Статья Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?
Что мне необходимо сделать для преобразования школы,
в которой я работаю?
Чтобы определить, какие преобразования мне нужно провести в своей школе, я обратилась к модели навыков ученика XXI века, представленных в Проекте «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный Организацией экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). Данный Проект «рассматривает систему ключевых компетенций в более широком контексте, предполагающем наличие базовой грамотности в сочетании с глубоким концептуальным пониманием». (Руководство для учителя. Первый (продвинутый уровень). АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015, С. 117).
В настоящее время в нашей республике происходят глобальные изменения в системе образования. Для того чтобы Казахстан смог войти в число тридцати развитых стран мира, «…необходимо постоянно повышать стандарты преподавания и обучения» (раздаточные материалы пятой недели, с.71).
Нельзя поспорить с тем, что учитель с лидерскими качествами должен взять на себя инициативу за преобразования в школьной практике. Это должно повысить качество образования и позволит подготовить выпускников, способных критически мыслить, применять имеющиеся знания на практике, способных ориентироваться в информационном жизненном пространстве.
Исследования о необходимости преобразования школьной практики я проводила, опираясь на коническую метафору лидерства Синека: «Зачем? Как? Что?». (Руководство для учителя. 1-й уровень. Третье издание. с.131)
Во время нахождения на первом этапе обучения я задалась вопросом: «Что необходимо предпринять для преобразования школьной практики?» (Руководство для учителя. 1-й уровень. Третье издание. с.126). с этой целью я провела ряд исследований, которые позволили мне определить, какие именно преобразования необходимы моей школе. Основными методами сбора информации и определения существующих проблем в практике преподавания в школе стали различные формы опроса администрации школы, педагогов, родителей и учеников: анкетирование, интервьюирование, кумулятивная беседа, изучение и анализ программы развития школы, посещение уроков учителей. Всё это позволило мне определиться с направлением моей исследовательской деятельности.
«Требования, предъявляемые обществом к современному казахстанскому учителю, возрастают. Ответственность учителя еще более возрастает в связи с переходом страны на двенадцатилетнее общее среднее образование, цель которого - формирование и развитие высокообразованной творческой личности, способной к саморазвитию и максимальной самореализации. XXI век становится веком конкуренции идей и информационных технологий. Способность генерировать новые идеи - вот что будет определять место той или иной страны в условиях глобализации. Поэтому подрастающее поколение казахстанцев должно иметь конкурентноспособное образование. Казахстан успешно стартовал в продвижении реформ, и мы должны закрепить наши сегодняшние достижения в будущем». (Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в День учителя)
Переход Казахстана на 12-летнее обучение требует от современной школы обеспечения высокого качества обучения учащихся. Мировая педагогическая практика имеет много доказательств эффективности внедрения инновационных идей обучения. Введение любых изменений – сложный процесс, который необходимо осуществлять последовательно и мeтодично.
Инновационные преобразования вызывают заинтересованность со стороны всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и их родителей. Eдинства действий и большей активности участников можно достичь, соблюдая несколько принципов: единство целей, доверие и ответственность, опора на сильные стороны.
Для деятельности компетентного учителя характерна тесная взаимосвязь теоретических и практических знаний. Так, при внедрении оценивания для обучения названный модуль обеспечивает продуманность его использования, что будет способствовать улучшению процессов преподавания и обучения. В Руководстве для учителя 1 уровня (третье издание) говорится о 9 ключевых принципах эффективного преподавания и обучения, базирующихся на педагогических знаниях:
-Обеспечивает ученика знаниями на всю жизнь;
-Способствует расширению знаний;
-Основывается на предварительном изучении опыта;
-Способствует активной деятельности ученика;
-Применяет оценивание для обучения и оценивание обучения;
-Поддерживает обучение;
-Способствует социальному и индивидуальному процессу;
-Осуществляет неформальное обучение;
-Основывается на обучении учителя.
