Статья Студенты и гаджеты: кто кого осилит?
Шилов В.Б.
Преподаватель Ленинградского
Машиностроительного техникума
Им. Ж.Я. Котина
Студент и гаджеты – кто кого осилит?
Бурный бизнес на базе современных технологий связи и коммуникаций породил образ жизни современного подростка, которого невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Бесчисленные смартфоны, планшеты и прочее стали придатками подростков, а большей частью и наоборот., т.е. люди стали придатками электронных устройств, создающих неиссякаемый источник удовольствия для их хозяев без оглядки на потребленное время. . Граничные результаты произошедшего находятся между беспокойством родителей и педагогов серьезными проблемами с различной степенью трагичности. Современные гаджеты многообразны, многолики, многофункциональны , просты в пользовании и весьма доступны широкому кругу пользователей Что такое гаджеты? В общепринятом смысле каталогов (перечня устройств), которые являются гаджетами, и стандартов по таким устройствам не существует.. Вот некоторые примеры гаджетов: планшет, МР3-плеер, электронная книга, цифровой фотоаппарат, смартфон, айфон, ноутбук, нетбук, видеорегистратор, масса полезных и бесполезных устройств подключаемых через USB порт к компьютеру. . Неоспоримое и главное достоинство современных электронных помощников-гаджетов - обеспечение быстрой и доступной связи, комфорта и доступа к информации. Подростки куда лучше взрослых общаются с современными смартфонами и планшетными компьютерами. Однако гаджеты для многих из них становятся единственным увлечением, даже средой обитания.... Психологи ввели недавно в обиход даже специальный термин, означаемый зависимость от мобильных устройств - “номофобия”
. Более 60% населения земного шара страдает от этого специфичного заболевания (одной из фобий электронного мира) – чувства страха от потери или утраты своего сотового аппарата, причём возрастных ограничения у данного заболевания нет.Кроме того, более 40% опрошенных имеет более двух мобильных устройств. Объясняют испытуемые это тем, что должны постоянно находиться на связи, однако использование более двух устройств не имеет логического объяснения.Чем моложе человек, имеющий мобильное устройство, тем сильнее страдает номофобией, выяснили британские исследователи. В возрастной категории от 18 до 25 лет было выявлено 80% больных, а в возрасте от 25 до 40 лет 50%.Учёные пришли к выводу что волны, испускаемые мобильным устройством, вызывают сильнейшую зависимость. Человек, лишённый телефона, пытается одолжить его у знакомых или покупает новый, хотя он ему не нужен вовсе.
Чем полезны гаджеты? Развлечение с обучением: полезных логических игр, игр на внимание множество. Простейшие графические редакторы помогут научиться различать оттенки цветов. Управление мышью поможет сделать пальцы ловкими. Овладение новыми навыками: можно научиться фотографировать, снимать видео, тут же собирать их в ролик, дополняя титрами, заставками, музыкой. Общение: удобное средство связи. Поиск информации: решение конкретных задач, замена обычных книг на электронные. Последние модели позволяют не только читать, а ещё и слушать аудио и смотреть видео. Нетбуки и планшеты также облегчили обучение. С их помощью можно выйти в Интернет и просмотреть интересующую информацию.
Быстрая связь. Чем опасны гаджеты? Вред здоровью человека от сотового телефона - Электромагнитные излучения влияют на головной мозг по нарастающей. Поэтому сотовым телефоном нельзя пользоваться больным эпилепсией и предрасположенным к этой болезни - излучение сотовой трубки может спровоцировать эпилептический припадок. Мобильные телефоны отрицательно влияют как на работоспособность, так и общее самочувствие подростков. - Температура поверхности мозга за 1о минут разговора по телефону повышается на 0,1°С. , и клетки на такой подогрев реагируют весьма неоднозначно: сильные начинают усиленно делиться, слабые просто погибают.
