М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования.
План-конспект урока
Тема урока: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования.
Цель и задачи урока:
учебные – продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта, познакомить с содержанием стихотворения, сюжетом, композицией, особенностями повествования;
воспитательные – воспитывать уважение к великому прошлому своей Родины, её героям;развивающие – развивать речь учащихся, обогатить словарный запас.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
План урока
1. Слово учителя.
2. Слово о поэте.
3. Историческая справка.
4. Словарная работа.
5. Выразительное чтение стихотворения.
6. Работа с текстом.
7. Итоги урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока
1. Определение к деятельности.
2. Слово учителя (подведение к теме)
Чтение отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дары Терека».
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Ребята, вам знакомы эти строчки? Кто их автор?
А теперь скажите, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно.
Тема урока: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования (записывание темы).
Цели урока: продолжить знакомство с личностью поэта, познакомиться со стихотворением «Бородино», его сюжетом, композицией и особенностями повествования.
3. Слово о поэте (сообщение уч-ся и презентация).
О жизни М.Ю. Лермонтова, его творчестве нам расскажет Л. Фёдорова.
4. Слово учителя.
За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится «Бородино». Написано оно было в 1837 г. к 25-летию Бородинской битвы.
Прежде чем мы познакомимся с этим стихотворением, давайте вспомним исторические события 1812 г. Сообщении уч-ся и презентация.
5. Физкультминутка.
6. Словарная работа.
Сейчас мы будем слушать стихотворение «Бородино». Но я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть непонятные слова – военные термины, они могут быть вам непонятны, т. к. многие из них устарели, прошло 200 лет с того времени. Сейчас вы познакомитесь с этими словами (работа с военными терминами; презентация, слайды).
Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи.
Булат – оружие булатной стали, сабля.
Лафет – боевой станок, на котором укреплён ствол артиллерийского орудия.
Улан, драгун – солдаты конных полков.
Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя.
Картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы.
Бивак – стоянка войск под открытым небом.
Сеча – сражение.
Хват – удалой, смелый человек.
Теперь слова все поняты, будем слушать стихотворение и смотреть иллюстрации.
7. Выразительное чтение стихотворения (актёрское исполнение) и просмотр иллюстраций.
8. Работа с текстом.
Вы прослушали стихотворение «Бородино». Беседа по вопросам.
Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?
На уроках русского языка мы с вами познакомились со структурой построения рассказа. Построение любого произведения называется композиций. (Записывание понятия «композиция»). Давайте посмотрим, как построено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Есть ли в нём завязка событий? (Молодой солдат-новобранец задаёт вопрос старому солдату). Как вы понимаете слово «новобранец»?
Как развиваются действия? В какой последовательности? (Молодой солдат-новобранец спрашивает старого солдата о былых сражениях и подвигах русских воинов, старый воин подробно и последовательно рассказывает о Бородинском сражении, подвигах своих товарищей). - Что является кульминацией стихотворения? (Бородинское сражение).
Имеется ли развязка в стихотворении? (Отступление французов; подсчёт потерь).
Чтобы с этим разобраться, сейчас вы будете работать с текстом в группах (4 группы). Каждая группа будет выполнять определённое задание. (Учитель раздаёт каждой группе карточки с заданием и памятку с построением произведения). После того, как вы всё сделаете, отчитаетесь о проделанной работе (один из группы).
Задание по группам. (Каждой группе раздаётся памятка построения произведения.)
1 группа: найдите завязку и развязку стихотворения.
2 группа: определите последовательность происходящих событий.
3 группа: найдите кульминацию в стихотворении.
4 группа: в словаре учебника найдите определение термина «сюжет». (После отчёта этой группы записывание понятия «сюжет»).
Памятка построения произведения
Завязка (с чего начались события).
Развитие действия (последовательное перечисление происходящих событий).
Кульминация (наивысший момент стихотворения).
Развязка (чем закончились события).
А теперь поговорим об особенности стихотворения.
Сколько строф в стихотворении? Вспомним, что такое строфа? (14 строф).
