План-конспект урока в 8 классе по теме Односоставное предложение
8 класс
Тема: «Односоставное предложение».
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- объяснить особенности построения односоставных предложений;
- ознакомить с классификацией односоставных предложений;
- сформировать умения различать односоставные и двусоставные предложения;
- научить правильно определять ГО в предложениях.
Развивающие:
- развивать навыки синтаксического разбора предложения;
- развивать устную речь;
- способствовать пополнению словарного запаса учащихся;
- развивать память, логическое мышление, внимание, аналитические способности.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к истории, прошлому;
- воспитывать чувство благодарности за мирное небо и осознания высокой цены солдатского подвига;
- воспитывать патриотизм, чувство долга перед Отечеством, осознание сопричастности со своей страной, своим народом и его историей.
Оборудование:
-оформленная доска,
-тетради,
-учебники,
-раздаточный материал (карточки с заданием),
-презентация Power Point,
-толковый словарь.
Тип урока по дидактической цели: урок усвоения новых знаний.
Тип урока по форме проведения: комбинированный.
Ход урока
Неизвестных солдат нет и
быть не может…
не должно быть!
І. Организационный етап. Подготовка к восприятию материала.
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.
И там, в пернатой памяти моей,
Все сказки начинаются с 'однажды'.
И в этом однократность бытия
И однократность утоленья жажды.
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит...
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
Учитель. Вспомните, пожалуйста, какую дату мы отмечали 3 декабря? (дети отвечают). Правильно, 3 декабря во всех школах России прошли торжественные мероприятия, посвященные Дню памяти Неизвестного солдата, и поэтому сегодня наш урок пройдет под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто», а эпиграфом к нему я взяла слова обычного школьника, вашего ровесника, который в своем сочинении написал: «Неизвестных солдат нет и быть не может… не должно быть!». Давайте сегодня еще раз вспомним о великом подвиге наших солдат и отдадим дань памяти неизвестным защитникам Родины.
Минута молчания.
ІІ. Самостоятельное определение темы урока. Актуализация знаний. На доске записаны предложения:
Память. Она имеет начало, но не имеет конца. Течет река времени. Зарастают шрамы окопов. Но память не убить, не заглушить… .
Вспомните темы предыдущих уроков. Как вы думаете, каное задание я вам предложу (исходя из ранее изученных тем)? Правильно, нужно найти ГО.
Чем отличаются эти предложения?
Какие предложения называются двусоставными?
Как вы думаете, а какой будет тема нашого урока? (дети самостоятельно определяют тему урока и делают соответствующую запись в тетради)
ІІІ. Самостоятельное определение цели урока, мотивация учебной деятельности.
Ребята, чего вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Продолжите предложение: Я хочу…(научиться, узнать, понять…).
Исходя из ваших пожеланий, я на уроке постараюсь научить вас отличать односоставное предложение от двусоставного, дать понятие об односоставном предложении и его видах, помочь разбирать предложения и.д.
А где могут пригодиться наши знания об односоставном предложении?
ІV. Первичное усвоение нових знаний.
1. Давайте посмотрим на предложения и попробуем самостоятельно определить, какие предложения называются односоставными (дети отвечают).
2. А чем отличается перове предложение от последнего? (В первом – есть только подлежащее, во втором – только сказуемое). Выведем схему:
Односоставные предложенияподлежащные сказуемные3. Составим определение.
Односоставное предложение – это предложение, в котором грамматическая основа выражена одним главным членом – подлежащим или сказуемым (один состав подлежащего или один состав сказуемого). Подчеркивается тремя линиями, т.к. оно полное без второго главного члена.
4. Проблемная ситуация.
Учитель. Есть несколько видов односоставных предложений. Они называются так: (слайд). Сейчас я предлагаю вам самостоятельно определить, почему они так называются и чем отличаются друг от друга.
Работа в группах. Задание:
найти главный член предложения;
определить, чем он выражен, лицо, число;
что можно подставить вместо подлежащего (сказуемого);
почему именно так называется вид односоставного предложения.