- Чтобы начались проблемы с потенцией, достаточно по одному часу в день в течение года носить подобного рода излучатель в переднем кармане брюк.
- От мобильных телефонов повышается свёртываемость крови. А это может привести к закупорке сосудов и нарушению работы сердечно - сосудистой системы. - Воздействие шума в наушниках гаджетов силой до 100-120 децибелл даже на протяжении часа в день способно стать причиной глухоты в ближайшие два-три год- - - Те, кто регулярно работает за компьютером и при этом находит время по 5 часов в день смотреть на экран гаджетов, через 10 лет могут потерять из вида практически все.
- Если подростка лишить возможности ежедневно использовать модные гаджеты: 37% отмечают симптомы необоснованного страха, тоски и преддепрессивного состояния; 24% жалуются на общую апатию; 21% замечают снижение самооценки, неуверенность в собственных силах; 14% не замечают за собой каких-либо изменений, однако жалуются на то, что жизнь становится более скучной. Предельными являются случаи криминального исхода при «разлуке» с гаджетом, включая убийства и самоубийства. Стоит признать, что гаджеты для подростков не остановить во внедрении и развитии. Но правила безопасности их использования подростками должны чётко соблюдаться. И эту задачу должны взять на себя родители.
Правила и рекомендации по использованию мобильного телефона:- Не подносить телефон к голове сразу же после нажатия кнопки начала набора номера. В этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время разговора;- Держать телефон в сумке, поскольку на расстоянии 30-40 см воздействие ЭМП значительно меньше;- Использовать мобильные телефоны с гарнитурами;- Носить мобильные телефоны на шее не рекомендуется;- Ограничить продолжительность одного звонка до 1 минуты.
Социальный вред
Существеннейший аспект пользования гаджетами, который просторечно можно назвать «оглуплением», включающий : - резкое снижение словарного запаса у обучающихся, маловыразительная и слабоосмысленная речь, невозможность воспроизведения связки слов;
- неспособность воспринимать даже простейшие естественные науки , соотносить их с окружающим миром;
- «недолгая» и «неглубокая» память;
- снижение потребности и необходимости в новых знаниях, особенно профессиональных, которые подменяются виртуальным ощущением самозанятости, самодостаточности , удовлетворенности и чрезмерно завышенной востребованности;
- снижение адекватного восприятия реальности пространства и времени, а также своего места в обществе;
- снизилась существенно способность настойчиво и целеустремленного свершения поставленных целей, появилось опасное ощущение достичь цели путем «повтора « игры (жизни), ожидания «находок» на игровом поле, и т.п. Последние два фактора кореллируются у подростка с ролью игрока компьютерной игры, в которой только он является вершителем , управленцем игровой ситуации, центром и «богом» , и эту роль он пытается претворить и реальной жизни, выстраивая в ней собственную иерархию и правила поведения.
Практика работы со студентами среднего специального образования показала многочисленные подтверждения вышеприведенным выводам. Наиболее ярким случаем явилось следующее: на требование убрать повторно возникший в руках телефон владелец его оправдался словами : «Я взял его только подержаться» - т.е. отсутствие тактильной связи с гаджетом уже вызвало у студента ощущение дискомфорта.
Создавшаяся ситуация симбиоза подростков и гаджетов вызывает весьма ощутимую обеспокоенность не только за здоровье отдельных индивидов, но и общества будущего в целом. Очевидная опасность существует в победе гаджетов над разумом обучающихся, уходом сознания в сетевой мир от реального, потеря способности встроиться в структуру общества. Возможно, необходимо разработка спецсредств для подавления работы гаджетов , а также законодательного запрета на их использование в стенах учебного заведения.
Источники:1.Сайт журнала "Здоровье": http://zdr.ru/articles/elektronnue_deti Электронные дети2.http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-34786/ Гаджеты. Что это такое?3.http://l-pankova.ru/podrostok-i-sovremennye-gadzhety-eksperiment/Подросток и современные гаджеты. Эксперимент.