Разработка учебного занятия «Развитие у обучающихся ценностного отношения к экологии окружающей среды в процессе освоения образовательной программы «Прикладная механика в картинге»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
















Разработка учебного занятия

Тема: «Развитие у обучающихся ценностного отношения к экологии окружающей среды в процессе освоения образовательной программы «Прикладная механика в картинге»




Возраст воспитанников- 10-18 лет
Разработчик:
Руководитель объединения «Прикладная механика в картинг»
Педагог дополнительного образования
Юсупов Юсуф Курмангалиевич




г. Салехард 2015.
1. Тема «Развитие у обучающихся ценностного отношения к экологии окружающей среды в процессе освоения образовательной программы «Прикладная механика в картинге»

2. Аннотация учебного занятия
На данном занятии рассматривается одна из актуальнейших проблем современности, обращенная к экологии окружающей среды. В качестве средства решения задачи избраны вопросы подбора топливного жиклера карбюратора карта и технология модерации, в рамках которой реализуются активные методы обучения. Сочетание обозначенного содержания и АМО обеспечивает инновационный характер урока, направленный на формирование и развитие компетенций в: познавательной деятельности (способы деятельности по приобретению новых знаний), творческой деятельности (установление причинно-следственных связей, применение знаний в новой ситуации), оргдеятельностные умения (ставить цель и планировать деятельность по ее достижению, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценку результатов), деятельности общения и коммуникации (взаимодействие с педагогом и другими обучающимися, работать в группе, понимать другого, слышать другого), мировоззренческие качества (способность к самопознанию, роль и место человека в решении глобальных проблем, в том числе экологии окружающей среды, патриотические и толерантные качества личности и т. п.).

3. Описание учебного занятия.
Описание учебного занятия представлено в опорной карте занятия. В карте раскрыты все этапы занятия, цель каждого этапа, сущность учебного содержания на каждом этапе, применяемые методы обучения на каждом этапе, формы организации познавательной деятельности обучающихся на каждом этапе.
Опорная карта занятия
Учебно-воспитательный момент учебного занятия
Задачи этапа
Учебное содержание
Методы обучения
Орг. формы позн. деятель.

1. Инициация, группообразование.


Организация обучающихся по достижению цели занятия.
Группообразование, название групп в соответствии с содержанием предстоящей деятельности

Словесный, практический
Фронтальная, групповая, индивидуальная

2. Вхождение в тему, создание проблемной ситуации.

Выявление проблемы, принятие обучающимися темы и целей занятия.

Создание проблемной ситуации в процессе езды карта, включение обучающихся в процесс постановки цели, темы занятия
Наглядный, проблемно-поисковый, мозговой штурм
Групповая, индивидуальная

3. Установочный доклад педагога (лекция с элементами эвристической беседы).

Сообщение необходимой информации, ее актуализация для работы в группах и проработки темы.

Выделим две проблемы, связанные с формированием экологического сознания в процессе занятий картингом в СЮТ:
Во-первых, это осознание проблемы экологии окружающей среды, с тем, чтобы занять активную жизненную позицию по работе с населением по проблеме экологии.
Во-вторых, это умение устранять причины технического характера при обслуживании и эксплуатации карта с тем, чтобы уменьшить массу токсичных выхлопных газов.

Лекционный, эвристическая беседа
Фронтальная в сочетании с индивидуальной

4. Работа в группах, теоретический этап
Формирование знаний, специальных учебных умений, универсальных учебных действий: интеллектуальных и коммуникативных умений
Обучающиеся выполняют групповые задания с использованием памяток о внутригрупповой дискуссии, о выделении главного
Самостоятельная работа, дискуссионный, мозговой штурм
Групповая в сочетании с индивидуальной

5. Обсуждение групповых заданий
Формирование знаний, специальных учебных умений, универсальных учебных действий: интеллектуальных и коммуникативных умений
Заслушиваются и обсуждаются сообщения групп, задаются вопросы, педагог проводит обобщение, выставляется оценка в баллах каждой группе. При обсуждении
Заслушивание докладов, эвристический, дискуссионный
Фронтальная, групповая, индивидуальная

