Элементы театрализованного представления Масленица по дням недели для детей подготовитльной к школе группы
Элементы театрализованного представления «Масленица»
по дням недели для детей подготовительной к школе группы
составила музыкальный руководитель СП ГБОУ СОШ № 3 имени М. Ф. Леонова с. Приволжье «Детский сад «Волна»» Рязанцева Н. В.
Понедельник «Встреча»
В левой стороне зала стоит плоскостной домик, стоя рядом с домиком воспитатель читает стихотворение:
В понедельник с ясной зорьки Все катаются на горке, Яства всякие жуют, Громко песенки поют.
По деревне в каждый двор Забегает детский хор. Из домов несут старье, Всяко разное тряпье.
Все выносят за забор, Разводя большой костер. То ведь Масленица, Славна Масленица!
Воспитатель уходит за домик. В зал входит музыкальный руководитель и дети , впереди идёт мальчика в руках у него не наряженное чучело «Масленицы», все поют песню «Как вставала я ранёшенько» р. н. м. подходят к домику .
Кричат: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».
Кричат до тех пор, пока хозяйка не вынесет им старое тряпье.
Хозяйка: Собрала я вам для Масленицы старую одежду, берите, наряжайте Масленицу веселитесь.
Мальчик берут мешок.
Мальчик: Пошли на гору, будем Масленицу делать да «масленку» зажигать.
Девочка: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Все: Пошли! (Уходят).
Вторник назывался заигрышем.
Муз. рук. входит с детьми в зал подходят к балагану:
Ребята посмотрите к нам театр приехал, присаживайтесь посмотрим представление.
(Появляется Петрушка)
Муз.рук: Ребята давайте поздороваемся с Петрушкой. Здравствуй Петрушка: Петрушка поздоровайся и ты – видишь, какая публика собралась.
Петрушка: Да не вижу я никакого бублика
Муз. рук: Да не бублика, а публика, поздоровайся с публикой.
Петрушка:Здравствуйте уважаемая публика!Нет ли у кого бубликаИли лишнего рублика.Тогда все кто любит блины да калачиСлезайте быстро со своей печи Приглашаем всех гулятьМасленицу провожать.
Муз. рук: Петрушка! Мы рады погулять с тобой, и масленицу проводить ты такой весёлый!
Петрушка: Просто у меня хорошее настроение. Потому что праздник, а я на празднике самый красивый, самый весёлый, самый умный! Вот!
Муз.рук: Петрушка! Да разве красиво так хвалиться? Надо быть скромным.
Петрушка: Ребята! Я не только самый красивый, но и самый умный! Я всё на свете знаю! Что ни спросите – отвечу!
Муз.рук: Раз так, мы тебя проверим. Отгадай загадку.
В ярко - красном колпаке, он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка, а зовут его… .(Петрушка)
Петрушка: (Смеётся и сквозь смех говорит) Да это, это любой отгадать сможет. Это же лягушка.
Дети: Не правильно…
Петрушка: Тогда это подушка. Опять не угадал? (Начинает перечислять: ватрушка, кадушка, черепушка. … Затем шепчет детям, чтобы не услышала (Муз. Рук) Ребята! Подскажите мне! Не слышу, погромче подскажите!
Муз. рук: Петрушка! Как тебе не стыдно! Вот видишь, что значит хвалиться раньше времени! Сам про себя не смог загадку отгадать!
Петрушка: Я больше не буду хвалиться! Ой! Ребята, какие вы умные!
Муз. рук: Да, ладно, Петрушка! А хочешь, мы тебя повеселим?
Петрушка: Очень хочу.
Муз. рук: Ребята давайте споём Петрушке русскую народную песню «Долговязый журавель».
Поют песню и сопровождают игрой на ударно – шумовых инструментов.
(Пока дети готовятся)
Петрушка: Заиграем мы во вторник,Загуляем пред постом.Покажись-ка нам, Маслёна,С сыром, маслом, калачом!
Дети исполняют песню «Долговязый журавель»р. н. м. в сопровождении ударно – шумовых инструментов.
Дети уходят из зала.
Петрушка: Обратим ваше внимание!Продолжается гуляниеНа санях катание, На блинной карусели Блинов поеданиеДля силачей и ловкачей спортивные соревнованияДля певцов частушек распивание,Для детворы весёлые состязанияА теперь позвольте отдать вам почтениеЗа посещение балаганного представления!
Третий день Масленицы - «лакомка»
Входит девочка в зал и идёт к домику, подходит стучит.
Девочка: Тетушка Варвара,
меня матушка послала:
Дай сковороды да сковородничка,
мучки да подмазочки.
Вода в печи, хочет блины печи.
Воспитатель выходит держит в руках сковороду в ней пакетик с мукой:
Воспитатель: Сегодня пекут блины с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.
Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».
Выбегают дети и кричат : Где блины, тут и мы!
ИГРА « БЛИНЫ» - на мелкую моторику. В руках –« блины» (тряпичные или "вязаные) Дубы – дубы –дубочки -перекладывают с ладошки на ладошку. Пеку – пеку блиночки С одной стороны, - переворачивают блин -«сковороде» двумя С другой стороны. пальцами несколько раз. Жарю в масле я блины.- имитируют шипение блина ш – ш - шВот блин со сметаной, - блин на ладошке, « смазывают его сметаной» Он самый румяный. В трубочку сверну – - сворачивают в трубочку Другу предложу. - берут в правую руку, передаёт соседу справа. Кушай мой румяный блин –берут переданный блин, разворачивают, складывают вчетверо уголочком Завтра снова поедим. - разворачивают, показывают на двух ладошках.
Убегают из зала.
Четверг — разгул, перелом, широкий четверг:
Дети заходят в зал в руках у них солнце, бубенцы, разговаривают между собой, в какую игру будут играть. Встают в круг.
Девочка: давайте играть в игру с Солнцем.
Девочка читает считалку: Под горою у реки
Живут гном и старики
У них колокол висит
Позолоченный звонит
Диги – диги, диги – дон.
Выходи из круга вон.
Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят ,расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей. "
Слава Солнцу" Сла-ва на не-бе солн-цу вы-со-ко-му, сла-ва! Сла-а-ва!
Девочка: Игра «Бубенцы»
Это старая русская игра, она отлично подойдет для праздника Масленицы. Игpающие встают в кpуг. Hа сеpедину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому завязывают глаза.Все остальные поют:«Тpынцы-бpынцы, бубенцы,Раззвонились удальцы:Диги-диги-диги-дон,Отгадай, откуда звон!»После этих слов «жмуpка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.
Девочка: Пошли с горы на санях кататься. (Уходят)
Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день
Воспитатель: ( возле домика)
Веселись, честной народ, Набивая свой живот. Это Масленица, Праздна Масленица!
А в стряпне девчонки бойки – Сладки блинчики пекут, Угощенья подают.
Улыбается народ, Дружно водит хоровод. То ведь Масленица, Добра Масленица!
Выходит девочка придерживает блины в миске на голове. Позади неё идёт потихоньку мальчик, обгоняет её кланеется.
Мальчик: - Утро у печи стояла, блины творила! Разреши отведать, спознать: добрая ли хозяйка из тебя выйдет.
Девочка: - Милости прошу.
Мальчик: (пробует) какие вкусные, ароматные.
Поворачиваются к зрителям и говорят вместе:
Приходите, заходите На румяные блины. Нынче Маслена неделя — Будьте счастливы, как мы!
Входят дети выстраиваются полукругом поют частушки.
Мальчик: Я на Маслену готов Скушать 50 блинов. Закушу их сдобою, Похудеть попробую.
Девочка: Веселей играй, гармошка, Масленица, не грусти! Приходи, весна, скорее, Зиму прочь от нас гони!
Мальчик: Напеки, кума, блинов, Да чтоб были пышные. Нынче Маслена неделя – Можно съесть и лишнего.
Девочка: Пятый блин я слопала, На мне юбка лопнула. Пойду юбку зашивать, Чтобы есть блины опять.
Мальчик: Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы,
Не возьмем ни рублика!
Все вместе: Мы кончаем петь частушки До другого вечера. Вы сидите до утра, Коли делать нечего . Всё!!!
Уходят.
Шестой день Масленицы - золовкины посиделки
Воспитатель: Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.
(Дети вносят наряженное чучело масленицы ) – ставят её но середине зала и начинают величать:
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали,
Маслом
гору поливали,
Поливали, душа, поливали...
Мальчик: По двору возили диву, Ой, да статну и красиву. Жаль такую мне сжигать, Да никто не даст мне спать.
Нарисовану личину Блином мы прикроем чинно. Пусть сгорит она совсем, От зимы устали все.
Все вместе: Пошли масленку зажигать. Будем Масленицу сжигать!
Дети берут Масленицу и уходят.
Воспитатель: На прощанье весь народ Масленицу подожжет. Разгорайся поскорей, Чтоб жилось нам веселей!
Седьмой день Масленицы - прощеное воскресенье - проводы, целовник
Выходят воспитатель с детьми и музыкальный руководитель.
Воспитатель: С наступленьем воскресенья Просим мы у всех прощенья. Наши добрые стремленья Вызывают восхищенье.
Музыкальный руководитель:
Всем спасибо за внимание, За задор, веселье, смех. Созидающий успех.
Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь. Говорим мы:
Все вместе: «До свиданья, До счастливых новых встреч!»