Конспект по познанию Наша широкая масленица
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша МасЛЕНИЦА»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица»
Знакомство детей с историей и традициями русского народа.
Открытое воспитательное занятие «Наша Масленица»
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.
Задачи:
Дидактические:
• Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.
• Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
• Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, просилки, хороводы, детское народное творчество.
Коррекционно-развивающие:
• Корригировать и развивать познавательную сферу детей.
• Корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие.
• Корригировать и развивать все виды памяти.
• Корригировать и развивать образное мышление.
• Корригировать и развивать ловкость, выносливость, выдержку, зрительное, слуховое внимание.
• Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.
• Корригировать и развивать умение четко проговаривать пословицы, скороговорки, правильно их интонировать. Обращать внимание на правильное звукопроизношение.
• Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства) .• Корригировать и развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
• Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.
• Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.
• Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, видео материалы, а также сюрпризные моменты.
Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица»;русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото, видео материалы; рисунки; логоритмическое упражнение «Дом и ворота»; заклички; задания на развитие образного мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания; поделки.
Ход занятия
Хозяйка: Как хозяева наши постарались,
В доме к празднику все прибрались.
Все готовы? (Да). Ну, тогда
Ворота отворяйте, да гостей привечайте!
Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»
Дети: На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются.
Всех вас в гости приглашаем. Кланяются гостям.
Дети садятся
Хозяйка: - Дети, какое, сейчас, время года (зима)
- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)
- Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной.
- Что является символом Масленицы (блин) .- Почему? Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.
Хозяйка: К нам масленица идет кривошейка,
Встретим мы ее хорошенько.
Под клип вносят Масленицу, ставят посередине
Хозяйка: Мы сами ее смастерили, платье ей сшили. Давайте гостью встречать, красавицу величать.
1-й: Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
2-й: Дорогая наша Масленица!
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная, трёхаршинная!
Лента алая, двуполтинная!
3-й:Платок беленький, новомодненький!
Лапти частые, головастые!
Ух, красавица!
4-й: Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали - нашей Масленице семь годков,
А всего у Масленицы семь деньков.
Хозяйка: Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
Хозяйка: Первый день - Понедельник - день для встречи,
В гости все к друзьям идут, песни звонкие поют
Хозяйка2: Песня – хоровод «Это Масленица» (садятся на места)
Хозяйка: Второй день - Вторник – все вокруг играют, Заигрышем называют
Вот и нам пришла пора поиграть, детвора!
Ну а как будем играть? Просто будем мы считать.
1. Решила бабушка блины испечь
Поставила тесто, да затопила печь.
Много блинов она напекла, а посчитать их не смогла.
Два блина для внучки, два блина для деда, - для себя и два для соседа.
У ребят скорее спросим: сколько блинов получилось? (8)
2. Шесть веселых медвежат,
К нам на Масленку спешат.
Но один из них устал, и домой потелепалДетки пусть ответ найдут: сколько мишек к нам придут?
3. Пять блинов лежало в миске.
Два блина взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
4. Я на Масленке бывала,
Чего там только не видала!
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
А вот и дети на санках катаются. Послушайте скороговорку:
Везет Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,
Соню в лоб, с санок все в сугроб. (Все повторяют)
Хозяйка: Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
А вы, друзья, блинов хотите? Тогда внимательно смотрите?
Повар решил приготовить нам блины, какие предметы на картинке ему необходимы?
(презентация)
Как назвать эти предметы одним словом (посуда) .Ребята, но наш повар такой рассеянный, забыл, какие продукты необходимы для приготовления блинов. Давайте ему подскажем.
Ребята, наш повар решил нас угостить одним вкусным напитком, а каким, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:
Он горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет.
Силы новые даёт и друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!
Всем гостям ты наливай ароматный, вкусный …
Конечно, это чай. Но повар опять забыл, из чего готовится чай, давайте ему поможем, узнаем, какой продукт лишний.
Хозяйка: Ай-да, молодцы, помогли повару, надеемся, что блинчики и чаек буду очень вкусными. А следующий день – четверг.
В четверг – Разгуляй, хочешь, пой, хочешь, играй.
Ложки вот не забывай.
Хозяйка 2: Ансамбль ложкарей
Хозяйка: В пятницу и субботу по гостям идти охота.
Вся родня собирается, блинами объедается, масленкой восхваляется.
Ой, ребята, а у нас неприятности. Посмотрите, дед Иван спит, и ухом не шевелит, давайте его разбудим. Прокричим ему закличку.
Дед Иван, скорей вставай
Масленицу ты встречай,
Гостей, деда, поджидай!
