Контрольная работа в формате ЕГЭ для 10 класса Русское государство с 1237 по 1547 годы
1 вариант.
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) основание Сергием Радонежским Троицкого монастыря
2) опубликование Мартином Лютером «95 тезисов»
3) принятие Судебника
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) восстание в Твери 1)1378
Б) присоединение Рязанского княжества к
Московскому государству 2)1111
В)сражение на реке Воже3)1521
Г)битва на реке Шелонь4)1327
5)1471
3. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух,
относятся к периоду правления Ивана III.
1) кормление; 2) пожилое; 3) Земский собор; 4) Юрьев день; 5) Судебник; 6) старообрядцы.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся
к другому историческому периоду.
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Система содержания должностных лиц (наместников и волостелей) за счёт местного населения, отменённая в результате реформ Избранной рады.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) ФАКТ
А) формирование территории единого Русского государства 1) получение права сбора дани с русских земель и доставка её в Орду
Б) борьба русских земель за освобождение
от власти Орды 2)присоединение Пскова
В) княжение Ивана Калиты 3) битва на реке СитьГ)монгольское нашествие 4)захват Олегом Вещим Киева
5)установление республиканского правления в Новгороде
6) стояние на реке Угре
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А)«) «Князь… поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с [князем] и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у [князя] множество воинов храбрых, сильных и крепких, все наполнились они воинственным духом… Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские… 7 вёрст по льду…,
и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело
раненными».
Б)«Соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошёл [великий князь] против Мамая скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришёл в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч… От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе...
В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели... Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»... [Великий князь] сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей»... И велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа... Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные... Когда князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вёл его…»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) События, о которых говорится в источнике, относятся к XIV в.
2) Князь, о котором говорится в источнике, до описанной в тексте битвы прославился победой над шведами.
3) Современником событий, о которых говорится в источнике, был князь Андрей Боголюбский.
4) Противник русского князя, о котором говорится в тексте, на момент описываемых событий был в союзе с литовским князем.
5) Великий князь, о котором говорится в тексте, – Иван I Калита.
6) События, о которых говорится в источнике, относятся к XIII в.
7. Какие правители связаны с московским княжеством? Выберите три ответа.
1)Даниил Александрович 2)Михаил Александрович 3) Дмитрий Грозные Очи 4) Дмитрий Донской 5) Юрий Данилович 6) Всеволод Большое Гнездо
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) «_______ - система распределения должностей в зависимости от знатности рода».
Б) «________ -монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали».
В) «_______ - с конца XV века и примерно до начала XVIII века обозначение профессиональных преступников, в том числе неоднократно совершавших преступления».
1)иосифляне 2)нестяжательство 3)кормление 4)лихие люди 5)местничество 6)рецидивисты
9. Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ
А) Присоединение Медыни, Мещеры, Костромы, Дмитрова к Московскому княжеству 1) Дмитрий Донской
Б) Присоединение Можайска к Московскому княжеству 2)Василий III
В)присоединение Смоленска к Московскому
княжеству
3) Юрий Данилович
Г) Присоединение к Московскому княжеству Боровска и Вереи 4)Иван Иванович Красный
5) Иван III
6) Елена Глинская
10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идет речь.
Четырежды свергнутый с престола, он четырежды возвращался против всех законов природы. Возвращался победителем в Москву и в конце концов, пережив всех своих соперников – и умных, и талантливых, и коварных, и благородных, передал сыну мощное государство.
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Участник(-и) Дата Событие
Евпатий Коловрат__________(А) ____________(Б)
Князь Александр Тверской __________(В) Восстание против произвола Чол-хана
_____________(Г) 1410 ____________(Д)
Князь Дмитрий Иванович Московский _________ (Е) _____________(Ж)
Пропущенные элементы:
1) 1378
2) 1327
3) защита Рязанского княжества от монголов
4) Василий I
5) Витовт6) 1237
7) 1380
8) Грюнвальдское сражение
9)Мамаево побоище
12. Прочтите отрывок из летописи.
«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Он был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Князю удалось объединить большое число русских воинов, показав во время Куликовской битвы значительно возросшую силу Руси.
Правление князя продолжалось 30 лет. За это время произошло немало военных столкновений с внешними врагами, не говоря уже о внутренних конфликтах. Частые битвы опустошали русские земли, и в то же время они способствовали духовному сплочению народа, вставшего на защиту родных просторов.
