Адаптационная программа по волейболу для учащихся 4–11-х классов (мальчики)
Адаптационная программа по волейболу для учащихся 4–11-х классов (мальчики)
Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физической культуры
Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время из-за большой учебной нагрузки, увлечениями компьютерными играми, малоподвижном образе жизни существует проблема недостатка двигательной активности у школьников. Занятия в секциях, спортивных кружках помогают частично решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного, психического и физического развития ребенка. В процессе игр у детей формируются жизненно важные качества как упорство, честность, мужество, смелость, взаимовыручка.
Данная программа разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства, под редакцией Ю.Д.Железняк, А.В. Чачин 2004 г. и комплексной программы общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов под. Ред. В.И. Лях, А.А. Зданевич 2007 г..
Занятия занимают четыре академических часа (два раза в неделю). Первый года обучения - 136 часов в год, и шесть академических часа (три раза в неделю). Второй и третий год обучения - 204 часа в год.
Цель обучения: формирование и освоение основ содержания физической деятельности с общеприкладной и спортивной направленностью.
В соответствии с целью образовательной области программы формируются задачи:
развитие основных физических качеств;
формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
приобретение навыков проведения учебно-тренировных занятий и соревнований по волейболу;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитее психических процессов и свойств личности.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
В результате освоение обязательного минимума содержания программы, занимающиеся должны знать, понимать:
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
историю развития игры волейбол;
правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
основные правила игры в волейбол, судейство.
Уметь:
выполнять технические приемы;
играть в волейбол по основным правилам;
контролировать и регулировать функциональные состояния организма при выполнении физических упражнений;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила гигиены, безопасности и профилактики травматизма при занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Распределение учебного времени прохождения программного материала /34 учебных недели/
№ п/п Разделы программы 1-й год 2-3-й годы
1. Теоретическая подготовка 6 8
2. Общая физическая подготовка 40 50
3. Специальная физическая подготовка 15 20
4. Техническая подготовка 40 50
5. Тактическая подготовка 20 50
6. Интегральная подготовка 8 16
7. Психологическая подготовка в течение занятий
8. Инструкторская и судейская практика 3 6
9. Соревнования в течение года
10. Контрольно-переводные испытания 4 4
11. Восстановительные мероприятия в течение года
12. Воспитательная работа в течение занятий
13. Педагогический и медико-биологический контроль в течение занятий
14. Итого: 136 204
В программе представлено содержание материала по основным компонентам тренировки: технической, тактической, физической, теоретической, интегральной, морально-волевой (психологической), инструкторской и судейской практике, раскрыто содержание восстановительных мероприятий, воспитательной работы и педагогического, медико-биологического контроля.
Содержание деятельности 1-го года обучения
(недельная нагрузка - 4 часа)
Теоретическая подготовка (6 часов)
1.Физическая культура и спорт в России (1ч.)
Основные понятия физическая культура и спорт; физическое воспитание, самовоспитание и саморазвитие.
2. История развития волейбола (1ч.)
Родина волейбола. Первые правила волейбола. Этапы развития игры.
3. Гигиена тренировочного процесса, врачебный контроль (4 ч.).
Личная гигиена спортсмена, гигиена в быту. Правильное питание. Самоконтроль. Самомассаж .Средства восстановления
Общая физическая подготовка (40 часов)
1.Строевые упражнения (2ч.).
Обучение строевым упражнениям, выполнение строевых команд, перестроений, поворотов, движения строем и т.д. на основе школьного программного материала.
2.Общеразвивающие упражнения (8ч.)
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища и шеи; для мышц ног и таза.
3.Акробатические упражнения (5ч.)
Группировки в присяде. Сидя, лежа, на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из различных и.п.. Стойка на лопатках. Кувырок вперед из упора присев. Переворот в сторону.
4.Легкоатлетические упражнения (12ч.)
Ускорения до 20,30,60 м. Старт и стартовый разгон. Эстафетный бег. Повторный бег 3-4 раза по 30-60 м. Бег с препятствиями от 100 до 200м. Прыжки. Многоскоки. Метания мяча в цель.
5.Подвижные игры (9ч.)
"Салки". "Охотники и утки". "Эстафета с прыжками" и др.
6.Лыжные гонки (4 ч.)
Основные способы передвижения на лыжах, повороты, спуски, подъемы и торможения. Передвижения на выносливость 5 км. Эстафеты на лыжах.
Специальная подготовка (15 часов)
1.Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий (3ч.)
Бег, перемещения по сигналу из различных и.п.. Бег с остановками и изменением направления. По сигналу - выполнение определенного задания в беге. Подвижные игры из числа изученных ранее.
2.Упражнения для развития прыгучести (4ч.)
Прыжки: обычные и многократные на одной и обеих ногах на месте, из различных исходных положений, со скакалкой.