Эксперимент по внедрению 12-летнего образования в школах республики успешно завершился, и сейчас пилотные школы Казахстана апробируют его в своей практике. Процесс саморегуляции очень важен для современного ученика. Обучаться этому необходимо уже на начальной ступени обучения. «Дети и молодые люди школ всего мира, закончив обучение, столкнутся лицом к лицу с будущим, совершенно отличным от той реальности, с которой встретились предыдущие поколения. Мы сейчас живём во взаимозависимом, международном сообществе, где успех или неудача в одной стране влекут последствия для многих других» (раздаточные материалы пятой недели, первый уровень, третье изданиес.71).
Преобразование школы – это нахождение условий для перестройки образовательного процесса, выявление проблем и их решение, видение будущего желаемого состояния школы. Педагоги моей школы обладают достаточным набором педагогических стратегий и методик, могут сопоставлять и сочетать различные подходы и методы, стараются использовать их рационально. Однако это не всегда так действенно, как хотелось бы. Это происходит потому, что учителя не всегда могут объяснить, зачем им нужен тот или иной инструмент в виде новых педагогических технологий, почему необходимо его использовать. Технологии используются мозаично, только отдельными элементами, нет определённой системы их внедрения.
На протяжении трёх лет девять учителей школы прошли трёхуровневые курсы повышения квалификации, изучив идею семи модулей. В настоящее время они довольно успешно начали внедрять их в свою практику. Но, если сертифицированные учителя третьего уровня активно реализуют полученные на курсах знания, внедряя в свою педагогическую практику новые подходы в учении и преподавании, то учителя первого уровня не совсем осознают свою огромную роль в качестве школьных лидеров. Они «должны уметь сотрудничать не только с коллегами по преподаваемому ими предмету, но и по другим учебным предметам; с представителями одной организации и ряда других организаций; в рамках сетевых профессиональных сообществ и различных партнёрских соглашений, предполагающих активное использование процессов коучинга и менторинга» (Руководство для учителя. 1-й уровень. Третье издание. с.118). в нашей же школе профессиональное сообщество практически не функционирует, несертифицированные учителя остаются в стороне, ведя обучение в традиционной форме. Свою миссию учителя-лидера я вижу в том, чтобы вовлечь как можно больше заинтересованных коллег в процесс преобразования школьной практики.
Самообразование через использование Интернет-ресурсов, дистанционное обучение, использование цифровых образовательных ресурсов – вот что поможет человеку не остановиться в своём развитии, повышать свою профессиональную компетентность. А помочь ему не затеряться среди множества информационных возможностей, научиться применять их в полной мере я решила через проведение серии коучингов и процесса менторинга. Так как в нашей школе нет учителя-лидера второго уровня, мне придётся выступить в качестве и коуча, и ментора.
До начала внесения преобразований я стараюсь продумать свои действия, необходимые для преобразования моей школы, и определить, какие примерно это будут этапы:
Анализ работы школы и определение проблем.
Консультирование учителей и получение их согласия на преобразования, формирование у них убеждения, что преобразования школы необходимы и актуальны.
Создание фокус – группы по проблеме разработки и применения критериев успешности.
Разработка и обсуждение реального плана действий.
Обучение учителей новым стратегиям и техникам формативного оценивания.
Поддержка подопечного и единомышленников в практическом применении модуля «оценивание для обучения» в практике реального урока.
Проведение подопечной серии последовательных уроков.
«Калейдоскоп уроков» членов фокус – группы.
Мониторинг промежуточных результатов. Корректировка дальнейших действий.
Оценивание результативности и эффективность изменений школьной практики.
Для внедрения новых подходов в оценивании учебных достижений учащихся я планирую во время шестинедельной практики в школе организовать работу профессионального сообщества учителей, опираясь на данные, которые я собрала в процессе аудита (анкетирование учителей, администрации, учащихся, родителей, беседы со всеми участниками учебного процесса, личные наблюдения). Целью работы нашего сообщества будет разработка и применение критериев успешности для формирования самооценки младших школьников. Она перекликается с приоритетными направлениями Проекта модернизации школы. Такая работа учителей будет способствовать повышению их профессиональной компетентности. Учителя с помощью формативного оценивания и критериев успешности будут оценивать не учеников, а их работы. «Самое важное преимущество само - и взаимооценивания состоит в том, что оно заставляет обучающихся понять, что успех или провал зависят не от таланта, а от практики, усилия и использования правильных стратегий. Это мотивирует и стимулирует» (Петти 2009). Ученики станут более активны в оценке своих учебных достижений, а в перспективе к пятому классу станут полностью саморегулируемыми.