Несмотря на то, что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности.
Соперниками князя были правители Рязани и Твери. К концу жизни он практически пресёк их попытки выйти из повиновения Москве. И всё же Рязанское и Тверское княжества ещё сохраняли своё обособленное положение». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Князь, о котором говорится в отрывке, получил почётное прозвище Невский.
2) Обособленное положение земель, о котором говорится в отрывке, завершилось в правление Ивана Грозного.
3) Разорение Москвы, о котором сказано в отрывке, относится к 1382 г.
4) В годы правления этого князя в Москве был построен новый белокаменный Кремль.
5) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.
6) Князь, о котором говорится в отрывке, передал ярлык на великое княжение сыну без разрешения золотоордынского хана.
Рассмотрите схему и выполните задание 13-16
13. Назовите князя, в годы правления которого в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2».
14. Укажите век, когда в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «3», «4» и «5» (ответ напишите словом).
15. Назовите князя, при котором Русское государство достигло границ, обозначенных на схеме жирной чертой.
16. Какие суждения, относящиеся к эпохе, обозначенной на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Города, обозначенные цифрами «4» и «5», были отвоёваны Русским государством у Великого княжества Литовского.
2)Следствием провала похода, обозначенного чёрными стрелками, стало освобождение Русского государства от ордынского ига.
3)Город, обозначенный цифрой «1», вошёл в состав единого Русского государства в 1478 г.
4)В городах, обозначенных цифрами «2» и «3», до вхождения в состав единого Русского государства существовала республиканская форма правления.
5)Ордынское войско в походе, обозначенном чёрными стрелками, возглавлял Мамай.
6)Город, обозначенный цифрой «2», вошёл в состав единого Русского государства в 1485 г.
17. Установите соответствие между названиями произведений и авторами.
НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АВТОРЫ
А) «Моление» 1) Аристотель ФиоровантиБ) Грановитая палата 2) Даниил Заточник
В) «Хождение за три моря» 3) Афанасий Никитин
Г) Успенский собор в Московском кремле 4) Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари5) Софоний Рязанец6) Бажен Огурцов
Рассмотрите изображения и выполните задания 18, 19.
18. Рассмотрите изображение и выполните задание. 3175317500Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная марка выпущена в период существования СССР.
2) Событие, которому посвящена марка, связано с именем князя Ивана III.
3) На данном изображении представлен символ царской власти в России.
4) Символ привозит в Россию византийская принцесса Анна.
5) Символ, изображённый на марке, принесен варягами в момент их призвания
19. Какие из зданий, представленных ниже, были построены при том же правителе, что и принят символ государственной власти. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
1 2
3 4
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22
«Опасность угрожала Москве с трех сторон. От Мценска к Калуге двигался хан с татарами. Удельные князья могли в любой момент подойти из Великих Лук. Королю Казимиру принадлежала Вязьма, и его войска могли достичь Москвы за несколько дней. Между тем Москва была плохо подготовлена к длительной осаде. Белокаменные стены Кремля за сто лет обветшали и требовали починки. Иван III делал все, чтобы остановить неприятеля на дальних подступах к город. Он не слишком надеялся на прочность столичных укреплений и потому отослал Софью с малолетними детьми и всей великокняжеской казной на Белоозеро. 30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву для совета с боярами, а сыну (с частью войска) велел перейти из Серпухова в Калугу. Распоряжение было вызвано тем, что Орда переправилась через Оку к югу от Калуги и устремилась к реке Угре, по которой проходила русско-литовская граница. 3 октября Иван III выехал в армию. В пути он узнал об ожесточенных столкновениях на Угре. Вместо того, чтобы поспешить к месту сражения, государь разбил лагерь на Кременце в тылу русской армии. Бой на Угре продолжался четыре дня. Броды на реке были неширокими, что помешало хану ввести в дело большие массы конницы. Противники осыпали друг друга стрелами. Русские палили из пушек и пищалей»
20. В каком году происходили описанные события? Как звали хана, войска которого шли на Москву?
21. Какие факторы делали непрочным положение Московского княжества? Укажите не менее двух факторов. Какие меры предпринял Иван III ввиду приближения ордынских войск? Укажите не менее двух мероприятий.
22. Опираясь на свои знания, укажите? чем закончились события на Угре. Как их принято называть в исторической науке? Какое значение они имели?
