Урок по окружающему миру на тему Черное море (4 класс)
Урок 20 Тема: У Чёрного моря. 1.
Цели урока:1. Ознакомить с климатическими условиями зоны субтропиков.
2.Содействовать формированию представлений об особенностях животного мира Черноморского побережья Кавказа.
3.Показать влияние деятельности человека на природу Черноморского побережья.
4.Воспитывать любовь к природе
Оборудование: ПК, видеопроектор, экран, презентация
« У Чёрного моря», рабочие тетради учащихся, ДVД
« Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия », карта природной зоны России, учебник «Природоведение 4» А.А.Плешакова
Ход урока
Организационный момент.
Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок,Постарайтесь все понять,Учитесь тайны открывать,Ответы полные давать,Чтоб за работу получатьТолько лишь оценку «пять»!
- Когда человек сможет обладать знаниями?
- Каким образом?
- Вы готовы добывать знания?
Актуализация опорных знаний.
- С чего начнём работу? (С повторения прошлого материала.)
1. Игра «Отгадай»
- Определите, а какой природной зоне идет речь.
В ней песков большие груды-
Называются «барханы»,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном. (о пустыне)
Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (зона пустынь)
Я – песчаный холм, и зовут меня..(бархан)
Я – травянистое растение, моя задача – удержать пески. ( колосняк)
Вьется веревка,
На конце – головка. (змея)
Я – священное животное Древнего Египта,
Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. (скарабей)
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху – блюдо, снизу – блюдо.
Ходит чудо по дороге –
Голова торчит да ноги. (черепаха)
2.Тест « В пустыне. Человек и пустыня» Взаимопроверка по готовым ответам.
1. Пустыни занимают :
А) огромную территорию в центральной части России
Б) небольшую территорию по берегам северных морей
В) небольшую территорию на юго-западе страны.
2.В пустыне:
А) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима 2.
Б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима
В) ярко выделяются все четыре времени года.
3. В пустыне:
А) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега
Б) выпадает малое количество осадков
В) чаще всего осадков не бывает.
4. Растения пустыни:
А) высокие, широколистные
Б) невысокие, с узкими листьями корнями-луковицами
В) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.
5. Животные пустыни:
А) в основном некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни.
Б) крупные, имеют подкожный слой жира густой длинный мех
В) в основном низкорослые (грызуны) и птицы.
6. К растениям пустыни относятся:
А) ковыль, брусника, тюльпан
Б) морошка, брусника, черника
В) колосняк, солянка, джузгун
7. К животным пустыни относятся:
А) корсак, сайгак, тушканчик
Б) рысь, лев, тигр
В) морж, тюлень, медведь
8. Какое животное называют «корабль пустыни»?
А) сайгак Б) джейран В) верблюд
9. Экологическими проблемами пустыни являются:
А) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство
Б) неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство
В) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство
10. Заповедник пустыни:
А) Баргузинский Б) «Черные земли» В) Приокско-террасный
Ответы:
1.- В; 2.- А; 3.- В; 4.- В; 5.- А; 6.- В; 7.- А; 8.- В; 9.- Б; 10.- Б.
Оценки: «5» - 0 «4» - 1-2 «3» - 3 - 4 «2» - 5- более
Индивидуальное задание на карточке
- Исправь ошибки в тексте.
Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров______________________________________________________________.
Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами__________________________. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак________________________. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики ______________________, они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи.А забавное животное песчанка ____________________передвигается прыжками.
3.Самоопределение к деятельности
Перечислите по порядку природные зоны. (арктическая пустыня, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтропики)
- Что вы повторили?
Почему я выбрала именно это? 3.
Какое теперь задание вас ждёт? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,-
Это зона в России раскроит тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так эту природную зону зовут.
Пробовать!
- Как вы думаете, о какой природной зоне мы будем говорить?
- Вы сможете объяснить свой ответ? (Мы не можем обосновать.) Почему? (затруднение?)
- Что же нужно делать? (остановить и подумать) В чем возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?
- Что же мы должно перед собой поставить? (цель) (ответы детей)
-Какая цель урока может быть поставлена? - Сверим свои цели, с целями учебника на стр. 125
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
- Что вы хотели бы узнать о зоне субтропиков? (дети задают вопросы)
На доске тема урока: «У Чёрного моря» ( презентация слайд 15)
Что же, друзья, в дорогу пора!
Ждут с нетерпением нас
Чудесный берег, море и пляж.
Но мы отправимся не отдыхать,
А зону субтропиков России изучать.
- Что вам может помочь в открытии нового? (Работа в группах.)
- Вспомните правила работы в группе.
Правила работы в группах
Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, и каждый за общий результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.
4.Открытие нового знания.
1. Работа со словарем.
- Субтропики ? Посмотрим его значения в толковом словаре. ( слайд 15)
- «Это территория под тропиками, области, лежащие к северу и к югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу».
2.Работа с картой
Рассматривание побережья Чёрного моря по карте природной зоны России с. 72-73 учебн.
