Урок на тему Многообразие простейших


Предмет: биология
Класс: 7 класс
Номер урока: четвертый урок
Тема урока: "Многообразие простейших, их значение в природе и жизни человека"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.
Задачи урока.
1. Образовательные:
на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, создать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
раскрыть особенности строения паразитических простейших;
выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.
2. Развивающие:
развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
развивать логическое мышление.
3. Воспитательные:
воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;
прививать экологическую культуру учащимся;
развивать мировоззренческие позиции.
Форма работы: групповая, индивидуальная, в парах
Методы изучения: проблемный, беседа, репродуктивный, интерактивные методы.Приёмы деятельности учителя: постановка проблемы, организация повторения, использование различных обучающих структур, тестирования.
Оборудование: таблицы: « Одноклеточные животные»; «Строение желудка крупного рогатого скота», рисунки представителей простейших; карточки; схемы, компьютер, презентация урока, основной раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- формировать умение характеризовать вред и пользу, которые приносят разные простейшие для человека
- формировать умение характеризовать роль простейших в природе
- формировать умение объяснять, как строение простейших связано с их образом жизни
- формировать умение использовать знания о простейших при соблюдении правил повседневной гигиены
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: антропоноз, возбудитель заболеваний, гигиена
Личностные результаты:
- формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья
Метапредметные результаты:
- формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки (регулятивные УУД)
- формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства для достижения цели (регулятивные УУД)
- формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (из текста в таблицу); (познавательные УУД, работа со схемой)
- формировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД)
- формировать умение анализировать, сравнивать, выявлять причины и следствия простых явлений (познавательные УУД, работа с литературой, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Познавательные результаты:
Выделять главные признаки одноклеточных организмов;
Высказывать суждения;
Анализировать связи, гипотезы;
Поиск и отбор информации.
Формирование УУД:
Личностные результаты: (самоопределение, смыслообразование)
Метапредметные результаты:
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Ход урока:
I.Организационный момент (2 мин.).
- Приветствие, создание рабочего настроя в классе.
Сегодня у нас необычный урок.
К нам пришли гости.
Повернитесь. Поприветствуйте гостей улыбкой.
Пожелайте друг другу удачи!
II. Проверка знаний(10 мин).
1)Биологический диктант.
1. Органеллою движения инфузории является жгутик.
2. Простейшие относятся к эукариотам.
3. У большинства Простейших пищеварение происходит в пищеварительных вакуолях.
4. Простейшие живут только в водной среде.
5. Половой процесс коньюгация свойственен инфузории-туфельке.
6. Благодаря пелликуле амеба протей имеет постоянную форму тела.
7. При неблагоприятных факторах простейшие покрываются спорой.
8. Непереваренные остатки пищи у инфузории выводятся через рот.
9. На свету у эвглены происходит фотосинтез.
10. Инфузория – туфелька – это хищник.
11. Амеба обыкновенная захватывает пищу путем фагоцитоза.
12. Носителем наследственной информации у простейших является ядро.
2)Тест «Простейшие. Тип Инфузории».
I вариант
А1. Какую функцию выполняет большое ядро инфузории?
обмена веществ
двигательную
половую
дыхательную
А2. В каком слое инфузории расположены опорные волоконца?
в эндоплазме
в цитоплазме
в эктоплазме
в оболочке
А3. Где происходит переваривание пищи у инфузории?
в вакуоли
в клеточном рте
в желудочке
в ядре
А4. В каком направлении происходит деление клетки инфузории?
поперек тела
вдоль продольной оси
по любой оси тела
по диагонали
В1. С помощью какого процесса происходит обновление и перераспределение генетического материала у инфузорий?
В2. Как питаются паразитические инфузории?
С1. Опишите особенности передвижения инфузории.
II вариант
А1. Какую функцию выполняет малое ядро инфузории?
обмена веществ
двигательную
размножения
дыхательную
А2. Какие особые образования инфузорий могут превращаться в длинную упругую нить?