23. Последние годы правления Дмитрия Донского были нелегкими для русских земель. После набега хана Тохтамыша, сжёгшего Москву, Орде платилась тяжёлая дань. На западе продолжалось давление со стороны Великого княжества Литовского, объединившегося в личную унию с Польшей, – в 1386 г.
польско-литовское войско захватило Смоленск. Однако большинство историков высоко оценивают итоги правления Дмитрия Донского. Приведите не менее трёх объяснений такой оценки.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения.
Золотоордынское иго решающим образом повлияло на складывание самодержавного характера власти в России.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающие данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её. При изложении аргументов ОБЯЗАТЕЛЬНО используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение
1)..
2)..
Аргументы в опровержение
1)..
2)..
2 вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) битва на реке Шелони2) Грюнвальдское сражение
3) поход Тохтамыша на Москву
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А)русско-литовская война 1)1475-1479
Б)строительство Успенского собора в Московском кремле 2)1484-1489
В)принятие Судебника 3)1512-1522
Г)регентство великой княгини Елены Глинской 4)1533-1538
5)1497
3. Ниже приведён список городов и земель. Все они, за исключением двух, вошли в состав государства Ивана III в период его правления.
1)Пермь Великая; 2) Западная Сибирь;3)Тверское княжество; 4) Ярославль ;5) Новгородская земля; 6) Псковская земля
4. Напишите пропущенное слово.
Представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви, назывались______. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) ФАКТ
А) централизация государства 1) денежная реформа Елены Глинской
Б) формирование единого Русского государства 2) введение подушной подати
В) борьба за великий владимирский ярлык 3) битва на реке ШелониГ) освобождение Руси от вассальной зависимости 4) «Слово о законе и благодати»
5) подавление восстания в Твери
6) поединок Пересвета с Челубеем6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) «Андрей и Александр Ярославичи, Ярослав Тверской и Борис Василькович Ростовский ездили в Орду. Теперь татары требовали, чтобы и Новгородская земля была исчислена и платила дань. Александр и Андрей Ярославичи и Борис Ростовский отправились с татарскими численниками в Новгород. Сначала дело их шло безуспешно, и только в следующем году вследствие ложного слуха о том, что на Новгород собираются огромные полчища татар, князьям удалось исчислить Новгородскую землю».
Б) «К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово:«У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу». И сказал князь великий: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдём туда, прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую!» И тогда, как соколы, стремглав полетели на быстрый Дон. То ведь не соколы полетели: поскакал князь великий Дмитрий Иванович со своими полками за Дон, а за ним и всё русское войско. И сказал: «Брат, князь Владимир Андреевич, тут, брат, изопьём медовые чары круговые, нападём, брат, своими полками сильными на рать татар».».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В данном источнике идёт речь о переписи населения русских княжеств
2) Современником данного события был Сергий Радонежский.
3) Современником данного события был хан Тохтамыш.
4) Данное событие происходило в середине XIII века
5) После данного события начинается возвышение Московского княжества.
6) Результатом данного события стало освобождение Москвы от власти Золотой Орды.
7. Какие три, из перечисленных ниже событий и явлений, относятся к XIII в? Выберите три ответа.
1) подавление антиордынского восстания в Твери
2) битва на реке Альте
3) битва на реке Калке
4) разорение Рязани Батыем
5) битва на реке Сить6) битва на реке Ведроши
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) ___ органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.
Б) ____общее русское название ранних образцов средне- и длинноствольного огнестрельного оружия.
В) ____разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу
1)Боярская дума
2)усадьба
3) поместье
4)тюфяк
5)пищаль
6) приказ
9. Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ
А) Перенос центра русского православия из Владимира в Москву 1) Дмитрий Донской
Б) Подавление антиордынского восстания в Новгороде 2) Александр Невский
В) Утверждение прямого порядка наследования престола: «от отца к сыну» 3) Андрей БоголюбскийГ) Объединение Московского и Владимирского княжеств 4) Иван Калита
5) Василий II
6) Владимир Мономах
10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите имя князя, о котором идет речь.
В этом сражении русские рыцари Смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знамёнами, одни только не обратившись в бегство, и тем заслужили великую славу. Хотя под одним знаменем они были жестоко изрублены и знамя их было втоптано в землю, однако в двух других отрядах они вышли победителями, сражаясь с величайшей храбростью, как подобало мужам и рыцарям, и, наконец, соединились с польскими войсками; и только они одни в войске Александра Витовта стяжали в тот день славу за храбрость и геройство в сражении.
