Разработка викторины Интеллектуальный марафон знатоков Конституции РФ (11 класс)
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей общественных дисциплин (истории, обществознания), а также классных руководителей в профессиональных организациях среднего профессионального образования для проведения мероприятия, посвященного Конституции Российской Федерации.
Знание Конституции РФ является обязательным для каждого человека, так как этот документ - основной закон государства. Интеллектуальный марафон поможет обучающимся лучше узнать его и научит руководствоваться им в своей жизни и деятельности.
Ежегодно 12 декабря отмечается День Российской Конституции. Этот день сегодня не входит в перечень «красных дней календаря», но во всех образовательных учреждениях проходят уроки, внеклассные мероприятия, посвященные Дню Конституции, в ходе которых обобщаются и систематизируются знания в сфере прав и обязанностей гражданина, дальнейшее развитие получают навыки сравнительно-сопоставительного анализа политико-правовой информации, закладываются мотивационные основы правомерного поведения личности.
При выборе формы урока или внеурочного мероприятия важно учитывать возрастные особенности аудитории, собственный опыт обучающихся в вопросах межличностных отношений, связанных с реализацией прав и обязанностей. Современные подходы к образовательной деятельности при определении формы проведения мероприятия диктуют выбор системно-деятельностных методик. Это объясняется тем, что современные психологи ядром личности считают потребностно-мотивационную сферу и самосознание, определяющие движущие силы развития личности и направленность поведения субъекта. Важную роль в определении способов поведения человека, деятельности и путей, которые им выбираются для достижения своих целей, играют инструментальные сферы личности, а именно: интеллектуальная, эмоционально-волевая, а также сфера социальных навыков. С учетом этого при выборе формы проведения мероприятия, посвященного Конституции РФ, мы остановили свой выбор на интеллектуальном марафоне.
Интеллектуальный марафон является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие важнейших сфер личности. Участвуя в марафоне, обучающийся проявляет стремление к самореализации (потребностно - мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля (волевая сфера); ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления (интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно - мотивационная сфера), а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы (сфера социальных навыков). Кроме того дает возможность каждому обучающемуся:
- продемонстрировать приобретенные им общеучебные умения и навыки;
- проявить интеллектуальные способности;
- показать уровень сформированности общих компетенций, определенных ФГОС СПО;
- раскрыть многогранность своих интересов.
Тем самым у обучающегося формируются стимулы саморазвития.
Одновременно интеллектуальный марафон является неформальным срезом уровня и качества обучения по дисциплинам гуманитарной направленности.
Ну и наконец, интеллектуальный марафон является массовым и увлекательным соревнованием!
Основные этапы интеллектуального марафона:
I. Подготовительный этап.
На этом этапе разрабатывается Положение об интеллектуальном марафоне, формируется состав жюри, подбираются задания, происходит мотивация обучающихся на участие в марафоне.
Особое внимание следует уделить технической стороне подготовки марафона – это обусловлено использованием модели игры «Кто хочет стать миллионером?» для проведения викторины как одного из туров интеллектуального марафона.
Электронную оболочку популярной игры-викторины можно найти в сети Интернет по адресу: http://www.kivlab.com/games/
На сайте колледжа размещается информация о проведении интеллектуального марафона и условия участия в нем. С целью оказания помощи обучающимся в подготовке к марафону, формирования интереса к теме мероприятия на сайт выкладываются компьютерные презентации, видеоролики, вопросы по истории и содержанию Конституции РФ.
II. Основной этап: проведение интеллектуального марафона.
Данный этап включает проведение трех туров:
1 тур – блиц - турнир;
2 тур - игра-викторина «Знаток - миллионер»;
3 тур – творческий конкурс (разработка и защита социального проекта).
Этот этап марафона, исходя из содержания конкурсных заданий, может быть реализован как в один день, так и в несколько дней (например, 1-й и 2-й туры проводятся в один день, а 3-й тур, требующий подготовки, – в другой, с перерывом в 2-3 дня).
Места проведения всех туров должны быть подобраны таким образом, чтобы обеспечить участникам возможность выполнить различные виды заданий, в том числе с использованием IT-технологий. Необходимо также предусмотреть рабочее место ведущего, места для болельщиков, зрителей.