Таким образом, стратегическое направление моего исследования и траектория развития школы совпадают.
Процесс изменения школьной практики я планирую организовать через посещение уроков в начальных классах с целью изучения трудностей в процессе оценивания и степенью успешности его применения в практике учителей, серию коучингов по системе оценивания, менторинг с учителем начальных классов, прошедшим курсы третьего уровня и регулярную рефлексию действий участников процесса исследования.
Думаю, что это позволит пронаблюдать динамику преобразования школьной практики, определить существующие проблемы и помочь в работе членам фокус - группы. От администрации школы в лице директора и его заместителя по учебно-воспитательной работе я получила одобрение и обещание необходимой поддержки в моём исследовании. Я убедилась, что тема моего исследования очень актуальная для школы и мероприятия по использованию формативного и критериального оценивания для учителей необходимы. Думаю, что коучинги помогут вооружить учителей необходимыми стратегиями формативного оценивания, а рефлексия будет способствовать осознанию достоинств и недостатков их действий в процессе преобразования.
Во время исследования я планирую создать профессиональное сообщество из всех учителей, работающих в начальном звене, учителя– лидера первого уровня, психолога. Пока у нас не очень большая команда, но в дальнейшем каждый член нашего сообщества сможет оказать влияние на других членов учебного процесса: учителей, учеников, родителей. Очень важно, чтобы работа велась постоянно, без длинных пауз; тогда результат не заставит себя ждать. Если человек достигает определённых успехов в своём движении к новому, он уже не захочет возвращаться к старым методам и стратегиям. Определяющим в развитии школы является постоянное стремление коллектива к повышению показателей успешности: в спорте, учёбе, очных и дистанционных олимпиадах и так далее. Однако всё это невозможно, если ученики не умеют реально оценивать свои возможности в продвижении вперёд. В последнее время всё меньшее количество учащихся стремится учиться на «отлично» и «хорошо», всё больше в классах «троечников». Если ребёнок не понимает, почему он сегодня получил именно такую, а не другую оценку, он и в следующий раз может сделать аналогичные ошибки, и снова получить низкую отметку. Зная критерии успешности, он сможет прогнозировать свою отметку. Я убеждена, что внедрение в обучение техник формативного оценивания через профессиональное сообщество учителей поможет решить эту проблему. Индикатором любых изменений является оценивание, поэтому я согласна со словами Главы государства Н. А. Назарбаева: «Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования», а определение уровня качества немыслимо без оценивания. Роль учителя – лидера в преобразовании практики велика – он занимает центральное место. При этом необходимо, чтобы происходило сотрудничество учителей первого уровня, работающих в одной школе.
Начальный этап изменений будет происходить в течение шести недель школьной практики. Конечно, этого времени недостаточно для каких-то глобальных изменений, однако первичные результаты преобразований, я думаю, обязательно проявятся. Систематическая целенаправленная работа по реализации намеченных преобразований в школе будет продолжена после курсовой переподготовки, но запланированные виды деятельности в Плане учителя лидера реально выполнимы в указанные сроки.
В раздел «Работа с родителями» я планирую предложить включить проведение тренингов один раз в четверть, тем более что современное состояние материально- технического обеспечения школы позволяет проводить данные мероприятия в интересной интерактивной форме. По данным анкетирования 40% родителей готовы принимать участие в школьной жизни, и мы должны этим воспользоваться. Привлечение к жизни школы еще большего количества родителей повысит отношение учащихся к учебе, что, несомненно, скажется на качестве обучения.
Эффективность проводимых преобразований можно будет проследить по анкетам обратной связи с учениками и учителями, картам наблюдений серии последовательных уроков, мнениям учеников и учителей в виде «голоса ученика» и «голоса учителя».
Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: школьники, педагоги, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебной деятельности и индикатором уровня успеваемости каждого отдельно взятого ученика, соответственно, очевидно, что проблема, поднятая мною, соответствует потребностям всех субъектов учебного процесса. В своей практике преподавания до курсов, я столкнулась с трудностью – как объективно оценить работу ученика, при этом не задеть его личность, не спровоцировать негативные эмоции по отношению к предмету, персоне учителя. Понятно, что оценка кого-то стимулирует, кого-то угнетает, напрягает до полного нежелания учиться. В идеале система оценивания должна помочь школьнику обрести уверенность в себе, быть самокритичным, побудить стремление стать лучше. Применение критериального оценивания поможет обеспечить обратную связь между учителем, учеником и родителями. Вот о практике внедрения новых подходов в систему оценивания на примере моей школы мы и поговорим.
Используемая литература:
Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в День учителя zakon.kzРуководство для учителя. Первый уровень (третье издание), 2015г
Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье.
Приложение 1
План действий учителя – лидера
Тема исследования «Критерии успешности как инструмент формирования навыка самооценки младшего школьника»
Цель: сформировать у педагогов навык проектирования критериев успешности младших школьников
Вопрос: помогут ли критерии успешности сформировать у младших школьников навык самооценки?
Задачи:
Определить уровень умений и навыков, опыта педагогического коллектива школы по использованию видов оценивания как инструмента формирования навыка самооценки младшего школьника;
Ознакомить педагогов со стратегиями эффективного оценивания деятельности обучающихся;
Формировать навыки разработки критериев успешности школьников;
Сопровождение практики работы учителя по использованию критериев успешности на уроке;
Мониторинг эффективности использования критериев успешности для формирования навыка самооценки.
Ожидаемые результаты:
учителя смогут разрабатывать критерии успешности для младших школьников и применять их на уроках
большинство учеников смогут оценивать свою деятельность посредством разработанных критериев успешности
некоторые ученики смогут участвовать в разработке критериев успешности собственной деятельности
№ Мероприятие Сроки Ответственный Целевая аудитория Форма Ресурсы Критерии успешности Оценивание
Что? Когда? Кто? Для кого? Как? С чем? 1 Углубленный аудит 1нед
1-2 день Учитель-лидер Учителя
ученики
родители Анкети-рование Анкета,
интервью Готовая информация Анализ анкет
(выявление проблем)
2 Интервью с администрацией школы 1нед
1-2 день Учитель-лидер Директор Интервью Интервью Получение согласия администрации на проведение исследований в ходе практики в школе. Транскирипт интервью,
его анализ
3 Создание фокус-группы (распределение ролей) 3 день Учитель-лидер Учителя
3 уровня,
учитель -лидер Беседа,
собесе-дование Готовые вопросы Образование творческой группы Согласованный
SMART- план действий
4 Организация коучинга «Всем сестрам по серьгам» 2 неделя
2 день Учитель-лидер Учителя
(желающие) Коучинг Раздаточ-ный материал,
видео
ресурсы, презен-тация Оценочные листы Анкета обратной связи
5 Организация тренинга для учащихся
«Дерево достижений» 2 неделя 2 день Учитель-лидер Ученики 1 класса Тренинг Раздаточный материал Листы обратной связи Социометрия
6 Организация менторинга В течение 6 недель Ментор (учитель 1 уровня) Подопечный Профес-сиональный диалог Вопросы Преобразование практики подопечного Анализ и обсуждение, самоанализ, ССП, конспекты уроков, «голос ученика», рефлексивный отчет менти
7 Калейдоскоп уроков 4-5 неделя Фокус-группа Коллектив
(желающие) Проведе-ние уроков Планы урока, таблицы наблюде-ний Голос ученика Анализ урока
8 Заседание творческой группы 6 неделя Учитель-лидер Творческая группа Круглый стол Анализ уроков Продукт деятельности (сборник уроков, памятки, рекомендации) Анкетирование
(подведение итогов)