1 группа – определенно-личные предложения
- Попрошу у мира красоты.
- Славься в веках, Неизвестный солдат.
2 группа – неопределенно-личные предложения
- Их похоронили в братской могиле.
- Второй год подряд в России отмечают День Памяти Неизвестного солдата.
3 группа – обобщенно-личные предложения
- Помни о страшной цене мира.
- О подвигах ваших не забудем.
4 группа – безличные предложения
- Нельзя жить без памяти.
- Не лежать на могиле букетам.
- Сколько подвигов совершено простым солдатом!
5 группа – назывные предложения
- Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к своему Отечеству.
5. Проверка групповой работы. Заполнение таблицы.
Вид односоставногопредложения Чем выражен главный
член предложения Что можно
подставить
вместо подлежащего
(сказуемого) Почему так называется
вид предложения
определенно-личные неопределенно-личные обобщенно-личные безличные назывные ФизминуткаV. Первичная проверка понимания нового материала.
1. На доске записаны предложения:
- Память моя, не давай мне покоя.
- Как много стерто из памяти прекрасных имен.
- Его зарыли в шар земной.
- Памяти павших будем достойны.
- Вечная слава солдатам войны.
Задание группам: найдите среди записанных предложений свое и поясните свой выбор всем.
* Ребята, откуда взято предложение «Его зарыли в шар земной»? Есть такое стихотворение
С. Орлова, написанное в 1944 году и посвященное неизвестному солдату.
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
2. Подведение итогов, повторение изученного теоретического материала.
3. А теперь обратимся к учебнику. Есть ли там информация, которая не прозвучала сегодня на уроке?
VI. Первичное закрепление нового материала.
1. Работа в парах. На экране даны предложения. Задание: найти ГО, определить вид односоставного предложения, *выполнить задание на повторение.
1) Иду к памятнику Неизвестному солдату.
*Что такое синонимы? Подберите синонимы к выделенному слову.2) Давайте сохр…ним этот мир.
*Как и почему так пишется выделенное слово? Как называется эта орфограмма?3) Веч…ная слава солдатам.
*Как и почему так пишется выделенное слово? Как называется эта орфограмма?4) Как горько нам стоять у обелисков… и видеть там скорбящих матерей.
*Какой знак нужно (или не нужно) поставить в предложении и почему?5) 3 декабря ко всем мемор…алам России возложили цветы.
- Дайте лексическое значение слову «мемориал»? Как оно пишется?
2. Лексическая работа. Записать новое слово, его значение, подчеркнуть непроверяемые гласные.
Мемориал - памятное место, памятник или мероприятие в память о ком-либо или о чем-либо.
VII. Домашнее задание. Ребята, какое задание вы хотели бы выполнить? (написать упражнение, выучить теоретический материал, составить презентацию или кроссворд по теме, написать сочинеие с использованим ордносоставных предложений или выполнить что-то свое). Выполните то, что вы сделаете с удовольствием.
VIII. Рефлексия.
Ребята, вы нашли ответы на свои вопросы? Продолжите предложения:
- Теперь я знаю…
- Теперь я умею…
- Теперь я понимаю…
- А еще мне бы хотелось…
IX. Оценивание. На листочках поставьте оценку себе за сегодняшний урок. Теперь обменяйтесь листочком с соседом и поставьте оценку соседу. А третью оценку поставлю я и выведу за урок средний балл. Как вы думаете, это будет объективно?
X. Вернемся еще раз к эпиграфу нашего урока.
- Как вы понимаете эти слова?
- Актуальны ли они в наше время и почему?
- Какие это предложения? (односоставные безличные)
XI. Мотивация последующей деятельности.
Слайд: - Как прошел наш урок?
- Отлично!
Можете ли вы разобрать эти предложения?
Какое из них вызвало затруднение?
Друзья, закончился наш сегодняшний урок, но не закончились секреты лингвистики, а это значит, что нам есть о чем поговорить на следующих занятиях. Спасибо всем за урок и до новых встреч.