6. Подведение результатов
Выявление победителей
Наглядно представлены результаты в баллах за три этапа каждой группе (команде). Объявляется победитель
Словесный
Фронтальная, групповая

7. Рефлексия деятельности
Формирование рефлексивных умений
Идет обсуждение вопросов:
- что было нового, интересного на занятии?
- какие встретили затруднения?
эвристический, дискуссионный
групповая, индивидуальная, фронтальная

13. Эмоциональная разрядка
Переключение обучающихся с интеллектуальной на эмоциональную сферу
Свободный заезд на картах без специальных установочных заданий с пожеланием наслаждаться ездой




4. Конспект учебного занятия
4.1 Название темы занятия. Развитие у обучающихся ценностного отношения к экологии окружающей среды в процессе освоения образовательной программы «Прикладная механика в картинге»
4.2. Цель занятия: Продолжить воспитание самостоятельности, товарищества, коллективизма, развитие экологического сознания, мышления, коммуникативных и познавательных компетенций в процессе формирования знаний по подбору топливного жиклера карбюратора карта.
4.3. Подробный конспект занятия, построенного по технологии модерации (с описанием содержания и активных методов обучения).
Начало занятий происходит на картотроме.
4.3.1. Инициация, группообразование.
Цель этапа: Организация обучающихся по достижению цели занятия.
Педагог: Ребята сегодня наше занятие начинается на картодроме. Для работы предлагаю разбиться на две группы: экологи и механики. Назначаю в каждую группу по два человека (в группу назначается один сильный и один слабый обучающийся), которые доберут в свою группу остальных и необходимо выбрать командира группы (быстро завершается образование групп и ребята выбирают командиров).
4.3.2. Вхождение в тему, создание проблемной ситуации.
Цель этапа: Выявление проблемы, принятие обучающимися темы и целей занятия.
Демонстрируется езда двух картов: один идет ровно, легко набирает скорость, другой идет рывками, «захлебывается», у него заметен более сильный выхлоп газов и более темного цвета.
Задание каждой группе: «исходя из рода вашей деятельности обозначить проблему и сформулировать тему занятия». С использованием дискуссионного метода и метода мозгового штурма в группах были подняты проблемы технического (почему второй карта не может набрать нормальный ход) и экологического характера (выхлопные газы у второго карта сильнее засоряют окружающий воздух).
(продолжение занятия в учебном кабинете)
Педагог: И так мы выделили две проблемы (эти проблемы проговариваются вместе с обучающимися). Давайте объединим эти проблемы. После дискуссии сформулировали: «Устранить неисправности в карбюраторе второго карта, чтобы снизить засорение окружающего воздуха выхлопными газами».
Педагог. Скажите ребята эта проблема только у нас или имеет глобальный мировой характер?
Ответ. Проблема имеет глобальный мировой характер.
Педагог. Можете предложить меры по улучшению экологии окружающей среды, которые мы можем воплощать прямо сейчас и какова будет тема нашего занятия?
В процессе фронтальной эвристической беседы была определена тема занятия и сформулирована цель: «Принятие активной позиции обучающихся по проблеме формирования экологического сознания у населения».
4.3.3. Установочный доклад педагога (лекция с элементами эвристической беседы).
Цель этапа: Сообщение необходимой информации, ее актуализация для работы в группах и проработке темы.
Выделим две проблемы, связанные с формированием экологического сознания в процессе занятий картингом в СЮТ:
Во-первых, это осознание проблемы экологии окружающей среды, с тем, чтобы занять активную жизненную позицию по работе с населением по проблеме экологии.
Во-вторых, это умение устранять причины технического характера при обслуживании и эксплуатации карта с тем, чтобы уменьшить массу токсичных выхлопных газов.