Никак дед не просыпается. А давайте выполним физминутку, он услышит и проснется.
Хозяйка 2: Физминутка «Скатерть-самобранка»
Спит дед, ничего не слышит. Ребята, посмотрите, где спит дед Иван. Правильно? А теперь все садитесь за столы. Перед вами конвертики. Откройте 1 конверт. Найдите правильную картинку и прочитайте пословицу.
Что неправильно изображено на картинке?
Прочитай пословицу
ДЕД В ПЕЧИ, ДРОВА НА ПЕЧИ ДЕД НА ПЕЧИ, ДРОВА В ПЕЧИ
Откройте 2 конверт. Посмотрите, дед Иван и угощение приготовил. А что он сделал неправильно? Найдите нужную картинку и прочитайте пословицу.
НА СТОЛЕ САПОЖКИ, НА СТОЛЕ ЛЕПЕШКИ,
ПОД СТОЛОМ ЛЕПЕШКИ ПОД СТОЛОМ САПОЖКИ
Садятся на стулья
Хозяйка: Молодцы, помогли деду Ивану навести в доме порядок. Ребята, А вы блины любите, а хотите отведать?
5-й: Мы блинов давно не ели,
Мы блиночков захотели.
6-й: Тин-танка, Подай блинка, оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
7-й:Подайте оладушка нам подмасленного,
Да поджаренного!
8-й: Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Хозяйка: С удовольствием вас угощу, но сначала вспомните, какие правила поведения надо соблюдать за столом? (ответы детей)
А сейчас я вам задам трудную задачу. Сейчас мы с вами еще раз повторим правила поведения, а в выделенном слове поставим правильную букву.
Вот уж гости собираются и хозяйкой восхищаются:
КАК ПРАВИЛЬНО?
Хозяйке гости говорят:
— Очень ВОДНЫЙ ваш наряд!
КАК ПРАВИЛЬНО?
К столу мы гостя пригласили,
На СТОЛ его мы усадили.
КАК ПРАВИЛЬНО?
Жду угощения, тихо сижу,
НОЖКУ пока что на стол положу.
КАК ПРАВИЛЬНО?
Я, друзья, когда зеваю,
Рот МУКОЮ прикрываю.
КАК ПРАВИЛЬНО?
За угощение Хозяйке много теплых слов.
Вручили мы ей за всё БУФЕТ цветов
БАНОЧКИ папа привёз для Егорки:
На Масленке, сын, покатаешься с горки!
Хозяюшка: А седьмой день – Воскресенье,
Все друг у друга просят прощенья,
Ведь на Масленицу нужно,
Укреплять любовью дружбу.
А вы, ребята, какие волшебные слова прощения знаете?
(извините, простите, пожалуйста, я виноват, я больше не буду)
Давайте и мы попросим, друг у друга прощения и обнимемся.
Молодцы. Ребята, а вы знаете, что в старину, люди пытались задобрить солнышко, чтобы оно было ярким и теплым, чтоб лето было зеленым и веселым, чтобы был хороший урожай. А как они это делали? Не знаете. А вот слушайте. Люди изготавливали из бумаги маленькие макеты солнца, закрепляли их на палочках и выносили на улицу. Размахивая солнышком над головой, люди пели песни, заклички. Солнышко, слыша их песни, становилось добрым и теплым.
А вы хотите теплое лето? Ну, тогда задобрим солнышко, сделаем свои поделки. Садитесь поудобнее за столы. Перед вами лежат уже готовые макеты, которые мы с вами сделали, только у Солнышка чего-то не хватает. Чего?
Правильно, ему не хватает глазок носика и ротика. И сейчас вам надо это все приклеить. Подготовьте все необходимое.
А теперь повторим технику безопасности при работе с клеем.
Приступаем к работе. А под музыку работа веселей.
Дети изготавливают поделку «Солнышко», играет музыка
Все выполнили работу. Отставляем клей, вытираем руки, и выходим с солнышками поближе к Масленице.
Хозяйка 2: (Дети становятся вокруг Масленки и поют песню «Здравствуй, милая весна»)
Хозяйка: Вот и праздник пора кончать, Масленицу сжигать.
А за то, что вы меня и гостей повеселили, угощу вас блинами.
А теперь, взрослые и детвора, всем на улицу пора!
На улице сжигают Масленицу и кричат:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы все метели разом улетели,
Чтобы птички пели, травы зеленели.
Угощайтесь, гости дорогие!
Вот блинчиков пара,
Ешьте — с пылу, с жару!
Все румяны да красивы!
А за праздник - Всем скажем…
ХОРОМ: Спасибо!