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
_________(А) Ледовое побоище Возникновение Английского парламента
_______(Б) Битва на р. Воже____________________(В)
XV ____________(Г) Война Алой и Белой розы в Англии
XVI _____________(Д) ____________________(Е)
Пропущенные элементы:
Битва на р. ШелониНачало создания Русской Правды
XII в
Аугсбургский религиозный мир
Распад Франкской империи
Битва на Косовом поле
XIV в
Включение в состав московского государства Смоленска
XIII в
12. Прочитайте отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина:
«От Едигея поклон Василью, да и много поклонов. Как те поклоны придут к тебе, царёв ярлык: слышанье учинилось таковое, что неправо у тебя чинят в городах, послы царёвы и купцы из Орды приезжают, а вы послов и купцов на смех поднимаете, великую обиду и истому им чините — это недобро. А прежде вы улусом были царёвым, и страх держали, и пошлины платили, и послов царёвых чтили, и купцов держали без истомы и без обиды. <...> Было бы лучше, если бы дань была отдана по старине и по правде.».
Используя фрагменты документа, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Документ адресован правителю Русского государства
2) Автор документа просит о помощи в управлении государством.
3) В период, когда был создан документ, Русское государство уже обрело независимость от Орды.
4) Исторический деятель, от имени которого написан документ, возглавил грабительский поход на Русь
5) Документ был создан в начале XV в.
6) В документе упомянут Василий III.
Рассмотрите схему и выполните задание 13-16
13. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
14. Напишите имя главнокомандующего, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.
15. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период.
2) Ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели.
3) Ям и Копорье были захвачены завоевателями в ходе событий, обозначенных на схеме стрелками.
4) Одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства.
5) Завоеватели, поход которых обозначен на схеме стрелками, вторглись в пределы Руси с юго-востока.
6) Военачальник, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
А) «Задонщина» 1) Произведение написано в жанре автобиографической повести
Б) «Житие Александра Невского» 2) Усыпальница великих князей и царей до Петра I
В) Грановитая палата 3) Место венчания русских князей и царей
Г) Архангельский собор московского кремля 4) Жизнеописание человека, причисленного к лику святых
5) Главный парадный приёмных зал великокняжеского дворца
5) Памятник древнерусской литературы, посвященный Куликовской битве
4679315-38100018. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Автор произведения – Андрей Рублев.
2) Произведение является мозаикой.
3) Произведение было привезено на Русь из Византии.
4) Автор произведения – Симон Ушаков.
5) В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама».
19. Какие из зданий, представленных ниже, были построены в том же веке, когда было создано данное произведение. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
1 2
3 4
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22
Из сочинения историка В.О.Ключевского.
«На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и уменье пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда. Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале XIV в. все еще считали возможной борьбу с татарами.
Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», т. е. угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками… Благодаря тому московский князь, по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола».
20. Как оценивает историк политическую линию тверских князей? Назовите не менее трёх положений.
21. Какие факты свидетельствуют о более дальновидной политике московских князей? В чем видит историк преимущества московских князей? Укажите в общей сложности не менее трёх преимуществ.
22. Какие черты политики московского князя Ивана Калиты отмечает историк? Приведите не менее трёх черт.
23. Рассмотрите историческую информацию и ответьте на вопросы.
Появление во время правления Ивана III таких атрибутов царской власти, как шапка Мономаха, является внешним выражением значимости правления этого монарха. Укажите не менее трех масштабных задач, которые удалось решить Ивану III. Объясните, какое событие и почему предваряло принятие Иваном III титула «государь вся Руси».
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в науке.
Главным фактором возвышения Москвы были её выгодное географическое положение и экономические условия.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающие данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение
1)..
2)..
Аргументы в опровержение
1)..
2)..
Использованные источники при составлении заданий
1) ЕГЭ. История: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. А. Б. Безбородова, А. В. Игнатова.- М.: Издательство «Национальное образование», 2016.-400 с.
2) История. ЕГЭ-2017. Тематический тренинг: все типы заданий: учебно-методическое пособие/ Под ред. О. Г. Веряскиной.- Ростов н/Д: Легион, 2016.-464 с.
3) Пазин Р.В. История 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. 400 заданий высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие.-Ростов н/Д: Легион, 2012.- 304с.
Интернет-ресурсы
http://www.ctege.info/https://hist-ege.sdamgia.ru/