Содержание установочного доклада. Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего развития, земные проблемы стали глобальными.
По данным прогнозам в начале века будут усугубляться и расширяться кризисные явления – и прежде всего:
Энергетический кризис. Это потребует от ученых активного поиска новых источников энергии.
Обострение проблемы засорения атмосферы и водных ресурсов.
Глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов.
Перенасыщенность населения земли, большая нехватка продовольствия и пр.
В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.
Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья.
Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.
В современных условиях в атмосферу попадает более 400 млн. т частиц золы, сажи, пыли и разного рода отходов и строительных материалов. Кроме приведенных выше веществ в атмосферу выбрасываются и другие, более токсичные вещества: пары минеральных кислот (серной, хромовой и др.), органические растворители и т. п. В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу (составлено по материалам интернет источника 4).
Актуальность принимает вопрос, о профилактике засорения атмосферы, об уменьшении вредных выбросов газов и других отработанный веществ.
Как вы убедились немаловажную роль играет подбор топливного жиклера карбюратора в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Главный жиклер изготовлен по первому классу точности кажущееся небольшим увеличение диаметра часто приводит к непоправимому обогащению смеси, падению мощности, перерасходу бензина и повышению содержания СО.
При подготовке форсированного двигателя, при установке карбюратора другого типа или воздухоочистителя, необходима иная производительность главного жиклера. В этих случаях надо подобрать его опытным путем.
Рис. 1 Главный жиклер
Регулировка карбюратора это одна из труднейших проблем, стоящих перед спортсменом. Регулировку двигателя нельзя подчинить каким-то правилам. Этому надо попросту научиться. Основное правило для верной настройки – избегать значительных изменений от базовых установок, однако важно работать над каждым компонентом настройки поочередно, чтобы правильно оценить его влияние на работу двигателя, прежде чем приступать к настройке следующего компонента. Принципиально устройство всех карбюраторов, установленных на двухтактных двигателях, а так же взаимосвязь различных систем карбюратора, отличается незначительно, но перед тем, как делать любые работы с карбюратором необходимо проверить следующее:
1. Воздушный фильтр - должен быть свежий, чистый и смазанный;
2. Выхлопная система - должна быть стандартной (для начала работ);
3. Патрубки и хомуты впуска и выпуска - должны быть плотно затянуты;
4. Карбюратор - должен быть чистым как снаружи, так и внутри;
5. Набор жиклеры, игла, заслонка - должен быть стандартным (для начала работ);
6. Двигатель должен быть прогрет до нормальной рабочей температуры;
7. Все необходимые жиклеры должны быть в наличии (составлено по материалам интернет источника 2) .

4.5.3. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся).
Задание группе механиков. Подготовить на основе данного текста групповой доклад о регулировке карбюратора и подбору топливного жиклера как условие уменьшения массы выхлопных газов.
В связи со специфическим устройством карбюраторов двухтактных двигателей все системы карбюратора работают параллельно и постоянно от холостого хода и до максимальных оборотов, в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки. Поэтому ошибка при регулировке, например, холостого хода, приведет к ошибке при подборе главного топливного жиклера. Поэтому главный принцип - тщательность и аккуратность.
1. Прежде всего, надо отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере, для чего необходимо согласно инструкции проверить, какой должна быть высота поплавка и отрегулировать, подгибая язычок. Высота между верхним краем поплавка и уровнем разъема поплавковой камеры должна быть около 4-6 мм. Точность этой регулировки имеет принципиальное значение, для того чтобы уровень топлива не влиял на работу карбюратора.
Рис 2 Регулировка уровня топлива
2. Произвести регулировку холостого хода, так как система холостого хода работает во всем диапазоне открытия дроссельной заслонки и не правильная регулировка вносит хаос и сумбур в процесс регулировки карбюратора. Как регулируется холостой ход: Заведите и прогрейте двигатель, вращением винта качества смеси холостого хода установите стабильные обороты двигателя, вращая винт от базового положения (как правила это винт вывернутый 1.5 оборота). При этом закручивая винт вы делаете смесь богаче, откручивая - беднее. -Винтом количества смеси установите необходимые вам обороты холостого хода.