- Внимательно посмотрите на эту карту, найдите субтропики, изучите условные обозначении.
- Что нам расскажет карта?
- Где в основном находится эта зона? (зона занимает очень маленькую территорию на побережье Черного моря, Кавказские горы, которые являются преградой для холодных северных ветров, поэтому там умеренно жаркое лето и теплая зима, много осадков (географическое расположение и климат - слайд 16-17).
3. Работа в группах.(уч. стр.127-133) 4.
- Узнаем больше о побережье Чёрного моря:
1гр.- ботаники узнают и расскажут о растительном мире; (127-132)
2гр. – зоологи- о своеобразии животного мира Черноморского побережья Кавказа и о обитателях Чёрного моря; (128-130)
3гр. –экологи – о экологических вопросах Черноморского побережья.(131-133)
План рассказа для группы ботаников
Отличительная особенность растений субтропиков.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.
План рассказа для группы зоологов
1. Обитатели суши._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Обитатели моря.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План рассказа для группы экологов
Экологические проблемы Черноморского побережья.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Растения и животные, занесенные в Красную книгу._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какой вывод получили?
- Какой следующий шаг на нашем уроке?
5. Первичное закрепление.
1. Сообщения учащихся.
- Выслушаем ответственных от каждой группы! (о растительном, животном мире и экологических вопросах)
- А вы что можете сделать для решения экологических проблем? ( не мусорить, не ломать деревья т. д.)
-Какие своеобразия этой зоны? Чем она знаменита?
6. Физкультминутка (Слайд 18)
7. Закрепление нового материала.
- Что теперь надо сделать?
1.Просмотр презентации (Слайд 19- 26)
- Вы можете сказать, что все запомнили?
- А что для этого надо сделать, чтобы однозначно ответить на вопрос? (Выполнить самостоятельно задание, проверить по образцу оценить свои успехи)
8. Включение нового знания в систему знаний.
1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Выполните самостоятельно задания №1 на стр. 60
- Закрасьте зону субтропиков и проверьте по учебнику стр.72-73
- Выполните самостоятельно задания №3 на стр. 61 взаимопроверка с доски. (слайд 27)
Обитатели суши – цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.
Обитатели суши, добывающие пищу в море, - чайки, бакланы.
Обитатели моря – дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.
- Выполните самостоятельно задания №4 на стр. 61- проверка с доски. ( слайд 28)
Экологические связи:
Зелёные части растений слизни жужелица
Семена и плоды растений фазан беркут
Подземные части растений личинки насекомых крот
2. Творческая работа. Памятка «Как отдыхать у моря» (задание №7 стр. 63)
- Подготовьте памятку «Как отдыхать на побережье Чёрного моря». Можете воспользоваться своими записями в тетради.
Памятка «Как отдыхать у моря» (слайд 29)
Бережно относись к природе.
Не бросай на побережье мусор.
Носи головной убор.
Купайся только со взрослыми.
3. Игра «Узнай ». ( Слайд 30)
8. Подведение итогов уроков.
- О какой природной зоне вы узнали?
– Какова была ваша цель?
– Достигли вы этой цели? ()
9. Рефлексия
- Где могут пригодиться в жизни новые знании?
– Над чем ещё надо поработать? ()
- С каким настроением вы уходите с урока?
10. Аргументация оценок учащихся.
– Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь, особенно отметить.
– Оцените свою работу на уроке.
- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что»
11. Домашнее задание:(слайд 31)
1. Прочитать текст на с. 126-133
2.Выполнить задания учебника стр.134
3.Выполнить задания рабочей тетради на стр. 60-63 5.
Урок подготовил и провел учитель начальных классов: Демочкина С. М.
Правила работы в группах
Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, и каждый за общий результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам
Правила работы в группах
Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, и каждый за общий результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам
Правила работы в группах
Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, и каждый за общий результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам
План рассказа для группы ботаников
Отличительная особенность растений субтропиков.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План рассказа для группы зоологов
1. Обитатели суши._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Обитатели моря.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План рассказа для группы экологов
1.Экологические проблемы Черноморского побережья.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Растения и животные, занесенные в Красную книгу._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальное задание на карточке
- Исправь ошибки в тексте.
Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров______________________________________________________________.
Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами__________________________. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак________________________. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики ______________________, они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи.А забавное животное песчанка ____________________передвигается прыжками.
Индивидуальное задание на карточке
- Исправь ошибки в тексте.
Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров______________________________________________________________.
Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами__________________________. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак________________________. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики ______________________, они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи.А забавное животное песчанка ____________________передвигается прыжками.
Индивидуальное задание на карточке
- Исправь ошибки в тексте.
Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров______________________________________________________________.
Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами__________________________. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак________________________. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики ______________________, они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи.А забавное животное песчанка ____________________передвигается прыжками.
Индивидуальное задание на карточке
- Исправь ошибки в тексте.
Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров______________________________________________________________.
Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами__________________________. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак________________________. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики ______________________, они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи.А забавное животное песчанка ____________________передвигается прыжками.
15