Описание инновационного опыта при обучению чтению.


Описание инновационного опыта
Великий французкий мыслитель Дани Дидро много лет назад сказал такие слова: «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова актуальны и сейчас. Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.
Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. В своей работе, а я работаю в школе более 27 лет, на первое место всегда ставлю уроки чтения.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодня необходимо повышать престижность чтения. При работе с младшими школьниками достичь результата можно при специально организованной деятельности на уроке и после уроков. Использование технологии сотрудничества в обучении, ИКТ - технологий, учебного пособия «Литературное чтение» О.В. Кубасовой из УМК «Гармония» позволяет поднять обучение и воспитание на новую ступень. Работа по формированию читательской компетентности осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Система внеклассных занятий и внеурочной деятельности:
Часы общения с книгой.
Библиотечные часы.
Конкурсы сочинений и рисунков.
Конкурсы чтецов стихотворений.
Дидактические игры.
Работа с родителями.
Методика «Хорошее время читать».
Дискуссии по прочитанным книгам.
Викторины.
«Крестики-нолики».
Зрители и участники спектаклей по книгам.
 
Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ проводятся интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомство детей с писателями и их произведениями и т.д.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь.
Начиная работу по развитию интереса к чтению важно узнать отношение к книге членов семьи каждого ребенка. С этой целью посещаю каждую семью. На первом родительском собрании родителям даются советы о том. Как развивать интерес к чтению
1.     Проводить коллективные чтения в семье.
2.     Создать домашнюю библиотеку каждому ребенку.
3.     Вместе с детьми посещать городскую библиотеку и помогать ребенку в выборе книги.
4.     Читать детым отдельные рассказы, сказки, стихи. После чтения обязательно беседа о прочитанном, характеризовать героя.
- Какой герой понравился?
- Чем он понравился ?- Какой герой не понравился и почему?
- Чтобы ты посоветовал герою и т.д.?
5. Если дети посмотрели интересную передачу, постараться прочитать книгу.
Как видно из перечисленных советов родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребенка вызывало бы только положительные эмоции и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.
Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Читающие дети – залог успешности нации в будущем