Рис.3 Регулировка холостого хода.

3. Произвести регулировку переходного режима, то есть открытие дроссельной заслонки (от 0% до 25% открытия дроссельной заслонки)
Работа двигателя на переходном режиме зависит прежде всего от правильного подбора жиклера холостого хода, правильной регулировки холостого хода и величины выреза в дроссельной заслонке.
Чем больше вырез в дросселе, тем беднее смесь и наоборот.


Рис.4 Регулировка переходного режима
4. Произвести регулировку частичного открытия дросселя (от 25% до 75% открытия дроссельной заслонки).
В начале этого режима (от 25% до 50% открытия дросселя) играет роль только зазор между иглой и стенками тоннеля карбюратора, в котором игла перемещается. Меняя диаметр иглы можно делать смесь богаче или беднее. Толще игла - смесь беднее, тоньше игла - смесь богаче. Как правило, иглы различаются по диаметру цилиндрической части с шагом 0,01 мм. В конце этого режима (от 50% до 75% открытия дросселя) играет роль конфигурация конической части иглы и ее положение в дроссельной заслонке. Переставляя иглу вверх или вниз можно делать смесь богаче или беднее (вверх – богаче, вниз - беднее). Можно так же заменить иглу на другую, с более острым или более полным профилем конической части. Острее профиль - смесь богаче, плавнее профиль – смесь . беднее.
Рис. 5 Регулировка частичного
открытия дросселя
Компонентом, оказывающим наибольшее воздействие на работу двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке, является главный топливный жиклер. В действительности, только он определяет количество топлива, подаваемое в диффузор карбюратора, при открытии дроссельной заслонки с ѕ до полного открытия, диаметр которого необходимо подобрать при проведении данного эксперимента (составлено по материалам интернет источника 1).
Для подготовки карта к работе необходимо произвести все, ранее, описанные регулировки карбюратора.
Перед запуском двигателя, необходимо, убедиться, что поплавковая камера и линия возврата топлива заполнены бензином, и в случае холодного двигателя, открыть пусковой обогатитель, после чего включить зажигание. Для более холодных условий запуска двигателя значение этого жиклера должно быть больше. Этот компонент влияет только на фазу запуска. После запуска необходимо закрыть пусковой обогатитель заслонки. Хорошо прогреть двигатель и начать работу по подбору главного жиклера заранее большего размера на 5-10 единиц, а затем последовательно уменьшать сечение главного жиклера, во избежание прогара или «прихвата» поршня.
Установка жиклера большего размера делает смесь богаче, меньшего размера - беднее. Правильность регулировки карбюратора в этом режиме проверяется либо “ на слух ”, что требует немалого опыта, либо по цвету изолятора свечи. См. рисунки
Основным показателем правильности выбора является максимальная скорость карта. Кроме того, двигатель не должен давать перебоев и «захлебываться» при резком и полном открытии дроссельного золотника. Наилучший жиклер тот, при котором достигнута наибольшая скорость. Иногда для обеспечения лучшей смазки двухтактного двигателя останавливаются на жиклере, который дает даже немного большее (на 510 процентов) обогащение. Одновременно с проверкой скорости оценивают качество смеси по состоянию свечи зажигания непосредственно после работы.
После пробной поездки “ в полный газ ” в течение 30 - 45 секунд заглушите двигатель прямо на ходу на нейтральной передаче. Выверните свечу и проверьте цвет изолятора - он должен быть темно - коричневого цвета (Рис.6).
Рис.6 Смесь нормальная
Если изолятор черный и влажный - смесь богатая (Рис.7), если светло коричневый - смесь бедная (Рис.8), если красно - бурого - срочно вылейте ваш бензин, так как в качестве антидетонатора он содержит металлосодержащие соединения, что очень опасно для сохранности вашего двигателя.