соединительный мостик
опорные волоконца
трихоцисты
сократительная вакуоль
А3. Как находит свою добычу инфузория - туфелька?
чувствует запах веществ
чувствует наличие химических веществ
определяет на ощупь
с помощью длинной упругой нити
А4. С помощью какого органоида подвижное ядро переходит из одной инфузории в другую при половом процессе?
соединительного мостика
цитоплазматического мостика
цисты
клеточного рта
В1. Какой способ размножения характерен для инфузории?
В2. Какие инфузории ведут неподвижный образ жизни?
С1. Опишите особенности дыхания инфузории
159829523304500 III. Актуализация знаний (4мин.).
В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги”, но мальчика привлекали стеклянные шарики, рассматривая через них предметы, те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе.
Послушаем отрывок из его письма к членам Лондонского: королевского общества:
“… Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки...” То были одноклеточные животные!
-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
Послушайте рассказ.
Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?
Первая говорит: - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.
А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.
Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.
Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?
Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков.
Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.
Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.
- Как вы думаете, о представителях каких типов идет речь?
- Что же мы еще должны рассмотреть на уроке?
Записываем тему урока. (слайд 1)
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (слайд 2)
-А задачи? (слайд 3)
IV. Обобщение знаний (16 мин.).
-Давайте вспомним, что мы знаем о простейших?
-Заполним таблицу, которая находится у вас на партах.
«Сходство и различия простейших».
Органоиды П р о с т е й ш и е
Амеба Эвглена зеленая Инфузория-туфелька
1.Оболочка + + +
2.Цитоплазма + + +
3 Ядро + + +(2)
4. Ложноножка + - -
5. Жгутик - + -
6. Ресничка - - +
7.Пищеварительная вакуоль + - +
8.Сократительная вакуоль + + +(2)
9.Ротовое отверстие - - +
10.Порошица - - +
11.Хлоропласты - + -
12.Светочувствительный глазок - + -
-Работа по таблице.
Игра – викторина.
Вопрос № 1: Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?
( Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается).
Вопрос №2: Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?
( Сократительные вакуоли удаляют избыток воды из организма, при их отсутствии простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления)
Вопрос № 3: Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?
( Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб).
Вопрос № 4: В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?
(Неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Цист много в пыли на берегу озера. Ветром цисты могли быть занесены на пальму).Вопрос № 5: В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька- из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями?
(Эти явления: проявление раздражимости, ответной реакции организма на изменение окружающей среды. В опытах наблюдаем положительные, пищевой и световой таксисы, таксис – это направленное движение простейших, отрицательный хемотаксис).- А как вы думаете, какова роль простейших в природе и жизни человека?
- Давайте составим небольшие устные проекты, используя данные, которые находятся у вас на партах и текст учебника п. 12.
- Класс Саркодовые, вид – Дизентерийная амеба. Человек заражается, проглатывая цисты паразита с водой или пищевыми продуктами, загрязненными землей. Паразит живет в кишечнике, питаясь клетками. Может попасть в кровь. Дизентерийная амёба поселяется в толстой кишке человека и изъязвляет её стенки, вызывая опасную болезнь – дизентерию. Цисты амёбы выделяются с калом. С компостом цисты могут попасть на огороды, а со сточными водами – в водоёмы. Их также разносят мухи. В организм человека цисты попадают через рот: с немытыми овощами, с грязных рук, при купании в загрязнённых водоёмах. На сырой почве цисты живут до 8 дней, на овощах и предметах обихода – до 5 дней. При кипячении и высушивании они погибают. Несколько месяцев цисты могут находиться в организме человека, не вызывая заболевания. Позже они превращаются в амёб, заселяют кишечник и вызывают боль в животе, слабость, понос. Профилактика – соблюдение мер гигиены.