3.Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма, передач, подач мяча (8ч.)
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах, отталкивание от стены, броски и упражнения с набивным мячом. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Техническая подготовка (40 часов)
Техника нападения (20 ч.)
Перемещения и стойки в сочетании с техническими приемами нападения. Передача мяча сверху двумя руками. Передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подводящие упражнения к нападающему удару у стены.
Техника защиты (20 ч.)
Прием мяча. Выполнение приема мяча из различных и.п. прием мяча с подачи. Страховка. Прием мяча после отскока от стены, пола.
Тактическая подготовка (20 часов)
Тактика нападения (10ч.)
Индивидуальные групповые, командные действия. Обучение расстановке игроков, переход. Чередование передачи. Выбор необходимого места на площадке при приеме мяча. Первая передача связуещему игроку. Вторая передача.
Тактика защиты (10 ч.)
Индивидуальные, групповые, командные действия. Перемещения к сетке, при приеме мяча. Страховка. Выбор действия: прием в защите или страховка. Взаимодействие игроков задней линии. Расположение игроков при приеме.
Интегральная подготовка (8 часов)
Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности и дозировки с целью обучения навыков технических приемов и развития специальных приемов в единстве (4 ч.).
Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной материал по технической и тактической подготовке (4 ч.)
Психологическая подготовка (в течение занятий)
Психологическая подготовка служит важным условием успешного решения задач в системе подготовки волейболистов. Такая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры. Основные задачи психологической подготовки: воспитание моральных качеств, формирование чувства коллектива, установление и воспитание совместимости спортсменов в процесс их деятельности, адаптация к условиям тренировочного процесса.
Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов: лекции, беседы, специальные знания в области психологии, личный пример тренера, побуждение к деятельности, поручения, обсуждение в коллективе, участие в играх.
Инструкторская и судейская практика (3 часа).
На первом году обучения ребята изучают основные правила расстановки игроков, переход, простейшие правила игры волейбол, жесты судей.
Восстановительные мероприятия (в течение занятий).
Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.
Под психолого-педагогическими средствами подразумевают творческое использование тренировочных и соревновательных нагрузок; применение средств общей физической подготовки с целью переключения форм двигательной активности и создания благоприятных условий для протекания процесса восстановления.
К медико-биологическим средствам относятся: специализированное питание, распорядок дня, дыхательная гимнастика. Во время тренировочного процесса ребят рассказывается о восстанавливающей роли сна, пищевой рацион, правильное дыхание, спортивные мази и др..
Педагогический и медико-биологический контроль.
Педагогический контроль:
1) контроль за физическим развитием обучающегося;
2) контроль физической и технической подготовленностью.
Для получения необходимой информации служат контрольные испытания, включенную в программу:
Физическое развитие.
Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений (рост, вес, группа здоровья).
Физическая подготовка: тестирование по общей физической подготовке с целью проверки развития основных физических качеств. Бег 30 м-быстрота, челночный бег - координация, прыжок в длину с места- скоростно-силовые качества, бег 1 км - выносливость, наклон вперед - гибкость.
Техническая подготовка: стойка и перемещения игрока, передача мяча над собой в кругу, стоя у стены, передача мяча снизу над собой и с продвижением вперед, подача мяча.
Тактическая подготовка: действия при второй передаче, прием мяча снизу, взаимодействие в команде.
Медико-биологический контроль: опрос, осмотр и обследование простыми методами. В течение всех занятий учитываются степени утомления и переутомления организма, показатели ЧСС.
Содержание деятельности 2 -3 - года обучения
(недельная нагрузка - 6 часов)
Теоретическая подготовка (8 часов)
1. Влияние максимальных тренировочных нагрузок и профилактические восстановительные мероприятия (1 ч.)
2. Гигиена тренировочного процесса, самоконтроль. Анализ данных самоконтроля и медицинских данных (2 ч.)
3. Основы техники и тактики игры в волейбол (3 ч.)
4. Организация и проведения соревнований (2 ч.)
Общая физическая подготовка (50 часов)
1.Строевые упражнения (2ч.).
Совершенствование строевых упражнений, выполнение строевых команд, перестроений, поворотов, движения строем и т.д. на основе школьного программного материала.
2.Общеразвивающие упражнения (8ч.)
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища и шеи; для мышц ног и таза.
3.Акробатические упражнения (10 ч.)
Группировки в присяде. Сидя, лежа, на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из различных и.п.. Стойка на лопатках. Кувырок вперед из упора присев. Переворот в сторону с места и с разбега.
4.Легкоатлетические упражнения (10ч.)
Ускорения до 20,30,60 м. Старт и стартовый разгон. Эстафетный бег. Повторный бег 3-4 раза по 30-60 м. Бег с препятствиями от 100 до 200м. Прыжки. Многоскоки. Метания мяча в цель.