Рис.7 Смесь богатая Рис.8 Смесь бедная.
Задание группе экологов. Подготовить групповой доклад о выработке миропонимания и экологического мышления на основе изученного текста.
Самым страшным кризисом современного мирового сообщества является положение человека в сегодняшней цивилизации (в обществе, семье, быту). Большинство из нас думает, что наши главные опасности – экологические, экономические, социальные. Но эти опасности лишь отголосок более глубоких потрясений. Вся современная жизнь строится на глубоком разладе человека с природой.
Атмосферный воздух один из важнейших компонентов среды обитания. Главными источниками загрязнения атмосферы являются тепловые электростанции и теплоцентрали, сжигающие органическое топливо; автотранспорт; черная и цветная металлургия; машиностроение; химическое производство; добыча и переработка минерального сырья; открытые источники (добычи сельскохозяйственного производства, строительства). Необходимым условием успешного развития одной из важнейших составляющих материально-технической базы любого общества является автодорожный комплекс. Во всем мире автомобильный транспорт приобретает все более интенсивное развитие: по объему перевозок он в четыре раза превосходит все остальные виды транспорта, вместе взятые. Однако, наряду с очевидными преимуществами, процесс развития автодорожного комплекса сопровождается возрастающим негативным воздействием на окружающую среду. Так, с точки зрения наносимого экологического ущерба, автотранспорт лидирует во всех видах негативного воздействия: загрязнение воздуха – 95%, шум – 49,5%, воздействие на климат – 68% (составлено по материалам интернет источника 3)
Топливо и отработавшие газы двигателей автомобилей по-разному влияют на организм человека, но наиболее токсичными являются свинец и его соединения. При отравлении оксидом углерода появляются головные боли, удушье, боли в животе и рвота, сонливость, учащенное сердцебиение. Отравлениям такого рода подвержены водители, работники службы движения и пешеходы в больших городах. Оксид азота в соединении с водяными парами образует азотную кислоту, которая раздражает легочную ткань, что приводит к хроническим заболеваниям. Диоксид азота раздражает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые изменения в сердечнососудистой системе. Соединения свинца вызывают в организме нарушения в обмене веществ и кроветворных органах.
Загрязнение окружающей среды токсичными компонентами отработавших газов приводит к большим экономическим потерям. Это связано, прежде всего, с тем, что токсичные вещества вызывают нарушения в росте растений, приводят к снижению урожаев и потерям в животноводстве.
Непосредственную опасность для растений представляют диоксид серы, оксид азота, продукты фотохимических реакций и этилен. Накапливаясь в растениях, они создают опасность для животных и людей. Особенно опасны полосы земель вдоль дорог, при большой интенсивности движения на них разрешается сеять только технические культуры.
Грунтовые и поверхностные воды в большей степени подвержены опасности загрязнения топливом, маслами и смазочными материалами. Пленка из углеводородов на поверхности воды затрудняет процессы окисления, отрицательно влияет на живые организмы и изменяет качество воды.
Топливо и отработавшие газы двигателей автомобилей по-разному влияют на организм человека, но наиболее токсичными являются свинец и его соединения. При отравлении оксидом углерода появляются головные боли, удушье, боли в животе и рвота, сонливость, учащенное сердцебиение. Отравлениям такого рода подвержены водители, работники службы движения и пешеходы в больших городах.
Оксид азота в соединении с водяными парами образует азотную кислоту, которая раздражает легочную ткань, что приводит к хроническим заболеваниям. Диоксид азота раздражает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые изменения в сердечнососудистой системе. Соединения свинца вызывают в организме нарушения в обмене веществ и кроветворных органах. (при подготовке данного материала о засорении атмосферного воздуха выхлопными газами автомобильного транспорта ис пользовалась литература 4)
Угроза экологического кризиса потребовала, чтобы формирования у населения современного экологического мышления. Экологизацию необходимо начинать с самого раннего возраста при обучении детей в школе и учреждениях дополнительного образования детей. Природу необходимо любить и бережно относиться к ней.
Одним из эффективных путей формирования – экологического сознания, экологического самосознания и нравственных, экологических это осознание здравых аргументов о вреде, наносимом человеком окружающей среде, и в частности о засорении атмосферного воздуха. Результаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кризису.
Для этого необходима выработка собственного сознания: принятие ребенком и взрослым ценностей охраны природы, духовного развития, понимания своей жизненной позиции в бережном отношении и сохранении окружающей среды.
Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности, а эффективным способом реализации представляется объединение людей.
Главным является формирование нового экологического мышления.
Новое экологическое мышление, его суть заключается в том, что знания о безопасности жизнедеятельности, экологические знания – это важнейшая составляющая миропонимания человека, однако они выступают всего лишь средством развития личности, ее нацеленности на преобразовательную деятельность в области профилактики и предупреждения кризисных явлений и катастроф.
4.5.4. Обсуждение групповых докладов, выводы, по результатам дискуссии.
4.5.5. Подведение итогов (рефлексия, оценка учебного занятия).
Вопросы для рефлексии:
1. Что было нового на занятии?
2. Что для вас значимо на этом учебном занятии?
3. Испытывали ли затруднения в процессе самостоятельной работы, подготовке выводов и обобщений?
4. Внесите предложения по устранению затруднений.
4.5.6. Эмоциональная разрядка (переключение деятельности). Продолжение занятия на картодроме. Тренировочная езда.
План-график учебного занятия
№ п/п
Этапы
Время