Оформление аудиторий, в которых проводятся все туры, может быть представлено государственными символами, портретами государственных деятелей, а также творческими работами обучающихся. Можно использовать презентацию.
Особое внимание следует уделить подбору заданий. Большинство из них не должны выходить за рамки учебной программы. Все задания должны быть сформулированы четко, с использованием терминов, известных обучающимся.
Задания должны быть разнообразными по форме:
- для блиц - турнира - вопросы, требующие односложных ответов;
- для игры-викторины «Знаток-миллионер» - тестовые задания;
- для творческого конкурса - задания, предполагающие подробные обоснования, рассуждения, выкладки, создающие условия для проявления способности к логическому и абстрактному мышлению.
Например,
- вариант задания № 1: наш колледж – своего рода маленькое государство, поэтому все стороны его жизни тоже нуждаются в регламентации. Мы предлагаем нашим участникам разработать Конституцию нашего колледжа. Главное условие – соответствие этой Конституции понятию «основного закона жизни общества»;
- вариант задания № 2: Сегодня в России остаётся масса нерешённых проблем. Наряду с демократическими процессами имеет место колоссальная степень бюрократизации и коррумпированности представителей власти. Произвол бюрократии, силовых структур, высокий уровень преступности, усиление жестокости в детско-юношеской среде, бурный всплеск наркомании и пьянства, вызревание межэтнических конфликтов вызывает негодование у граждан. Предложите пути решения этих проблем в формате «Если бы я стал президентом России».
От тура к туру задания усложняются, а по правилам игры «Знаток-миллионер» вопросы становятся сложнее при продвижении вперед – шаг за шагом.
Количество заданий, предъявляемых каждому участнику на определенном туре, ограничивается временным фактором. Так, во время блиц - турнира можно ограничиться тремя-пятью вопросами для каждого участника; 2-й тур – игра «Знаток-миллионер» - предполагает 15 заданий (максимальное количество); в ходе 3-го тура участник выполняет и презентует одно творческое задание – проект Конституции колледжа или Программу будущего Президента страны.
Соблюдение этих требований позволяет быстро и качественно осуществлять проверку выполнения заданий участниками марафона. Целесообразно заранее подготовить эталоны ответов и рекомендации по оцениванию. Предлагаем за каждый правильный ответ в блиц - турнире начислять 1 балл; цена каждого правильного ответа на вопросы игры-викторины «Знаток-миллионер» определена ее правилами; выполнение задания 3-го тура может быть оценено по 5-балльной шкале.
III. Заключительный этап: подведение итогов, награждение победителей.
Все оценки (баллы), полученные участниками марафона, выставляются членами жюри в индивидуальных протоколах, на основе которых заполняется общий протокол каждого тура марафона.
Итоги подводятся по каждому туру марафона, и в каждом туре определяются победители и призеры (лауреаты). Награждение производится по результатам каждого тура:
Тур 1 – грамоты (победителям, число которых определяется Положением) и благодарности (всем участникам);
Тур 2 – диплом и сертификат миллионера - знатока Конституции РФ (1 место) и грамоты (2-3 места);
Тур 3 – медаль (1 место) и дипломы (2-3 места).
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН
ЗНАТОКОВ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(сценарий)
Цель: формирование у обучающихся российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.
Задачи:
- выявление и развитие творческих и познавательных способностей обучающихся, эффективная реализация их творческого и интеллектуального потенциала;
- стимулирование интереса участников марафона к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- популяризация интеллектуальных и познавательных игр среди обучающихся;
- развитие умения работать с документом и при необходимости пользоваться им;
- развитие информационно-коммуникационных компетенций;
- выработка лидерских качеств;
- пополнение портфолио обучающегося.
Оборудование 1-го тура:
- плакаты «Конституция РФ»;
- Гимн России (аудиозапись);
- рабочие места участников и ведущего;
- мультимедийное устройство (проектор);
- компьютерная презентация (приложение1);
- компьютер;
- видеоролик (приложение 2).
Оборудование 2-го тура:
- рабочие места участников, оснащенные компьютерной техникой;
- компьютерная игра «Кто хочет стать миллионером» (приложение 3);
- государственные символы России.
