Квалификационная работа на темуФормирование УУД на уроках английского языка на основе эффективных образовательных технологий
Квалификационная работа на тему
«Формирование УУД на уроках английского языка
на основе эффективных образовательных технологий»
Выполнила:
Учитель английского языка
Ардякова Татьяна Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
11
ПРИЛОЖЕНИЯ
12
Введение
Цель моей работы: проанализировать развитие и раскрыть содержание
универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.
Задачи работы:
Обеспечить развитие универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Определить состав и характеристику универсальных учебных действий.
Показать приемы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность концепции развития универсальных учебных действий обусловлена следующими факторами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися.
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью.
Все чаще наблюдаются случаи отвержения детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в школе.
При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития УУД, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) группой авторов под руководством А. Г. Асмолова.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Основная часть
Каждый учитель желает, чтобы на уроке царила атмосфера творчества и добра.
Урок английского языка - это активная деятельность учащихся, проблемность, новые открытия через самостоятельность и сотрудничество, и строится на системно- деятельностном подходе и позволяет развивать УУД.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:
1.Развитие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
2.Развитие личности учащихся;
3.Формирование и развитие УУД.
Формирование УУД – формирование способов познания и освоения мира через развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий и является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.
УУД успешно формируются через применение следующих технологий: проектной, балльно-рейтинговой, КСО, критического мышления, проблемного обучения и других.
Личностные действия позволяют сделать учение на уроках английского языка осмысленным, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
При применении технологии коллективного обучения «Я» концепция развивается через осознание учащимися своих мотивов, потребностей при работе в парах, а затем в группах над темами: «I am a successful pupil»(« Я- успешный ученик»),
О личном, профессиональном, жизненном самоопределении, ориентации на мотив достижения задумываются старшеклассники, написав свою индивидуальную образовательную программу и переведя ее на английский язык. Две девушки ее представляли на уроке-проекте.
Гражданское отношение к Отечеству включает преданность малой родине. Осознание своих прав и обязанностей, патриотизм учащиеся 10 классов проявляют индивидуально, а затем в группах, заполняя «Бортовой журнал». В правой колонке до чтения текста «Права и обязанности граждан» большинство учащихся, отвечая на вопрос:
«What do I know?» («Что я знаю?»), написали:The right to education. The right to health.The right to rest.А после чтения, слева, появились следующие записи: «What have I known?» («Что я узнал?»): The right to take a full and active part in everyday life. The right to private life.The right to protection.
УУД развивается через интересные приемы, формы, а также современные технологии. В старшей школе эффективны проекты, проблемные ситуации, приемы критического мышления. Мне бы хотелось остановиться на работе с проектами, во время которых развиваются коммуникативные навыки: толерантность, умение слушать и слышать собеседников, аргументация своей точки зрения, умение управлять своим поведением, работать в группе и другие.
Учащиеся 10 класса с большим желанием включились в проектную деятельность по теме: «Легко ли быть молодым?», выполняя работу в группах. Работа над проектом началась с тайны. Сформированные по интересам группы анализировали ситуацию, формировали цель, обдумывали идею результата. Лидер каждой группы координировал выполнение работы.1-я группа провела соцопрос с учащимися других классов о знании прав молодежи, составила схемы и сводную таблицу. Получились интересные результаты познания учащихся.
О существующих проблемах молодежи методом анкетирования узнала следующая группа. Из презентации старшеклассники сделали вывод о проблемах с одноклассниками, учителями, в семье.
Появились схемы-сравнения:
«Family problems», «Problems with classmates», « Problems with teachers».Особенно всех удивила группа №3. Они оформили стендовую защиту о своих одноклассниках: хобби, любимых книгах, музыке, фильмах, местах для путешествия. Проанализировав все материалы, они удивили всех выводами:
Hobbies -15 человек, music -15, The Internet-все,TV-14; Traveling-abroad-3, theBlack Sea-8 и так далее.
Невозможно работать без сотрудничества – умения понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, уважать в общении партнера и самого себя.
Работа в группах становится настолько интересной, что выходит за рамки класса: общение с другими старшеклассниками, сравнение результатов, внесение изменений и корректив в план, волевая саморегуляция и преодоление препятствий.