- Класс Жгутиконосцы, вид Трипаносома. Паразитирует у человека и млекопитающих (овцы, козы, свиньи, иногда собаки). Переносчиком служат муха це-це ( это только для Западной Африки). Муха при сосании крови больного животного заражается трипаносомами, которые попадают в желудок мухи, где активно размножаются. После чего передвигаются в хоботок насекомого и слюнные железы. (смотри таблицу «Строение ротового аппарата мухи»). Кусая человека муха ему передает трипаносом со слюной. Паразиты попадают в кровь и лимфу, затем переходят в лимфатические сосуды, спинно-мозговую жидкость, а там, в ткани головного и спинного мозга. Основная профилактика – уничтожение мухи це-це и мест её размножения (водоемов).
Среди паразитических жгутиконосцев особое внимание заслуживают паразиты многих позвоночных –лейшмании. Они очень мелкие: длина их тела всего 2-4 мкм. Лейшмани являются внутриклеточными паразитами,так как вызывают тяжелые поражения внутренних органов и кожи (лейшманиозы). Паразиты передаются черезукусы москитов В организме человека паразит теряет жгутик, а в теле москита его жгутик восстанавливается.Один из видов лейшманий, распространенных в Южной Европе, Индии и Средней Азии вызывает болезнь человека кала Азар, при которой увеличиваются печень и селезенка. Болезнь сопровождается непрерывной лихорадкой, малокровием. Истощением и чаще всего заканчивается смертельным исходом. Другой вид лейшманий вызывает болезнь кожи , рапространенную в Северной Африке, Южной Европе и Южной Азии, Закавказье и Средней Азии.
Профилактика. Личная – индивидуальная защита от укусов москитов; общественная – уничтожение природных резервуаров (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д.) Одновременно рекомендуется проводить санитарно-просветительную работу среди населения, а также делать прививки.
В кишечнике млекопитающих (человека, кролика, мыши), земноводных и некоторых беспозвоночных обитают лямблии. Длина тела этих паразитов 0,008 – 0,03 мм. Тело лямблий грушевидное и сплющенное. Вогнутая брюшная сторона образует присоску для прикрепления к эпителиальным клеткам кишечника человека. Имеются четыре пары жгутиков и два ядра. Лямблии обитают в верхних отделах тонкого кишечника человека. Попадая в нижние отделы кишечника, лямблии образуют цисты, которые выводятся во внешнюю среду и служат источником заражения новых хозяев. Источником заражения служат немытые овощи, фрукты, некипяченая вода, грязные руки. Иногда заражение лямблиями происходит без болезненных симптомов. Однако эти паразиты, пронизывают желчный пузырь, вызывают его воспаление (холецистит). Чаще эти паразиты встречаются у детей. Болезнь, вызываемая ими, называется лямблиозом.
Профилактика. Соблюдение правил личной гигиены. Употребление в пищу мытых овощей и фруктов. Употребление для питья только кипяченой воды. Борьба с загрязнением почвы. Санитарно-просветительская работа.
- Существует целый класс простейших, который называется Споровики, который насчитывает 4 тысячи видов. Класс споровиков включает только паразитические формы. Под влиянием паразитизма строение споровиков упростилось. Они не имеют органов передвижения, пищеварительных и сократительных вакуолей.
-Одним из опасных болезнетворных простейших является малярийный плазмодий, относящийся к типу Споровиков. Это простейшие животные, ведущие паразитический образ жизни и обитающие внутри клеток других организмов. В кровь человека малярийный плазмодий проникает при укусе малярийного комара на стадии очень мелких червеобразных одноядерных клеток. Они с током крови попадают в печень человека, где растут и размножаются делением. Образовавшиеся в процессе размножения клетки попадают в кровяное русло и внедряются в эритроциты, где также размножаются. Когда паразиты выходят из эритроцитов, ядовитые продукты их жизнедеятельности попадают в кровь – происходит изнуряющий больного приступ лихорадки. При сосании крови больного человека малярийным комаром плазмодии попадают в желудок насекомого. Там происходит половое размножение малярийного плазмодия, в результате чего снова образуется множество очень мелких клеток. Они проникают в слюнные железы комара, а в момент укола человека вновь проникают паразиты. Вызываемая малярийным плазмодием малярия - очень опасная болезнь. Раньше от неё умирало много людей. Распространена малярия в тропиках и субтропиках.