Оборудование 3 тура:
- государственные символы России;
- портреты руководителей страны;
- мультимедийное устройство (проектор);
- компьютерная презентация;
- компьютер;
ТУР 1
Приложение 1 Слайд 1
Ведущий 1:
Русский царь Николай I сам лично допрашивал участников восстания на Сенатской площади. На вопрос, что такое Конституция солдаты отвечали: «Константин – законный царь, а Конституция – его жена». Теперь каждый человек знает, что Конституция – это основной закон государства. Каждое цивилизованное общество стремится иметь Конституцию.
Слайд 2
Ведущий 2:
В переводе с латыни Конституция означает «установление, устройство».
Конституцию принимают для того, чтобы установить и закрепить отношение между властью и гражданином, устройство государства, государственной власти, права и обязанности граждан.
Ведущий 1:
Все вы знаете, что Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Главной ценностью государства Конституция провозглашает человека, его права и свободы.
Слайд 3-4
Ведущий 2:
Уже более 20 лет прошло Но в мире Конституция Российской Федерации является наиболее современной.
Ведущий 1:
А ведь Конституция 1993 года – не первая конституция нашего государства.
Давайте перелистаем страницы истории
Демонстрируется видеоролик о Конституциях Советского периода и Конституции РФ .
Приложение 2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ведущий 2:
У поэта Евгения Евтушенко есть такие строки:
«Ты, гражданственность, флаг, а не флюгер,
Флюгер слишком усердно скриплив.
Тот, кто Родину подлинно любит,
Тот в любви никогда не криклив».
«Боль гражданства – не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собою все поле,
Даже если он в поле один».
Ведущий 1:
Когда же мы станем взрослыми?
Какие считать года?
Себя атакуя вопросами,
Вы спрашиваете – когда?
Вы к будущему готовитесь,
И сердце стучит: пора!
И взрослыми вы становитесь
Сегодня, завтра, вчера!
Ведущий 2:
Я вижу вас входящими
В грядущие времена,
Как клятву произносящими:
«Я твой гражданин, страна!».
Слайды 5-6
Преподаватель:
Сегодня начинается интеллектуальный марафон, посвященный Дню Конституции Российской Конституции.
Звучит гимн России на фоне слайда 7.
Наш марафон пройдет в три тура:
Слайд 8
1 тур – блиц - турнир;
2 тур – игра - викторина «Знаток - миллионер»;
3 тур – творческий конкурс.
В каждый тур проходят сильнейшие – те, кто лучше знает наш Основной Закон.
На всех этапах работает жюри, которое и выявит лучших знатоков Конституции РФ.
(Оглашается состав жюри).
Итак, мы начинаем наш блиц-турнир, в ходе которого каждому участнику будут предложены 3 вопроса. На каждый из них он тут же должен дать ответ. За правильный ответ – 1 балл. В следующий тур пройдут те, кто правильно ответит на все три вопроса и наберет 3 балла.
В быстром темпе задаются вопросы участникам:
1. Сколько разделов в Конституции Российской Федерации?
(два)
2.Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ? (Президент РФ)
3. Кто должен заботиться о нетрудоспособных родителях?
(трудоспособные дети, достигшие 18 лет)
-//-
1. Что такое референдум?
(всенародное голосование)
2. Кто может распустить Государственную Думу?
(Президент РФ)
3. Сколько глав в Конституции Российской Федерации?
(девять)
-//-
1. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (число, месяц, год)
(12 декабря 1993года)
2. Сколько статей в Конституции Российской Федерации?
(137)
3. На какой срок избирается Президент РФ?
(на 6 лет)
-//-
1. Как называется высший орган исполнительной власти в РФ?
(Правительство РФ)
2. Какое образование в российской Федерации является обязательным?
(основное общее)
3. Как называется парламент РФ?
(Федеральное Собрание)
-//-
1. Кто в России является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина?
(Президент Российской Федерации)
2. С какого возраста гражданин участвует в выборах?
(с 18 лет)
3. Кто временно исполняет обязанности Президента России, во всех случаях, когда он не в состоянии выполнять свои обязанности?
(Председатель Правительства Российской Федерации)
-//-
1. Во сколько лет можно стать Президентом Российской Федерации?