В процессе совместной работы развиваются регулятивные навыки, направленные на управление познавательной и учебной деятельностями посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. А это обеспечит базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Я применяю в своей практике технологию развития критическогомышления при обучении учащихся чтению, изучению и обобщению изученного материала. Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои таланты, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов.
В процессе чтения, слушания, письма при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.).
Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).
Особенно эффективна на уроках английского языка балльно - рейтинговая технология.Основными принципами ее являются: оценка не зависит от межличностных отношений учителя и ученика; незнание не наказывается; стимулируется процесс познания; ученик выбирает стратегию своей деятельности, так как оценки видов деятельности определены заранее. Одним из стимулирующих факторов остается балл, но такой, который не внушает ученику страх, а, напротив, поддерживает его внимание и подстегивает его самолюбие.
Представляю вам балловую систему в 10 классе по одной теме: «Что на пике популярности молодежи?», которая делится на блоки:
«Почему подросткивступают в группы?», «Как подростки выражают свою индивидуальность?», «Общие черты подростков разных стран», « Все ли молодые грубые?», «Что ты думаешь об идеальной субкультуре?».
Каждый блок состоит из модулей, которые содержат аспекты английского языка: знание лексики, чтение, перевод,монологическую и диалогическую речь, грамматику,аудирование. Я разработала форму зачетной книжки, и познакомила учащихся с критериями баллов.Например, модули к теме: «Почему подростки вступают в группы?»: М1-ЛЕ (словосочетание), М2-чтение, перевод текста «Стили жизни»,М3-рассказ по тексту «Стили жизни», М4-диалог1,М5-диалог2.
Итак, ученик может максимально набрать по каждому модулю 10 баллов, а по блоку50 баллов.
Комментарии : 9 - 10б – «5» Критерии 45-50б –«5» 90% - 100%
по каждому 7 - 8б – «4» блока II 36-45б -«4» 70% - 90%
модулю 5 - 6б- «3» 25-36б –«3» 50% - 70%
0 – 4б- «2» 0-24б –«2» 0% - 40%
Я включила в экспериментальные группы учащихся 10 «Г» и 10 «Д» классов. Каждый ученик выбрал свою траекторию познания: набор баллов на определенную оценку. Для большинства - это был огромный стимул в изучении этой трудной темы. Все баллы просчитывались и переводились в оценки. Затем я выстраивала рейтинг.
Заключение
Сформированные универсальные учебные действия позволяют обобщать способы действий с учебным материалом, успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения, выявляют и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни. Результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения иностранного языка. С помощью предложенных упражнений качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения.
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Я благодарна педагогической науке, что она стимулирует работу, как учителей, так и учеников!
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2011.
Примерные программы основного общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2011.
В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.П.Кузовлева 5-11 классы- М.: Просвещение,2012.
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
.
Что на пике популярности у молодежи?
I. Почему подростки вступают в группы?
М.1 ЛЕ Словосочетание
10б
М..3 У.Р
«Стиль жизни подростков»
10б
М.2 Чт.Пер
«Стили жизни»
10б
М.5 Д.2
Диалог 2
10б
М.4 Д.1
Диалог 1
10б
II. Как подростки выражают свою индивидуальность
М.3
П.р
О подростках
10б
М.2
Чт.П
С.76 -77
10б
М.1
Н.гл
10б
М.4 Тест
(Пр.в)
10б
М.5 Чт.
«Стили жизни»
10б
III. Общие черты подростков России и других стран
М.1Р
«Стили жизни» с 78
10б
М.2Чт
«Подростки»
2003.г
10б
М.3Гр
(like/as)
с.85
конспект
10б
М.4Чт
«Байкеры»
10б
М.5Р.пис
О Байкерах
10б
Комментарии: 9- 10б- «5» Комментарии 45-50б.-«5» 90-100%
7-8б- «4» к блоку II36-45б.-«4» 70-90%
к модулю .5-6-.-«325-36б.-«3» 50-70%
0-4-«2»0-24б.-«2»0-40%
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Рисунок 1Заголовок 215