5.Подвижные игры (6ч.)
Лапта по волейбольным правилам. Два капитана. Эстафеты футболистов, баскетболистов. Эстафета с прыжками.
6. Спортивные игры. (10 ч.)
Баскетбол. Гандбол. Ловля, передача, ведение мяча, основные способы бросков в корзину и по воротам.
6.Плавание или лыжные гонки (4 ч.)
Равномерное проплывание дистанции 400 м, скоростное проплывание вольным стилем отрезков 25, 50, 100м. передвижение на лыжах 5-10 км. Эстафеты на лыжах.
Специальная подготовка (20 часов)
1. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий (4 ч.)
Бег, перемещения по сигналу из различных и.п.. Бег с остановками и изменением направления. По сигналу - выполнение определенного задания в беге. Подвижные игры из числа изученных ранее.
2. Упражнения для развития прыгучести (4 ч.)
Прыжки: обычные и многократные на одной и обеих ногах на месте, из различных исходных положений, со скакалкой. Упражнения с отягощением. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед. То же с отягощением.
3. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча (4ч.)
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах, отталкивание от стены, броски и упражнения с набивным мячом. Броски набивного мяча и наблюдение за партнером в зависимости от действия партнера, изменение высоты подбрасывания; броски мяча во встречных колоннах.
4.Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча (4ч.) Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивным мячом. Бросок гандбольного мяча через сетку на точность в зоны. Упражнения с волейбольным мячом. Совершенствование ударного движения подачи по мячу.
5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов, блокирования (4 ч).
Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз - стоя на месте и в прыжке. Имитация прямого нападающего удара. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания. Прыжковые упражнения в сочетании с подниманием рук вверх и касанием предмета. Передвижение вдоль сетки - лицом к ней? приставными шагами.
Техническая подготовка (50 часов)
Техника нападения (25 ч.)
Перемещения и стойки
Перемещения и стойки в сочетании с техническими приемами нападения.
Перемещения различными способами на максимальной скорости в сочетании с остановками, прыжками, стойками.
Передача мяча
Передача мяча сверху, снизу в парах, через сетку.
Передача мяча сверху двумя руками с отвлекающими действиями.
Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у сетки, со стенкой, в прыжке и на месте.
Подача мяча
Нижняя прямая подача на точность, по зонам
Верхняя прямая подача.
Чередование способов подач в сочетании с требованиями точности.
Совершенствование изученных подач.
Нападающий удар
Обучение нападающему удару. Основные фазы нападающего удара(разбег, толчок, удар, приземление). Имитация нападающего удара. Нападающий удар из зон 2,4.
Передача мяча сверху двумя руками. Передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подводящие упражнения к нападающему удару у стены. Прямой нападающий удар
Техника защиты (25 ч.)
Стойки и перемещения игрока при приеме снизу.
Прием мяча. Выполнение приема мяча из различных и.п. прием мяча с подачи. Страховка. Прием мяча после отскока от стены, пола. Выполнение приема мяча различными способами и с последующим падением: подач, различных нападающих ударов.
Блокирование. Одиночное и групповое блокирование. Передвижение вдоль сетки во время блокирования. Игра после блока.
Тактическая подготовка (50 часов)
Тактика нападения (25 ч.)
Индивидуальные групповые, командные действия. Обучение расстановке игроков, переход. Чередование передачи. Выбор необходимого места на площадке при приеме мяча. Первая передача связуещему игроку. Вторая передача. Чередование нападающих ударов на силу и точность. Тактические комбинации. Тактика игры в нападении со второй передачи. Розыгрыш мяча. Варианты системы игры в нападении со второй передачи игроком передней линии.
Тактика защиты (25 ч.)
Индивидуальные, групповые, командные действия. Перемещения к сетке, при приеме мяча. Страховка. Выбор действия: прием в защите или страховка. Взаимодействие игроков задней линии. Расположение игроков при приеме. Индивидуальное блокирование. Взаимодействие и перемещение игроков задней линии при атаке соперника. Варианты расположении игроков при приеме подачи.
Интегральная подготовка (16 часов)
1. Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности и дозировки с целью совершенствования навыков технических приемов и развития специальных качеств в единстве (4 ч.).
2. Упражнение на переключение в выполнении тактических действий в нападении и защите повышенной интенсивности и дозировки и с целью совершенствования навыков тактических действий, технических приемов и развития специальных качеств в единстве (4 ч.)
3. Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной материал по технической и тактической подготовке (4 ч.)
4. Контрольные игры. Применяются систематически для решения учебных задач. Особая их роль при подготовке к соревнованиям (4 ч.)
Психологическая подготовка (в течение занятий)
Воспитание высоких моральных качеств, формирование у ребят чувство коллектива, разносторонних интересов. Воспитание волевых качеств. Адаптация к условиям соревнований. Настройка на игру, методы руководства командой в игре.
