на организм человека) Учитель комментирует иллюстрацию.
Подведение итогов урока.
Что же помогает нам услышать красоту музыки?
Голос-самый главный муз. инструмент. Ухо (наш слух)- самый главный слуховой инструмент. Они должны находиться в гармонии.
Показ видеофрагмента (звуковые волны)
Рефлексия.
Что нового сегодня узнали? Проиллюстрируйте своё настроение, приклеив нужный смайлик.
А я хочу поблагодарить вас за работу на уроке и подарить вам книжку-малышку с советами, как сберечь свой голос и слух. III Рефлексия
3.1 Организация работы по подведению итогов урока
А теперь посмотрите на эту иллюстрацию. (на экране «влияние звучания разных муз. инструментов на организм человека) Учитель комментирует иллюстрацию.
Подведение итогов урока.
Что же помогает нам услышать красоту музыки?
Голос-самый главный муз. инструмент. Ухо (наш слух)- самый главный слуховой инструмент. Они должны находиться в гармонии.
Что нового сегодня узнали?
Проверка знаний. Карточки с заданием (соедините линиями термины с нужными определениями) (Приложение 2)
Организация заполнения анкеты обратной связи
( Приложение 3)
А я хочу поблагодарить вас за работу на уроке и подарить вам книжку-малышку с советами, как сберечь свой голос и слух. ( Приложение 4)
Участие в подведении итогов, проверка знаний.
Оценивание
Заполнение анкеты РУУД (контроль) сличение результата с эталоном
ЛУУД (оценивание усвояемого материала, исходя из личных ценностей2 мин
3.2 Определение домашнего задания по выбору учащихся:
1.Прочитать книжку-малышку с советами, как сберечь свой слух и голос. (Приложение 3) Стараться придерживаться этих советов.
2.Послушать симфоническую музыку Э. Грига, П. И. Чайковского (желательно слушать «живую» музыку в концертном залеЗапись домашнего задания
ПУУД (действия постановки и решения проблем творческого и поискового характера)
1 мин
Список литературы:
1. Арьяева Л.В.Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб: ИПК СПО, 2012. – 244с.
2. Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования. Выпуск 5 - СПб: РГПУ им. Герцена. 2011. 7– 34с.
3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник для учащихся 4 класса образовательных школ. – М.: Просвещение. 2014. 90-91с.
4. Методическое пособие «Музыка 1-4» Сергеева Г.П., Критская Е.Д. , Шмагина Т. С.- М.: Просвещение, 2015.4-е изд., 256 с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230 - ФГОС. Глоссарий // Институт стратегических исследований в образовании РАО: [сайт]. URL
2. http://rebus1.com/3. https://www.youtube.com/watch?v=HY2KBJySEpk4. https://www.youtube.com/watch?v=Q3A1zZzJV8sПриложение 1
Ребус

Приложение 2
Проверка знаний
Соедини линиями термин с нужным определением
ПАРТИТУРА музыкант, управляющий оркестром или хором
ГАРМОНИЯ нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке
ОРКЕСТР музыкальное согласие, благозвучие, созвучие
ДИРИЖЁР большой коллектив музыкантов-инструменталистов
Приложение 3
Анкета обратной связи
Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы и обведите букву рядом с тем вариантом, который наиболее Вам подходит.
Я удовлетворен(а) результатами занятия а) ДА; б) НЕТ.
Я удовлетворен(а) своим выступлением а) ДА; б) НЕТ.
Во время урока я испытывал(а):
а) ИНТЕРЕС; б) ВОЛНЕНИЕ; в) УСТАЛОСТЬ; г) ДРУГОЕ.
Такая форма занятия мне понравилась а) ДА; б) НЕТ.
Во время выступления я испытывал(а): затруднения, стеснение, неудобство, затруднений не было, другое (нужное подчеркнуть)
6.Себе за работу я бы поставил(а) ….…… (оценить по пятибалльной системе)
Спасибо за объективность!
Приложение 4
Памятка (книжка-малышка) «Береги свой слух и голос»