Что представляет собой 1 и 2 строфа? (Диалог). Что такое диалог диалог?
Кто участвует в разговоре? (Молодой солдат-новобранец и старый солдат). Кто такой новобранец?
Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва).
С чего начинает солдат свой ответ? (Он с гордостью говорит о славных людях-богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с «нынешним племенем»).
Почему автор доверяет рассказ об историческом событии старому солдату? ( Он участник этих событий).
Что мы видим во 2-ой строфе? (Монолог). Что такое монолог?
Какова основная мысль этой строфы? («Да, были люди в наше время»).
Чему посвящена 3 строфа? Найдите ответ в тексте. (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).
Что мы видим в последней строфе? Как поэт говорит об этом в стихотворении? (Рассказчик гордится солдатами, которые одержали победу над врагом. «Да, были люди в наше время, могучее лихое племя»).9. Подведение итогов. Выставление отметок.
Каким чувством проникнуто это стихотворение? (Чувством гордости за своё Отечество и его защитников).
А почему всё-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России).
10. Рефлексия. (Что можно взять из урока для себя и положить в свою копилку знаний).
11. Домашнее задание.
1). Составить характеристику героя-рассказчика.
2). Выучить наизусть отрывок из стихотворения.
Технологическая карта урока литературы по учебнику В.Я. Коровиной по теме: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования.
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Оргмомент. Создать благоприятный психологический настрой. Приветствие, проверка подготовки к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.2. Актуализация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова Отечественной войне 1812 г. Чтение отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дары Терека».
- Кому принадлежат эти строки? Что вы знаете о поэте? (переход к теме урока) - Лермонтову.
Называют тему урока Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.
3. Целеполагание и мотивация. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока. Продолжить знакомство с М.Ю. Лермонтовым; познакомить со стихотворением «Бородино», его сюжетом, композицией и особенностями повествования. Сообщении и презентации учащихся:
1. краткие сведения о поэте;
2. историческая справка о Бородино. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: оценивание сообщений и презентаций учащихся.
4. Усвоение новых знаний. Знакомство с лексикой стихотворения.
Знакомство со стих. «Бородино» Познакомить с непонятными словами (военными терминами).
Чтение стих. в актёрском исполнении, просмотр иллюстраций с картин русских художников (обеспечение уч-ся листочками с военными терминами). Знакомятся со словами, расширяют свои познания в области военных терминов (устаревших слов); слушают стих. «Бородино» в актёрском исполнении, смотрят слайды с иллюстрациями с картин русских художников. Познавательные: пополнение лексикона новыми словами, обучение выразительности, расширение кругозора.
5.Первичное закрепление. Работа с текстом.
Обеспечение восприятия, осмысления изучаемой темы. Задание по группам с целью установления понимания учащимися построения стих-ия. Учащиеся работают в группах, отчитываются о проделанной работе. Регулятивные: контроль, оценка.
Коммуникативные: умение работать в группах, делать сообщения, управлять своим поведением и поведением партнёра.
Познавательные: умение работать с текстом.
6.Организация первичного контроля. Выявление качества и усвоения знаний по теме. Работа с текстом.
Выявление особенностей стихотворения.
Беседа по тексту. Отвечают на вопросы, работают с текстом. Регулятивные: осознание усвоенного и того, что ещё подлежит усвоению.
Личностные: самоопределение.
7. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. - Что изучили сегодня на уроке?
- Что нового взяли для себя?
Оценить активных уч-ся. Ответы уч-ся, оценивание активных уч-ся и выставление отметок. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, сотрудничество с учителем и одноклассниками.
8. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания уч-ся цели, содержания и способов выполнения дом-го задания. 1. Составить характеристику героя-рассказчика (устно или письменно).
2. Выучить отрывок из стих-ия «Бородино». 9. Рефлексия. Что взяли для себя с урока. Выберите для себя листочки с теми записями, которые вы считаете нужными, чтобы было понятно, что вы взяли для себя полезного с урока и положите в копилку знаний. Познавательные: рефлексия.