1.
Инициация

15 мин


2.
Вхождение или погружение в тему


3.
Формирование ожиданий обучающихся


4.
Интерактивная лекция

65 мин

5.
Проработка содержания темы


6.
Подведение итогов, рефлексия

10 мин

7.
Эмоциональная разрядка



Всего:
90 мин


Описание применяемых АМО

1. Метод проблемного обучения
Этапы занятия: Погружение в тему (принятие целей) и формирование ожиданий обучающихся, интерактивная лекция и проработка материала в группах.
Время проведения: более половины учебного занятия
Название метода: Проблемный
Происхождение метода: Разработан Махмутовым М.И. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 211 с.
Цель: вызвать потребностное состояние к познавательной деятельности, например между новыми фактами, требующими объяснения и невозможностью разрешения проблемной ситуации имеющимся запасом знаний или способов деятельности.
Необходимые материалы : определяются темой занятия
Предварительная подготовка: определяются темой занятия
Технология проведения: создание проблемной ситуации, обсуждение проблемы, принятие темы и цели занятия, разрешение проблемы путем включения обучающихся в поико-познавательную деятельность на основе дискуссионных, поисковых, игровых и др. методов обучения.

Примечание: Вся совокупность используемых методов в процессе создания и разрешения проблемной ситуации интегрирует в проблемный метод обучения.

2. Деловая игра как разновидность игрового метода
Этапы занятия: погружение в тему (принятие целей) и формирование ожиданий обучающихся, интерактивная лекция и проработка материала в группах, рефлексия.
Время проведения: более половины учебного занятия
Название метода: игровой
Происхождение метода: Большими поборникам игр для детей являются С.А.Шмаков, Е.М.Минский, И.М.Коротков, Е.М.Гельфан. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997.