Профилактика. Применяют различные лекарственные препараты, прививки. Осушают болота, в которых выводятся малярийные комары. А на Кавказе для борьбы с малярией была акклиматизирована небольшая рыбка гамбузия, которая поедает личинок малярийных комаров. Малярийным плазмодием – это возбудитель малярии, одного из древних и до сих пор широко распространенных заболеваний.
Прослушивание проектов.
V. Физкультминутка (2 мин.)- Из всего выше сказанного составим памятку профилактики заболеваний.
Составление памятки профилактики.
соблюдение правил личной гигиены;
кипячение воды;
добросовестное приготовление пищи
требования к качеству сырых продуктов;
своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр)
научно-просветительская работа среди населения.
Составление схемы «Роль простейших в природе и жизни человека».
Схема выстраивается совместно с учащимися на доске при помощи магнитов. Учащиеся приводят пример простейших, имеющих то или иное значение, например:
осадочные породы, мел и кремнезем, образованы раковинами фораминифер и лучевиков;
инфузория - туфелька может служить биологическим фильтром;
морские простейшие составляют планктон и являются пищей для других организмов и т.д.;
в кишечнике человека обитает кишечная амеба, питающаяся кишечными бактериями (симбиоз);


Ю.И.Полянский пишет: «Если взять каплю содержимого рубца и рассмотреть её под микроскопом, то в поле зрения инфузории буквально кишат. Трудно даже в условиях культуры получить такую массу инфузорий. Количество инфузорий в 1куб.см содержимого рубца достигает миллиона, а нередко и более» Масса всех инфузорий в желудке коровы может достигать 3 кг. А что они там делают?
Оказывается, что многие жвачные животные (крупный рогатый скот, верблюды, овцы, антилопы) постоянно жуют. Желудок этих животных устроен очень сложно, он состоит из нескольких отделов. Сначала пища поступает в рубец, здесь пищеварительный сок не выделяется, зато здесь живет огромное количество инфузорий и бактерий, которые и переваривают целлюлозу, скатывая её в шарики, которые в свою очередь скатываются в другой отдел желудка – сетку, а от туда снова в рот. Это и есть та «жвачка», которую усердно пережёвывают животные. Затем пища вновь проглатывается в следующий отдел желудка – книжку, а из неё в сычуг. Где и окончательно переваривается под действием пищеварительного сока. (Смотрите таблицу «Строение желудка крупного рогатого скота»).
VI. Закрепление (5 мин.).
Тест «Многообразие и значение простейших.
Часть АВыбрать один верный ответ
К простейшим относятся животные, тело которых состоит из:
А) двух клеток
Б) одной клетки
В) множества клеток
Человек заражается дизентерийным амёбиазом, проглотив:
А) яйца амёбы
Б) цисты амёбы
В) споры амёбы
3. Возбудителем малярии является:
А) малярийный комар
Б) малярийный плазмодий
В) лямблии
4. Возбудители какой из названных болезней принадлежат к подцарству простейшие:
А) холера
Б) чума
В) лямблиоз5. В каком случае правильно перечислены типы простейших:
А) амёбы-инфузории-жгутиконосцы
Б) саркодовые-жгутиконосцы-ресничные инфузории
В) саркодовые-фораминиферы-кокцидии
Часть БОпишите любое заболевание, вызываемое простейшим и его профилактику.
алгоритм самооценки:
Какое было задание?
Удалось ли справиться с заданием?
Справился полностью самостоятельно или с чьей то помощью?
Справился с ошибкой или без?
Какую отметку себе поставишь?
VII. Рефлексия (2 мин.).
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
VIII. Выставление оценок (2мин.).
IX. Домашнее задание (2 мин.).
П.12; по желанию подготовить сообщение о гидре.