(в 35)
2. Из скольких палат состоит Федеральное Собрание?
(из двух)
3. Какую власть осуществляет Правительство Российской Федерации?
(исполнительную)
-//-
1. С какого возраста вы можете стать депутатом Государственной Думы?
(с 21 года)
2. Какой Закон нашей страны имеет высшую юридическую силу?
(Конституция РФ)
3. Высшей ценностью по Конституции РФ является
(человек, его права и свободы)
Примечания:
Количество вопросов-троек должно соответствовать числу участников блиц – турнира. Правилами проведения марафона можно увеличить количество вопросов одному участнику до 5.
После каждого неверного ответа ведущим сообщается правильный ответ и он высвечивается на экране.
Примеры (слайды 9-11)
Важно сохранять быстрый темп.
По окончании блиц – турнира подводятся итоги. Называются имена участников, прошедших в следующий тур. Участники, выбывшие из борьбы, получают благодарственные письма (на бланке «Благодарность»).
ТУР 2
Преподаватель:
Мы поздравляем участников, прошедших во 2-й тур и предлагаем попытать счастья заработать миллионбаллов.
Слайд 12
Каждый участник этого тура занимает место за компьютером, на экране которого будут появляться вопрос и 4 ответа на него. Вам следует выбрать правильный ответ. О том, правильный он или нет – вы узнаете по соответствующему звуковому сигналу (демонстрируются сигналы, сопровождающие правильный и ошибочный ответы).
Как и в известной одноименной телевизионной игре у каждого из вас есть право: на помощь зала, помощь друга, 50 на 50 (разъясняем).
Победителями этого тура станут те, кто покорит вершину в 1000000 баллов! В случае, если таковых не окажется – в следующий тур пройдут участники, показавшие наилучшие результаты.
Итак, начали!
Ниже приведены примерные задания, правильные ответы выделены:
Приложение 3
1. Что означает слово Конституция в переводе с латинского языка?
а) устройство б) согласие
с) договор д) убеждения
2. Конституцию как Основной Закон государства характеризует то, что
а) положения, включённые в неё, не могут быть изменены
б) ей должны соответствовать все нормативные акты
с) она принимается парламентом страны
д) она детально определяет нормы всех отраслей права
3. Каким путем была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) Учредительным собранием б) представителями от партий
с) всенародным голосованием д) Федеральным собранием
4. Россия является
а) конфедерацией б) унитарным государством
с) федеративным государством д) монархией
5. Правоспособность у гражданина возникает
а) с 6 лет б) с 18 лет
с) с 14 лет д) с рождения
6. В идеологической и политической областях Конституция РФ признает
а) единообразие б) анархию
с) многообразие д) безобразие
7. К признакам любого государства относится:
а) суверенитет б) федеративное устройство
с) разделение властей д) равенство всех перед законом
8. Основанием для ограничения права гражданина быть избранным на пост Президента РФ является:
а) пол б) размер годового дохода
с) профессия д) возраст
9. По Конституции органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной):
а) объединены б) взаимозависимы
с) сохраняют нейтралитет д) самостоятельны
10. Избирательную систему демократического типа отличают:
а) открытое голосование на выборах
б) правовая ответственность за уклонение от выборов
с) выдвижение одного наиболее достойного кандидата
д) наличие альтернативных кандидатов
11. К конституционным основам организации государственной власти в РФ НЕ относится:
а) народовластие б) федерализм
с) разделение властей д) свобода труда и экономической деятельности
12. Какая религия является главной в России:
а) никакая б) православие
с) мусульманство г) православие и мусульманство
13. Государство отличается от политической партии тем, что: а) имеет сформулированные цели деятельности
б) является объединением людей
с) является частью политической системы
д) создает правовые нормы
14. Какое суждение является верным?
А. В правовом государстве только президент освобождается от обязанности подчиняться закону.
Б. В правовом государстве законодательная власть принадлежит назначаемому Президентом Правительству.