Цель: включение обучающегося в образ роли, активизация познавательной деятельности.
Необходимые материалы : раздаточный материал и оборудование в соответствии с изучаемой темой
Предварительная подготовка: обязательна и определяются темой занятия
Технология проведения: игровое занятие. В данном случае все пространство занятия занимает игровой сюжет, с его игровыми правилами и логикой развития событий. А все предметные знания и навыки, которые хотел бы педагог передать ученикам на этом занятии (или проверить степень их усвоения), выступают игровыми средствами. Что совершенно правильно с точки зрения развивающего обучения: не жизнь (деятельность, самопознание) ради образования, а образование ради жизни, деятельности, самопознания. Проводится в соответствии с этапами учебного занятия.
3. Дискуссионный метод в условиях проведения деловой игры
Этапы занятия: интерактивная лекция, проработка материала в группах, рефлексия
Время проведения: более половины учебного занятия
Название метода: дискуссионный (внутригрупповая и межгрупповая (пленарная) дискуссии)
Происхождение метода: Разработан Анисимовым О.С. и Щедровицким Г.П., нашел применение в организационно-деятельностных и организационно-коммуникативных играх. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. 416 с.
Цель: включение обучающихся в групповую (в перспективе в коллективную) деятельность
Необходимые материалы : памятки по правилам участия во внутригрупповой и пленарной дискуссии, дидактический материал с рисунками, вопросами, тестами и пр. как источник познавательной деятельности
Предварительная подготовка: обязательна и определяются темой занятия

Технология проведения: на основе проблемной ситуации и интерактивной лекции обучающиеся в группах ищут ответ на поставленные вопросы. Затем на пленарной дискуссии заслушиваются и обсуждаются доклады, проводится рефлексия.
Самоанализ занятия
1. Нами проанализированы учебные возможности обучающихся, их творческий потенциал. Мониторинг уровня обученности показывает, что 60% обучающихся успешно усваивают теоретический материал. На более высоком уровне овладевают практическими умениями и навыками по обслуживанию, ремонту и вождению карта; примерно 85% обучающихся. Несколько хуже идет освоение обучающихся мастерством вождения для участия на соревнованиях – 40%. Примерно 30% детей выходит на творческий уровень, характеризующийся способностью выполнять исследовательские задания, применять знания в новой ситуации, участвовать в подготовке, проведении соревнований, включая судейство соревнований.
2. Данная тема является одной из важнейших в формировании экологического сознания обучающихся в понимании процессов регулировки карбюратора в части подбора топливного жиклера.
Была сформулирована триединая дидактическая цель занятия и организованы действия обучающихся по принятию цели.
Продолжить воспитание самостоятельности, товарищества, коллективизма,
Образовательная: формирования знаний и практических умений по подбору топливного жиклера карбюратора карта.
Воспитательная: воспитание, чувства товарищества, взаимопомощи на основе сотрудничества в обучении.
Развивающая: развитие экологического сознания, мышления, коммуникативных и познавательных компетенций рефлексивных и творческих способностей.
3. Благодаря проведенному организационному моменту с делением на группы и созданию проблемной ситуации обучающиеся включились в постановку цели и задач занятия. Таким образом на занятии были успешно проведены действия по принятию цели развития экологического сознания обучающихся.
4. Учебное содержание занятия соответствовало программе и включало не только знания и умения предметного характера, но и надпредметные умения: коммуникативные, рефлексивные. Главное что программное учебное содержание способствовало развитию у обучающихся ценностного отношения к экологии окружающей среды и воспитании качеств совместной коллективной деятельности.
5. Активность обучающихся была обусловлена применением активных методов обучения: проблемно-поисковый, мозговой штурм, дискуссионный с одновременным включением в групповую и индивидуальную работу.
6. На занятии установилось сотрудничество с обучающимися. Они были субъектами постановки цели и осмысливали деятельность по ее достижению.
7. Подведение итогов каждого этапа, общего итога путем обсуждения способствовали установлению обратной связи с обучающимися.
8. Методы обучения подбирались оптимально каждой из задач. Так, практические умения отрабатывались практическим методом, коммуникативные умения формировались с применением дискуссионного метода, а развитию познавательного интереса способствовало применение игрового метода.
9. На занятии установилось сотрудничество между обучающимися. Этому способствовала групповая работа, в ходе которой они находили совместные решения.
10. Обучающиеся на протяжении всего занятия были активно включены в деятельность по достижению цели.
11. На занятии оптимально сочетались фронтальная, групповая и индивидуальная формы учебной работы. Так формированию знаний способствовала фронтальная работа, в процессе групповой работы проявлялась индивидуальность каждого обучающегося.
13. На занятии были успешно реализованы задачи воспитания. Мы стремимся на занятии создавать атмосферу сотрудничества, товарищества и взаимопомощи. Этому способствовало включение обучающихся в групповую работу.
14. Каждой из задач обучения и развития были подобраны оптимальные учебное содержание, методы обучения и формы учебной работы. Это наглядно показано в опорной карте учебного занятия.
15. Эффективное достижение каждой из задач способствовало тому, что занятие цели достигло.