Включение в процесс предсоревновательной подготовки определенную систему психолого-педагогических воздействий. Изучение структуры взаимоотношений в команде. Изучение эффективности игрового взаимодействия методом контролируемого наблюдения. Стресс и борьба с ним.
Проведение совместных занятий с командами других школ, с командой девочек. Упражнения большой сложности в процессе физической, технико-тактической и интегральной подготовки. Участие в соревнованиях с использованием установок на игру, разборов проведенных игр.
Инструкторская и судейская практика (6 часов)
Основные правила расстановки игроков, переход, смена команд. Счет. Жестикуляция судей. Действия в судействе первого и второго судей. Высота сетки. Проведение занятий по волейболу с группой (общефизичекая и специальная подготовка). Протокол соревнований составление и его заполнение. Таблица розыгрыша. Составление положения о проведении соревнований по волейболу. Практика судейства.
Восстановительные мероприятия (в течение занятий)
Творческое использование тренировочных и соревновательных нагрузок; применение средств общей физической подготовки с целью переключения форм двигательной активности и создания благоприятных условий для протекания процесса восстановления. Регулирование отдыха между занятиями.
К медико-биологическим средствам относятся: специализированное питание, распорядок дня, дыхательная гимнастика. Во время тренировочного процесса ребят рассказывается о восстанавливающей роли сна, пищевой рацион, правильное дыхание, спортивные мази и др..
Педагогический и медико-биологический контроль
Педагогический контроль
1) контроль за физическим развитием обучающегося;
2) контроль физической и технической подготовленностью.
Для получения необходимой информации служат контрольные испытания, включенную в программу:
Физическое развитие. Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений (рост, вес, группа здоровья).
Физическая подготовка: тестирование по общей физической подготовке с целью проверки развития основных физических качеств. Бег 30 м-быстрота, челночный бег - координация, прыжок в длину с места- скоростно-силовые качества, бег 1 км - выносливость, наклон вперед - гибкость.
Техническая подготовка: стойка и перемещения игрока, передача мяча над собой в кругу, стоя у стены, передача мяча снизу над собой и с продвижением вперед, подача мяча.
Тактическая подготовка: действия при второй передаче, прием мяча снизу, взаимодействие в команде.
Медико-биологический контроль осуществляется при помощи различных средств: опрос, осмотр и обследование простыми методами. В течение всех занятий учитываются степени утомления и переутомления организма, показатели ЧСС.
Воспитательная работа
В программе секции по волейболу ведущее место занимают вопросы подготовки всесторонне развитых, трудолюбивых, дисциплинированных активных и инициативных граждан. Реализация воспитательных задач осуществляется в процессе систематических, регулярных, тренировочных занятий, в процессе спортивных соревнований. Волевые качества воспитываются на преодолении трудностей. При совершенствовании техники, тактики игры, в процессе физической подготовки надо предусматривать развитее личностных качеств ребят. Важная воспитательная работа тренера - создание дружного, сплоченного коллектива, воспитание их в духе коллективизма, дружбы и товарищества.
При всем многообразии нравственных привычек процесс их формирования сводится к следующим правилам:
необходимо знать, какие привычки помогают спортсмену проявить себя в тренировке и соревнованиях;
ориентироваться на положительный образец;
формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их применении;
необходимо добиваться отрицательного отношения к дурной привычке
Процесс формирования нравственного поведения связан с необходимостью использовать методы педагогической коррекции посредством поощрения и наказания.
Вся система тренировочной и соревновательной деятельности должна создавать прочную основу для здоровья, позволяющего поддерживать высокий уровень интеллектуальной работоспособности.
Основные условия воспитательной работы:
комплексное использование индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия учащихся;
стимулирование самостоятельности учащихся, адекватных их нравственно-волевой зрелости;
создание субъект - субъектных отношений между учащимися и педагогами;
систематический анализ и моральная оценка педагогом и учащимся результатов и мотивов поступков и действий каждого.
Минимальные требования к уровню оснащённости учебного процесса
Спортивное инвентарь: Волейбольные, набивные, теннисные мячи. Обручи. Скакалки. Перекладина. Гимнастическая скамейка, стенка. Секундомер. Волейбольная сетка.
Формы занятий:
Индивидуальные
Групповые
Тематическое планирование 1 года обучения - приложение 1Тематическое планирование 2, 3 года обучения - приложение 2Конспекты занятий в младшей, старшей группе - приложение 3Приложение 4Список использованной литературы
Примерная программа спортивной подготовки для специализированных детско-юношестких школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2004;
Комплексная программа общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2007;
Волейбол. Шаги к успеху: пер. с анг./ Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. _ М.: АСТ: Астрель, 2006;
Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. под.ред. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. - М. Физкультура и спорт, 1991.
Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум - М.: Просвещение, 1992