а) верно только А б) оба суждения неверны
с) верно только Б д) верны оба суждения
15. Только мажоритарную избирательную систему характеризует: а) создание избирательных округов б) признание избранным кандидата, получившего большинство голосов
с) тайное голосование на избирательных участках д) выдвижение кандидатов политическими партиями
Примечания:
При наличии большого числа участников можно задействовать 2 компьютерных класса, обеспечив присутствие представителей жюри в каждом из них.
В этом случае следует разработать не менее 4-х вариантов заданий, чтобы в каждой аудитории использовалось как минимум 2 варианта.
По окончании игры подводятся итоги. Называются имена победителей, прошедших в следующий, третий, тур. Им вручается «сертификат миллионера – знатока Конституции РФ». Остальные участники награждаются грамотами.
Преподаватель:
Мы поздравляем победителя и призеров 2-тура и выдаем им задание на 3-й тур (предлагает победителю выбрать один из двух конвертов с заданиями и оглашает задание следующего тура).
ТУР 3
Преподаватель:
Сегодня – заключительный тур нашего интеллектуального марафона, посвященного Дню Конституции Российской Федерации. И это будет самое демократичное состязание: участники марафона представят проекты Конституции нашего колледжа, а оценивать их будут не только члены жюри, но и все болельщики, присутствующие в этом зале.
Что же будем оценивать?
Соответствие проекта идее основного закона.
Соответствие структуры проекта структуре Конституции.
Новизну, привлекательность проекта.
Практическую значимость проекта, возможность его реализации.
Качество техники исполнения проекта и его представления.
Коммуникативную культуру автора проекта: доступность и логичность выступления; умение отвечать на вопросы; готовность к дискуссии.
Свой проект Конституции колледжа представляет . (имя, фамилия, № учебной группы участника).
(после представления проекта): Можно задать вопросы автору проекта.
Следующий проект – проект. (имя, фамилия, № учебной группы участника).
(Заслушиваются выступления всех участников, дошедших до 3-го тура).
Ведущий 1:
Сейчас предлагаем оценить каждый проект. У вас есть цветные карточки: желтый цвет – 2 балла; зеленый цвет – 3 балла; синий цвет – 4 балла; красный цвет – 5 баллов.
(Идет выставление оценок каждому конкурсанту болельщиками и членами жюри)
Слайд 13
Ведущий 2:
Закон отец согласья, мира, дружбы.А Конституция его прямой гарант.Она у Правды состоит на службе,Как солнца луч и милосердья квант.
Дана народу, для свершений дивных,Чтобы без споров жить в России нам.И чтоб тенденций роста позитивных,Не оборвали хаос и бедлам.
О, Конституция, заслуженна народом,Гражданским духом, мыслью и трудом.Неважно для нее откуда родом,Если Россия для тебя как отчий дом!
Ведущий 1:
Вот и подошел к концу наш интеллектуальный марафон знатоков Конституции Российской Федерации. Через несколько минут жюри назовет имя победителя.
А каждый из нас должен знать и помнить, что Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
Ведущий 2:
Однако, многое из того, что записано в Конституции нашей страны, к сожалению не всегда реализуется. В этом есть и вина россиян, часто не знающих свой Основной Закон, не понимающих, что означает та или иная норма, не умеющих цивилизованно отстаивать свои права.
Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны, знать которую необходимо каждому гражданину Российской Федерации.
Подведение итогов 3-го тура, награждение победителя и дипломантов.
Результаты марафона, фотоотчет о мероприятии выкладываются на официальном сайте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ :
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.-
М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997. то же. 2 - изд.
М.: Изд-во РЮИД: Сашко, 2000.
2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской
Федерации. Учебник. М.: Инфра-М, 1996.
3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие.-
М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд. группа Инфра-М - норма, 1997.
4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред.
Ю.В. Кудрявцева. -М.; Фонд "Правовая культура", 1996.
5. Конституция Российской Федерации.
6. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Конституция Российской Федерации с
комментариями для Изучения и понимания. Издательство: Инфра. - М., 2007.
7. Любимов АЛ. Конституция Российской Федерации в таблицах и
схемах. Изд. 2- , перераб., доп. - М., 2004.
8. Смоленский М.Б. Конституция Российской . Федерации с
комментариями для школьников. Изд. 4-5-е, перераб., доп. - Р-н-Д.: Феникс,
2008,2012.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
15