Используемая литература:
1. С.Афонин «Мотоциклы. Минск. Ремонт в дороге и гараже. Практическое руководство».2003г.
2. Орлов Ю.Б. «Автомобильный и мотоциклетный кружки. Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений 3-е изд». – М: Просвещение,1988г.
3.Тодоров М. Карт и его метаморфоза. Медалист-конструктор, 1978, № 9
4. Тодоров Е. Все о карте. Моделист-конструктор, 1973, № 1012.
5. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 – 384 с.
Используемые интернет ресурсы:
1. www.dellorto.it. Рекомендации по настройкам карбюраторов (рисунки и текст)
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] О токсичности автомобиля
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Влияние автотранспорта на окружающую среду
www.gokarting.ru – Картинг в России











Приложение 1
Памятка по организации внутригрупповой работы

1. Выслушайте (прочитайте) внимательно вопрос для изучения, обсуждения.
2. Уточните правильно ли Вы поняли данный вопрос (спросите у товарищей, в случае затруднения обратитесь к ведущему, преподавателю).
3. Внимательно слушайте говорящего (выступающего).
4.Выскажите (не перебивая других) свое мнение по данному вопросу, обоснуйте его.
5. Излагайте свои мысли четко, лаконично, по теме.
6. Внимательно выслушайте мнение товарищей, уточните, дополните, используя фразы:
Я не понял, объясни, что хотел сказать
Правильно ли я понял, что Вы хотели сказать
Уточните, пожалуйста, что Вы имели ввиду
Я не согласен, считаю
7. Сформулируйте общегрупповое мнение по вопросу.
8. Выберите выступающего.

Памятка обсуждения результатов групповой работы

1. От группы выступает докладчик, который передает групповое содержание.
2. Группа при необходимости дополняет выступающего.
3. Остальные участники дискуссии (члены других групп, для которых предназначено сообщение) внимательно слушают, отмечают непонятные высказывания или высказывания требующие уточнения, или высказывания с которыми не согласны.
4. По окончании выступления остальные участники дискуссии (члены других групп) задают вопросы на понимание, уточнение,
Я не понял, объясните, что хотели сказать
Правильно ли я понял, что Вы хотели сказать
Уточните пожалуйста, что Вы имели ввиду
Моя точка зрения по данному вопросу иная
5. Если выступающий затрудняется в ответе, то предоставляется помощь от группы.
7. Нельзя относиться к выступающему личностно. Относиться нужно только к содержанию сказанного.



Приложение 2

КАК ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ

Главное – это мысль, которая выражает содержание текста.

1. Внимательно прочитай или прослушай текст, вникая в его содержание.
2. Установи, что тебе известно о прочитанном или услышанном.
3. Ответь на вопросы учителя по содержанию текста или задай их себе сам.
4. Прочти или прослушай текст еще раз.
5. Раздели его на логические части, выдели в каждой из них основную мысль, кратко запиши ее.
6. Опираясь на свои записи, сформулируй главную мысль всего текста.
7. Запиши главную мысль и проверь, выражает ли она содержание каждой части текста.
8. Проговори вслух главную мысль текста.













13PAGE 141915



Главный жиклер

4-6 мм

Закручивая винт смесь богаче
Откручивая винт смесь беднее


Вырез больше смесь богаче
Вырез меньше смесь беднее



Перемещая стопорное кольцо по а игле:
вниз смесь богаче вверх беднее

Игла